Что такое веретено
Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.
По сходству с веретеном многие в целом цилиндрические структуры, заострённые с концов и слегка расширяющиеся посередине, получили название веретеновидных.
Так же, веретеном называют часть прядильных механизмов и вращающиеся оси в некоторых машинах.
В псковском диалекте: веретено — злая баба.
Веретено. подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. официальный сайт artefact
В старину женщин-рукодельниц считали немного ведьмами, которые ведают тайнами природы и могут умело использовать свои знания при помощи нити, воздействуя на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь».
Судьба человека воспринималась, как нить, выпряденная на прялке и затем оформленная в конкретную рукодельную вещь с целью предначертания счастливого будущего дорогому человеку, невесте, жениху, новорожденному. Если на нити (читай — на прямом течение силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других — наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). Спутывая или перекручивая нить — по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутывая, сбивая, либо наоборот — выпрямляя. Создавая изделие, вместе с нитью вплетали свои желания, посулы, мечты. Умельцы вязания узелков на нити с целью изменения жизни/события назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити — наузами.
Колдовская нить прялась ради изменения (коррекции) судьбы, то есть изменения чего-то в настоящем и будущем. Однако иногда чтобы изменить будущее, надо вернуться назад, в прошлое — в обрядовом ткачестве это выполняется кручением нити против часовой стрелки (то есть открываются запирающие барьеры, пряха оказывается в потоке времени). В этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.
§
«СКАТЬ, сукать, сучить, ссучать, тростить, спускать, свивая, крутя. Скать пряжу, сучить вдвое. Скать веревки, спускать пряди.
СКАТЬ, навивать, мотать, наматывать. Скать цевки, мотать, навивать пряжу на цевку, для вставки в челн и тканья. Пряла, ткала, цевки скала».
Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль
«сотку я холст, что краше всех чудес…»: прядение и ткачество
Виртуальное заседание в
клубе «Берегиня»
Прядение и ткачество – два
древнейших женских ремесла, история которых начинается еще с первобытных
времен. Считается, что ткачество предшествовало прядению и существовало в виде
плетения еще до того, как человек открыл, что волокна некоторых растений, таких
как крапива, конопля и лен, при определенной обработке приобретают прядильные
свойства. Первыми ткаными изделиями можно считать плетеную одежду и обувь, сети
и различные подстилки, сплетенные из полосок кожи животных, травы, молодых
побегов кустов. От плетения, научившись изготовлять нити для ткани, перешли к
ткачеству. Наиболее древний образец ткани был найден в пещере Нахаль Хемар на территории
исторического Леванта. Современные исследования показали, что ее возраст около
11 тысяч лет.
На Руси для пошива одежды
с древности использовали лен и шерсть. Реже – менее прочные ткани из крапивы и
конопли. Шерстяные ткани появились раньше других. Использовали для них овечью и
козью шерсть. Кроме них, для изготовления поясов и одеял применяли шерсть
коровью. Собачья шерсть считалась полезной, исцеляющей от ревматизма.
Конопля появилась в
славянском обиходе раньше, чем лен, в эпоху, когда еще не было земледелия. Конопляные
волокна, в зависимости от времени уборки, были двух видов: посконь, которая шла
на холсты, скатерти, бельевую ткань, полотенца; и пенька для более грубых
тканей – мешковины, веревок, пакли. Из конопли ткали толстый холст-усцинку
(усчину) и вотолу – очень грубую толстую ткань из пеньки. Она шла на мешки,
покрытия возов. Так потом стал называться вид плаща, сшитый из такой ткани.
Пенька конопли очень устойчива к влаге, поэтому пеньковые ткани использовались
и для морской одежды. Из толстины шили паруса. Ткани из конопли назывались у
наших предков «замашными» или «посконными».
Но конопля не могла
конкурировать по качеству со льном. В России лен известен со второго
тысячелетия до нашей эры. Славяне носили одежду из льняных тканей. Лён, как и
хлеб, сеяли только мужчины. Из всей деревни выбирали здорового, красивого и
отличающегося хорошим поведением мужчину. Одетый в новую льняную рубаху,
расшитую растительными узорами, он начинал сев. Это должно было обеспечить
добрую всхожесть и хороший рост льна. (Если предстояло сеять коноплю, то рубаха
была «посконной», из конопляного полотна).
Еще одно прядильное
растение древности – крапива. Правда, из-за трудности скручивания и невысокой
эластичности крапива использовалась мало. Но в летописях 860-862 годов упоминаются
«кропивные» паруса, которые использовали на Киевской Руси. Люди постоянно
искали растения, из которых можно было делать ткань. На Руси умельцы ткали
холсты из волокна иван-чая, используя его присемянный пух, репейника, лопухов,
лебеды и сосновых иголок — «лесной шерсти».
Если посевом льна и
конопли занимались мужчины, прядение и ткачество было исключительно женским
занятием.
