ТКАЦКИЙ СТАНОК • Большая российская энциклопедия — электронная версия

Основные характеристики

Особое место в технических параметрах занимают размеры станков. Наиболее компактными габаритами располагают традиционные ручные машинки, которые легко размещаются даже в небольшой квартире. Их можно сравнить со стиральной машиной, но важно учитывать и необходимость организации рабочего места.

Одной из важнейших характеристик является ширина полотна, которая в среднем варьируется от 50 до 100 см. Разумеется, ткацкий станок для промышленных нужд может располагать и двухметровой шириной полотна, что позволяет изготавливать ковры. Также следует учитывать размеры установки, с точки зрения размещения на полу.

Основные виды ткацких станков

Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных).

Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых, и т.п. тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые)

История

Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки.

Как работала машина

Для понимания революционной новизны изобретения необходимо в общих чертах представлять принцип работы ткацкого станка. Если рассмотреть ткань, можно увидеть, что она состоит из плотно переплетенных продольных и поперечных нитей. В процессе изготовления продольные нити (основа) протягиваются вдоль станка; половина из них через одну крепятся к рамке-«ремизке», другая половина — к другой такой же рамке. Эти две рамки перемещаются вверх-вниз друг относительно друг друга, разводя нити основы, и в образовавшийся зев туда-сюда снует челнок, тянущий поперечную нить (уток). В результате получается простейшее полотно с нитями, переплетенными через одну. Рамок-ремизок может быть больше двух, и двигаться они могут в сложной последовательности, поднимая или опуская нити группами, отчего на поверхности ткани образуется узор. Но количество рамок все равно невелико, редко когда бывает больше 32, поэтому узор получается простым, регулярно повторяющимся.

На жаккардовом станке рамок нет вообще. Каждая нить может перемещаться отдельно от других с помощью цепляющего ее стержня с кольцом. Поэтому на полотне можно выткать узор любой степени сложности, даже картину. Последовательность движения нитей задается с помощью длинной зацикленной ленты перфокарт, каждая карта соответствует одному проходу челнока. Карта прижимается к»считывающим» проволочным щупам, часть из них уходит в отверстия и остается неподвижной, остальные утапливаются картой вниз. Щупы связаны со стержнями, управляющими движением нитей.

Сложноузорчатые холсты умели ткать и до Жаккара, но это было по силам только лучшим мастерам, и работа была адская. Внутрь станка забирался работник-дергальщик и по команде мастера вручную поднимал или опускал отдельные нити основы, количество которых иногда исчислялось сотнями. Процесс был очень медленным, требовал постоянно сосредоточенного внимания, и неизбежно случались ошибки. Кроме того, переоснащение станка с одного сложноузорчатого холста на другую работу растягивалось иногда на многие дни. Станок Жаккара делал работу быстро, без ошибок — и сам. Единственным трудным делом теперь было набивать перфокарты. На производство одного комплекта уходили недели, зато однажды изготовленные карты могли использоваться снова и снова.

Классификация по способу прокладки нити

По этому признаку и выделяют пневматические и гидравлические устройства. Правда, существует и третья разновидность – рапирные машины. Что касается пневматических моделей, то они прокладывают нить в зеве при помощи воздушного потока. Для этого предназначено основное сопло, вмонтированное в конструкцию бедра.

Важно отметить, что данная часть фиксируется к магистральной емкости, распределяющей сжатый воздух. Также распространены гидравлические и рапирные виды ткацких станков, которые задействуют в процессе прокладки воду и специальные подающие элементы. В первом случае нить проводится летящей водяной каплей.

В целом устройство таких станков соответствует пневматическим аналогам, только вместо воздуха используется струя воды. Рапирные механизмы вводят нить в зев двумя металлическими стержнями, один из которых выполняет подающую функцию, а второй – принимающую.

Нюансы техобслуживания

Перечень мероприятий, выполняемых в процессе техобслуживания, зависит от конкретной конструкции. Например, содержание ручных моделей предполагает тщательные осмотры конструкции, которая чаще всего изготавливается из древесины. Правильная настройка компонентов, планок и зажимов – основная часть работы мастера.

