Основные технические характеристики сверлильного настольного станка 2м112
Изготовитель — Кировский станкостроительный завод (по ТУ2.042.00221089.099-2022).
- Диаметр сверления: Ø 3… 12 мм
- Наибольшая глубина сверления: 100 мм
- Наибольшая высота обрабатываемой детали, установленной на рабочем столе: 400 мм
- Пределы чисел оборотов шпинделя в минуту — (5 ступеней) 450, 800, 1400, 2500, 4500 об/мин
- Конец шпинделя — В18 наружный укороченный конус Морзе 2 по ГОСТ 9953
- Стандартный сверлильный патрон — Патрон 16-В18 ГОСТ 8522-79, диапазон зажима 3..16 мм
- Мощность электродвигателя: 0,55 кВт
- Масса станка: 120 кг
Допустимые значения норм точности станка согласно ГОСТ 370 должны соответствовать:
- Радиальное биение конуса шпинделя – 12 мкм;
- Плоскостность рабочей поверхности стола – 25 мкм;
Первоначальный пуск и указание по монтажу и эксплуатации
При установке необходимо прежде всего подсоединить станок (узел охлаждения) к общей системе заземления с помощью специального болта, расположенного на плите станка (на станке бака узла охлаждения).
Ввод питающих проводов осуществляется заказчиком через отверстие, находящееся на задней части плиты станка (на кожухе пульта управления узла охлаждения).
Аппарат ОСЗР (СОЖ) подключается автономно к питающей цепи.
Станок (узел охлаждения) к питающей сети подключается с помощью переключателя Q1.
В начале необходимо произвести пробный пуск станка на холостом ходу, на всех скоростях последовательно, начиная с наименьших оборотов шпинделя. В первый период после пуска станка не рекомендуется работать на максимальных оборотах шпинделя.
Рудимент сверлильного 2м112, или что делать с этим дзержинским "подарком"?
112-е переоценены они по сравнению с НСами всякими
как я цже писал в темах про авто =нету без недостатков=в одних одно лучше ,в других другое и тд ..
повтрюсь про станки ,хотя уже в какой то теме обсуждали — и так нс12 против 2м112
нс из сразу предусмотрено стяжка пиноли , горшек защиты ремня оригинален и красиво смотрится, и как правило еще более менее изготовлены ввиду своей древности, цельная колона . = в остальном , так себе-
из минусов НС — натяжение ремня и крепеж мотора отвратительные .,нету Т пазов в столе, подьем на колонне тоже — чуть что бахнуть патроном в стол легко (лечиться — стакан на колонну ) нету места для электрики (но можно умудрится коробку приделать для пускателей.)
2м112 — из как бы кому не нравилось это основание с местом под электрику, Т пазы и даже система слива СОЖ (не во всех моделях- но прилив позволяет сделать), рама натяжения ремня скорее не перекашивает и не надо ломиком натягивать , система подьема на колонне тоже скорее не надо опасаться падения .,еще можно добавить оригинальность регулировки упора глубины сверления
из — пиноль без регулировки зазора , зажим на колонне малоэффективен , делался уже в последние пятилетки и исходное качество всего хуже чем у НС , немного большие затраты на приведение в идеальное состояние чем НС
в остальном = это подш ШП что на приводе шкива все одинаковое как конструктивно так почти по размерам
каждый выберет себе сам что ближе по душе
ПС= имел все эти станки НС -12 , 2м112 , 2С115вм , 2а106 и не в одном эксземпляре = отремонтировано и продано ,..
по одному пока оставлено — нс 12 только по тому что это пока единственный станок с ориг шильдой Рижского з-да =как раритет .2а106 — очень люблю сверлить до 6 мм именно на нем — жесткость на высшем уровне , 2с115вм (их у нас много -Цесис выпускал ) периодически обновляются …
2м112 так как очень хорошо отреставрировал и очень уж свежии — даже покраска родная осталась .
сейчас немца до военного реставрию — как закончу , скорее всего со всеми расстанусь (кроме 2а106) так как тот перекроет все те в двойне
Изменено 09.05.2021 05:41 пользователем treks
2м112 станок сверлильный настольный. назначение и область применения
Настольный сверлильный станок 2М112 был самым массовым металлорежущим станком в СССР. Он производился несколькими станкостроительными заводами и учебными производственными мастерскими на всей территории страны.
Первые сверлильные станки 2М112 производились с 1976 по техническим условиям ТУ-024-4596-76 года.
В настоящее время станок 2М112 производятся несколькими предприятиями практически в неизменном виде.
Настольно-сверлильный вертикальный станок 2м112 предназначен для сверления отверстий диаметром Ø 0… 12 мм в мелких деталях из чугуна, стали, цветных сплавов и неметаллических материалов в условиях промышленных предприятий, ремонтных мастерских и бытовых мастерских.
Станок 2м112 использовался, также, в школах, профтехучилищах, техникумах для политехнического обучения.
Операции сверления на станке 2м112
Сверлильный станок 2м112 позволяет выполнять следующие операции:
- сверление
- зенкерование
- развертывание
- рассверливание
Нарезание резьбы возможно только в сквозных отверстиях, т.к. реверс вращения шпинделя производится вручную — кнопкой на пульте управления.
Для нарезания резьбы в глухих отверстиях требуется приспособление для остановки метчика в конце отверстия, например, предохранительный патрон.
Комплектация и дополнительные принадлежности сверлильного станка 2м112
В стандартную комплектацию входит:
- собранный станок
- сверлильный патрон 16-В18 ГОСТ8522-79
- Руководство по устройству и эксплуатации
Дополнительные принадлежности станка, позволяющие расширить его возможности:
- Светильник — (например: НКП03-60-002)
- Тиски — (например: 7200-021П) незаменимы при сложных видах обработки, например, небольших деталей или сверления под углом
- Крестовый стол — незаменим для точного координатного сверления или легкого фрезерования
- Револьверная головка — для обработки серии деталей несколькми инструментами
- Узел охлаждения — незаменим при длительном сверлении
Основные технические характеристики сверлильного настольного станка 2м112
Изготовитель — Кировский станкостроительный завод (по ТУ2.042.00221089.099-2022).