В мифологии практически
всех народов богини судьбы изображаются пряхами. В славянской мифологии это
рожаницы – божества, управляющие человеческой судьбой. Рожаницы являются сразу
же после рождения младенца и предрекают ему судьбу. Старшая из них произносит слово
Судьбы и дарует ему Долю, маленькое личное божество, которое льняной нитью
накрепко прикрепляется к младенцу при перевязывании пуповины. Вторая рожаница отмеряет
нить жизни, третья – ее отрезает. А покровительницей прядения и ткачества у
наших языческих предков была Макошь, которую считают великой Богиней Земли.
Наши прапрабабушки все,
что связано с прядением и ткачеством, усваивали с детства. И воспринимали этот
нелёгкий труд не как нудную обязанность, а как почти магическое действо. Сами
слова «кудель», кудь – «чары» и кудесник, кудесница – от одного корня. В славянской традиции кудель была символом женского
начала и оберегом от нечистой силы. Пряли и ткали женщины
только в свободное от домашней и полевой работы время. Таким временем были
поздняя осень и зима. Прядильный сезон продолжался с октября по март. За это
время нужно было напрясть и наткать ткани столько, чтобы обшить всю семью. Ручное
прядение – процесс медленный и требующий много усердия: за день искусная пряха напрядала
до 300 аршин (около 213 метров) нити, что позволяло соткать кусок полотна
размером с носовой платок. Чтобы спрясть нитки из одного пуда (16,3 кг)
подготовленного волокна, нужно было провести за прялкой девятьсот пятьдесят
пять часов (или почти 40 полных дней).
Одной из целей воспитания
девочек было вырастить из них «тонкопрях». К этой работе готовили практически с
рождения. На прялке или веретене девочке перерезали пуповину, помещали в ее
колыбель детскую прялку. На родинах желали стать хорошей пряхой: «Чтобы тонко пряла, часто ткала,
рукодельничала». Крестной девочку передавали через прялку. В 5-6 лет
девочка выпрядала свою первую нитку. Это событие сопровождалось различными
магическими обрядами. Первую нить сматывали в клубок и торжественно сжигали, а
пепел девочка должна была выпить с водой, в некоторых местах она только вдыхала
дым горящей нити. Этот обряд должен был сохранить трудолюбие и искусство
рукодельницы до конца дней.
Иногда мать девочки
сохраняла эту нить до ее свадьбы, чтобы опоясать ею свое дитя под всеми
нарядами по голому телу, потому что эта нить считалась самым действенным оберегом
против порчи, сглаза и всякой нечисти, опасной для новой семьи.
Впрочем, все, что связано
с прядением, пронизано магией, и старшие женщины, обучая девочек этому ремеслу,
передавали им и мистические знания. Сейчас от всего этого остались только
отголоски в виде примет и суеверий. А в древности эти мудрые и практичные
советы были хорошим руководством в жизни.
Магия начиналась уже с тех
инструментов, с помощью которых осуществлялся процесс прядения: прялки и
веретена – вечных спутников пряхи. Первые инструменты для прядения дочь
получала от отца. Слово «веретено» имеет общий корень с древнерусским «веремя»
и означает «то, что вертится», «вечная вертушка». Центральная часть прялки, где
крепилась кудель, украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота.
Веретёна делали из сухого дерева, лучшими считались березовые, длиной от 20 до
80 см, с заостренными концами. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка»
для завязывания петли. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца —
пряслице. Пряхи дорожили своими пряслицами: обязательно делали на них метки,
чтобы случайно не перепутать их на посиделках, когда начинались игры, танцы и
возня. В старину веретена изготавливали с соблюдением множества правил и
ритуалов, потому что главный инструмент прядения в руках женщины мог стать мистическим
жезлом: и оберегом, и волшебной палочкой – с его помощью можно было чистить
жилище, исцелять больных, во время грозы можно было отвести молнию, а можно
было использовать и для наведения порчи на человека. Сколько народных сказок
рассказывают о магической силе веретена!
Существовали строгие
правила использования веретена, которым должны были следовать все члены семьи. Веретено
было исключительно женским инструментом, могло передаваться по женской линии,
мужчина мог касаться веретена только в процессе его изготовления. Как только
веретено начинало использоваться при прядении, прикосновение к нему мужчины
лишало его силы и ловкости. Ни в коем случае нельзя было брать чужое веретено
для работы, так как «наверченное» на него может повредить всем, кроме хозяйки. Веретено
должно было храниться в особом месте, не прикасаясь к бытовым предметам, и не
оставаясь на виду. Начавши прясть, нужно было обязательно закончить работу, не оставляя
на завтра, чтобы ночью нечистая сила не запутала кудель.
Невозможно сейчас
установить, когда на Руси появились прялки. Ясно только, что это было в
глубокой древности. Самую древнюю прялку нашли в Вологодской области на реке
Модлоне. Она датируется началом II тысячелетия до н. э. Прялка – это простое устройство,
состоящее из подставки – «донца», и стояка в форме лопатки или гребня, на
котором закрепляется кудель. Самые первые прялки вырубались из цельного куска
дерева – пня с корнем. Потом прялки стали разборными, где каждая часть делалась
из разных пород дерева. Донце – из липы или осины, стояк – из ясеня или клёна. Прялка
сопровождала женщину на протяжении всей жизни. В искусстве и литературе хорошая
хозяйка часто изображалась именно за прялкой.Прялка могла быть совсем
простой, но чаще украшалась резьбой или росписью. В орнаментах русских прялок
использовались языческие символы грома, солнца, древа жизни. Такая прялкабыла
семейной ценностью. Был обычай, когда на свадьбе жених разбивал старую прялку
невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.
Пряха садилась на донце
прялки и левой рукой аккуратно вытягивала из кудели волокна и, слегка скручивая
их пальцами, формировала рыхлую ленту, «ровницу», прикрепляя ее к веретену. Держа
в правой руке веретено, пряха пальцами задаёт ему вращение «к себе» и отпускает
его. Вращаясь, подвешенное веретено закручивает нить. Чтобы нить прялась тонко
и ровно, требуется особое мастерство.
Потом нити сматывали на
тюрик – деревянную катушку, чтобы нить было удобно использовать в дальнейшем
при ткачестве. В XVII веке на Руси появились завезённые из Европы механические
прялки – самопрялки.
Но считалось, что нить,
выпряденная с помощью ручной прялки, была и тоньше, и ровнее. В Древней Руси
были переносные прялки: к одному концу прикрепляли кудель, другой вставляли за
пояс, и, придерживая пряслице локтем, женщина могла прясть стоя или даже на
ходу.
В древности пряли все
женщины, независимо от социального положения, от крестьянки до боярыни. Прядение
считалось «наиболее приличным» времяпровождением для знатных женщин. Археологи
часто находят остатки веретён при раскопках и простых изб, и в богатых теремах,
среди золотых украшений и жемчуга. В Киеве найдено пряслице, по надписи на
котором установили, что оно принадлежало дочери князя Всеволода Янке, которое
она подарила некой Жирославе.
Весь процесс прядения и
ткачества был строго регламентирован, начиная с места и времени, заканчивая
самим действием. С прялкой связано много традиций и обрядов, а также суеверий.
Например, если прясть в святки, то в волосах совьется колтун или в хозяйстве
ягнята родятся кривоногими. Прядешь под Новый год (имеется ввиду славянское
мартовское новогодие) – возвращаешь зиму. Поэтому на Рождество и на Святки все
прядильные инструменты выносили на чердак или в чулан. Прялку нельзя было
одалживать даже близкой подруге – это плохая примета. Еще хуже – сломать
прялку. Попадется плохой муж и злая свекровь. Если кого-то ударить прялкой, то
этот человек серьезно заболеет. А для работящих девушек, кто с прялкой дружил, она
была оберегом и охраняла их от несчастной любви, от злой встречи, от сглаза и
порчи. Прялкой лечили от бессонницы и зубной боли.
А сколько было гаданий на
прялке! В последний день Масленицы катались с ледяной горы на донцах прялок:
кто дальше уедет, у той длиннее уродится лен. Главное было не упасть с прялки,
потому что это предвещало скорую смерть. На Троицу по воде пускали нить
(жизни-судьбы, судьбы-смерти), и смотрели – утонет или поплывет.
Отступать от обычного
процесса прядения можно было только для изготовления магической нити. У нити
издавна была своя символика. Она была связующим звеном жизни и смерти, неба и
земли, земли и нижнего мира. В сказках Баба-Яга дает Ивану клубок ниток,
который должен помочь ему преодолеть границу миров. Пушкинские три девицы
прядут магическую нить, вплетая в нее свои заветные желания. Магические нити
пряли левой рукой с кручением веретена «от себя», из конопли, или крапивы, или
из отходов, образовавшихся в процессе тканья. Прялись такие нити по особым дням
девочками-подростками, часто до этого самостоятельно еще не прявшими.
Магические нити использовали при лечении, перевязывая или прикладывая к
больному месту. На свадьбах пряли «нитки долгой жизни», которые должны были
обеспечить долгую счастливую совместную жизнь молодых. Входя в новый дом, сначала
бросали в дверь клубок ниток, затем члены семьи, держась за нитку, входили в
дом по старшинству. Девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с
приговором о суженом, гадали о браке на «новине» (спряденных и сотканных
холстах), молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать», чтобы
приготовить себе хорошее приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного
сватовства.
Годам к шестнадцати
девушки становились искусными пряхами, полностью освоив это мастерство. К
замужеству они должны были напрясть столько нитей, чтобы сотканного из них
полотна хватило на пошив приданого к свадьбе. Показывали свое мастерство прях
девушки на посиделках (попрядухах, попрядках супрядках). На таких посиделках
молодые люди приглядывались друг к другу, выбирали себе пару. Тонкопряхи
ценились выше писаных красавиц. А прозвища «непряха», «неткаха» были очень обидными
для девушек. Для таких посиделок был свой ритуал, и существовали свои правила.
Важную роль играла на таких посиделках прялка, которая определяла место каждой
девушки. У занявшей чужое место, прялку могли выкинуть прямо на дорогу. Молодым
людям нужно было под окном или в дверях избы просить разрешения войти, что
называлось «проситься за прялку», «сесть под прялку».
Если у древних славян
покровительницей прях была богиня Макошь, то в более поздние времена эту роль
приняла на себя Параскева Пятница или Льняница.
После замужества женщина
хоть и не расставалась с прялкой, но как бы переходила на другую ступень
ремесла, и ее главным занятием становилось ткачество. Получив достаточное
количество ниток прядением, их ткали на ручном ткацком станке, который был в
каждой крестьянской семье. Мастерицы, владевшие множеством приёмов и видов
ткачества и умевшие выткать красивую узорную ткань, всегда ценились и часто
освобождались от повседневных обязанностей, чтобы больше времени оставалось для
тканья. Процесс был трудоемкий. Самая проворная ткачиха успевала за осень и
зиму соткать три холста по 50 м длиной, да и то, если сидела за ткацким станком
по двенадцать-пятнадцать часов в день. Один квадратный метр тканого полотна
стоил четырех дней работы. В древности полотно на Руси служило обменной монетой.
Главные понятия в
ткачестве – это основа – нити, идущие вдоль ткани, и уток, чьи нити
переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке. Как и в прядении, в ткачестве не все так просто: ткань,
состоящая из вертикальных и горизонтальных нитей, напоминает схему мироздания.
Вертикаль – это подземный мир – земля – небо; горизонталь – это центр и четыре
стороны света. Существовало два основных вида станков: горизонтальный, где
основа натягивается между двух валов – «навоев» параллельно земле, и
вертикальный, состоящий из боковых опор и верхней перекладины, к которой
привязываются нити основы и натягиваются внизу грузами.
Горизонтальные станы с
подножками, которые назывались «стан», «кросна», «верстат», были распространены
в России. Основное их преимущество – возможность ткать длинное полотно и
создавать ткани различных структур. К основному рабочему элементу (деревянной
раме) прикреплялись валики, ножные педали, вертикальные гребенки – бёрдо, для
сохранения постоянного одинакового расстояния между всеми нитями основы, через который
проходили натянутые нити основы, и челнок с утком. Работали на таком стане и
руки, и ноги. Основными его частями были ремизки – движущиеся рамки, на которых,
собственно, и происходил процесс тканья. Ткачиха, сидя на скамеечке перед
первым «навоем», нажимала на подножку, соединённый с этой подножкой «нит»-ремизка,
регулирующий подъем нитей для прохождения челнока, шёл вниз, увлекая за собой
один из двух рядов нитей основы. В образовавшийся «зев» пропускался челнок с
уточной нитью. Затем нажималась вторая подножка, происходило чередование нитей
основы: верхние нити опускались вниз, нижние поднимались наверх. В
образовавшийся «зев» снова пропускался челнок, а затем нити прибивались бёрдом.
Чем больше было в станке подножек и связанных с ними «нитов», тем сложнее узоры
получались у рукодельницы. Ткачество требовало от женщины физической силы, но
гораздо важнее были острый ум и хорошая память – узор приходилось держать в
голове и помнить, в каком месте нужно приподнять основу и пропустить уток с
цветной нитью, чтобы получился задуманный орнамент. Искусные ткачихи считались
и мудрыми женщинами.
Наши предки умели делать
ткани любого качества. Из шерсти ткали грубое неокрашенное сукно – сермягу, а
из козьего пуха – тонкую и очень тёплую ткань «цатру». Ткани из льна называли
полотном, ровниной, новиной. Сейчас словом «полотно» называют ткань вообще, а
оно означало в древности только льняную материю вполне определённого
переплетения – через каждую нитку, так и называвшееся– «полотняным». Из них
шили только женскую одежду и узорные полотенца – убрусы. Для мужчин – только
свадебные рубашки. Для нижней одежды использовали пестрядь. Полотно, снятое со
станка, проходило дальнейшую обработку. Готовое полотно в течение 15 часов
отбеливали в щёлоке из золы, полоскали в проруби, расстилали по снежному насту,
оставляя на ночь, чтобы не только снег и солнце, но и мороз отбелил полотно,
после чего ещё раз вываривали в щёлоке в русских печах в больших чугунах, и
стирали. В мае холсты снова выносили к реке или озеру, смачивали чистой водой и
расстилали на пригорках. Считалось, что хорошо отбеливает ткань роса, и холсты
оставляли расстеленными на всю летнюю ночь. «Зорить» холсты ходили вместе парни
и девушки. Это было одним из любимых развлечений молодежи.
Нитки и ткани окрашивали в
разные цвета. Шерсть окрашивалась хорошо, а растительные волокна красить было
трудно – они плохо впитывали пигмент, поэтому их лучше было отбеливать. Ткани
назывались по цвету: пестрядь, пестрина сочетали разноцветные нити в утке и
основе. «Бель», «багрец», «зелень», «синота» («синета»), «червленица» до сих
пор понятны без перевода. Это все разновидности «крашенины» – окрашенных
тканей. Но ряд названий цветов мы теперь без словаря не поймем, хотя некоторые
из них очень образные: «смурый» (тёмно-серый), «померклый» (тёмный, чёрный)
«срений» (бело-серый), «зекрый» (зелёно-голубой, бирюзовый), «пелесый» (тёмный,
бурый), «плавый» (желтоватый), «половый» (беловатый, изжелта-белый, «редрый»
(рыжий, красноватый). «смаглый» (тёмный, от «смага» – жар, пламя).
Самый простой вид тканья –
полотняный. Он использовался для тканей, из которых шили нательное белье.
Наиболее интересный вид ткачества – ручное узорное ткачество. Искусство
узорного ткачества было развито повсеместно в крестьянском быту. Очень
живописными были праздничные костюмы крестьян, сшитые из домотканины. Яркие
разноцветные тканые юбки женщин, их рубахи с нарядными подолами, в которых сочетались
красный цвет с ярко-розовым, синим, оранжево-желтым, фиолетовым смотрелись
очень живописно. Со вкусом и мастерством были вытканы изделия домашнего обихода
– полотенца, скатерти, подзоры, занавески. Все это бесконечное разнообразие
узоров на протяжении многих лет, из поколения в поколение передавались от
бабушки к внучке, и кое-что дошло и до нашего времени.
Русское народное ткачество
характеризует строгий геометрический ритм узоров и уравновешенность отдельных
частей. Растительные, зооморфные мотивы и узоры с изображением человеческих
фигур встречаются редко, всегда окружены геометрическими мотивами и сами
превращены в орнамент строгих геометрических пропорций. Чаще всего, это
разнообразные ромбы: орепей, ромб с крючками, ромб гребенчатый и т.п.
Особенность русского орнамента – строгая симметрия, как по горизонтали, так и
по вертикали.
Историк И. Забелин в книге
«Домашний быт русского народа» перечисляет почти 20 названий рисунков одних
только скатертей того времени, например «ключатик», «осмерног», «лоси под
деревом», «полтинки», «безконечник», «кривоног», « красная развода», «короваи»,
«гусиная плоть».
Самая древняя техника
узорного ткачества – закладное ткачество, когда прокладка нитей производится не
по всей ширине ткани, а только в некоторых местах, незаметные нити основы
переплетаются плотными и яркими нитями утка. Орнамент из простых геометрических
фигур выполнялся разноцветными льняными, шерстяными и хлопковыми нитями. Узор
может быть и двухцветным, и многоцветным, главное, что узоры выполняются
отдельно каждым цветом.
Бранное ткачество отличалось
от закладного фактурой полотна. Оно напоминало вышивку: рельефный узор как бы
накладывался сверху на фон, то с лицевой, то с изнаночной стороны. Свое название
оно получило от слов «брать», «выбирать». В процессе работы в этой технике
использовали специальный пруток или дощечку «бральницу», которая помогала
поднимать выбранные нити основы отдельно от фоновых нитей, образуя
дополнительный зев. Изнаночная сторона браных тканей представляла собой как бы негатив.
Обычно бранный узор бывал двухцветным, но мог быть и многоцветным, и
одноцветным, например, белый орнамент, вытканный по белому фону. В этом случае
орнамент строился на контрасте толщины основных и уточных нитей и игре
светотени.
Выборное ткачество по
способу выполнения было похоже на бранное, в нем тоже применялась «бральница»,
только орнамент выполнялся отдельными участками, выбирался свободный цветовой
ритм и ткань становилась многоцветной и рельефной. Лицо и изнанка ткани были негативом
друг друга. Часто выборное ткачество комбинировалось с бранным.
Переборное ткачество по
своему внешнему виду напоминало выборное, но отличалось от него по технике
исполнения. Полотняный фон выполнялся здесь при помощи нитов – ремизок,
количество которых увеличивалось (обычно до четырех); дощечки не применялись.
Нити узорного утка закладывались отдельными участками, для их прокладывания
применялись не дощечки-бральницы, а дополнительные ремизки с нитями основы.
Главная особенность переборного ткачества – свобода в расположении и
чередовании орнаментов и в выборе цвета. Фактура самой ткани была менее
рельефной, чем в браных и выборных тканях.
В конце XIX века модным
стало ажурное ткачество с удивительно красивым орнаментом, представляющем из
себя сквозные просветы с чередующимися рисунками. Оно использовалось для
скатертей, полотенец, занавесок.
Самой распространенной в ткачестве
на горизонтальных ткацких и самой производительной техникой было ремизное
(многоремизное) ткачество, где цветные нити чередовались в определенном
порядке, создавая различные узоры простых геометрических очертаний. Этот
орнамент по цветовой гамме был весьма разнообразным. Пестроткань или «пестрядь»
– рисунки в клетку или полоску, «клетчатина» с мелким уточным настилом по
гладкому полотну и множеством узоров: «решеточки», «круги», «огурцы»,
«пряники», «денежки» – самые распространенные виды ремизного ткачества. Более сложным
был «пешечный узор», построенный на игре светотени и состоявший из шашек разной
величины.
Уже очень много лет и
нити, и ткани производят промышленным способом. Ни в одну городскую квартиру не
поместится старинный ткацкий стан, да и где его найти? Только в какой-нибудь
давно заброшенной деревне. Прялки вместе с иконами стали просто интерьерным
украшением. И все-таки очень многие женщины хранят в укромных местах своего
дома прабабушкино веретено, сами не зная, зачем. Но иногда берут его в руки, и
теплая, отполированная за сотню лет руками бабушек и прабабушек деревянная
волшебная палочка начинает вибрировать и вызывать какие-то странные мысли и
желания:
«Открой окно, достань
веретено,
оберегай все то, что не
должно
быть рождено до истинного
срока,
и те сердца, которым
одиноко,
вплетай волшебной нитью в
полотно.
Лесные духи, горная трава,
бери немного, больше
отдавай,
спускайся к фьордам
сотнями дорожек,
и научись пророчества не
множить,
и никогда любить не
уставай».
С. Лаврентьева
Список использованной
литературы:
Баранов, В. Ф. Из крапивного волокна / В. Ф. Баранов //
Народное творчество. — 2022. — № 3. — (Студия. — 2022. — № 3. — С. 23-24)
Бардина, Р. А. Изделия народных художественных промыслов и
сувениры (товароведение и организация торговли) : учеб. пособие / Р. А.
Бардина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Высшая школа, 1977. — 312 с. :
ил. — Библиогр.: с. 310.
Грановский, Т. С. Удивительная специальность — ткачество / Т.
С. Грановский. — Москва : Легпромбытиздат, 1989. — 79 с. : ил. —
(Научно-популярная школьная библиотека)
Каменева, Т. Прялка и пряха [Текст] : сценарий покровских
посиделок / Т. Каменева // Сценарии и репертуар. — 2022. — № 6. — С. 19-32
Королева, Т. Красота покоя [Текст] / Т. Королева // Народное
творчество. — 2022. — № 3 ; Студия. — 2022. — № 3. — С. 27. — (Студия. — 2022.
— № 3. — С. 27). — Продолж. Начало: №№ 5, 6, 2022.
Максимкина, И. Художественные ремесла. Ткачество [Текст] /
Ирина Максимкина // Библиополе. — 2022. — N 7. — С. 73-74. — Библиогр. в
тексте. — Продолж. Начало: N 8-12, 2008; N 2-12, 2009; N 1, 6, 2022
Миронова, Л. Выставка ручного ткачества [Текст] / Л. Миронова
// Народное творчество. — 2009. — N 4. — С. 11 : фото
Неелов, В. И. Ткачество : от плетельных рам до многозевных
машин / В. И. Неелов. — Москва : Легпромбытиздат, 1986. — 175 с. : ил.
Рафаенко, В. Я. Народные художественные промыслы / В. Я.
Рафаенко. — Москва : Знание, 1988. — 176 с., [16] л. фот. — (Народный
университет. Факультет литературы и искусства). –
Смелова, Ж. Дивный видится узор [Текст] / Ж. Смелова // Клуб.
— 2009. — N 1. — С. 18-19 : фот. цв. .
Народные художественные
промыслы РСФСР : учебное пособие для художественных училищ / В. Г. Смолицкий [и
др.] ; под редакцией В. Г. Смолицкого. — Москва : Высшая школа, 1982. — 216 с.
: ил. ; 22 см. — Библиография в конце книги: с. 215.
Народное искусство. Сквозь
века / [составитель Е. И. Артюшкина]. — Челябинск : Аркаим, 2007. — 163 с. :
фот. цв. — (Южно-Уральский эксклюзив).
Русское ткачество [Текст] //
Народное творчество. — 2022. — № 3 ; Студия. — 2022. — № 3. — С. 57-60. —
(Студия. — 2022. — № 3. — С. 57-60) . — журнал в журнале
Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учебник для
профессиональных учебных заведений / П. И. Уткин, Н. С. Королева. — Москва :
Высшая школа, 1992. — 158, [1] с. ; 20 см. — Библиография: с. 155-157.
Фролова, Е. Н. Чистый источник : [очерки о восстановлении
народных промыслов] / Екатерина Фролова. — Москва : Молодая гвардия, 1990. —
206, [2] с. : фот., портр.
Цветкова, Н. Н. Искусство ручного
ткачества : монография / Н. Н. Цветкова. — Санкт-Петербург : СПбКО, 2022. — 217
с.
https://yandex.ru/images/search?text
https://www.litres.ru/n-n-cvetkova/iskusstvo-ruchnogo-tkachestva/
Юлия Брюханова, Центральная библиотека им. А.С. Пушкина
История веретена
Веретено, как устройство для наматывания нитей, было придумано очень давно, когда человек вообще научился создавать нити и ткани из них. Во многих сказаниях, мифах и преданиях, у разных народов, можно встретить упоминания веретена.

В России, в XVIII -XIX вв, было развито веретённое производство, причём в день вырабатывалось до 500 веретён, настолько велик был на них спрос.
Вытачивание веретён как промысел, было развито в лесных районах страны: Архангельской, Вологодской, Вятской, Нижегородской. Рабочий инвентарь веретёнщика составлял топор, нож и токарный станок с ручным приводом.
Информация из музея Этнографии, СПб
Промысел активно развивался до тех пор, пока лес не начинал дорожать, да и сильно сказалось появление механических «самопрялок». Надо отметить, что и после этого он не исчез, веретёна были нужны, но уже не столь активно развивался.

Веретёна изготавливали в основном из берёзовых дров, но могли быть использованы и другие деревья. Лес везли из разных мест, искали где дешевле.
Дерево распиливали поперёк, затем кололи на части вдоль. Натёсанные бруски клали на сутки в печку, для сушки. Потом в дело пускался острый нож, с помощью которого бруски скругляли и вставляли в станок, чтобы обточить и придать нужную форму.

Станки были самодельные, из берёзы или ёлки. Мастер левой рукой двигал вверх дугу с ремнём, ремень при этом обвивает заготовку. Благодаря этому заготовка вращалась, а в правой руке мастер держал стамеску, которой равномерно обтачивал деревяшку и превращал в веретено.
Производство получалось дешёвым:
Станок дешёвый, делают сами; стамеска 25-50 копеек; ремень 25 копеек. Ремней на зиму нужно рубля на 2; кроме того, нужно ещё немного мыла, которое кладётся в отверстие станка, где защемляется веретено (чтобы не загорелось от трения). В день можно наточить 100 веретён, десяток стоит 3 копейки.
Калашников А.С. «Город Рогачёв и волость Осуга»
Пословицы и поговорки
- Знай, баба, своё кривое веретено (своё дело).
- Знай гребень да веретено.
- Не веретеном в бок, терпеть можно.
- Не веретеном трясти (о деле, которое требует рассудка).
- Без веретена пряжи не спрядёшь.
- Остры веретена намозолили ладони.
- Ерема, Ерема! сидел бы ты дома, да точил веретена.
- Кривое веретено не надежа (не оденет).
- Кривое веретено не исправится.
- Девку веретено одевает.
- Чужое веретенце бери, да и своё припаси.
- Сделала дело худое, переломила веретено кривое.
- На шильце, на мыльце, на кривое веретенце, нужны деньги.
- Смирен топор, да веретено бодливо (о мужике и бабе).
Авторские права
Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёсламCC BY-SA 3.0, авторство фото: 1–4 — Путеводитель по русским ремёслам CC BY-SA 3.0; 5 — неизвестен, CC BY-SA 3.0.
Применение веретена
Применение веретена было и остаётся неизменным по сей день. Фактически, это основа для наматывания будущей нити. Его форма и размеры выверены столетним опытом существования прядения как ремесла.

Веретено позволяет равномерно скручивать нить, сразу же наматывая её на некую бабину, основу. Чем меньше и тоньше веретено, тем тоньше нить на нём можно прясть. Иначе тонкая нить будет рваться под его весом.
Постепенно вытягивая шерсть, пряха накручивает её на вращаюсееся веретено и получает нить. Шерсть или лён при этом должны быть подготовлены: хорошо вычесаны и прикреплены к прялке.
Урок "окружающий мир" по теме "веретено, прялка, ткацкий станок", 3 класс, школа xxi века | план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Урок «Окружающий мир» по теме «Веретено, прялка, ткацкий станок»
Цели:
- Познакомить детей с тем, как возникло и развивалось прядение в России, с назначением веретена, прялки, ткацкого станка.
- Развивать поисково – исследовательскую деятельность через формирование умений: анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Воспитывать коммуникативные умения.
Оборудование:
Ход урока
- Организационный момент.
Мотивация.
— Сейчас у нас урок окружающего мира. Продолжим знакомство с ремеслами.
«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней».
Показ слайда 1.
- Проверка домашнего задания.
( Дифференцированно: 1ученик – разгадывает кроссворд, 2 – пересказывает, 3- соотносит ремесло с ремесленником.)
— Проверим домашнее задание.
( Оценивание с комментированием)
- Игра.
— А сейчас поиграем в игру.
— Кто знает ответ, делай как я (поднимите руку, учитель вместе с ними)
— Кто знает, какой сегодня день недели?
— Кто знает, имя своего учителя?
— Кто знает свою фамилию?
— Кто знает, как назвать одним словом « обработка шерсти», « обработка металла», « обработка дерева»?
— Кто знает значение слова исследовать?
- Актуализация знаний.
Исследовать – значит осмотреть и выявить свойства.
— А как вы понимаете слово свойство?
Свойство — качество, признак, составляющий отличительную особенность.
— А для того, чтобы мы могли найти отличия можно использовать знания ранее полученные, жизненный опыт.
— Чтобы у предметов найти отличительную особенность мы, что должны сделать?
Сравнить.
— Как вы понимаете слово сравнить?
Сравнить – значит установить черты сходства или различия, сопоставить.
Сравнить, значит исследовать.
- Сообщение темы урока, целей.
— Задача урока: « Исследование волокна и орудий труда». Будем развивать наблюдательность, речь, умения: анализировать, сравнивать, делать выводы.
— А перед началом работы я бы хотела вас познакомить с одной мудростью народа ханты, т.к. живем мы Ханты-Мансийском округе.
Она звучит так:
« Облака собираются, появляются тучи, а когда люди собираются вместе — это сила».
-Как вы ее понимаете?
— Поэтому я предлагаю работу в группах и общими силами мы выполним работу очень хорошо.
— У вас на партах необычные предметы (лупы, линейки, таблицы), а это потому, что вы не класс, а исследовательские лаборатории №1, №2, №3.
И вы — юные исследователи.
Техника безопасности.
Давайте вспомним технику безопасности при работе с приборами.
( Осторожно обращаться с лупой, не брать в рот)
- Дифференцированная работа в группах.
— Представьте, что мы с вами настоящие исследователи, юные ученые. Каждый ученый ведет записи в тетради, таблице, где записывают свои результаты.
— Рассмотрим ваши таблицы, в которых вы запишите результаты исследований.
1 группа — работает самостоятельно;
2,3 группы — с помощью карточки- помощницы.
1группа –исследует волокно синтетического происхождения;
2группа – исследует натуральное волокно (хлопок);
3группа — исследует овечью шерсть.
Учащиеся каждой подгруппы работают с образцами волокон, исследуют волокна и результаты заносят в таблицу.
— Посмотрите в таблицу, все ли вам понятно?
ТАБЛИЦА.
— Что такое волокно?
Волокно — это клетка животной или растительной ткани, имеющая нитевидную форму.
Слайд 2
Проверка:
1гр.
2гр.
3гр.
Вывод: все образцы состоят из волокон. Волокна непрочные, рвутся, длина волокон короткая.
Физ.минутка.
- Знакомство с веретеном.
Проблема.
— Можно ли из таких коротких, тонких нитей получить длинную, толстую нить?
( Выдвижение гипотез)
— Попробуйте сделать нить. Когда будете делать, отметьте в таблице, какие действия вы совершаете?
— Измерьте по линейке длину и толщину.
— Посмотрите, а можно ли использовать вашу нить, почему?
— Потяните, что вы можете сказать?
( Нить непрочная, неровная, рвется).
— Удобно было делать нить таким способом?
( Нет, она рвалась, нужно было скручивать).
— Поэтому придумали специальное орудие труда по изготовлению нити, а какое вы ответите, отгадав загадку.
«Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею»
(Веретено)
Слайд 3
— Правильно, веретено
— Почему с ним было удобнее работать?
( Нить не наматывалась, удобнее)
Показ веретена.
-А данное веретено из национального п. Лемпино.
Вывод: тяжело было работать с веретеном. Ухудшалось здоровье. Появилась необходимость улучшить орудия труда. Люди изобрели прялку.
- Знакомство с прялкой.
— Прялка была верной спутницей русской крестьянки на протяжении всей ее жизни.
Показ прялки из национального п. Лемпино.
— Ребята, как изготовлена прялка?
( Две доски скреплены между собой)
( Инсценирование пряхи).
— К верхней части прялки привязывалось волокно- кудель (шерсть), донце устанавливалось на лавке.
Садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее пальцами.
Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала.
Слайды прялки.
Красивая прялка была гордостью владелицы.
Она несла ее на вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели ее резной или расписной наряд прялки. На посиделках девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни, частушки.
— Упоминания о прялке были в произведениях русских писателей, поэтов, часто упоминается в произведениях А.С.Пушкина.
Викторина.
— А еще, какие произведения вы можете назвать?
( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане », в русских народных сказках упоминается веретено)
Показ слайда
— Что вы можете сказать об условиях труда прях?
Пряхам тяжело работать: портится зрение, сутулятся, кривится позвоночник, меняется внешность сказка Б. Гримм.
— Поэтому появилась необходимость в изобретении нового орудия труда, хотя в деревнях продолжали работать по старинке.
- Знакомство с ткацким станком.(Показ слайда)
Деревянные прядильные и ткацкие станки появились на Руси в 9- 10 веках. На них можно было прясть и ткать довольно большие полотна.
— А когда появилась такая профессия ткач?
( Выдвижение гипотез)
— Чтобы точнее ответить на этот вопрос мы обратимся к учебнику.
- Работа по учебнику.
( с.133, учебник, абзац 3)
— Прочтите по учебнику.
( Чтение детьми)
— Существует ли сейчас профессия ткач?
Показ последнего слайда
— Как изменились условия труда?
( Человек стал управлять станками, стало работать легче, хотя остались условия, которые влияют на здоровье человека)
— Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, изобретете новое орудие труда.
Что необходимо, чтобы создать нить?
( Прялка, веретено, кудель)
-Назовите тему урока.
( « Веретено, прялка, ткацкий станок» )
- Закрепление.
— Сегодня вы узнали много новых слов.
Объясните их значения, используя эти карточки.
( Карточки расположены вразброс на доске, учащиеся соединяют карточку и определение)
Волокно (клетка животной или растительной ткани)
Веретено (утолщенный стержень для прядения)
Прялка (приспособление для ручного прядения)
Кудель (шерсть расчесанная и свернутая по-особому)
(Самопроверка, самооценка)
Итог
Рефлексия
— Поднимите руку те, кто считает урок полезным. Почему?
Ответы детей.
— На уроке прозвучала пословица народа ханты.
(Чтение пословицы)
-Теперь вы, наверно сами поняли, что вместе вы сила.
Домашнее задание (по выбору, в конверте)
1. Как и когда появились изученные на уроке орудия труда?
- Нарисовать и расписать прялку.
Станки дома 




(1 оценок, среднее: 4,00 из 5)