Более сложные конструкции механических и автоматических агрегатов требуют дополнительных мер. Например, может потребоваться заправка ткацкого станка водой, если речь идет о гидравлических устройствах. Пневматическое оборудование также предполагает отдельное содержание приспособлений, обеспечивающих подачу воздуха. Здесь же требуется проверка соединяющих шлангов и насадок, распределяющих потоки.

О ткацких станках ashford | журнал ярмарки мастеров

Поймала себя на том, что отвечая на вопросы о новозеландском ткацком станке, все меньше пишу и все больше копирую фрагменты своих прошлых ответов. Решила по возможности свести все в один пост и просто давать на него ссылку при необходимости.

О ткацких станках shford, фото № 1

Вопрос №1: Где вы купили станок?

Вот тут:
Надежда Грин живет в Новой Зеландии, сотрудничает с производителем, свободно говорит по-русски. Могу дать Надежде только самые лучшие рекомендации: она очень терпеливый, отзывчивый, спокойный и добрый человек, и моя благодарность к ней не имеет границ.

В магазине Надежды САМЫЕ НИЗКИЕ ЦЕНЫ на продукцию Ashford.

Вопрос №2: Если я ни разу не подходила к станку, смогу ли я освоить ткачество?

Во избежание слез, разочарований и потери веры в себя, очень и очень желательно найти человека, который поможет вам хотя бы с самым первым снованием основы и с самой первой заправкой станка.

Вопрос №3: Я собираюсь ткать не только из ниток, но и из тряпок, выдержит ли этот станок такое обращение?

Безусловно выдержит. Станок совсем не так хрупок и беспомощен, каким может выглядеть на картинках.

Вопрос №4: Не могу выбрать станок! Посоветуйте, какой купить: 8-ремизный или 16-ремизный?

У меня встречный вопрос: что вы планируете ткать, когда освоите азы? Решите для себя, какова у вас программа-минимум и программа-максимум, найдите примеры в картинках, ведь вы наверняка уже присматривались к тканым работам и сможете ответить на этот вопрос.

Самый распространенный ответ – «Хочу ткать ткани для пошива традиционного костюма». Тогда отвечаю в лоб — не очень понимаю, зачем нужен 8-ремизный, и уж тем более 16-ремизный станок. Обучение заправке и ткачеству настолько сложных переплетений — это отдельная большая история, с которой будет крайне тяжело справиться самостоятельно, не имея подготовки, педагогов и литературы.

Про другие станки:  ШЛИФОВАЛЬНЫЕ СТАНКИ С ЧПУ

У меня 4-ремизный станок, и я не представляю, когда доберусь до использования всех 4х ремизок. И на двух ремизках столько работы и планов — не передать.

Доводилось ли вам видеть схемы для заправки и ткачества многоремизных тканей? Вот, например: О ткацких станках shford, фото № 2

И это 12 ремиз. Чувствуете в себе силы самостоятельно в этом разобраться? Если да, то хорошо, а если нет — то тоже очень хорошо. Совершенно осознанно пугаю всех вопрошающих, потому что всегда очень обидно, когда люди изначально ставят перед собой крайне сложные задачи, а после быстро разочаровываются и бросают ткачество.

Вопрос №5: Какую ширину лучше взять, будет ли мне достаточно ширины полотна 80 см?

Домотканое полотно в традиции имеет ширину 32-45 см. У эстонских традиционных станков ширина около метра, и это напрямую сказывается на скорости/сложности заправки станка и скорости работы.

У меня станок имеет ширину 60 см, брала с расчетом на то, что буду ткать не только полотно, но и половики. Половики пока у меня не ткутся, тку полотно, браное, выборное и закладное ткачество. Тку ровно ту ширину, что задана кроем выбранного этнографического предмета: 32-45 см.

Однажды попробовала схитрить и заправить бОльшую ширину — 55 см. (в выбранном предмете ширина полотна при этом была 36 см.) При раскрое всю эту хитрость пришлось срезать до ширины 36 см, потому что моя отсебятина не вписывалась в традиционный крой. Больше не экспериментирую.