- Диаметр сверления: Ø 3… 12 мм
- Наибольшая глубина сверления: 100 мм
- Наибольшая высота обрабатываемой детали, установленной на рабочем столе: 400 мм
- Пределы чисел оборотов шпинделя в минуту — (5 ступеней) 450, 800, 1400, 2500, 4500 об/мин
- Конец шпинделя — В18 наружный укороченный конус Морзе 2 по ГОСТ 9953
- Стандартный сверлильный патрон — Патрон 16-В18 ГОСТ 8522-79, диапазон зажима 3..16 мм
- Мощность электродвигателя: 0,55 кВт
- Масса станка: 120 кг
Допустимые значения норм точности станка согласно ГОСТ 370 должны соответствовать:
- Радиальное биение конуса шпинделя – 12 мкм;
- Плоскостность рабочей поверхности стола – 25 мкм;
Конус морзе инструментальный укороченный
Конус инструментальный — Конус Морзе — одно из самых широко применяемых креплений инструмента. Был предложен Стивеном А. Морзе приблизительно в 1864 году.
Конус Морзе подразделяется на восемь размеров — от КМ0 до КМ7 (на английском: MT0-MT7, на немецком: MK0-MK7).
Стандарты на конус Морзе: ГОСТ 25557 (Конусы инструментальные. Основные размеры), ISO 296, DIN 228. Конусы, изготовленные по дюймовым и метрическим стандартам, взаимозаменяемы во всём, кроме резьбы хвостовика.
Для многих применений длина конуса Морзе оказалась избыточной. Поэтому был введён стандарт на девять типоразмеров укороченных конусов Морзе (B7, B10, B12, B16, B18, B22, B24, B32, B45), эти размеры получены удалением более толстой части конуса. Цифра в обозначении короткого конуса — диаметр толстой части конуса в мм.
Российский стандарт на укороченные конуса ГОСТ 9953 Конусы инструментов укороченные.
Российский стандарт на сверлильные патроны ГОСТ 8522 Патроны сверлильные трехкулачковые.
- B7 — конус Морзе КМ0, D = 7,067 мм;
- B10 — конус Морзе КМ1, D = 10,094 мм. Патрон 4-В10 (0,5÷4 мм);
- B12 — конус Морзе КМ1, D = 12,065 мм. Патрон 6-В12 (0,5÷6 мм), Патрон 8-В12 (1÷8 мм);
- B16 — конус Морзе КМ2, D = 15,733 мм. Патрон 10-В16 (1÷10 мм), Патрон 13-В16 (1÷13 мм);
- B18 — конус Морзе КМ2, D = 17,780 мм. Патрон 16-В18 (3÷16 мм);
- B22 — конус Морзе КМ3, D = 21,793 мм. Патрон 20-В22 (5÷20 мм);
- B24 — конус Морзе КМ3, D = 23,825 мм;
- B32 — конус Морзе КМ4, D = 31,267 мм;
- B45 — конус Морзе КМ5, D = 44,399 мм.
Где D — диаметр конуса в основной плоскости.
Конус морзе инструментальный укороченный
Конус инструментальный — Конус Морзе — одно из самых широко применяемых креплений инструмента. Был предложен Стивеном А. Морзе приблизительно в 1864 году.
Конус Морзе подразделяется на восемь размеров — от КМ0 до КМ7 (на английском: MT0-MT7, на немецком: MK0-MK7).
Стандарты на конус Морзе: ГОСТ 25557 (Конусы инструментальные. Основные размеры), ISO 296, DIN 228. Конусы, изготовленные по дюймовым и метрическим стандартам, взаимозаменяемы во всём, кроме резьбы хвостовика.
Для многих применений длина конуса Морзе оказалась избыточной. Поэтому был введён стандарт на девять типоразмеров укороченных конусов Морзе (B7, B10, B12, B16, B18, B22, B24, B32, B45), эти размеры получены удалением более толстой части конуса. Цифра в обозначении короткого конуса — диаметр толстой части конуса в мм.
Российский стандарт на укороченные конуса ГОСТ 9953 Конусы инструментов укороченные.
Российский стандарт на сверлильные патроны ГОСТ 8522 Патроны сверлильные трехкулачковые.
- B7 — конус Морзе КМ0, D = 7,067 мм;
- B10 — конус Морзе КМ1, D = 10,094 мм. Патрон 4-В10 (0,5÷4 мм);
- B12 — конус Морзе КМ1, D = 12,065 мм. Патрон 6-В12 (0,5÷6 мм), Патрон 8-В12 (1÷8 мм);
- B16 — конус Морзе КМ2, D = 15,733 мм. Патрон 10-В16 (1÷10 мм), Патрон 13-В16 (1÷13 мм);
- B18 — конус Морзе КМ2, D = 17,780 мм. Патрон 16-В18 (3÷16 мм);
- B22 — конус Морзе КМ3, D = 21,793 мм. Патрон 20-В22 (5÷20 мм);
- B24 — конус Морзе КМ3, D = 23,825 мм;
- B32 — конус Морзе КМ4, D = 31,267 мм;
- B45 — конус Морзе КМ5, D = 44,399 мм.
Где D — диаметр конуса в основной плоскости.
Настройка шкалы перемещения шпинделя сверлильного станка 2м112
Настройка шкалы перемещения шпинделя станка 2м112
Шкала перемещения шпинделя сверлильного станка 2м112
При сверлении на заданную глубину можно пользоваться упором, используя шкалу перемещения шпинделя. Поворотом штурвала следует довести сверло до поверхности обрабатываемого изделия и засверлить на глубину конусной заточки сверла. Затем освободить фиксатор 4 и поворотом гайки 5 установить указатель 2 в положение «О». Повернув гайку 5, установить заданную глубину сверления и законтрить фиксатор 4.
Общий вид сверлильного настольного станка 2м112
Фото сверлильного станка 2М112 Кременчугского ИТУ
Фото сверлильного станка 2М112 Кременчугского ИТУ
Фото сверлильного станка 2М112 Кировского станкозавода
Фото сверлильного станка 2М112 Кировского станкозавода
Фото сверлильного станка 2М112 Кировского станкозавода
Особенности разборки и сборки при ремонте
Разборка и сборка станка при ремонте особых затруднений не вызывают т.к. в пиноли установлены обычные радиальные подшипники, которые не регулируются, а просто фиксируются гайкой.
