Расположение основных узлов
- Основной узел – станина.
По сравнению с другими комплектующими, она обладает минимальной массой. Деталь крепится на специальной площадке, при помощи соответствующих болтов. У станины есть две направляющие. Одна из них выполнена в форме «ласточкиного хвоста», а вторая – выглядит как призма. Суппорт на станине держится жёстко благодаря таким формам и клиньям, отвечающим за регулировку.
- Передняя бабка располагается обычно слева.
Её устанавливают внутри пазов таким образом, что пользователь легко разворачивает деталь на несколько градусов, когда возникает необходимость. То есть, центр без проблем смещается относительно оси. Тогда при обработке деталей легко добиться получения определённой формы.
- Передняя бабка вмещает в себя коробку скоростей.
Рычаги управления размещаются снаружи. Гитара сменных шестерёнок монтируется в передней части. Перед нарезанием резьбы шестерёнки меняются, если в этом возникает необходимость. Коробка скоростей – место, где можно отыскать шпиндельный узел. Сам шпиндель вращается при поддержании скоростей до 16-2000 оборотов в минуту.
Двигатель главного привода у станка находится в специальной тумбе, с левой стороны. Прямое и обратное вращение шпинделя включаются в любой удобный момент.
- Задняя бабка – у станины справа.
В эту часть вставляются различные инструменты, включая центр и плашки, метчики, свёрла.
Задняя бабка отличается надёжным креплением, она легко движется по поверхности станины. Ход пиноли – 100 мм.
- Фартук, через который проходят вал с винтом.
- Суппорт.
- Коробка подач.
- Электрический шкаф.
- Смазывающе-охлаждающая жидкость.
- Экран для дополнительной защиты.
Описание работы
Электрическая принципиальная схема показана на рис. 8. В табл. 8 указан перечень элементов к схеме.
Включение электрической части станка осуществляется пакетным выключателем BI. Затем кнопкой Кн2 через магнитный пускатель PI включается электродвигатель смазки М2. После этого рукояткой управления 22 (см. рис. 2), связанной с конечным выключателем В7, осуществляется включение главного привода М1 через реверсивный магнитный пускатель Р2 (прямое вращение) или Р3 (обратное вращение).
Торможение главного привода осуществляется электромагнитной муфтой ЭМ (рис. 9), на которую подается постоянный ток с селенового выпрямителя Вп (рис. 10) через пускатель Р4 (рис. 8). Пускатель Р4 включается после установки рукоятки управления 22 (см. рис. 2) в нейтральное положение через замыкающие контакты РЗ, Р4, и РВ (рис. 8). При этом включается реле времени РВ, которое через установленную выдержку времени отключит своим контактом пускатель Р4.
Переключение двухскоростного электродвигателя Ml производится пакетным переключателем В2 (рис. 8). Пуск электронасоса охлаждения осуществляется пакетным выключателем В3, включение освещения — выключателем В4, встроенным в светильник местного освещения. Отключение тормоза шпинделя -выключателем В5.
В схему станков с1е61пм и с1е61вм вводятся два выключателя конечных В8 и В9 (рис. 8 и 9) и тумблер B10 (рис. 8 и 10).
Вместо выключателя конечного В6 (рис. 8,9) ставится перемычка (6-7) на клеммном мостике КЛl (рис. 9,10).
Крепление конечных выключателей 16 и 20 (см. рис. 7) после их установки на заданный размер осуществляется винтами 19 и 22. Для переключения станка с автоматического режима на электрическую блокировку или наоборот имеется тумблер 24, который следует установить в положение «А» (символ автоматического режима) или в положение «Б» (символ блокировки).
При движении каретки в автоматическом режиме упор 17 (см. рис. 7) нажимает на ролик конечного выключателя 16 или 20.
В результате происходит реверсирование вращения электродвигателя, шпинделя и движения каретки. При электрической блокировке конечные выключатели 16 и 20 будут служить как аварийные, т.е. упор 17 нажмет на один из роликов микровыключателя 16 и 20, главный электродвигатель остановится, и каретка прекратит свое движение.
Для включения электродвигателя, и, соответственно, движения каретки необходимо повернуть рукоятку 22 (см. рис. 2) вверх или вниз.
В станке имеется амперметр, измеряющий нагрузку главного электродвигателя.
Амперметр имеет три шкалы: две белых и одну черную. Белая шкала, расположенная слева, показывает недогрузку станка, черная — нагрузку 85..100%, белая справа — показывает перегрузку.
Защита электрооборудования станка от коротких замыканий обеспечивается плавкими предохранителями ПР1, ПР2, ПР3, ПР4, ПР5 (рис. 8-10).
Защита электродвигателей M1, M2, МЗ от перегрузки осуществляется тепловыми реле PTI, PT2, РТЗ, РТ4 (рис. 8).
Нулевая защита схемы обеспечивается пускателем PI. В схеме предусмотрены электрические блокировки магнитных пускателей с целью исключения возможности одновременного их включения.
Описание кинематической схемы токарно-винторезного станка с1е61пм, с1е61вм
Привод движения резания состоит из двух клиноременных передач, шеcтиступенчатого редуктора и переборного устройства.