Консультации по новозеландским станкам даю достаточно часто, все рассказываю, а потом подглядываю за результатом. Из трех знакомых станков 80 см. шириной еще никто не заправлял эти станки на полную ширину. Из 4х знакомых, купивших станки с более чем 4 ремизками, до сих пор только одна ткачиха использовала в работе более 2х ремизок.

Вопрос №6: Вы ткали браные узоры на своем станке? Хватает расстояния от ремизок до навоя для браного ткачества?

Да, браное ткачество на своем станочке я ткала.

О ткацких станках shford, фото № 3О ткацких станках shford, фото № 4

О ткацких станках shford, фото № 5О ткацких станках shford, фото № 6

Безусловно, расстояние от ремизок до навоя у новозеландского станка не так велико, как у стационарного большого деревенского стана. Но тем не менее, этого расстояния мне вполне хватает, чтобы закладывать прутки за ниченки. Цены занимают приличное количество места, но я спускаю их к навою, и абсолютно все пространство от ниченок до задней планки может использоваться для прутков.

Оптимальную толщину и надежность показали бамбуковые прутки от веника =) Служат очень долго, редко ломаются, гибкие и прочные. Подсыхают от долгого неиспользования, поэтому перед работой я их ненадолго замачиваю, или просто окунаю в воду, чтобы вернуть им гибкость и эластичность.

О ткацких станках shford, фото № 7

За ниченки помещается около 20 прутков, большего количества я, кажется, и не пробовала. Для широких браных полос этого, конечно, недостаточно, но тем не менее считаю, что это и так очень хороший показатель.

О ткацких станках shford, фото № 8

Вопрос №7: Достаточна ли высота зева?

Высота зева зависит во многом от высоты берда. Так получилось, что я почти не использую родное новозеландское бердо, а тку на узких фабричных металлических бердах (высота зубов там около 6-7 см). По сравнению с большими деревенскими станками, конечно, зев меньше, и здорово было бы иметь его побольше, но я приспособилась ткать как есть. Не сильно страдаю, наработала хорошую скорость ткачества даже при очень маленьком зеве.

Вопрос №8: Есть ли какие-нибудь «подводные камни» при работе с таким станком, которые надо учесть перед покупкой?

Несмотря на общий принцип и технологию ткачества на ткацких станках, абсолютно у каждого станка есть свои особенности и характер, к которому нужно найти свой подход. Мне тяжело ответить о «подводных камнях», потому что вы будете оценивать новозеландский станок не только как отдельный предмет: определенную роль будет играть роль ваш предыдущий ткацкий опыт.

Подводных камней, каких-то серьезных разочаровывающих особенностей, на мой взгляд, у станка Ashford нет. Есть особенности, к которым пришлось привыкать. Во-первых, это высота зева, во-вторых – высота самого станка. Я невысокого роста, и для того, чтобы сидеть на более-менее приемлемой высоте, приходится класть на табуретку всякие книги-одеяла, что очень неудобно. Правильной высокой табуретки подобрать пока не могу, поэтому при работе устают шея и плечи.

Вопрос №9: Сомнение также вызывает наличие пластмассовых деталей в станке: насколько крепок механизм удерживания валов (навоя и пришвы)?

Я соблюдаю некоторую осторожность в отношении пластмассовых деталей, но не трясусь над ними. Во-первых, станок чрезвычайно хорошо продуман и сконструирован, во-вторых, при необходимости наверняка можно будет заменить сломанные запчасти.

Вопрос №10: Нужно ли покупать подставку под станок с подножками? Может быть, имеет смысл сразу со станком заказать еще что-то?

Я не собиралась покупать подставку с подножками, чтобы не тратить лишних денег, но поменяла свое решение сразу после того, как мы с мужем собрали станок и водрузили его на мой стол. Аргументы за покупку подставки с подножками:

  1. Станок обретает свое отдельное место в доме, отпадает необходимость перемещать его со стола на пол и обратно.
  2. Скорость работы значительно увеличивается, когда руки занимаются своим делом (прокидывают уток), а ноги – своим (меняют зев, нажимая на педали).
  3. Очень приятное дополнение к подножкам – полочки слева и справа. Они у меня никогда не пустуют, держу там рабочие челноки и прутки.

