Ткацкий станок • большая российская энциклопедия — электронная версия
ТКА́ЦКИЙ СТАНО́К, используется для выработки текстильных тканей. Осн. рабочие органы станка – ремизка (2 планки, которые, перемещаясь вверх или вниз, поднимают или опускают нити основы, образуя зев, в который прокладываются нити уткá), челнок (служит для прокладывания уточной нити) и бёрдо (деталь в виде гребня, которой прибивают проложенную нить утка к опушке ткани). Нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань, которая навивается на товарный валик (навой). Порядок чередования перемещений ремизок обеспечивает изготовление тканей разл. переплетения нитей. Число зубьев, приходящихся на единицу длины бёрда, и число нитей, проходящих через просветы между зубьями, обусловливают плотность ткани по основе, а перемещение (отвод) ткани, приходящееся на одну уточную нить, определяет плотность ткани по утку.
Различают Т. с. с прерывным образованием ткани (челночные и бесчелночные) и с непрерывным многоместным образованием ткани (многозевный Т. с.). На челночных Т. с. уточная нить прокладывается в зеве челноком, в бесчелночных – прокладчиком утка. Бесчелночные станки бывают с малогабаритным прокладчиком утка, пневматич., гидравлич., рапирные и пневморапирные.
По конструкции различают Т. с. плоские и круглые (используют только для выработки спец. тканей, напр. рукавных); узкие (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкие (предназначены для лёгких, средних и тяжёлых тканей). Для переработки утка разл. видов (по цвету, крутке и др.) применяются многочелночные станки. В зависимости от устройства зевообразоват. механизма станки бывают эксцентриковые (для тканей простых переплетений), кареточные (для мелкоузорчатых тканей) и жаккардовые (для тканей с крупным, сложным узором; см. Жаккарда машина). Т. с. предназначаются для выработки хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, стеклянных, металлич. и др. тканей.
Т. с. был создан, по-видимому, не позднее эпохи верхнего палеолита. Его простейший вариант – портативный узконавойный горизонтальный наспинный Т. с., в котором один конец нитей основы крепится к поясу ткачихи, второй – к неподвижной опоре, до 20 в. сохранявшийся в архаич. варианте у айнов, хантов и др., в усовершенствованном варианте – у народов Юго-Вост. Азии и др. Стационарный Т. с. (т. н. горизонтальный Т. с.) появился в раннем неолите у земледельцев Плодородного полумесяца, затем в Египте, в конце неолита – в Индии и Судане. Имел форму низко расположенной жёсткой четырёхугольной рамы с ремизками и бёрдом; на нём обычно работали две ткачихи. Горизонтальный Т. с. этого типа, громоздкий и неудобный в работе, был постепенно вытеснен т. н. вертикальным Т. с. с грузилами в виде вертикально закреплённой, с лёгким наклоном, П-образной рамы; к её верхней перекладине крепятся нити основы, натяжение которых обеспечивается привязанными к концам грузилами. Древнейшие находки и изображения Т. с. такого типа известны в Венгрии (кон. 7-го тыс. до н. э.), откуда станок распространился в Анатолию (Чатал-Хююк), Центр. и Вост. Европу (до Ср. Поднепровья), затем в Грецию и Сев. Италию, позднее на север, до Скандинавии (где он используется в сёлах доныне); в эллинистич. период отмечен на территории Бактрии.
С сер. 2-го тыс. до н. э. в Передней Азии распространяется Т. с., сочетающий элементы разл. типов: основа натягивается на горизонтальную, высоко расположенную раму между двумя валиками, а ремизный и др. вспомогат. аппараты крепятся выше уровня станин, и основа уходит под углом вверх. Ткач работает сидя, начинает работу от переднего вала (пришва) к дальнему (навой). Появляется челнок. Работали на Т. с. мужчины, что говорит о товарном характере произ-ва.
В разных странах доминировали разные виды Т. с.: горизонтальные и вертикальные; мобильные и стационарные; узко- и широконавойные; ремизные и безремизные и др. Используются и архаичные ткацкие устройства, напр., дощечки (таблетки), бёрдышки, рогульки, ткачество на ниту, на веточке и др. у славян.