Под шкивом установлены пара радиально-упорных подшипника № 6-36205Е ГОСТ 831-75, натяг которых регулируется гайкой.
Подшипники 6-36205Е ГОСТ 831-75 при замене необходимо дуплексировать (подбирать парами).
При увеличении зазора между гильзой 4 (рис. 6.3) и корпусом свыше 0,15 мм необходимо перерасточить и вновь притереть отверстие под гильзу в корпусе, а гильзу сделать новую или реставрировать, обеспечивая зазор между гильзой и корпусом не более 0,016 мм.
Технические характеристики подшипника 36205е гост 831-75
Подшипник 36205Е — это шариковый однорядный радиально-упорный подшипник. Бывают различные модификации этого типа — основного конструктивного исполнения или неразъемные со скосом на внутреннем кольце. Предназначены для несения двух типов нагрузки — радиальной и упорной. Поскольку последнюю есть возможность воспринимать только в одну сторону, то зачастую для двухсторонней фиксации вала устанавливают по два подшипника. На шпинделях станков, где требуется очень высокая точность, используют два подшипника, притертые друг к другу и продающиеся в комплекте — сдуплексированными — 436205 (аналог 576205).
Выпуск данного типа осуществляется на самарском СПЗ-4 (низкой степени точности, дешевые), ЗАПе (4-36205 Е), Саратовском Подшипниковом Заводе 3 ГПЗ (несколько модификаций: Т-36205 Е5, 4-36205 Е, 5-36205 Е5, 6-36205 Е5, 6-36205 Л). Сдуплексированные подшипники в настоящее время производятся только под заказ.
Импортные подшипники этого типа имеют маркировку 7205CD. Степень точности исполнения проставляется справа через дробь.
Размеры и характеристики подшипника 36205 (7205):
- Внутренний диаметр (d) – 25 мм;
- Наружный диаметр (D) – 52 мм;
- Ширина (высота) (Н) – 15 мм;
- Масса – 0,122 кг;
- Диаметр шарика: – 7,938 мм;
- Количество шариков в подшипнике: – 12 шт.;
- Диаметр борта наружного кольца: – 42,8 мм;
- Диаметр борта внутреннего кольца: – 34,2 мм;
- Грузоподъемность динамическая: – 16,7 кН;
- Грузоподъемность статическая: – 9,1 кН;
- Номинальная частота вращения: – 17000 об/мин.
Схема подшипника 36205 (7205) сверлильного станка 2М112
Технические характеристики подшипника 203 гост 8338-75
Подшипник 203 (6203) — шариковый радиальный и предназначен для восприятия радиальных нагрузок и в очень незначительной степени осевых.
Подшипник этого типоразмера изготавливается как открытого, так и закрытого типа. Подшипник 80203 — закрыт с обеих сторон стальными шайбами, подшипник 60203 — закрыт с одной стороны стальной шайбой. Подшипник 180203 — закрыт с двух сторон резиновыми уплотнениями для защиты от попадания пыли и утечки пластической смазки которая внесена на заводе. Тип смазки отмечен обозначением справа от номера подшипника. Наиболее часто применяются с9 , с17 и с 30. Еще одной разновидностью данного подшипника является номер 50203 — это открытый подшипник, отличается от 203 наличием стопорной канавки для стопорного кольца по внешней поверхности наружного кольца.
Подшипник 203 и его модификации производятся большим количеством заводов СНГ — 8 ГПЗ (Харьков), 3 ГПЗ (Саратов — входит в ЕПК, пожалуй лучшее качество), 23 ГПЗ (Вологда — средняя категория качества), 2 ГПЗ и СПЗ-4 (Москва и Самара соответственно — самые дешевые, но и наименее долговечны и качественны). Самые дешевые, самарские, стоят немногим более 20 рублей.
Есть еще масса прочих брэндов китайского происхождения (CRAFT, KG, NXZ, CX) — их покупать не рекомендуется.
Подшипники этого типа и размера являются очень ходовыми и производятся на заводах постоянно, поэтому найти такой новый качественный подшипник производства нормального завода — не проблема. Подшипники производятся в основном 6 и нулевым классом точности, но также есть и 4 и 5. Найти последние, правда, достаточно затруднительно, поскольку в настоящее время они производятся по ЕТУ и для рядового потребителя такие подшипники доступны только ворованные или с какой-либо еще мутной историей (поставляются с завода на завод).
Импортный аналог обозначается как 6203 /Рх (где х — класс точности изделия) с дополнительными обозначениями защитных шайб и заглушек как Z (с одной стороны), ZZ или 2RS (с двух сторон). Существует масса производителей, цены на продукцию которых могут различаться во много раз, также, как и долговечность изделий и их характеристики. Самые дешевые из импортных подшипников — FBJ стоят чуть меньше 40 рублей (если Вам предлагают «импортный» подшипник дешевле этой цены, то это повод усомниться в его качестве и порядочности продавца), наиболее же дорогие марки (FAG, SKF, KOYO и другие) имеют цену 120 — 150 рублей (при этом открытые модификации, естественно, несколько дешевле закрытых).
Шариковые однорядные подшипники этого размера разных модификаций широко применяются в отечественной автомобильной промышленности. Так, закрытые с обеих сторон стальными шайбами 80203 устанавливаются в коробку передач и вентилятор автомобилей ГАЗ (в том числе Газель и Соболь), в КПП автобусов КаВЗ. Закрытые с обеих сторон резиновыми заглушками подшипники, имеющие дополнительный тепловой зазор 76-180203 (аналог 6203 2RS-C3) стоят в вентиляторе «Оки» и легковых автомобилей ВАЗ (2103-2107).
Закрытый с одной стороны подшипник 60203 широко применяется в коробках передач легковых и грузовых автомобилей и автобусов следующих марок: БелАЗ, ГАЗ, ЕрАЗ, КАвЗ, ПАЗ, РАФ, САЗ, УАЗ.