Что касается прочих дополнений к станку: я регулярно захожу на сайт Ashford, жду новинок, смотрю на ткацкие аксессуары и думаю, чего бы такого купить. Но совершенно отчетливо понимаю, что все это — исключительно мой хомякоз и любовь ко всяким новым гаджетам =)

Объективно к станку мне потребовались только две вещи: подставка с подножками и дополнительные галева. Все прочее либо купилось по случаю (бамбуковый веник для закладок), либо сделалось мужниными руками (сновалка). Ну вот еще решу проблему с высотой табуреткой, и будет мне полное ткацкое счастье.

Вопрос №11: Как вообще станок? Стоящая вещь?

Однозначно да. А для городских условий станок Ashford так и вовсе незаменим.

Вопросы о стоимости, доставке, комплектации можно задавать напрямую продавцу, Надежде Грин:

Общие сведения о ткацких станках

Несмотря на консервативный подход к текстильному производству, участники данного сегмента используют множество вариаций данной машины. При этом все модели служат одной цели – формированию ткани. В результате взаимного переплетения нескольких нитей с определенной конфигурацией расположения относительно друг друга создается текстильное изделие с заданной структурой.

Про другие станки:  Станки для заточки коньков

В целом концепция несложная, поэтому ее истоки уходят в историю довольно глубоко. Например, первые находки, свидетельствующие об изготовлении тканей путем переплетения, насчитывают порядка 6 тыс. лет. Если же говорить о машинах, приближенных к современным техническим средствам, то первые ткацкие станки появились в 1785 году.

Предшественники

Как уже говорилось, «умный станок» придумал не Жаккар — он лишь доработал изобретения своих предшественников. В 1725 году, за четверть века до рождения Жозефа Жаккара, первое подобное устройство создал лионский ткач Базиль Бушон. Станок Бушона управлялся перфорированной бумажной лентой, где каждому проходу челнока соответствовал один ряд отверстий. Однако отверстий было мало, поэтому устройство меняло положение лишь небольшого числа отдельных нитей.

Следующего изобретателя, пытавшегося усовершенствовать ткацкий станок, звали Жан-Батист Фалькон. Он заменил ленту небольшими листами картона, связанными за углы в цепь; на каждом листе отверстия располагались уже в несколько рядов и могли управлять большим числом нитей. Станок Фалькона оказался успешнее предыдущего, и хотя он не получил широкого распространения, в течение жизни мастер успел продать около 40 экземпляров.

Третьим, кто взялся доводить ткацкий станок до ума, был изобретатель Жак де Вокансон, который в 1741 году был назначен инспектором шелкоткацких мануфактур. Вокансон работал над своей машиной много лет, однако его изобретение не имело успеха: слишком сложное и дорогое в изготовлении устройство по-прежнему могло управлять относительно небольшим числом нитей, и ткань с незамысловатым узором не окупала стоимости оборудования.

Производители ткацких станков

Лидирующие позиции занимают европейские компании, среди которых бельгийские производители, итальянские и немецкие. В частности, пневматические модели на рынке предлагают фирмы Dornier, Picanol и Promatech. Также станки высокого качества производят японские компании, среди которых Tsudakoma и Toyota.

Под этими же брендами выходят и гидравлические модели. Примечательно, что российских предприятий в этом сегменте не представлено. Зато отечественный ткацкий станок можно найти в категории рапирных моделей. Свою продукцию в этой нише предлагают заводы «Текстильмаш» и «СТБ».

Производство современных ткацких станков

Автором концепции и мировым лидером в производстве станков с микропрокладчиками являлась и остаётся по сей день фирма Sulzer (Швейцария), в 1958 году предложившая на мировом рынке и выпускающая по сей день станки типа «projectil». В настоящее время в силу серьёзных ассортиментных ограничений (например механизм смены утка на подобных станках ограничен максимум 4 — 6 цветами против 8 у пневматических и 16 у рапирных) и высокой стоимости при сопоставимой производительности, станки с микропрокладчиками в основном вытеснены рапирными станками, сохранив долю только в таких сегментах, как производство особо плотных, тяжёлых широких тканей, главным образом технического назначения.