Приводной вал I редуктора связан с двухскоростным электродвигателем мощностью 2,7/4,4 кВт клиноременной передачей через шкивы 2 и 3. Трехваловый редуктор имеет два двойных подвижных блока губчатых колес 5-4, 10-И и одно подвижное зубчатое колесо 6. Вал II получает вращение от вала I через зубчатые колеса 5-8, когда блок 5-4,(рис.5), сдвинут влево либо через губчатые колеса 4-7 при крайнем правом положении блока 5-4 или посредством зубчатых колес 6-9.
Вращение от редуктора посредством клиноременной передачи через шкивы 12-13 и зубчатые колеса 14-15-16-17 сообщается шпинделю IV.
Нижний ряд чисел оборотов от 35,5 до 280 в минуту передается шпинделю через перебор.
Применяемый двухскоростной электродвигатель позволяет изменить нижний и верхний ряд чисел оборотов и получить 24 скорости вращения шпинделя. Вследствие совпадения шести скоростей шпиндель имеет 18 различных скоростей вращения (см. табл. 3).
Движение подачи суппорта передается от шпинделя. Вал VII получает вращение через зубчатые колеса 21-22-23-24. Подвижное зубчатое колесо 23, расположенное на валу VI, служит для изменения направления перемещения суппорта. При смещении зубчатого колеса влево вал VII получает вращение от блока 26-27, минуя промежуточное зубчатое колесо 24.
Для подачи суппорта сменные губчатые колеса a, b, c, d устанавливаются так, как показано на кинематической схеме, и вал IX приводится в движение от вала VII. Дальше движение передается через зубчатые колеса 28-33-37-39 на промежуточный вал XI. Выходной вал ХII и связанный с ним предохранительной муфтой ходовой валик XV получают вращение через зубчатые колеса 40-43 или 41-44.
Ходовой валик XV передает вращение посредcтвом червячной пары 49-50 валу XVI, на последнем установлены зубчатые колеса 51-52-53-54 планетарного механизма. Через планетарный механизм вращение передается на вал XVII, затем, через зубчатые колеса 55-56-57-58 передается движение на рейку. Таким образом, суппорт получает продольную подачу.
Поперечная подача осуществляется ходовым винтом XIX, который получает вращение от вала XVI через зубчатые передачи 51-52-53-54 и 55-60.
Для нарезания резьбы с шагом до 7-ми движение, как и при подаче суппорта, заимствуется от шпинделя станка. Резьбы с более крупным шагом нарезаются с использованием звена увеличения шага при включенном переборе. Для этого зубчатое колесо 22 вводят в зацепление с зубчатым колесом 20.
Для нарезания резьб минуя множительный механизм коробки подач, ходовой винт XIV соединяется посредством муфты 32 напрямую с гитарой.
Для нарезания метрической, дюймовой и модульной резьб сменные зубчатые колеса а, в, c, d гитары (см. табл. 6) устанавливаются так, как указано в табл. 15, 16.
Описание конструкции токарно-винторезного станка
Привод станка 1Е61М осуществляется от индивидуального электродвигателя мощностью 4,5 кВт и числом оборотов в минуту 1335.
Клиноременной передачей движение передается на приемный шкив коробки скоростей. От коробки скоростей шестью клиновыми ремнями движение передается дальше, на шкив передней бабки, а затем при помощи зубчатой муфты — на шпиндель.
Нарезание резьб повышенной точности обеспечивается возможностью соединения ходового винта непосредственно с соответствующим комплектом сменных шестерен на гитаре, минуя всю цепь коробки подач.
Станок 1Е61М также позволяет нарезать резьбы нормальной точности при помощи коробки подач.
Цепь подачи станка имеет звено увеличения шага, посредством которого достигается восьмикратное увеличение табличного значения подач и шагов резьб.
Включая звено увеличения шага, можно производить нарезку крутых резьб, прорезать всевозможные крутые спирали, нарезать многозаходные червяки и выполнять ряд специальных работ.
Фартук станка имеет механизм «падающего» червяка, автоматически выключающего продольную и поперечную подачи при работе с неподвижными упорами. Одновременно этот механизм предохраняет станок от поломок при перегрузке. Но при работе ходовым винтом пользоваться продольным упором недопустимо.
В средней части шпиндельной бабки помещен клиновой приводной шкив, смонтированный на двух шарикоподшипниках. Таким образом, шпиндель разгружен от натяжения клиновых ремней.
Смазка передней бабки автоматическая, от отдельного масляного насоса. Включение главного электродвигателя и включение масляного насоса сблокированы, чем исключена возможность работы шпиндельной бабки без смазки.
Подвод смазочно-охлаждающей жидкости в зону резания производится электронасосом, включение которого осуществляется по мере надобности от отдельного выключателя.
Реверсирование главного движения станка — электрическое. Торможение вращения шпинделя производится противотоком в электродвигателе.
Применяемый на станке электродвигатель с повышенным скольжением обеспечивает повышение частоты реверсирования при нарезании резьб.
Производственные возможности станка значительно расширяются с помощью ряда дополнительных принадлежностей, прилагаемых к станку по особому заказу за отдельную плату.
Станок 1Е61М обеспечивает высокую точность при соблюдении следующих пунктов:
- Не допускать установку станка вблизи машин ударного действия и машин, вызывающих внешние вибрации.