Открытый подшипник 203 широко применяется в разных узлах двигателей грузовиков отечественного производства: КрАЗ, МАЗ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и других.
Размеры и характеристики подшипника 203 (60203, 80203, 180203, 6203):
- Внутренний диаметр (d) – 17 мм;
- Наружный диаметр (D) – 40 мм;
- Ширина (высота) (Н) – 12 мм;
- Масса – 0,06 кг;
- Диаметр шарика: – 7,144 мм;
- Количество шариков в подшипнике: – 7 шт.;
- Грузоподъемность динамическая: – 9,56 кН;
- Номинальная частота вращения: – 20 000 об/мин.
Схема подшипника 203 (60203, 80203, 180203, 6203)
Технические характеристики подшипника 104 гост 8338-75
Подшипник 104 — это шариковый однорядный радиальный подшипник (имеются модификации — помимо открытого (104), есть закрытый металлической шайбой с одной стороны (60104), с двух сторон (80104), а также с двухсторониим уплотнением из маслостойкой резины (180104). В последний тип пластическая смазка заложена уже на заводе.
Импортный аналог — подшипник 6004. Обозначения Z, ZZ, 2RS — указывают на наличие защитных шайб и уплотнений, производится практически всеми ведущими фирмами (SKF, FAG, Koyo, Nachi, NSK, NTN, SNR и менее «дорогими», но не такими надежными NKE, FBJ, IBC, LSA, ZKL).
Подшипник 104 выпускался ранее 2, 4, 5, 6, 7, 0 классом точности (напоминаем — чем меньше цифра обозначения класса точности, тем дороже и качественнее подшипник). В настоящий момент выпускаются в основном подшипники 6 класса точности (6-104, 180104 и т.д.). В СССР был также налажен выпуск подшипников 104 усиленной конструкции, с сепараторами из бронзы, тяжелых металлов, нержавеющей стали (подшипник 6-104 Ю), дюрали.
Шариковый однорядный подшипник 6-104 (6-60104, 6-80104, 6-180104) нашел широкое применение в отечественной автотехнике. Им оснащается шестерня рулевого управления автомобилей ВАЗ (2110-2112), двигатель различных моделей грузовиков ГАЗ, МАЗ, также устанавливаются в гидронасосы тракторов и во множество других узлов и механизмов.
Размеры и характеристики подшипника 104 (800104, 180104, 60104, 6004):
- Внутренний диаметр (d) – 20 мм;
- Наружный диаметр (D) – 42 мм;
- Ширина (высота) (Н) – 12 мм;
- Масса – 0,07 кг;
- Диаметр шарика: – 6,35 мм;
- Количество шариков в подшипнике: – 9 шт.;
- Грузоподъемность динамическая: – 9,36 кН;
- Номинальная частота вращения: – 20 000 об/мин.
Схема подшипника 203 (60203, 80203, 180203, 6203)
Очередной настольно-сверлильный вертикальный станок 2м112
Всем привет.
Знаю, что тем с данным станком много, но когда я только мечтал о данном станке интересно было читать все варианты и темы по нему, т.к. в каждой теме всегда есть что-то своё.
Пока я был занят разбором своего 2А112 мне в руки попал тот, о котором я давно мечтал. Как и многие, я мечтал, естественно о 2М112. Когда я его забирал у последнего владельца, мне было показано. что он включается, крутит, но с жутким биением и только в одну сторону. На глаз биение было 4-5мм на 10мм.сверле при полном опускании. При вращении станок очень гремел шкивами, а траектория вращения шкивов сильно устрашала. Но, цена была более-менее адекват, ехал я за ним 2,5 часа по жутким пробкам 80км. в пятницу, да и передо мной стоял тот самый о котором я давно грезил. В общем, брал практически не разгядывая, быстрее быстрее, пока продавец не передумал. Сфоткать на месте забыл, но вид был такой, что он 24/7 сверлил 10-м сверлом всё дерево, что есть в столярке, т.е. полностью завален опилками.
Привёз домой, загрузил на балкон и вот он
Первое что сделал, после установки на балкон, покрутил от руки движок. Оказалось, что ведомый шкив был разбит посадочным отверстием на валу. Причём в шкив был загнан болт, который должен был фиксировать шкив на валу, только вот когда этот болт загоняли даже не посмотрели, что он не достаёт до вала. В итоге болтающийся во все стороны шкив крутился то с валом, то по валу слизывая вал и своё посадочное отверстие. После разбора вал (переходная втулка со шкива на шпиндель) выглядит вот так
Светлая полоса на валу это и есть то самое прилегание к шкиву (контактное пятно), по которому становится ясно откуда были страшные звуки и траектории шкива при работе. Закрутил в отверстие шкива первую попавшуюся шпильку и сразу стало более приятное вращение.
Видео по разборке не стал снимать, т.к. станок практически сам разбирался при потягивании или покручивании руками.
В целом, станок уставший, пережил 2-3 покраски и был собран из нескольких. Шильда не осталось, определить где и кем сделан нет возможности. Станина от одного станка, с самопальным ящиком для электроники на скорую руку
Стойка цельнометаллическая и гайкой от другого донора
отверстия крепёжной гайки и стола не совсем сходятся и болты с нагягом влезают в 4 отверстия (из-за этого 2 центральных отверстия заглушены), а гайка встаёт немного наперекос
Бабка с пластиной под двигатель от третьего донора
Причём пытался найти такую бабку у других станков, но так и не смог. Её визуальное отличие от других — наличие 6 впадин с каждой стороны, в метах перехода с квадратного отверстия на отверстие для стойки
Двигатель от четвёртого, на фотосессию ещё не попал.
§
Давно как-то не добирался до своих тем, чтобы как-то дополнить. Вот, решил немного поделиться.