В России основным производителем ткацких станков является предприятие ОАО «Текстильмаш» (Чебоксары), которое выпускает (и выпускало в СССР) станки с микропрокладчиками под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный). Станки СТБ производились и в Новосибирске до 2007 года на заводе СибТекстильмаш.

Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в России, странах бывшего СССР и государствах, бывших членах социалистического содружества (СЭВ). В страны капиталистической системы не поставлялись из-за патентных конфликтов. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они всё больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка.

Ссылки

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Ткацкие станки rifa

Текстильная машиностроительная компания «Shandong Rifa Textile Machinery Co.China»
производит также следующее оборудование:

— гидравлические ткацкие станки мод. RFJW для производства тканей из гидрофобных волокон;

— ткацкие станки для махровых тканей — выпускаются на базе как рапирных, так и пневматических ткацких станков ( RFJA33, RF50S). 

Ткацкие станки всех моделей могу быть оснащены различными зевообразовательными механизмами: кулачковыми до 10 ремизных рамок, электронными зевообразовательными каретками (dobby) на 12-20 ремизных рам и жаккардовыми машинами призводства заводов КНР или Stäubli. Количество уточных нитенакопителей 2 — 8 ед.  

Рабочая ширина оборудования  составляет от 150 до 660 см. Станки могут быть изготовлены в одно- и двухнавойном исполнении, суровая ткань вырабатываться в одно или в два полотна. Возможна намотка выработанной ткани в рулон непосредственно на ткацком станке и на внешнюю товарную станцию. 

Все произведенное на предприятии оборудование  отвечает современным требованиям производства тканей различного назначения. В ноябре 2022 года предприятие RIFA прошло сертификацию системы менеджмента качества: GB/T19001-2008/ISO9001:2008. (Сертифицированные продукты и услуги: проектирование, разработки, производство и сопутствующее обслуживание ткацкого станка с гибкими рапирами и пневматического ткацкого станка) и системы экологического менеджмента: GB/T24001-2004 idt ISO 14001:2004.

Ткацкий станок • большая российская энциклопедия — электронная версия

ТКА́ЦКИЙ СТАНО́К, ис­поль­зу­ет­ся для вы­ра­бот­ки тек­стиль­ных тка­ней. Осн. ра­бо­чие ор­га­ны стан­ка – ре­миз­ка (2 план­ки, ко­то­рые, пе­ре­ме­щаясь вверх или вниз, под­ни­ма­ют или опус­ка­ют ни­ти ос­но­вы, об­ра­зуя зев, в ко­то­рый про­кла­ды­ва­ют­ся ни­ти уткá), чел­нок (слу­жит для про­кла­ды­ва­ния уточ­ной ни­ти) и бёр­до (де­таль в ви­де греб­ня, ко­то­рой при­би­ва­ют про­ло­жен­ную нить ут­ка к опуш­ке тка­ни). Ни­ти ос­но­вы, пе­ре­пле­та­ясь с ни­тью ут­ка, об­ра­зу­ют ткань, ко­то­рая на­ви­ва­ет­ся на то­вар­ный ва­лик (на­вой). По­ря­док че­ре­до­ва­ния пе­ре­ме­ще­ний ре­ми­зок обес­пе­чи­ва­ет из­го­тов­ле­ние тка­ней разл. пе­ре­пле­те­ния ни­тей. Чис­ло зубь­ев, при­хо­дя­щих­ся на еди­ни­цу дли­ны бёр­да, и чис­ло ни­тей, про­хо­дя­щих че­рез про­све­ты ме­ж­ду зубь­я­ми, обу­слов­ли­ва­ют плот­ность тка­ни по ос­но­ве, а пе­ре­ме­ще­ние (от­вод) тка­ни, при­хо­дя­щее­ся на од­ну уточ­ную нить, оп­ре­де­ля­ет плот­ность тка­ни по ут­ку.