- Станок должен быть установлен в чистом светлом помещении, но в то же время его следует предохранять от прямого солнечного света.
- Не допускать установку станка вблизи приборов отопления.
- Температура в помещении должна поддерживаться в пределах 18—20° С.
Модификации токарно-винторезного станка ульяновского машиностроительного завода им. володарского
- ТВ-01 — 1949 год, первая модель серии токарно-винторезных станков Ø 340 х 1000 мм
- ТВ-01М — токарно-винторезный станок
- 1Е61 — 1955 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Ø 320 х 750 мм
- 1Е61М — 1965 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Ø 320 х 710
- 1Е61МТ — токарно-винторезный станок высокой точности, Ø 320 х 710
- 1Е61МТС — токарно-винторезный станок повышенной точности специализированный
- 1Е61ПМ, 1Е61ВМ — 1975 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Ø 320 х 710
- 1Е61ПМа — токарно-винторезный станок повышенной точности, Б/с главный привод, Ø 320 х 710
- 1Е61ПМФ3 — токарно-винторезный станок повышенной точности с ЧПУ «ФС-2К», Ø 250 х 630
- с1Е61ПМ, с1Е61ВМ — токарно-винторезный станок повышенной точности специализированный, Ø 320 х 710
- УТ16П, УТ16В — 1982 год, токарно-винторезный станок высокой точности, Ø 320 х 710 мм
- УТ16ПМ, УТ16ВМ — 1987 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Ø 320 х 750 мм
- УТ16ПМТ, УТ16ВМТ — 1987 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Б/с главный привод
- УТ16Ф3 — 1983 год, токарно-винторезный станок с ЧПУ «Луч-2Т», Ø 200 х 630 мм
- УТ16Д — токарно-винторезный станок повышенной точности
Б/с главный привод — бесступенчатый привод шпинделя на двигателе постоянного тока или тиристорном преобразавателе частоты.
Основные технические характеристики токарного станка 1е61м
Наименование параметра | 1Е61М | 1Е61МТ | 1Е61ПМ | УТ61ПМ |
---|---|---|---|---|
Основные параметры станка | ||||
Класс точности по ГОСТ 8-82 | П | В | П | П |
Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над станиной, мм | 320 | 320 | 320 | 320 |
Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над суппортом, мм | 188 | 188 | 170 | 170 |
Наибольшая длина устанавливаемой детали РМЦ, мм | 710 | 710 | 710 | 750 |
Наибольшее расстояние от оси центров до кромки резцедержателя, мм | 185 | 185 | 175 | 175 |
Расстояние от оси шпинделя до направляющих станины (высота центров), мм | 170 | 170 | 175 | 175 |
Шпиндель | ||||
Диаметр отверстия в шпинделе, мм | 32,5 | 32,5 | 30 | 32 |
Диаметр прутка проходящего через отверстие в шпинделе, мм | 32 | 32 | 25 | |
Частота вращения шпинделя, об/мин | 35..1600 | 35..1600 | 35,5..1800 | 40..2000 |
Количество прямых/ обратных скоростей шпинделя | 12 | 12 | 18 | 18 |
Центр в шпинделе по ГОСТ 13214-67 | Морзе 5 | Морзе 5 | Морзе 5 | Морзе 5 |
Конец шпинделя по ГОСТ 12595-72 | 5К | 5К | ||
Торможение шпинделя | есть | есть | есть | есть |
Блокировка шпинделя | есть | есть | есть | есть |
Защита от перегрузок шпинделя | есть | есть | есть | есть |
Подачи | ||||
Наибольшая длина хода суппорта (каретки) — продольное перемещение, мм | 640 | 640 | 710 | 710 |
Наибольшее поперечное перемещение суппорта, мм | 200 | 200 | 230 | 230 |
Продольное перемещение суппорта на одно деление лимба, мм | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
Поперечное перемещение суппорта на одно деление лимба, мм | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
Наибольшее перемещение верхнего суппорта (резцовых салазок), мм | 140 | 140 | 140 | 140 |
Перемещение верхнего суппорта на одно деление лимба, мм | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
Количество подач продольных/ поперечных суппорта | 21 | 21 | 40 | |
Пределы подач продольных, мм | 0,04..1,99 | 0,04..6 | 0,018..1,1 | 0,018..1,1 |
Пределы подач поперечных, мм | 0,025..1,24 | 0,012..1,87 | 0,01..0,625 | 0,01..0,625 |
Количество нарезаемых резьб метрических, мм | 22 | 22 | 35 | |
Количество нарезаемых резьб модульных, мм | 19 | 19 | 31 | |
Количество нарезаемых резьб дюймовых, мм | 15 | 15 | 26 | |
Пределы шагов метрических резьб, мм | 0,2..30 | 0,2..30 | 0,1..56 | 0,1..56 |
Пределы шагов модульных резьб, модуль | 1..7,5 | 1..7,5 | 0,1..28 | 0,1..28 |
Пределы шагов дюймовых резьб, ниток/дюйм | 4,0..30 | 4,0..30 | 3,0..30 | 3,0..60 |
