Педразвитие | «В гости к ткацкому станку»

Ткацкий станок • большая российская энциклопедия — электронная версия

ТКА́ЦКИЙ СТАНО́К, ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­бот­ки тек­стиль­ных тка­ней. Осн. ра­бо­чие ор­га­ны стан­ка – ре­миз­ка (2 план­ки, ко­то­рые, пе­ре­ме­щаясь вверх или вниз, под­ни­ма­ют или опус­ка­ют ни­ти ос­но­вы, об­ра­зуя зев, в ко­то­рый про­кла­ды­ва­ют­ся ни­ти уткá), чел­нок (слу­жит для про­кла­ды­ва­ния уточ­ной ни­ти) и бёр­до (де­таль в ви­де греб­ня, ко­то­рой при­би­ва­ют про­ло­жен­ную нить ут­ка к опуш­ке тка­ни). Ни­ти ос­но­вы, пе­ре­пле­та­ясь с ни­тью ут­ка, об­ра­зу­ют ткань, ко­то­рая на­ви­ва­ет­ся на то­вар­ный ва­лик (на­вой). По­ря­док че­ре­до­ва­ния пе­ре­ме­ще­ний ре­ми­зок обес­пе­чи­ва­ет из­го­тов­ле­ние тка­ней разл. пе­ре­пле­те­ния ни­тей. Чис­ло зубь­ев, при­хо­дя­щих­ся на еди­ни­цу дли­ны бёр­да, и чис­ло ни­тей, про­хо­дя­щих че­рез про­све­ты ме­ж­ду зубь­я­ми, обу­слов­ли­ва­ют плот­ность тка­ни по ос­но­ве, а пе­ре­ме­ще­ние (от­вод) тка­ни, при­хо­дя­щее­ся на од­ну уточ­ную нить, оп­ре­де­ля­ет плот­ность тка­ни по ут­ку.

Раз­ли­ча­ют Т. с. с пре­рыв­ным об­ра­зо­ва­ни­ем тка­ни (чел­ноч­ные и бес­чел­ноч­ные) и с не­пре­рыв­ным мно­го­ме­ст­ным об­ра­зо­ва­ни­ем тка­ни (мно­го­зев­ный Т. с.). На чел­ноч­ных Т. с. уточ­ная нить про­кла­ды­ва­ет­ся в зе­ве чел­но­ком, в бес­чел­ноч­ных – про­клад­чи­ком ут­ка. Бес­чел­ноч­ные стан­ки бы­ва­ют с ма­ло­га­ба­рит­ным про­клад­чи­ком ут­ка, пнев­ма­тич., гид­рав­лич., ра­пир­ные и пнев­мо­ра­пир­ные.

По кон­ст­рук­ции раз­ли­ча­ют Т. с. пло­ские и круг­лые (ис­поль­зу­ют толь­ко для вы­ра­бот­ки спец. тка­ней, напр. ру­кав­ных); уз­кие (вы­ра­ба­ты­ва­ют ткань ши­ри­ной до 100 см) и ши­ро­кие (пред­на­зна­че­ны для лёг­ких, сред­них и тя­жё­лых тка­ней). Для пе­ре­ра­бот­ки ут­ка разл. ви­дов (по цве­ту, крут­ке и др.) при­ме­ня­ют­ся мно­го­чел­ноч­ные стан­ки. В за­виси­мо­сти от уст­рой­ст­ва зе­во­об­ра­зо­ват. ме­ха­низ­ма стан­ки бы­ва­ют экс­цен­три­ко­вые (для тка­ней про­стых пе­ре­пле­те­ний), ка­ре­точ­ные (для мел­ко­узор­ча­тых тка­ней) и жак­кар­до­вые (для тка­ней с круп­ным, слож­ным узо­ром; см. Жак­кар­да ма­ши­на). Т. с. пред­наз­на­ча­ют­ся для вы­ра­бот­ки хлоп­ча­то­бу­маж­ных, шёл­ко­вых, шер­стя­ных, стек­лян­ных, ме­тал­лич. и др. тка­ней.