Раз­ли­ча­ют Т. с. с пре­рыв­ным об­ра­зо­ва­ни­ем тка­ни (чел­ноч­ные и бес­чел­ноч­ные) и с не­пре­рыв­ным мно­го­ме­ст­ным об­ра­зо­ва­ни­ем тка­ни (мно­го­зев­ный Т. с.). На чел­ноч­ных Т. с. уточ­ная нить про­кла­ды­ва­ет­ся в зе­ве чел­но­ком, в бес­чел­ноч­ных – про­клад­чи­ком ут­ка. Бес­чел­ноч­ные стан­ки бы­ва­ют с ма­ло­га­ба­рит­ным про­клад­чи­ком ут­ка, пнев­ма­тич., гид­рав­лич., ра­пир­ные и пнев­мо­ра­пир­ные.

По кон­ст­рук­ции раз­ли­ча­ют Т. с. пло­ские и круг­лые (ис­поль­зу­ют толь­ко для вы­ра­бот­ки спец. тка­ней, напр. ру­кав­ных); уз­кие (вы­ра­ба­ты­ва­ют ткань ши­ри­ной до 100 см) и ши­ро­кие (пред­на­зна­че­ны для лёг­ких, сред­них и тя­жё­лых тка­ней). Для пе­ре­ра­бот­ки ут­ка разл. ви­дов (по цве­ту, крут­ке и др.) при­ме­ня­ют­ся мно­го­чел­ноч­ные стан­ки. В за­виси­мо­сти от уст­рой­ст­ва зе­во­об­ра­зо­ват. ме­ха­низ­ма стан­ки бы­ва­ют экс­цен­три­ко­вые (для тка­ней про­стых пе­ре­пле­те­ний), ка­ре­точ­ные (для мел­ко­узор­ча­тых тка­ней) и жак­кар­до­вые (для тка­ней с круп­ным, слож­ным узо­ром; см. Жак­кар­да ма­ши­на). Т. с. пред­наз­на­ча­ют­ся для вы­ра­бот­ки хлоп­ча­то­бу­маж­ных, шёл­ко­вых, шер­стя­ных, стек­лян­ных, ме­тал­лич. и др. тка­ней.

Про другие станки:  Ткацкий станок – как правильно выбрать и сделать своими руками, особенности использования

Т. с. был соз­дан, по-ви­ди­мо­му, не позд­нее эпо­хи верх­не­го па­лео­ли­та. Его про­стей­ший ва­ри­ант – пор­та­тив­ный уз­ко­на­вой­ный го­ри­зон­таль­ный на­спин­ный Т. с., в ко­то­ром один ко­нец ни­тей ос­но­вы кре­пит­ся к по­ясу тка­чи­хи, вто­рой – к не­под­виж­ной опо­ре, до 20 в. со­хра­няв­ший­ся в ар­ха­ич. ва­ри­ан­те у ай­нов, хан­тов и др., в усо­вер­шен­ст­во­ван­ном ва­ри­ан­те – у на­ро­дов Юго-Вост. Азии и др. Ста­цио­нар­ный Т. с. (т. н. го­ри­зон­таль­ный Т. с.) по­явил­ся в ран­нем не­оли­те у зем­ле­дель­цев Пло­до­род­но­го по­лу­ме­ся­ца, за­тем в Егип­те, в кон­це не­оли­та – в Ин­дии и Су­да­не. Имел фор­му низ­ко рас­по­ло­жен­ной жё­ст­кой че­ты­рёх­уголь­ной ра­мы с ре­миз­ка­ми и бёр­дом; на нём обыч­но ра­бо­та­ли две тка­чи­хи. Го­ри­зон­таль­ный Т. с. это­го ти­па, гро­мозд­кий и не­удоб­ный в ра­бо­те, был по­сте­пен­но вы­тес­нен т. н. вер­тикаль­ным Т. с. с гру­зи­ла­ми в ви­де вер­ти­каль­но за­кре­п­лён­ной, с лёг­ким на­кло­ном, П-об­раз­ной ра­мы; к её верх­ней пе­ре­кла­ди­не кре­пят­ся ни­ти ос­но­вы, на­тя­же­ние ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет­ся при­вя­зан­ны­ми к кон­цам гру­зи­ла­ми. Древ­ней­шие на­ход­ки и изо­бра­же­ния Т. с. та­ко­го ти­па из­вест­ны в Венг­рии (кон. 7-го тыс. до н. э.), от­ку­да ста­нок рас­про­стра­нил­ся в Ана­то­лию (Ча­тал-Хю­юк), Центр. и Вост. Ев­ро­пу (до Ср. По­днеп­ро­вья), за­тем в Гре­цию и Сев. Ита­лию, позд­нее на се­вер, до Скан­ди­на­вии (где он ис­поль­зу­ет­ся в сё­лах до­ны­не); в эл­ли­ни­стич. пе­ри­од от­ме­чен на тер­ри­то­рии Бак­трии.