Эпопея с моим 2М112 за прошедшее время сдвинулась, но не без нюансов. Пока я ломал голову, как его восстанавливать, имея в руках по-большому счёту, пассатижи и отвёртку, бегал в поисках нового шпинделя, выяснял где, за сколько и как загильзовать бабку и пр.. Общался с разными людьми, которые занимаются в основном перепродажей. Показывал свой гнутый в хлам шпиндель и в ответ слышал только охи и ахи, что такого нету, но раньше было как грязи.. Но все общения и прочёсывание рынка не прошли даром. Среди тех с кем довелось пообщаться, один мне предложил взглянуть на кое-какой интересный «экземпляр». Придя к тому самому, чего он мне хотел показать, я как-то сразу не рассмотрел, что он мне втюхивает, т.к. изначально я пришёл только за шпинделем, а тут ещё один станок, за сумашедшие для него деньги так ещё и некомплектный, т.е. без станины. Станину «предприниматель» давным давно продал отдельно, описывая, что там было что-то на подобии трёх координатного, прецизионного стола с кучей всяких прелестей и пр.. В общем я, непрофессиональным взглядом станочника, сразу не оценил и вообще забыл про это предложение. Спустя несколько дней, что-то «прилетело» в голову и я вспомнил про этот станок, причём вспомнил в тех подробностях, на которые даже не обращал внимания. Не долго думая, снова прокатился на другой конец города, чтобы ещё раз, но поподробнее взглянуть на станок, и заодно сфотографировать, для оценки реальной стоимости. Того предпринимателя, который мне предлагал этот экземпляр, на работе не оказалось, но был другой, который был не в курсе «впариваний» мне, и цена была озвучена чуть меньшая, но всё-равно бессовестно большая. Всё зафоткал, придя домой, выложил на опознание, т.к. сам ничего подобного найти не смог. Спустя пару дней, зуд в одном месте усилился, а каммент типа «бери и беги» подстёгивал ещё больше.
В 6 утра я был на рынке, с тремором в конечностях, последними сбережениями и плюс ещё в долг залез 🙂 Фотки я уже выкладывал в «опознавалке», но продублирую сюда и кое-какие ещё добавлю :
Когда это оказалось у меня на балконе, естественно, без каких либо раздумий, сразу приступил к разборке. В процессе разбирания выяснил, что станку уже проводилась полная ревизия, но довольно-таки качественная. Отдельное и самое пожалуй большое внимание, в первую очередь, привлекает шпиндель
В диаметре 85мм и в сравнении с более распространёнными выглядит очень внушительно
Пиноль имеет небольшой люфт на максимальном вылете, но не криминальный и при использовании меньшего вылета, всё будет гораздо лучше.
Из-за появления большого «зверинца» станков, вопрос с отсутствующей станиной даже не возник, её буду брать от 2М112. Все же остальные части, скорее всего, буду продавать. Единственная загвоздка в женитьбе новой бабки и имеющейся станины со стойкой от 2М112 в том, что стойка у 2М112 имеет диаметр 68мм, а вновь приобретённый станок имеет отверстие 65мм. Рассверливать отверстие сверлом — не вариант. т.к. вылезает много нюансов и проблем, поэтому только фрезеровка. Найти услугу фрезерования бабки в местных и близлежащих сервисах удалось, но стоиомость не совсем устроила.
В общем, теперь имею несколько станков, все в разобранном и не рабочем состоянии, но процесс потихоньку двигается вперёд. Отписывать по-немногу и часто пока сложно, т.к. сезон, дела и пр., но начатое по-любому будет продолжено и завершено. Обо всём обязательно расскажу
§
Эх, давненько не писал в эту тему, хотя и были кое какие подвижки с этим станком. Исправлюсь…
После очистки от старой краски, в руки попал ещё один станочек (Калязинский 2Г103П на высокой станине, 1984 г.в.), которым я тоже решил сразу заняться. В результате, окрашивал сразу оба станка. Отдельное внимание и видео про окраску этого станка решил не делать, дабы поменьше было одинакового контента.
Помимо окраски, были сделаны доработки и решены вопросы:
1. Стойка, которая досталась с усиленным 2М112 была 65мм в диаметре и на 12см ниже той, которая была имеющаяся от обычного 2М112. Всё это привело к тому, что появилась необходимость проточить бабку с имеющихся 65мм до 68мм. Получалось, что надо было проточить отверстие диаметром 68мм на глубину 19,5см. Такую задачу можон решить следующими способами :
— сверлом, которое сложновато было найти, но получилось бы отверстие с непонятной элипсностью и конусностью, т.к. начало сверла по-любому всегда чуть меньше, чем конец его рабочей части, а допустимые биения на сверлилках не подходят для данного «места».
— зажать бабку в огромный токарник и проточить резцом изнутри, но подобные токарники, хоть и существуют, но даже у частных контор сомневаюсь, что бывают в арсенале
— проточить на фрезерном станке, но не каждый фрезерный сможет такой диаметр проточить на такую глубину
В итоге, нашёл пару контор по металлообработке, которые предлагали провести работы на фрезерном, но цена… это какой-то космос… Спустя около 1,5 месяцев нашёл человека, который согласился провести необходимые мероприятия за более гуманные деньги. Да и занимался он подобной работой постоянно. Им оказался человек, занимающийся проточкой блоков цилиндров авто двигателей. В результате получилось идеальное отверстие, ещё хон добавить, и вообще от двигательного цилиндра не отличить (ну если только по глубине).
На фото не очень хорошо видно, но отверстие получилось супер пупер. Итак, решив вопрос с бабкой возник вопрос №2
2.Гайка, которая бегает по красивому винту-стойке оказалась очень кривой. До меня она использовалась таким образом, что своей кромкой упиралась в бабку и там крутилась, а подшипник, который должен был упираться в бабку, просто лежал внутри гайки. Из-за постоянного поднятия/опускания бабки этой гайкой «прилётов» этой гайке молотком или кувалдой, она стала яйцеобразной формы в области установки подшипника. Поход к токарю и проточка на 3 десятки решили проблему и теперь подшипник легко залетал на своё место. Но, глубина гайки была выше, чем высота подшипника
Вопрос решился очень просто, взял ещё одну обойму от такого же подшипника и высота получилась как надо
3..Имеющаяся станина со стойкой соединяются переходной шайбой. Отверстия крепления шайбы к станине не соосны и в результате из 6 отверстий, совпадают только 4, ито с сильным натягом болтов
Появилась мысль сделать проставку, которая одними болтами крепится к станине, а другими соединяется с переходной шайбой. Нарисовал модель, закинул модель знакомому токарю и уже через 3 дня она была готова :
Высотой 50мм., отшлифованная в зеркало и с соблюдением плоскостностей… я просто писил кипяточком, когда первый раз взял её в руки. Помимо соосности, данная проставка решала ещё один вопрос — увеличение рабочей высоты. Промерив всё и прикинув, получилось, что от исходной стандартной выстоы 2М112 одна только бабка уменьшает рабочую высоту на 110мм, а сюда можно ещё прибавить 2-х координатный стол с высотой 120мм, который хотелось бы накинуть потом на станину…. в общем так себе высота остаётся. Поняв это, накидал ещё одну похожую проставочку, с такой же высотой, но тут-то и началось долгое ожидание выполнение работы и как итог — ничего не получилось. Поэтому идея с проставками пока откладывается, а станок будет собираться без них. В дальнейшем, либо поставлю только имеющуюся, либо найду способ сделать вторую необходимую проставку.
Перечень элементов к электрической схеме
- Q1 — Переключатель ПКУ3-154И-2037У3 ТУ 16-526.047-74
- S1 — Выключатель КЕ201У3 исп. 5 красный «П» ТУ 16-642.015-84
- S2, S3 — Выключатель КЕ181У3 исп. 2 черный «П» ТУ 16-642.015-84
- Е1 — Светильник НКП03-60-0.04УХ4 ТУ 16.876.184-86. Лампа М 024-40 ГОСТ 1182-77
- Ml — Двигатель АИР 71 А4У3, 380 В, 50 Гц ТУ 16-525.564-84 или 4А71А4У3 ГОСТ 19523-81
- F1, F2, F3 — Предохранитель ПРС-6У3-П с плавкой вставкой ПВД1-6У3 ТУ 16-522.112-74
- К1, К2 — Пускатель ПМЕ-041У4 (380 В, 50 Гц) ОСТ 16.0.536.001-72
- Т, Q2, F4 — Аппарат ОСЗР-0,04-83УХЛ3 ТУ 16-6/1 041-84 (СОЖ)
Допускается замена комплектующих без ухудшения качества станка.
Электрическая схема сверлильного станка 2м112 на 220В
Пульт управления сверлильного станка 2м112
Монтаж электросхемы сверлильного станка 2м112
Подшипники шпинделя сверлильного станка 2м112
Схема расположения подшипников на сверлильном станке 2м112
- Подшипник шариковый радиальный № 5-104 ГОСТ 8338-75, класс точности 5, 2 шт.
- Подшипник шариковый радиальный № 5-203 ГОСТ 8338-75, класс точности 5, 1 шт.
- Подшипник шариковый однорядный радиально-упорный № 6-36205Е ГОСТ 831-75, класс точности 6, 2 шт.
- Подшипник шариковый радиальный № 8114 ГОСТ 6874-75, класс точности 0, 1 шт.
Принцип работы и особенности конструкции станка
Отсчет глубины сверления производится по плоской шкале или упору.
Оригинальная конструкция натяжения ременной передачи позволяет быстро менять положение ремня на шкивах для получения нужной скорости резания.
Использование тумбы для установки станка дает возможность для сверления торцов длинных деталей, например валов. Диаметр вала — до сто двадцати миллиметров, длина — до тысячи миллиметров.
Шпиндель станка 2м112 получает пять скоростей вращения от пятиступенчатых шкивов привода, что обеспечивает свободный выбор скоростей резания в диапазоне от 450 до 4500 об/мин.
Конец шпинделя — наружный укороченный конус морзе КМ2, обозначение В18 по ГОСТ 9953-82 (Конусы инструментальные укороченные) — конус укороченный: D = 17,780 мм, длина конуса 37,0 мм.
Укороченному конусу В18 соответствует сверлильный трехкулачковый патрон 16-го типоразмера по ГОСТ 8522-79 (Патроны сверлильные трехкулачковые) с диапазоном зажима от 3 до 16 мм.
Пример условного обозначения сверлильного 3-х кулачкового патрона, типоразмера 16, с присоединительным конусным отверстием В18:
Патрон 16-В18 ГОСТ 8522-79
Размеры и характеристики подшипника 104 (800104, 180104, 60104, 6004):
- Внутренний диаметр (d) – 20 мм;
- Наружный диаметр (D) – 42 мм;
- Ширина (высота) (Н) – 12 мм;
- Масса – 0,07 кг;
- Диаметр шарика: – 6,35 мм;
- Количество шариков в подшипнике: – 9 шт.;
- Грузоподъемность динамическая: – 9,36 кН;
- Номинальная частота вращения: – 20 000 об/мин.
Схема подшипника 203 (60203, 80203, 180203, 6203)
Размеры и характеристики подшипника 203 (60203, 80203, 180203, 6203):
- Внутренний диаметр (d) – 17 мм;
- Наружный диаметр (D) – 40 мм;
- Ширина (высота) (Н) – 12 мм;
- Масса – 0,06 кг;
- Диаметр шарика: – 7,144 мм;
- Количество шариков в подшипнике: – 7 шт.;
- Грузоподъемность динамическая: – 9,56 кН;
- Номинальная частота вращения: – 20 000 об/мин.
Схема подшипника 203 (60203, 80203, 180203, 6203)
Размеры и характеристики подшипника 36205 (7205):
- Внутренний диаметр (d) – 25 мм;
- Наружный диаметр (D) – 52 мм;
- Ширина (высота) (Н) – 15 мм;
- Масса – 0,122 кг;
- Диаметр шарика: – 7,938 мм;
- Количество шариков в подшипнике: – 12 шт.;
- Диаметр борта наружного кольца: – 42,8 мм;
- Диаметр борта внутреннего кольца: – 34,2 мм;
- Грузоподъемность динамическая: – 16,7 кН;
- Грузоподъемность статическая: – 9,1 кН;
- Номинальная частота вращения: – 17000 об/мин.
Схема подшипника 36205 (7205) сверлильного станка 2М112
Регулирование сверлильного станка 2м112
В процессе эксплуатации станка возникает необходимость в регулировании его составных частей с целью восстановления их нормальной работы.
Регулирование натяжения ремней привода Если с течением времени наблюдается уменьшение крутящего момента шпинделя, то следует проверить натяжение ремня. Если ремень окажется недостаточно натянутым, его следует подтянуть. Для этого требуется поднять кожух, закрывающий клиноременную передачу, освободить подмоторную плиту от зажима при помощи рукоятки 6 (рис. 3), поворотом кнопки 2 натянуть ремень и опять зафиксировать плату рукояткой 6.
Сведения о производителе настольно-сверлильного станка модели 2м112
Некоторые производители настольно-сверлильного станка 2м112:
- Вильнюсский станкостроительный завод Комунарас
- Кировский станкостроительный завод, КСЗ
- Кировский завод СельМаш г. Киров
- ПромСтройМаш г. Оренбург
- Практика объединенные учебные мастерские г. Паневежес
- УВД Полтавской области
- Кременчугский ИТУ г. Кременчуг
- Звезда-Плюс г. Киров
- Вятский станкостроительный завод г. Киров
Все станки, выпущенные этими предприятиями, были практически идентичны.
Вильнюсский станкостроительный завод Коммунарас выпускал, также, настольные сверлильные станки ВС-327, ВС-410, ВС-415, собранные на базе станка 2М112.
Спецификация органов управления станка 2м112
- Рукоятка ручной подачи шпинделя
- Рукоятка натяжения ремня
- Рукоятка фиксации шпиндельной бабки на колонке
- Рукоятка для перемещения шпиндельной бабки по колонке
- Кнопка вкючения двигателя в прямом направлении (по часовой стрелке, если смотреть со стороны шпинделя в сторону заготовки)
- Рукоятка зажима подмоторной плиты
- Кнопка вкючения двигателя в обратном направлении (против часовой стрелки)
Таблица чисел оборотов сверлильного станка 2м112
Спецификация составных частей сверлильного станка 2м112
- Колонка (Кронштейн)
- Зажимное устройство шпиндельной бабки
- Электропривод
- Механизм подъема шпиндельной бабки
- Кронштейн
- Плита
- Кожух
- Шпиндельная бабка (Корпус)
- Механизм натяжения ремня
- Плита подмоторная
- Шпиндель
- Хомут
- Ступица
Список литературы
Технические характеристики подшипника 104 гост 8338-75
Подшипник 104 — это шариковый однорядный радиальный подшипник (имеются модификации — помимо открытого (104), есть закрытый металлической шайбой с одной стороны (60104), с двух сторон (80104), а также с двухсторониим уплотнением из маслостойкой резины (180104). В последний тип пластическая смазка заложена уже на заводе.
Импортный аналог — подшипник 6004. Обозначения Z, ZZ, 2RS — указывают на наличие защитных шайб и уплотнений, производится практически всеми ведущими фирмами (SKF, FAG, Koyo, Nachi, NSK, NTN, SNR и менее «дорогими», но не такими надежными NKE, FBJ, IBC, LSA, ZKL).
Подшипник 104 выпускался ранее 2, 4, 5, 6, 7, 0 классом точности (напоминаем — чем меньше цифра обозначения класса точности, тем дороже и качественнее подшипник). В настоящий момент выпускаются в основном подшипники 6 класса точности (6-104, 180104 и т.д.).
Шариковый однорядный подшипник 6-104 (6-60104, 6-80104, 6-180104) нашел широкое применение в отечественной автотехнике. Им оснащается шестерня рулевого управления автомобилей ВАЗ (2110-2112), двигатель различных моделей грузовиков ГАЗ, МАЗ, также устанавливаются в гидронасосы тракторов и во множество других узлов и механизмов.
Технические характеристики подшипника 203 гост 8338-75
Подшипник 203 (6203) — шариковый радиальный и предназначен для восприятия радиальных нагрузок и в очень незначительной степени осевых.
Подшипник этого типоразмера изготавливается как открытого, так и закрытого типа. Подшипник 80203 — закрыт с обеих сторон стальными шайбами, подшипник 60203 — закрыт с одной стороны стальной шайбой. Подшипник 180203 — закрыт с двух сторон резиновыми уплотнениями для защиты от попадания пыли и утечки пластической смазки которая внесена на заводе.
Тип смазки отмечен обозначением справа от номера подшипника. Наиболее часто применяются с9 , с17 и с 30. Еще одной разновидностью данного подшипника является номер 50203 — это открытый подшипник, отличается от 203 наличием стопорной канавки для стопорного кольца по внешней поверхности наружного кольца.
Подшипник 203 и его модификации производятся большим количеством заводов СНГ — 8 ГПЗ (Харьков), 3 ГПЗ (Саратов — входит в ЕПК, пожалуй лучшее качество), 23 ГПЗ (Вологда — средняя категория качества), 2 ГПЗ и СПЗ-4 (Москва и Самара соответственно — самые дешевые, но и наименее долговечны и качественны). Самые дешевые, самарские, стоят немногим более 20 рублей.
Есть еще масса прочих брэндов китайского происхождения (CRAFT, KG, NXZ, CX) — их покупать не рекомендуется.
Подшипники этого типа и размера являются очень ходовыми и производятся на заводах постоянно, поэтому найти такой новый качественный подшипник производства нормального завода — не проблема. Подшипники производятся в основном 6 и нулевым классом точности, но также есть и 4 и 5.
Импортный аналог обозначается как 6203 /Рх (где х — класс точности изделия) с дополнительными обозначениями защитных шайб и заглушек как Z (с одной стороны), ZZ или 2RS (с двух сторон). Существует масса производителей, цены на продукцию которых могут различаться во много раз, также, как и долговечность изделий и их характеристики.
Самые дешевые из импортных подшипников — FBJ стоят чуть меньше 40 рублей (если Вам предлагают «импортный» подшипник дешевле этой цены, то это повод усомниться в его качестве и порядочности продавца), наиболее же дорогие марки (FAG, SKF, KOYO и другие) имеют цену 120 — 150 рублей (при этом открытые модификации, естественно, несколько дешевле закрытых).
Шариковые однорядные подшипники этого размера разных модификаций широко применяются в отечественной автомобильной промышленности. Так, закрытые с обеих сторон стальными шайбами 80203 устанавливаются в коробку передач и вентилятор автомобилей ГАЗ (в том числе Газель и Соболь)
Закрытый с одной стороны подшипник 60203 широко применяется в коробках передач легковых и грузовых автомобилей и автобусов следующих марок: БелАЗ, ГАЗ, ЕрАЗ, КАвЗ, ПАЗ, РАФ, САЗ, УАЗ.
Открытый подшипник 203 широко применяется в разных узлах двигателей грузовиков отечественного производства: КрАЗ, МАЗ, Урал, КамАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и других.
Технические характеристики подшипника 36205е гост 831-75
Подшипник 36205Е — это шариковый однорядный радиально-упорный подшипник. Бывают различные модификации этого типа — основного конструктивного исполнения или неразъемные со скосом на внутреннем кольце. Предназначены для несения двух типов нагрузки — радиальной и упорной.
Поскольку последнюю есть возможность воспринимать только в одну сторону, то зачастую для двухсторонней фиксации вала устанавливают по два подшипника. На шпинделях станков, где требуется очень высокая точность, используют два подшипника, притертые друг к другу и продающиеся в комплекте — сдуплексированными — 436205 (аналог 576205).
Выпуск данного типа осуществляется на самарском СПЗ-4 (низкой степени точности, дешевые), ЗАПе (4-36205 Е), Саратовском Подшипниковом Заводе 3 ГПЗ (несколько модификаций: Т-36205 Е5, 4-36205 Е, 5-36205 Е5, 6-36205 Е5, 6-36205 Л). Сдуплексированные подшипники в настоящее время производятся только под заказ.
Импортные подшипники этого типа имеют маркировку 7205CD. Степень точности исполнения проставляется справа через дробь.
Технические характеристики станка 2м112
Наименование параметра | 2М112 | НС12А |
---|---|---|
Основные параметры станка | ||
Наибольший диаметр сверления, мм | 12 | 12 |
Наименьшее и наибольшее расстояние от торца шпинделя до стола | 20..400 | 20..420 |
Расстояние от оси вертикального шпинделя до направляющих стойки (вылет), мм | 190 | 185 |
Рабочий стол | ||
Ширина рабочей поверхности стола, мм | 250 х 250 | 360 х 360 |
Число Т-образных пазов | 3 | 3 |
Шпиндельная бабка. Шпиндель | ||
Наибольшее перемещение шпиндельной головки, мм | 300 | 300 |
Ход гильзы шпинделя, мм | 100 | 100 |
Частота вращения шпинделя, об/мин | 450, 800, 1400, 2500, 4500 | 450, 710, 1400, 2500, 4500 |
Количество скоростей шпинделя | 5 | 5 |
Конус шпинделя | Морзе 2В | Морзе 2В |
Конец шпинделя | Морзе В18 | Морзе В18 |
Привод | ||
Электродвигатель привода главного движения, кВт (об/мин) | 0,55 (1380) | 0,65 |
Габарит и масса станка | ||
Габариты станка (длина ширина высота), мм | 795 х 370 х 950 | 770 х 465 х 700 |
Масса станка, кг | 120 | 121 |
- Станок настольно-сверлильный вертикальный 2М112, Руководство по эксплуатации 2М112.00.000 РЭ, Вильнюс, 1978
- Барун В.А. Работа на сверлильных станках,1963
- Винников И.З., Френкель М.И. Сверловщик, 1971
- Винников И.З. Сверлильные станки и работа на них, 1988
- Лоскутов B.В Сверлильные и расточные станки, 1981
- Панов Ф.С. Работа на станках с ЧПУ, 1984
- Попов В.М., Гладилина И.И. Сверловщик, 1958
- Сысоев В.И. Справочник молодого сверловщика,1962
Список литературы
Связанные ссылки. Дополнительная информация
Указания по обслуживанию электрооборудования станка
Монтаж электрооборудования произведен проводами следующих расцветок:
- силовые цепи — черными
- цепи управления — красными
Для обеспечения длительной и безаварийной работы станка необходимо регулярно очищать электродвигатель, пусковую и защитную аппаратуру от пыли, а контакты — от нагара; соединения приводов с аппаратурой по мере необходимости подтягивать.
Электрическая схема сверлильного станка 2м112 на 380В
Шпиндель
Шпиндельный узел (рис. 5) смонтирован в корпусе, а шпиндель 1 — в гильзе 4 на шарикоподшипниках 3 и 6.
Шпиндель получает вращение от втулки 8 и шкива 9 через шлицевое соединение.
Подача шпинделя — ручная, осуществляется вращением штурвала при помощи валика-шестерни 5 и гильзы с рейкой 4.
Гайка 2 предназначена для снятия сверлильного патрона с конуса шпинделя.
Ручка натяжителя ремня 10 регулирует расстояние между подающим и приемным шкивами станка.
Чертеж шпинделя сверлильного станка 2м112
Чертеж шпинделя сверлильного станка 2М112. Смотреть в увеличенном масштабе
Шпиндельная бабка
Основу шпиндельной бабки составляет чугунный корпус. В корпусе смонтированы шпиндельный узел, механизм натяжения ремня, местное освещение станка.
Сзади к бабке прикреплен электродвигатель.
Шпиндельная бабка может поворачиваться на колонке и фиксироваться в нужном положении.
Для перемещения шпиндельной бабки по колонке 1 (рис. 2) надо освободить зажимное устройство 2.
Поворотом гайки 4 влево или вправо можно поднять или опустить шпиндельную бабку 8.
Электрооборудование и электрическая схема сверлильного станка 2м112
Электропитание сверлильного станка 2м112 ~380 или ~220 Вольт.
Станки, изготовленные для промышленных предприятий и учебных заведений имют питающее напряжение ~380 В, для передвижных мастерских — ~220 В. Местное освещение имеет безопасное напряжение ~24 В.
Все электрооборудование станка: переключатели, трансформатор, предохранители помещается под плитой рабочего стола.