Т. с. был соз­дан, по-ви­ди­мо­му, не позд­нее эпо­хи верх­не­го па­лео­ли­та. Его про­стей­ший ва­ри­ант – пор­та­тив­ный уз­ко­на­вой­ный го­ри­зон­таль­ный на­спин­ный Т. с., в ко­то­ром один ко­нец ни­тей ос­но­вы кре­пит­ся к по­ясу тка­чи­хи, вто­рой – к не­под­виж­ной опо­ре, до 20 в. со­хра­няв­ший­ся в ар­ха­ич. ва­ри­ан­те у ай­нов, хан­тов и др., в усо­вер­шен­ст­во­ван­ном ва­ри­ан­те – у на­ро­дов Юго-Вост. Азии и др. Ста­цио­нар­ный Т. с. (т. н. го­ри­зон­таль­ный Т. с.) по­явил­ся в ран­нем не­оли­те у зем­ле­дель­цев Пло­до­род­но­го по­лу­ме­ся­ца, за­тем в Егип­те, в кон­це не­оли­та – в Ин­дии и Су­да­не. Имел фор­му низ­ко рас­по­ло­жен­ной жё­ст­кой че­ты­рёх­уголь­ной ра­мы с ре­миз­ка­ми и бёр­дом; на нём обыч­но ра­бо­та­ли две тка­чи­хи. Го­ри­зон­таль­ный Т. с. это­го ти­па, гро­мозд­кий и не­удоб­ный в ра­бо­те, был по­сте­пен­но вы­тес­нен т. н. вер­тикаль­ным Т. с. с гру­зи­ла­ми в ви­де вер­ти­каль­но за­кре­п­лён­ной, с лёг­ким на­кло­ном, П-об­раз­ной ра­мы; к её верх­ней пе­ре­кла­ди­не кре­пят­ся ни­ти ос­но­вы, на­тя­же­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет­ся при­вя­зан­ны­ми к кон­цам гру­зи­ла­ми. Древ­ней­шие на­ход­ки и изо­бра­же­ния Т. с. та­ко­го ти­па из­вест­ны в Венг­рии (кон. 7-го тыс. до н. э.), от­ку­да ста­нок рас­про­стра­нил­ся в Ана­то­лию (Ча­тал-Хю­юк), Центр. и Вост. Ев­ро­пу (до Ср. По­днеп­ро­вья), за­тем в Гре­цию и Сев. Ита­лию, позд­нее на се­вер, до Скан­ди­на­вии (где он ис­поль­зу­ет­ся в сё­лах до­ны­не); в эл­ли­ни­стич. пе­ри­од от­ме­чен на тер­ри­то­рии Бак­трии.

С сер. 2-го тыс. до н. э. в Пе­ред­ней Азии рас­про­стра­ня­ет­ся Т. с., со­че­таю­щий эле­мен­ты разл. ти­пов: ос­но­ва на­тя­ги­ва­ет­ся на го­ри­зон­таль­ную, вы­со­ко рас­по­ло­жен­ную ра­му ме­ж­ду дву­мя ва­ли­ка­ми, а ре­миз­ный и др. вспо­мо­гат. ап­пара­ты кре­пят­ся вы­ше уров­ня ста­нин, и ос­но­ва ухо­дит под уг­лом вверх. Ткач ра­бо­та­ет си­дя, на­чи­на­ет ра­бо­ту от пе­ред­не­го ва­ла (при­шва) к даль­не­му (на­вой). По­яв­ля­ет­ся чел­нок. Ра­бо­та­ли на Т. с. муж­чи­ны, что го­во­рит о то­вар­ном ха­рак­те­ре про­из-ва.

Про другие станки:  Ремонт обслуживание упаковочного оборудования - заказать в Москве

В раз­ных стра­нах до­ми­ни­ро­ва­ли раз­ные ви­ды Т. с.: го­ри­зон­таль­ные и вер­ти­каль­ные; мо­биль­ные и ста­цио­нар­ные; уз­ко- и ши­ро­ко­на­вой­ные; ре­миз­ные и без­ре­миз­ные и др. Ис­поль­зу­ют­ся и ар­ха­ич­ные ткац­кие уст­рой­ст­ва, напр., до­щеч­ки (таб­лет­ки), бёр­дыш­ки, ро­гуль­ки, тка­че­ст­во на ни­ту, на ве­точ­ке и др. у сла­вян.

В 11–15 вв. поя­ви­лась сис­те­ма пе­да­лей, под­ни­маю­щих раз­ные груп­пы ни­тей ос­но­вы, что ос­во­бо­ди­ло ру­ки тка­ча и да­ло воз­мож­ность соз­да­вать тка­ни со слож­ным ри­сун­ком. Соз­да­ние ме­ха­нич. Т. с. ста­ло ре­шаю­щим фак­то­ром ин­ду­ст­риа­ли­за­ции тек­стиль­но­го про­из-ва и на­ча­лом про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции в Ев­ро­пе. В 1733 Дж. Ке­ем был изо­бре­тён ме­ха­нич. чел­нок (в Рос­сии – са­мо­лёт­ный чел­нок, или «чел­нок-са­мо­лёт»), в 1785 – ме­ха­нич. Т. с. с нож­ным при­во­дом (Э. Кар­трайт), в 1804–08 – ма­ши­на Жак­кар­да (Ж. Жак­кар), в 1879 – элек­трич. ткац­кая ма­ши­на (В. фон Си­менс). В 1896 фир­ма Дж. Нор­тро­па пред­ста­ви­ла Т. с. с ав­то­ма­тич. сме­ной чел­но­ков. В СССР в 1927 С. А. Дын­ник соз­дал кон­ст­рук­цию мно­го­зев­но­го круг­ло­го ткац­ко­го стан­ка, в 1949 В. А. Про­зо­ров – плос­ко­го мно­го­зев­но­го стан­ка. Совр. Т. с. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ли­чи­ем ком­пь­ю­тер­ной сис­те­мы, про­грамм­ное обес­пе­че­ние ко­то­рой оп­ти­ми­зи­ру­ет про­те­ка­ние про­из­водств. про­цес­са и обес­пе­чи­ва­ет эко­но­мич­ное управ­ле­ние.

Урок "окружающий мир" по теме "веретено, прялка, ткацкий станок"

Цели:

  1. Познакомить детей с тем, как возникло и
    развивалось прядение в России, с
    назначением веретена, прялки, ткацкого
    станка.
  2. Развивать поисково – исследовательскую
    деятельность через формирование умений:
    анализировать, сравнивать, делать выводы.
  3. Воспитывать коммуникативные умения.
  4. Оборудование:

    увеличительный прибор- лупа,

  5. линейка,
  6. хлопок,
  7. шерсть,
  8. синтетическое волокно,
  9. прялка и веретено из национального музея
    п. Лемпино,
  10. слайды,
  11. аудио кассета с записью русских народных
    наигрышей.
  12. приложение
  13. Ход урока

    1. Организационный момент.

    Мотивация.

    — Сейчас у нас урок окружающего мира.
    Продолжим знакомство с ремеслами.

    «В избушке, распевая, дева
    Прядет, и, зимних друг ночей,
    Трещит лучина перед ней».

    Показ слайда 1.

    1. Проверка домашнего задания.

    ( Дифференцированно: 1ученик –
    разгадывает кроссворд, 2 – пересказывает, 3-
    соотносит ремесло с ремесленником.)

    — Проверим домашнее задание.

    ( Оценивание с комментированием)

    1. Игра.

    — А сейчас поиграем в игру.

    — Кто знает ответ, делай как я (поднимите
    руку, учитель вместе с ними)

    — Кто знает, какой сегодня день недели?

    — Кто знает, имя своего учителя?

    — Кто знает свою фамилию?

    — Кто знает, как назвать одним словом «
    обработка шерсти», « обработка металла», «
    обработка дерева»?

    — Кто знает значение слова исследовать?

    1. Актуализация знаний.

    Исследовать

    – значит осмотреть и
    выявить свойства.

    — А как вы понимаете слово свойство?

    Свойство

    — качество, признак,
    составляющий отличительную особенность.

    — А для того, чтобы мы могли найти отличия
    можно использовать знания ранее полученные,
    жизненный опыт.

    — Чтобы у предметов найти отличительную
    особенность мы, что должны сделать?

    Сравнить.

    — Как вы понимаете слово сравнить?

    Сравнить

    – значит установить черты
    сходства или различия, сопоставить.

    Про другие станки:  Станки гидроабразивной резки: с ЧПУ и без, для металла и плитки из керамогранита, камня и других материалов. Настольные мини-станки, производители

    Сравнить, значит исследовать.

    1. Сообщение темы урока, целей.

    Задача урока: « Исследование волокна и
    орудий труда». Будем развивать
    наблюдательность, речь, умения:
    анализировать, сравнивать, делать выводы.

    — А перед началом работы я бы хотела вас
    познакомить с одной мудростью народа ханты,
    т.к. живем мы Ханты-Мансийском округе.

    Она звучит так:

    « Облака собираются, появляются тучи, а
    когда люди собираются вместе — это сила».

    -Как вы ее понимаете?

    — Поэтому я предлагаю работу в группах и
    общими силами мы выполним работу очень
    хорошо.

    — У вас на партах необычные предметы (лупы,
    линейки, таблицы
    ), а это потому, что вы не
    класс, а исследовательские лаборатории №1,
    №2, №3.

    И вы — юные исследователи.

    Техника безопасности

    .

    Давайте вспомним технику безопасности
    при работе с приборами.

    ( Осторожно обращаться с лупой, не брать в
    рот)

    1. Дифференцированная работа в группах.

    — Представьте, что мы с вами настоящие
    исследователи, юные ученые. Каждый ученый
    ведет записи в тетради, таблице, где
    записывают свои результаты.

    — Рассмотрим ваши таблицы, в которых вы
    запишите результаты исследований.

    1 группа — работает самостоятельно;

    2,3
    группы — с помощью карточки- помощницы.

    1группа –исследует волокно
    синтетического происхождения;

    2группа –
    исследует натуральное волокно (хлопок);

    3группа
    — исследует овечью шерсть.

    Учащиеся каждой подгруппы работают с
    образцами волокон, исследуют волокна и
    результаты заносят в таблицу.

    — Посмотрите в таблицу, все ли вам понятно?

    ТАБЛИЦА.

    1.Происхождение волокон.

           

    2. Состав

     

    3. Прочность нитей

     

    4. Длина нитей

     

    5. Название волокна.

     

    6. Какова на ощупь?

     

    — Что такое волокно?

    Волокно

    — это клетка животной
    или растительной ткани, имеющая нитевидную
    форму.

    Слайд 2

    Проверка:

    1гр.

    2гр.

    3гр.

    Вывод:

    все образцы состоят из
    волокон. Волокна непрочные, рвутся, длина
    волокон короткая.

    Физ.минутка.

    1. Знакомство с веретеном.

    Проблема.

    — Можно ли из таких коротких, тонких нитей
    получить длинную, толстую нить?

    ( Выдвижение гипотез)

    — Попробуйте сделать нить. Когда будете
    делать, отметьте в таблице, какие действия
    вы совершаете?

    — Измерьте по линейке длину и толщину.

    — Посмотрите, а можно ли использовать вашу
    нить, почему?

    — Потяните, что вы можете сказать?

    ( Нить непрочная, неровная, рвется).

    — Удобно было делать нить таким способом?

    ( Нет, она рвалась, нужно было скручивать).

    — Поэтому придумали специальное орудие
    труда по изготовлению нити, а какое вы
    ответите, отгадав загадку.

    «Чем больше я верчусь,
    Тем больше я толстею»
    (Веретено)

    Слайд 3

    — Правильно, веретено

    — Почему с ним было удобнее работать?

    ( Нить не наматывалась, удобнее)

    Показ веретена.

    -А данное веретено из национального п.
    Лемпино.

    Вывод: тяжело было работать с веретеном.
    Ухудшалось здоровье. Появилась
    необходимость улучшить орудия труда. Люди
    изобрели прялку.

    1. Знакомство с прялкой.

    — Прялка была верной спутницей русской
    крестьянки на протяжении всей ее жизни.

    Показ прялки из национального п. Лемпино.

    Про другие станки:  Прецизионный Фрезерный станок Makino KGJP Япония! X, Y, Z 0. 005мм. По 3м осям ШВП купить по цене 475000 руб. в Санкт-Петербурге на PromPortal.Su (ID#24167768)

    — Ребята, как изготовлена прялка?

    ( Две доски скреплены между собой)

    ( Инсценирование пряхи).

    — К верхней части прялки привязывалось
    волокно- кудель (шерсть), донце
    устанавливалось на лавке.

    Садилась пряха и левой рукой осторожно
    вытягивала из кудели нить, скручивая ее
    пальцами.

    Вытянув нить достаточной длины, пряха
    сматывала ее на веретено и повторяла всю
    операцию сначала.

    Слайды прялки.

    Красивая прялка была гордостью владелицы.

    Она несла ее на вечеринку, держа за ножку
    так, чтобы все видели ее резной или
    расписной наряд прялки. На посиделках
    девушки усаживались на лавки, начинали
    прясть, затягивали песни, частушки.

    — Упоминания о прялке были в произведениях
    русских писателей, поэтов, часто
    упоминается в произведениях А.С.Пушкина.

    Викторина.

    — А еще, какие произведения вы можете
    назвать?

    ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе
    Салтане», в русских народных сказках
    упоминается веретено)

    Показ слайда

    — Что вы можете сказать об условиях труда
    прях?

    Пряхам тяжело работать: портится зрение,
    сутулятся, кривится позвоночник, меняется
    внешность сказка Б. Гримм.

    — Поэтому появилась необходимость в
    изобретении нового орудия труда, хотя в
    деревнях продолжали работать по старинке.

    1. Знакомство с ткацким станком.(Показ
      слайда)

    Деревянные прядильные и ткацкие станки
    появились на Руси в 9- 10 веках. На них можно
    было прясть и ткать довольно большие
    полотна.

    — А когда появилась такая профессия ткач?

    ( Выдвижение гипотез)

    — Чтобы точнее ответить на этот вопрос мы
    обратимся к учебнику.

    1. Работа по учебнику.

    ( с.133, учебник, абзац 3)

    — Прочтите по учебнику.

    ( Чтение детьми)

    — Существует ли сейчас профессия ткач?

    Показ последнего слайда

    — Как изменились условия труда?

    ( Человек стал управлять станками, стало
    работать легче, хотя остались условия,
    которые влияют на здоровье человека)

    — Я надеюсь, когда вы станете взрослыми,
    изобретете новое орудие труда.

    Что необходимо, чтобы создать нить?

    ( Прялка, веретено, кудель)

    -Назовите тему урока.

    ( « Веретено, прялка, ткацкий станок» )

    1. Закрепление.

    — Сегодня вы узнали много новых слов.

    Объясните их значения, используя эти
    карточки.

    ( Карточки расположены вразброс на доске,
    учащиеся соединяют карточку и определение)

    Волокно

    (клетка животной или
    растительной ткани)

    Веретено

    (утолщенный стержень для
    прядения)

    Прялка

    (приспособление для ручного
    прядения)

    Кудель

    (шерсть расчесанная и
    свернутая по-особому)

    (Самопроверка, самооценка)

    Итог

    Рефлексия

    — Поднимите руку те, кто считает урок
    полезным. Почему?

    Ответы детей.

    — На уроке прозвучала пословица народа
    ханты.

    (Чтение пословицы)

    -Теперь вы, наверно сами поняли, что вместе
    вы сила.

    Домашнее задание

    (по выбору, в конверте)

    1. Как создавали нить коренные жители
      ханты?

    Как и когда появились изученные на уроке
    орудия труда?

    1. Нарисовать и расписать прялку.
    1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
    Загрузка...

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Войти