С сер. 2-го тыс. до н. э. в Пе­ред­ней Азии рас­про­стра­ня­ет­ся Т. с., со­че­таю­щий эле­мен­ты разл. ти­пов: ос­но­ва на­тя­ги­ва­ет­ся на го­ри­зон­таль­ную, вы­со­ко рас­по­ло­жен­ную ра­му ме­ж­ду дву­мя ва­ли­ка­ми, а ре­миз­ный и др. вспо­мо­гат. ап­пара­ты кре­пят­ся вы­ше уров­ня ста­нин, и ос­но­ва ухо­дит под уг­лом вверх. Ткач ра­бо­та­ет си­дя, на­чи­на­ет ра­бо­ту от пе­ред­не­го ва­ла (при­шва) к даль­не­му (на­вой). По­яв­ля­ет­ся чел­нок. Ра­бо­та­ли на Т. с. муж­чи­ны, что го­во­рит о то­вар­ном ха­рак­те­ре про­из-ва.

В раз­ных стра­нах до­ми­ни­ро­ва­ли раз­ные ви­ды Т. с.: го­ри­зон­таль­ные и вер­ти­каль­ные; мо­биль­ные и ста­цио­нар­ные; уз­ко- и ши­ро­ко­на­вой­ные; ре­миз­ные и без­ре­миз­ные и др. Ис­поль­зу­ют­ся и ар­ха­ич­ные ткац­кие уст­рой­ст­ва, напр., до­щеч­ки (таб­лет­ки), бёр­дыш­ки, ро­гуль­ки, тка­че­ст­во на ни­ту, на ве­точ­ке и др. у сла­вян.

В 11–15 вв. поя­ви­лась сис­те­ма пе­да­лей, под­ни­маю­щих раз­ные груп­пы ни­тей ос­но­вы, что ос­во­бо­ди­ло ру­ки тка­ча и да­ло воз­мож­ность соз­да­вать тка­ни со слож­ным ри­сун­ком. Соз­да­ние ме­ха­нич. Т. с. ста­ло ре­шаю­щим фак­то­ром ин­ду­ст­риа­ли­за­ции тек­стиль­но­го про­из-ва и на­ча­лом про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции в Ев­ро­пе. В 1733 Дж. Ке­ем был изо­бре­тён ме­ха­нич. чел­нок (в Рос­сии – са­мо­лёт­ный чел­нок, или «чел­нок-са­мо­лёт»), в 1785 – ме­ха­нич. Т. с. с нож­ным при­во­дом (Э. Кар­трайт), в 1804–08 – ма­ши­на Жак­кар­да (Ж. Жак­кар), в 1879 – элек­трич. ткац­кая ма­ши­на (В. фон Си­менс). В 1896 фир­ма Дж. Нор­тро­па пред­ста­ви­ла Т. с. с ав­то­ма­тич. сме­ной чел­но­ков. В СССР в 1927 С. А. Дын­ник соз­дал кон­ст­рук­цию мно­го­зев­но­го круг­ло­го ткац­ко­го стан­ка, в 1949 В. А. Про­зо­ров – плос­ко­го мно­го­зев­но­го стан­ка. Совр. Т. с. ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ли­чи­ем ком­пь­ю­тер­ной сис­те­мы, про­грамм­ное обес­пе­че­ние ко­то­рой оп­ти­ми­зи­ру­ет про­те­ка­ние про­из­водств. про­цес­са и обес­пе­чи­ва­ет эко­но­мич­ное управ­ле­ние.