Пределы шагов питчевых резьб, питчей | 8..60 | 8..60 | ||
Скорость быстрых перемещений продольных/ поперечных, м/мин | нет | нет | нет | нет |
Высота резца, устанавливаемого в резцедержателе, мм | 20 | 20 | 20 | 20 |
Задняя бабка | ||||
Наибольшее перемещение пиноли, мм | 100 | 100 | 100 | 100 |
Цена деления лимба задней бабки, мм | 1 | 1 | 0,05 | 0,05 |
Центр в пиноли по ГОСТ 12595-72 | Морзе 3 | Морзе 3 | Морзе 3 | Морзе 3 |
Поперечное смещение задней бабки, мм | ±5 | ±5 | ±5 | ±5 |
Диаметр сверла при сверлении стали, мм | 12 | |||
Диаметр сверла при сверлении чугуна, мм | 15 | |||
Электрооборудование станка | ||||
Количество электродвигателей на станке | 3 | 3 | 3 | 4 |
Мощность электродвигателя главного привода, кВт | 4,5 | 4,5 | 2,7/ 4,4 | 3,2/ 5,3 |
Мощность электродвигателя насоса охлаждения, кВт | 0,125 | 0,125 | 0,12 | 0,12 |
Мощность электродвигателя насоса смазки, кВт | 0,125 | 0,125 | 0,08 | 0,09 |
Мощность электродвигателя вентилятора, кВт | нет | нет | нет | 0,18 |
Габариты и масса станка | ||||
Габариты станка (длина ширина высота), мм | 2190 х 930 х 1500 | 2191 х 930 х 1500 | 2290 х 1150 х 1365 | 2110 х 1050 х 1395 |
Масса станка, кг | 1650 | 1650 | 1670 | 1810 |
- Токарно-винторезный станок 1е61м повышенной точности. Руководство к станку, 1965
- Ачеркан Н.С. Металлорежущие станки, Том 1, 1965
- Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1972. (1к62)
- Денежный П.М., Стискин Г.М., Тхор И.Е. Токарное дело, 1979. (16к20)
- Батов В.П. Токарные станки., 1978
- Модзелевский А. А., Мущинкин А.А., Кедров С. С., Соболь А. М., Завгородний Ю. П., Токарные станки, 1973
- Тепинкичиев В.К. Металлорежущие станки, 1973
- Схиртладзе А.Г., Новиков В.Ю. Технологическое оборудование машиностроительных производств, 1980
- Чернов Н.Н. Металлорежущие станки, 1988
Список литературы:
Связанные ссылки. Дополнительная информация
Модификации токарно-винторезного станка ульяновского машиностроительного завода им. володарского
- ТВ-01 — 1949 год, первая модель серии токарно-винторезных станков Ø 340 х 1000 мм
- ТВ-01М — токарно-винторезный станок
- 1Е61 — 1955 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Ø 320 х 750 мм
- 1Е61М — 1965 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Ø 320 х 710
- 1Е61МТ — токарно-винторезный станок высокой точности, Ø 320 х 710
- 1Е61МТС — токарно-винторезный станок повышенной точности специализированный
- 1Е61ПМ, 1Е61ВМ — 1975 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Ø 320 х 710
- 1Е61ПМа — токарно-винторезный станок повышенной точности, Б/с главный привод, Ø 320 х 710
- 1Е61ПМФ3 — токарно-винторезный станок повышенной точности с ЧПУ «ФС-2К», Ø 250 х 630
- с1Е61ПМ, с1Е61ВМ — токарно-винторезный станок повышенной точности специализированный, Ø 320 х 710
- УТ16П, УТ16В — 1982 год, токарно-винторезный станок высокой точности, Ø 320 х 710 мм
- УТ16ПМ, УТ16ВМ — 1987 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Ø 320 х 750 мм
- УТ16ПМТ, УТ16ВМТ — 1987 год, токарно-винторезный станок повышенной точности, Б/с главный привод
- УТ16Ф3 — 1983 год, токарно-винторезный станок с ЧПУ «Луч-2Т», Ø 200 х 630 мм
- УТ16Д — токарно-винторезный станок повышенной точности
Б/с главный привод — бесступенчатый привод шпинделя на двигателе постоянного тока или тиристорном преобразавателе частоты.
Подшипники шпинделя
Шпиндель токарно-винторезного станка 1е61м смонтирован на 3-х подшипниках:
- 5. Передний подшипник № 4-3182114 роликовый двухрядный радиальный, 70х110х30
- 2. Подшипник № 5-8110 упорный шариковый одинарный, 55х78х16
- 1. Задний подшипник № 4-46209Е шариковый радиально-упорный однорядный, 45х85х19
Технические характеристики подшипника № 3182114
Подшипник 3182114 — это двухрядный роликовый радиальный подшипник, с короткими цилиндрическими роликами, с безбортовым наружным кольцом (вследствие чего комплект тел качения на сепараторе способен перемещаться и создавать «плавающую» опору), с коническим посадочным отверстием (1:12), канавкой и отверстиями для внесения смазочного материала. Основное место эксплуатации таких подшипников — станки различного применения, узлы где действуют высокие радиальные нагрузки и скорости. Этот типоразмер, как и большинство роликоподшипников этой серии производится в настоящее время только высокоточным.
Подшипник всегда выпускался на московском ГПЗ-1, сейчас же его производство переводят в Волжский, на филиал Завода Авиационных Подшипников при 15 ГПЗ (все заводы объединены под эгидой Европейской Подшипниковой Корпорации). В настоящее время изготавливается модификация 4-3182114К. Раньше же их было значительно больше. Буква К означает наличие кольцевой проточки и трех отверстий для внесения смазки, Е — полиамидный сепаратор. Купить новые подшипники с гарантией качества можно только у официальных представителей ЕПК (ориентировочная цена — около 4800 рублей), зато в фирмах, занимающихся неликвидами можно купить дешевле, и те модификации, которые уже не выпускают, однако, так как подшипники эти по большей части, высокоточные, нужно иметь уверенность, что изделие просто долго хранилось на складе, а не было очищено ото ржавчины или было в эксплуатации.
Импортные подшипники этого типоразмера имеют обозначение NN3014K (наличие буквы К в номере обязательно, так как она указывает на коническую посадку). В Россию поставляется продукция разной ценовой категории: наиболее дорогие и надежные — FAG, SKF, IBC, подешевле — NACHI. Еще более дешевый вариант — продукция восточно-европейских производителей — ZKL (Чехия) и FLT (Польша), которая чаще всего реализуется неликвидного качества, иногда даже уже бывшая в употреблении, производства 80-ых годов прошлого века. Ориентировочная цена наиболее качественных и дорогих импортных подшипников этого типа составляет около 300 — 305 евро (бюджетный вариант, например, NACHI — до 150 евро при покупке напрямую), они как есть на складах компаний, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, так и поставляются под заказ.
Размеры и характеристики подшипника 3182114 (nn3014k)
- Внутренний диаметр (d): – 70 мм;
- Наружный диаметр (D): – 110 мм;
- Ширина (H): – 30 мм;
- Масса: – 1,06 кг;
- Размеры ролика: — 9х9 мм;
- Количество роликов: — 50 шт;
- Грузоподъемность динамическая: — 99,5 кН;
- Грузоподъемность статическая: — 150 кН;
- Максимальная номинальная частота вращения: — 8000 об/мин.
Схема подшипника 3182114 (NN3014K) токарного станка 1е61м
Фото подшипника 3182114 (NN3014K)
Технические характеристики подшипника № 8110
Подшипник 8110 — это упорный шариковый одинарный применяется в узлах с осевой нагрузкой и невысокими оборотами. При монтаже следует учитывать, что одно из колец, которое надевается на вал, имеет диаметр на 1 миллиметр меньше, чем то, которое идет в корпус. Несоосность посадочных мест допускать нельзя!
В Российской Федерации производятся на СПЗ-4 (Самара) и ГПЗ-2 (Москва), еще один завод — Курский их уже не выпускает. Иная маркировка вероятнее всего означает что подшипник сделан в Китае и никакой гарантии качества нет.
Подшипник 8110 находит применение в различных центрифугах, редукторах, опорах, домкратах и прочих механизмах. Устанавливается в следующие узлы распространенной в нашей стране автотехники:
Подшипники импортного производства (а также китайские и ГПЗ-2) имеют обозначение 51110.
Размеры и характеристики подшипника 8110 (51110)
- Внутренний диаметр (d): – 50 мм;
- Наружный диаметр (D): – 70 мм;
- Ширина (H): – 14 мм;
- Масса: – 0,162 кг;
- Диаметр шарика: — 7,144 мм;
- Количество шариков: — 24 шт;
- Грузоподъемность динамическая: — 25,5 кН;
- Грузоподъемность статическая: — кН;
- Максимальная номинальная частота вращения: — 4300 об/мин.
Схема подшипника 8110 (51110) токарного станка 1е61пм
Фото подшипника 8110 (51110)
Технические характеристики подшипника № 46209
Подшипник 46209 — это шариковый радиально-упорный однорядный подшипник основного конструктивного исполнения. Тип воспринимаемых нагрузок — как радиальная, так и осевая (до 150% от неиспользованной допустимой радиальной). В случае установки данных подшипников на станки, требующих высокой точности обработки, их ставят парами (комплект сдвоенных еще на заводе подшипников имеет номер 446209) для жесткой осевой фиксации.
Данный тип очень редко выпускается на лидирующем заводе по производству радиально-упорных подшипников — 3 ГПЗ и только в виде модификации 6-46209Л. Подшипники высоких степеней точности можно купить только с хранения. Также данный тип (той же степени точности) может Вам встретиться производства 20 ГПЗ (Курск) и СПЗ-4 (Самара). Но качество продукции этих заводов не такое хорошее.
Помимо высокоточного оборудования и станков (большая часть которых, к сожалению, уже практически не используятся современной отечественной промышленностью), подшипники данного типа применяются в автотехнике, например данный тип установлен на задний мост грузового автомобиля ЗИЛ-133.
Импортные подшипники этого типа имеют маркировку 7209A. Сепаратор из латуни в номере отражается наличием буквы М, из полиамида — буквы D.
Размеры и характеристики подшипника 46209 (7209a)
- Внутренний диаметр (d): – 45 мм;
- Наружный диаметр (D): – 85 мм;
- Ширина (H): – 19 мм;
- Масса: – 0,404 кг;
- Диаметр шарика: — 13,494 мм;
- Количество шариков: — 13 шт;
- Диаметр борта внутреннего кольца кольца: — 57,4 мм;
- Диаметр борта наружного кольца: — 72,6 мм;
- Грузоподъемность динамическая: — 38,7 кН;
- Грузоподъемность статическая: — 23,1 кН;
- Максимальная номинальная частота вращения: — 8500 об/мин.
Схема подшипника 46209 (7209A) токарного станка 1е61пм
Регулирование станка
В процессе эксплуатации станка возникает необходимость в регулировании отдельных составных частей станка с целью восстановления их нормальной работы.
Регулирование натяжения ремней, передающих движение от редуктора шпинделю, производится следующим образом: открыть заднюю крышку, расположенную на левой части тумбы, затем ослабить четыре винта I (рис. 18) после чего гайками 2 опустить редуктор на величину необходимого натяга. Обеспечив нормальное натяжение ремней, винты I завернуть до упора.
При ослаблении клиновых ремней, передающих движение от электродвигателя к редуктору, нужно открыть крышку, расположенную на задней стенке тумбы, освободить винты 2 (рис. 19) крепления электродвигателя, повернуть винты I после чего закрепить электродвигатель винтами 2 и поставить крышку на место.
Регулирование подшипников шпинделя станка с1е61пм
Регулирование переднего двухрядного роликового подшипника I (рис. 20) производится следующим образом:
- ослабить стопорный винт 2 в гайке 3
- подтянуть внутреннее кольцо подшипника путем навертывания гайки 3 на шпиндель
Таким образом, внутреннее кольцо подшипника, надвигаясь на конусную шейку шпинделя, несколько раздается и тем самым устраняет радиальный зазор.
Задняя шейка шпинделя вращается в шариковом радиально-упорном подшипнике 6 (рис. 20), работающем в паре с упорным шарикоподшипником 7. Для предварительного натяга радиально-упорного подшипника с целью устранения радиального и осевого зазора служит гайка 4 и стопорный винт 5. При этом шпиндель должен легко повертываться вручную при выключенном переборе.
Регулирование клина салазок обеспечивается подкатаем клина 3 путем ослабления ванта I ( рис.21 ) и поворота винта 2. Поворотом рукоятки поперечного винта проверить плавность хода салазок. После чего винт I завернуть до упора.
Зазор в направляющих верхних салазок выбирается поворотом винта I (рис. 22), который своим буртиком входит в паз клина 2.
Мертвый ход винта поперечного перемещения суппорта, возникающий при износе гайки, может быть выбран посредством компенсатора 2 (рис. 23). Для этого следует отпустить левую гайку I, а правой гайкой I выбрать осевой зазор в винтовой паре, обеспечив свободное вращение винта от руки, левую гайку I затянуть.
Регулирование величины выключающего усилия при работе по жестким упорам производится с помощью рукоятки 16 (см. рис. 2), связанной с эксцентриковым пальцем.
Предварительная настройка пружины (при сборке и ремонтах) осуществляется с помощью гаек (рис. 24).
С1е61пм, с1е61вм станок токарно-винторезный специализированный. назначение и область применения
Токарные станки моделей С1Е61ПМ, С1Е61ВМ созданы на базе станка 1Е61МТ и относятся к классу легких токарных станков. Начало серийного выпуска станка С1Е61ПМ, С1Е61ВМ — 1975 год. Станок С1Е61ПМ был заменен более совершенным станком УТ16ПМ.
Станок токарно-винторезный модели с1е61вм является универсальным и предназначен для выполнения финишных операций при токарной обработке деталей высокой точности и нарезания различных резьб. Класс точности станка — В.
Станок токарно-винторезный модели с1е61пм является универсальный и предназначен для выполнения различных токарных и винторезных работ. Класс точности станка — П.
Токарно-винторезные станки высокой точности с1е61вм и повышенной точности с1е61пм:
- станки с1е61пм и с1е61вм имеют дополнительные возможности для автоматизации и поэтому пригодны для применения в серийном производстве.
- предназначены для выполнения чистовых и получистовых токарных работ с широким диапазоном регулирования частот вращения шпинделя, подач и шагов нарезаемых резьб
- комплектуются широкой номенклатурой принадлежностей, что дает возможность выбрать оптимальный вариант обработки
- отличаются простотой управления, удовлетворяют требованиям эргономики и безопасности
- на станках возможна точная и экономичная обработка широкой номенклатуры деталей из сталей и цветных металлов
Технические характеристики
Станок 1E61MT занял лидирующую позицию в своей сфере, и на то есть определённые причины. Для массовой штамповки установка не подходит, но на ней можно проводить множество других операций.
Основными параметрами, заслуживающими внимания, можно назвать:
- Диаметр будущей резьбы.
- Выбранные скоростные режимы.
- Длина детали, её соответствие параметрам используемого оборудования.
Если названные выше габариты соответствуют условиям эксплуатации, то можно переходить дальше, к этапу настройки самого станка.
Винторезное оборудование отличается следующими параметрами:
- 1650 килограмм – общая масса станка, если не учитывать дополнительное оборудование.
- Минимальная частота вращения – 35, максимальная может составлять 1600 оборотов.
- Точные параметры, связанные со смещением лимба. По продольной направляющей это 0,2 миллиметра, по поперечной – 0,02 миллиметра.
- На передней части устанавливаются две резцовые головки. Вторая монтируется на участке сзади.
- В главном держателе имеется всего до 4 резцов.
- 32 миллиметра – таков диаметр использующихся прутков.
- 170 миллиметров – допустимая высота для центральных частей.
- При 125 Вт работает отдельный двигатель насоса охлаждения. На 125 Вт – двигатель, связанный со смазочным механизмом.
- 4,5 кВт – показатель мощности главного привода, за счёт которого осуществляется движение.
Дополнительно в токарной установке присутствует система, предотвращающая повреждения, связанные с чрезвычайными нагрузками. Механизм просто блокируется, если возникает опасная ситуация. Примерно так же работает модель типа 1Е61ПМ.
Технические характеристики подшипника № 3182114
Подшипник 3182114 — это двухрядный роликовый радиальный подшипник, с короткими цилиндрическими роликами, с безбортовым наружным кольцом (вследствие чего комплект тел качения на сепараторе способен перемещаться и создавать «плавающую» опору), с коническим посадочным отверстием (1:12), канавкой и отверстиями для внесения смазочного материала.
Основное место эксплуатации таких подшипников — станки различного применения, узлы где действуют высокие радиальные нагрузки и скорости. Этот типоразмер, как и большинство роликоподшипников этой серии производится в настоящее время только высокоточным.
Подшипник всегда выпускался на московском ГПЗ-1, сейчас же его производство переводят в Волжский, на филиал Завода Авиационных Подшипников при 15 ГПЗ (все заводы объединены под эгидой Европейской Подшипниковой Корпорации). В настоящее время изготавливается модификация 4-3182114К.
Раньше же их было значительно больше. Буква К означает наличие кольцевой проточки и трех отверстий для внесения смазки, Е — полиамидный сепаратор. Купить новые подшипники с гарантией качества можно только у официальных представителей ЕПК (ориентировочная цена — около 4800 рублей), зато в фирмах, занимающихся неликвидами можно купить дешевле, и те модификации, которые уже не выпускают, однако, так как подшипники эти по большей части, высокоточные, нужно иметь уверенность, что изделие просто долго хранилось на складе, а не было очищено ото ржавчины или было в эксплуатации.
Импортные подшипники этого типоразмера имеют обозначение NN3014K (наличие буквы К в номере обязательно, так как она указывает на коническую посадку). В Россию поставляется продукция разной ценовой категории: наиболее дорогие и надежные — FAG, SKF, IBC, подешевле — NACHI.
Еще более дешевый вариант — продукция восточно-европейских производителей — ZKL (Чехия) и FLT (Польша), которая чаще всего реализуется неликвидного качества, иногда даже уже бывшая в употреблении, производства 80-ых годов прошлого века. Ориентировочная цена наиболее качественных и дорогих импортных подшипников этого типа составляет около 300 — 305 евро (бюджетный вариант, например, NACHI — до 150 евро при покупке напрямую), они как есть на складах компаний, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах, так и поставляются под заказ.
Токарный с1е61пм
Давненько я ничего не писал о своем станке… прошло вот уже 5 лет с момента покупки данного станочка… что я о нем скажу, даже в том состоянии в котором он мне достался — очень добротный станочек… чего только стоит резцедержка с 4 болтами на посадочный паз, а не с 3 (кто в теме тот поймет, как иногда нужно зажать какой-то мелкий резец), да и РМЦ в 710 мм покрывает практически весь диапазон хоббийных работ.
Все хвалят ИЖ, но мне вот этот станочек ближе по характеристикам, РМЦ больше (РМЦ 750 только в одного ИЖ ИТВМ.03), диаметры обработки над станиной 320 мм. против 240 в ИЖ ИТВМ 250.
Брал я его специально для постройки автомобиля, надоело бегать к токарям заказывать какие-то втулочки, переходники, кронштейны…
За все время эксплуатации станочек, даже в таком состоянии, не подводил… при всех износах режет 4 мм отрезным на расстоянии в 100 мм от патрона легко, без поджатия центром, но это не штатные режимы, просто проводил испытания, из интереса…. одним словом радует меня
Но все это время меня терзали сомнения по поводу состояния, потому как станочек трудился на заводе, и явно его не жалели, на суппорте что-то ровняли, он весь покоцан… долго собирался я сбросить суппорт… и вот подвернулась масштабная работа, где станочку придется попыхтеть и я все же решил разобрать и посмотреть что там, промыть, продуть каналы… одним словом сделать генеральную капиталку суппорту.
И так, сбросил суппорт
Думал там будет грязь, а нет меня приятно впечетлило состояние всего кроме станины, но об этом позже
Вот трубочка через которую плунжерный насос качает масло по суппорту
На фото она сидит не очень плотно, но это так кажется, по диаметру она посажена на герметик, поэтому соединение достаточно герметично. Но при этом при всем, забегая в перед, мне не удалось прокачать масло через весь суппорт вплоть до слива опять в фартух. Виной сему, думаю, малый ход эксцентрика, который давит на плунжер, Это тоже потом переделаю, ход у плунжера около 15 мм, а этот эксцентрик давит только где-то на 5 мм…
Вот суппорт со стороны призм, видим отсутствие задиров, но поношен он изрядно
Пока суппорт откисал немного в смеси солярки с бензином я бегло пробежался по станине микрометром, по плоской направляющей, той что сразу над зубчатой рейкой продольных перемещений суппорта… износ станины около 0,4 мм, ну это и не странно, конусит станок прилично, вот фото измерений на длине 400 мм (фото не ахти какого качества, но какое есть)
Продуваем все каналы, моем суппорт, моем прижимные планки, протираем привалочные плоскости на фартухе, протираем и отчищаем, от скопившейся за годы, масляно-стружечной массы
Как вижу поперечная подача отшабренна, вся кроме клина, следы предыдущих ремонтов…
Собираю все в обратном порядке…
А теперь дело за подвижной частью поперечного суппорта… вот его немного модернизируем. В недалеком будущем на этот суппор будет установлена фрезерная приставка, да и другие приспособы можно будет ставить… для расширения возможностей сверлю 6 отверстий и режу в них резьбу М10.
Для того, чтобы в отверстия не попадала стружка и резьба не ржавела, заполняю отверстия маслом и закручиваю туда гужоны. Гужоны выдавливают масло и получается и от грязи защита и от коррозии
Так же была доработана перпендикулярная сторона этого суппорта, просверлил и нарезал 5 резьбу М5, винты взял в потай нержавейку. Потом изготовлю из 3 мм стального листа полосу и прижму к суппорту резиновую маслостойкую резину, которая будет прикрывать ластохвост, потому как именно вот он и изнашивается первый, потому как на него летит вся грязь, в то время как «задний» ластохвост на всех станках почти в идеале…
Ну пока прерву запись и так много букофф написал, будет время завтра еще напишу как я боролся с фиксатором резцедержки
§
Купил частотник VACON NXP 7.5 кВт.
Тянет тяжело нагруженый двигатель — 5.5 кВт, а в вентиляторном режиме 7.5 квт.
Номинальный ток 31А от 1 фазы… ясно что для 1 фазы это не мало, и никто не будет так его грузить, но аппарат хорош…
И вот теперь закралась мысль выбросить коробку, поскольку гудит она страшно и вибрации идут от нее, наверное.
Купить двигательт 5.5 квт 710 или 950 об/мин и так работать…
Вот видео работы на самой медленной передаче(280/560 об/мин) на второй передаче двигателя привода — 1450 об/мин
https://www.stanki-doma.ru/watch?v=QlEAUbxo6qk
Стоит ли капиталить коробку, или же установить 5.5 двигатель и забыть о коробке как о пережитке прошлых лет?) Частотник 5.5 кВт потянет легко, да и сеть тоже.
Производил расчеты режимов резанья.
Брал диаметр 100 мм, сталь 30-45 и считал на предельных режимах для пластин сандвик/вальтер. Момента хватает какраз на пределе для таких условий… Но потянто что никто не будет на таких режимах резать, на вскидку —
Момент у двигателей 5.5 кВт (приблизительно)
710 об/мин — 74 Нм
950 об/мин — 55 Нм
редукция шкивами в двух случаях — 1.3 (шкив на двигатель 120мм, на шпинделе 160 мм)
По поводу маслостанции, покопался по мануалах и ГОСТ-ах и понял что двигатель маслостанции и двигатель СОЖ потребляют тот же ток номинально… поэтому буду покупать еще один частотник, дельту какую-то киловата на 0.75 — 1.5 и буду паралелить два двигателя через тепловые реле после частотника.
Мне точно нужен второй частотник чтобы реализовать защиту подшипников шпинделя, о которой писал выше
Устройство данных моделей
Компоновка станков С1Е61ПМ и 1Т61М схожа с теми, что у оборудования токарно-винторезной группы. К ее особенностям можно отнести нижеприведенные моменты:
- Станина. Для точного позиционирования всех узлов относительно друг друга используется жесткая основа. Уделяется довольно много внимания точности позиционирования всех элементов.
- Передняя бабка. Для передачи вращения устанавливается шкив, связанный со шпинделем. Основное вращение создает индивидуальный электрический двигатель. Исключить вероятность перегрева двигателя в случае заклинивания механизма решили при помощи клиноременной передачи. Она также применяется для изменения количества оборотов. Шпиндельная бабка характеризуется наличием шести скоростей переключения передачи. При этом регулировка происходит за счет перемещения блока-шестерни. Наличие большого количества трущихся элементов определяет то, что для снижения степени износа установлен насос для подачи смазки. Он работает также от основного привода.
- Суппорт. Продольное и поперечное передвижение суппорта осуществляется механическим способом. Для этого установили коробку передач и фартук с валиком. При необходимости может применяться ручной привод, представленный шестернями и маховиком. Также имеется и быстрая подача, которая нужна для смены положения суппорта.
- Задняя бабка. Она используется для существенного повышения точности резания. При установке требующейся оснастки можно провести фиксацию заготовки по второму торцу, за счет чего снизить вибрацию.
- Салазки для перемещения подвижных элементов. Они изготавливаются при применении нержавеющей стали с высокой прочностью и надежностью. Для того чтобы перемещение основных элементов проходило без сопротивления на салазки подается смазочная жидкость.
- Блоки управления представлены различными рукоятками и клавишами, а также лимбами.