В 11–15 вв. появилась система педалей, поднимающих разные группы нитей основы, что освободило руки ткача и дало возможность создавать ткани со сложным рисунком. Создание механич. Т. с. стало решающим фактором индустриализации текстильного произ-ва и началом промышленной революции в Европе. В 1733 Дж. Кеем был изобретён механич. челнок (в России – самолётный челнок, или «челнок-самолёт»), в 1785 – механич. Т. с. с ножным приводом (Э. Картрайт), в 1804–08 – машина Жаккарда (Ж. Жаккар), в 1879 – электрич. ткацкая машина (В. фон Сименс). В 1896 фирма Дж. Нортропа представила Т. с. с автоматич. сменой челноков. В СССР в 1927 С. А. Дынник создал конструкцию многозевного круглого ткацкого станка, в 1949 В. А. Прозоров – плоского многозевного станка. Совр. Т. с. характеризуются наличием компьютерной системы, программное обеспечение которой оптимизирует протекание производств. процесса и обеспечивает экономичное управление.
Урок "окружающий мир" по теме "веретено, прялка, ткацкий станок"
Цели:
развивалось прядение в России, с
назначением веретена, прялки, ткацкого
станка.
деятельность через формирование умений:
анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование:
увеличительный прибор- лупа,
п. Лемпино,
наигрышей.
Ход урока
- Организационный момент.
Мотивация.
— Сейчас у нас урок окружающего мира.
Продолжим знакомство с ремеслами.
«В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней».
Показ слайда 1.
- Проверка домашнего задания.
( Дифференцированно: 1ученик –
разгадывает кроссворд, 2 – пересказывает, 3-
соотносит ремесло с ремесленником.)
— Проверим домашнее задание.
( Оценивание с комментированием)
- Игра.
— А сейчас поиграем в игру.
— Кто знает ответ, делай как я (поднимите
руку, учитель вместе с ними)
— Кто знает, какой сегодня день недели?
— Кто знает, имя своего учителя?
— Кто знает свою фамилию?
— Кто знает, как назвать одним словом «
обработка шерсти», « обработка металла», «
обработка дерева»?
— Кто знает значение слова исследовать?
- Актуализация знаний.
Исследовать
– значит осмотреть и
выявить свойства.
— А как вы понимаете слово свойство?
Свойство
— качество, признак,
составляющий отличительную особенность.
— А для того, чтобы мы могли найти отличия
можно использовать знания ранее полученные,
жизненный опыт.
— Чтобы у предметов найти отличительную
особенность мы, что должны сделать?
Сравнить.
— Как вы понимаете слово сравнить?
Сравнить
– значит установить черты
сходства или различия, сопоставить.
Сравнить, значит исследовать.
- Сообщение темы урока, целей.
—
Задача урока: « Исследование волокна и
орудий труда». Будем развивать
наблюдательность, речь, умения:
анализировать, сравнивать, делать выводы.
— А перед началом работы я бы хотела вас
познакомить с одной мудростью народа ханты,
т.к. живем мы Ханты-Мансийском округе.
Она звучит так:
« Облака собираются, появляются тучи, а
когда люди собираются вместе — это сила».
-Как вы ее понимаете?
— Поэтому я предлагаю работу в группах и
общими силами мы выполним работу очень
хорошо.
— У вас на партах необычные предметы (лупы,
линейки, таблицы), а это потому, что вы не
класс, а исследовательские лаборатории №1,
№2, №3.
И вы — юные исследователи.
Техника безопасности
.
Давайте вспомним технику безопасности
при работе с приборами.
( Осторожно обращаться с лупой, не брать в
рот)
- Дифференцированная работа в группах.
— Представьте, что мы с вами настоящие
исследователи, юные ученые. Каждый ученый
ведет записи в тетради, таблице, где
записывают свои результаты.
— Рассмотрим ваши таблицы, в которых вы
запишите результаты исследований.
1 группа — работает самостоятельно;
2,3
группы — с помощью карточки- помощницы.
1группа –исследует волокно
синтетического происхождения;
2группа –
исследует натуральное волокно (хлопок);
3группа
— исследует овечью шерсть.
Учащиеся каждой подгруппы работают с
образцами волокон, исследуют волокна и
результаты заносят в таблицу.
— Посмотрите в таблицу, все ли вам понятно?
ТАБЛИЦА.
1.Происхождение волокон. | |
2. Состав | |
3. Прочность нитей | |
4. Длина нитей | |
5. Название волокна. | |
6. Какова на ощупь? |
— Что такое волокно?
Волокно
— это клетка животной
или растительной ткани, имеющая нитевидную
форму.
Слайд 2
Проверка:
1гр.
2гр.
3гр.
Вывод:
все образцы состоят из
волокон. Волокна непрочные, рвутся, длина
волокон короткая.
Физ.минутка.
- Знакомство с веретеном.
Проблема.
— Можно ли из таких коротких, тонких нитей
получить длинную, толстую нить?
( Выдвижение гипотез)
— Попробуйте сделать нить. Когда будете
делать, отметьте в таблице, какие действия
вы совершаете?
— Измерьте по линейке длину и толщину.
— Посмотрите, а можно ли использовать вашу
нить, почему?
— Потяните, что вы можете сказать?
( Нить непрочная, неровная, рвется).
— Удобно было делать нить таким способом?
( Нет, она рвалась, нужно было скручивать).
— Поэтому придумали специальное орудие
труда по изготовлению нити, а какое вы
ответите, отгадав загадку.
«Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею»
(Веретено)
Слайд 3
— Правильно, веретено
— Почему с ним было удобнее работать?
( Нить не наматывалась, удобнее)
Показ веретена.
-А данное веретено из национального п.
Лемпино.
Вывод: тяжело было работать с веретеном.
Ухудшалось здоровье. Появилась
необходимость улучшить орудия труда. Люди
изобрели прялку.
- Знакомство с прялкой.
— Прялка была верной спутницей русской
крестьянки на протяжении всей ее жизни.
Показ прялки из национального п. Лемпино.
— Ребята, как изготовлена прялка?
( Две доски скреплены между собой)
( Инсценирование пряхи).
— К верхней части прялки привязывалось
волокно- кудель (шерсть), донце
устанавливалось на лавке.
Садилась пряха и левой рукой осторожно
вытягивала из кудели нить, скручивая ее
пальцами.
Вытянув нить достаточной длины, пряха
сматывала ее на веретено и повторяла всю
операцию сначала.
Слайды прялки.
Красивая прялка была гордостью владелицы.
Она несла ее на вечеринку, держа за ножку
так, чтобы все видели ее резной или
расписной наряд прялки. На посиделках
девушки усаживались на лавки, начинали
прясть, затягивали песни, частушки.
— Упоминания о прялке были в произведениях
русских писателей, поэтов, часто
упоминается в произведениях А.С.Пушкина.
Викторина.
— А еще, какие произведения вы можете
назвать?
( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе
Салтане», в русских народных сказках
упоминается веретено)
Показ слайда
— Что вы можете сказать об условиях труда
прях?
Пряхам тяжело работать: портится зрение,
сутулятся, кривится позвоночник, меняется
внешность сказка Б. Гримм.
— Поэтому появилась необходимость в
изобретении нового орудия труда, хотя в
деревнях продолжали работать по старинке.
- Знакомство с ткацким станком.(Показ
слайда)
Деревянные прядильные и ткацкие станки
появились на Руси в 9- 10 веках. На них можно
было прясть и ткать довольно большие
полотна.
— А когда появилась такая профессия ткач?
( Выдвижение гипотез)
— Чтобы точнее ответить на этот вопрос мы
обратимся к учебнику.
- Работа по учебнику.
( с.133, учебник, абзац 3)
— Прочтите по учебнику.
( Чтение детьми)
— Существует ли сейчас профессия ткач?
Показ последнего слайда
— Как изменились условия труда?
( Человек стал управлять станками, стало
работать легче, хотя остались условия,
которые влияют на здоровье человека)
— Я надеюсь, когда вы станете взрослыми,
изобретете новое орудие труда.
Что необходимо, чтобы создать нить?
( Прялка, веретено, кудель)
-Назовите тему урока.
( « Веретено, прялка, ткацкий станок» )
- Закрепление.
— Сегодня вы узнали много новых слов.
Объясните их значения, используя эти
карточки.
( Карточки расположены вразброс на доске,
учащиеся соединяют карточку и определение)
Волокно
(клетка животной или
растительной ткани)
Веретено
(утолщенный стержень для
прядения)
Прялка
(приспособление для ручного
прядения)
Кудель
(шерсть расчесанная и
свернутая по-особому)
(Самопроверка, самооценка)
Итог
Рефлексия
— Поднимите руку те, кто считает урок
полезным. Почему?
Ответы детей.
— На уроке прозвучала пословица народа
ханты.
(Чтение пословицы)
-Теперь вы, наверно сами поняли, что вместе
вы сила.
Домашнее задание
(по выбору, в конверте)
- Как создавали нить коренные жители
ханты?
Как и когда появились изученные на уроке
орудия труда?
- Нарисовать и расписать прялку.