Устройство станка

Классическая конструкция ручного станка в первую очередь предусматривает наличие двух поперечных планок для товарного валика и навоя. Как правило, эти элементы входят в основную комплектацию. Не обходится машина и без держателя нитей. В процессе снования именно за эту часть фиксируются окончания нитей.

Для продевания петель пряжи в соответствующие зубцы предназначен проборный крючок. Эту деталь называют и проборкой в бердо. Помимо этого, устройство ткацкого станка предусматривает наличие закладных планок. При помощи этих элементов пользователь может сохранять основу ровной и гладкой.

Планки обычно укладывают на основу по мере навивания. Когда начинается формирование основы на станок, необходима функция держателя ремизок – ее выполняет специальный фиксатор, входящий в комплект. В качестве опции приобретаются и комплекты с проволочными шпильками, которые крепят ремизки после их установки для работы.

Эпоха перфокарт

Сам принцип жаккардовой машины — возможность менять последовательность работы станка, загружая в него новые карты — был революционным. Сейчас мы называем это словом «программирование». Очередность действий для жаккардовой машины задавалась двоичной последовательностью: есть отверстие — нет отверстия.

Вскоре после того как жаккардова машина получила широкое распространение, перфорированные карты (а также перфорированные ленты и диски) стали применять в разнообразных устройствах.

Но, пожалуй, самое известное из таких изобретений и самое знаковое на пути от ткацкого станка к компьютеру — это «аналитическая машина» Чарльза Бэббиджа. В 1834 году Бэббидж, математик, вдохновленный опытом Жаккара с перфокартами, начал работу над автоматическим устройством для выполнения широкого спектра математических задач. До этого он имел неудачный опыт постройки «разностной машины», громоздкого 14-тонного чудовища, заполненного шестеренками; принцип обработки цифровых данных с помощью шестеренок использовался со времен Паскаля, и вот теперь на смену им должны были прийти перфокарты.

В аналитической машине присутствовало все, что есть в современном компьютере: процессор для выполнения математических операций («мельница»), память («склад»), где хранились значения переменных и промежуточные результаты операций, было центральное управляющее устройство, которое также выполняло функции ввода-вывода. В аналитической машине должны были использоваться перфокарты двух типов: большого формата, для хранения чисел, и поменьше — программные. Бэббидж работал над своим изобретением 17 лет, но так и не смог его закончить — не хватило денег. Действующую модель «аналитической машины» Бэббиджа построили только в 1906 году, поэтому непосредственным предшественником компьютеров стала не она, а устройства, называемые табуляторами.

Табулятор — это машина для обработки больших объемов статистической информации, текстовой и цифровой; информация вводилась в табулятор при помощи огромного количества перфокарт. Первые табуляторы были разработаны и созданы для нужд американского офиса переписи населения, но вскоре их использовали уже для решения самых разных задач. С самого начала одним из лидеров в этой сфере стала компания Германа Холлерита, человека, который изобрел и изготовил в 1890 году первую электронную табулирующую машину. В 1924 году компания Холлерита была переименована в IBM.

Когда на смену табуляторам пришли первые ЭВМ, принцип управления с помощью перфокарт сохранился и здесь. Куда удобнее было загружать в машину данные и программы с помощью карточек, нежели переключая многочисленные тумблеры. Кое-где перфокарты используются и по сей день. Таким образом, почти 200 лет главным языком, на котором человек общался с «умными» машинами, оставался язык перфокарт.

Заключение

Несмотря на расширение производственных мощностей, лучшая текстильная продукция выпускается небольшими предприятиями, ориентирующимися на ручной труд. У такого подхода есть множество преимуществ, которые обеспечивают качественные изделия. Например, ткацкий станок с ручным принципом работы позволяет своевременно выполнить коррекцию формирования ткани, а также внести необходимые поправки в настройку подающих элементов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти