Домотканые половики — вчера и сегодня | журнал ярмарки мастеров
Моя подруга огляделась в нашей московской комнате.
— Ты писала мне о ткацком станке, который купила недавно. А где он?
— Вот он, — я указала на деревянное сооружение в углу.
— На этом ты ткала эти половики? Я думала…
Да, она представила себе бабушкин большой ткацкий станок, который мог бы занять чуть ли не половину комнаты городской квартиры, как на этом фото.
— Вспоминаю своё послевоенное детство. Всю осень и часть зимы мать и бабушка пряли лён. Ближе к весне в избе устанавливали ткацкий станок. В свободное от работы в колхозе время мать ткала холсты. Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Фабричной мануфактуры не было, да и денег на её приобретение тоже. Полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения крестьянки тонко напрясть да плотно соткать. Весной холсты отбеливали на снежном насте. Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них половики Да вот беда, всё меньше остается в наших деревнях и провинциальных городках таких мастериц. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.
И. В. Белковский. «Зимнее солнышко» 1994. На картине тканый половик и круглые коврики, связанные крючком.
— У бабушки в Соколовском их было два в хорошем состоянии. Раньше на них полотно льняное ткали и более грубое и довольно тонкое на рубахи, кофты, юбки, полотенца, скатерти. Нам стан собирать семь потов сойдет, полдня будешь возиться. У бабушки станы хранились в амбаре, а ткала она дома, так в собранном виде он большую часть избы занимал.
— А я вспомнил, как бабка нас заставляла помогать «сновать» — это когда новину делали — основание для начала ткания половиков. Сновали мы на стене, метров 8, потом снимали это в косу, а затем на вал наматывали. Перед этим продевали (подавали иглой) в ниченки, а уж когда через ниченки все это выровняется и наматывали на вал. Ну потом продевали в бердо и айда ткать. Ткать мне не доверяли, а вот сновать и подавать в ниченки и бердо умею, бабка-то уже плохо видела.
М. В. Васильевич. Бёрдо (или бердо), которым пробивают уток к полотну для уплотнения.
— Знаешь, почему ткали эти половики? В те времена полы не намоешься — они ведь были некрашеные. У нас с бабушкой на мытьё полов полдня уходило. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.
— Когда-то давно так и было. Но моя бабушка жила в квартире с крашеным полом. А половики лежали, потому что так положено 🙂 Голый пол не комильфо, типа 🙂
— Это я снимала в Суздале. Ткачиха рассказывала, что теперь почти никто не умеет заправлять такой станок. Им помогала бабушка 96 лет. Заправляли 2 дня. Сейчас такое только в музеях или по деревням на чердаках или в сараях (уходящая натура).
Нижняя Синячиха (Алапаевский район Свердловской области) . Музей деревянного зодчества и прикладного искусства Урала.
Обратите внимание на половики.
Журнал «Вокруг Света». Август 1979.
«… А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки. «Всю зиму работали, «пластались», — вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную. Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики. Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.
Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают. Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос. Некоторые мастерицы делают новый рисунок — шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).
За день опытная мастерица, работая не отрываясь, может наткать до трех метров.»
На одном форуме посетительница хотела купить старые и «страшные» половики, чем удивила людей добрых.
— Дык я их в межи собралась постелить. У меня грядочки узенькие, а межи широкие, а на них трава-мурава растёт —надоела! Я с ней уже по-всякому борюсь. А под половичками она расти не станет. Ей так не интересно. Так что пусть они хоть какие старенькие будут. Технология «узких гряд» по Митлайдеру.
Вольдемар Т. в видео рассказал, как учился половики ткать. Снято в середине 90-годов.
«Сюжетец снят в середине 90-х, когда в деревнях ещё ткали половики. Сейчас уже и этого не сыщешь…»
Многие думают, что только в советские времена ткали половики из текстильной полосы от старой одежды. Однако картины русского художника В.Максимова (1844-1911) доказывают, что и в царские времена были половики у крестьян.
«Торговка» 1881 г. На полу половик.
«Сборы на гулянье». 1869.
Я в фоторедакторе осветила картину, чтобы показать половик на полу.
Наверно, их начали делать после 1861 года, когда распалось крепостное право и появились фабрики по производству тканей. Но все равно почти на всех картинах, где изображен быт крестьян после 1861 года, нет половиков.
Почему многие любят половики «из тряпок», которые некогда ткала бабушка (прабабушка или какая еще родственница)? Наверно, половики связаны с беззаботными летними каникулами в деревне, с бабушкой и ее пирожными, с парным молоком и купанием в реке?… И наша любовь к радуге с детства — порой половики напоминают ее:
Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Обычно, половики (коврики) ткали и ткут из текстильной полосы (реже из трикотажной, так как такая эластичная полоса чаще подходит для плетения или вязания крючком). Но моя родственница с папиной стороны ткала из химволокна ярких цветов.
Размеры 380х48 см.
Основа — катушечные нити под номером 10, уток — химволокно. В 70-е годы папа и бабушка собирали выброшенные бракованные мотки разноцветного химволокна на свалке неподалеку от рязанского химзавода. Из стирали в ванне, размотали и разделили мотки на нити определенной толщины.
В 2000-е годы (или раньше) энтузиасты искали и собирали старинные ткацкие станки, восстановили, учились на них ткать. Многие секреты построения ткацких станков и ткачества на них потерялись, приходилось искать в Рунете и Интернете информацию, спрашивать у старых бабушек, которые помнили о них.
Художник Павел Попов (родился в 1966 году). «Рукодельницы». 2022 год. Можно сказать, картина говорит о возрождении ручного ткачества в России XXI века, когда образовались кружки по ткачеству для желающих.
Теперь производятся разнообразные ткацкие настольные станки и рамки для ткачества. .
Расскажу о своем станке, с которого начался пост. Это настольный станок с бёрдышком Эмилия с шириной 30 см. Тогда был смог летом, поэтому на фото остался эффект тумана. Недавно продала станок, так как 30-и см для меня мало, и я купила станок с 50-ю см, потом с 80-ю см.
Плед, сотканный на этом станке. Зеленые полосы — это текстильная полоса от старого зелено-черного пледа, под которым росла все детство (он чуть виден на первом фото). С тех пор сделала вывод, что можно дать вторую жизнь очень любимому пледу, который рвется легко — разрезать его на полосы и ткать с прочной пряжей. Темно-синие полосы — тонкая шерстяная пряжа. Еще немного синего акрила. Небольшие детали — учебные образцы. Служит до сих пор как плед и как одеяло для пододеяльника.
Раньше я думала, что на настольном станке с бёрдышком не соткать половики из текстильной полосы, но в одном англоязычном блоге нашла фотки (2022 год).
Меня вдохновили эти фотографии. Начала ткать узкие полотна (станок шириной 30 см, а после снятия с него полотно садится).
Подруга была удивлена, что я ткала половики на этом «деревянном оборудовании». Теперь многие ткут половики на настольных станках. Один минус — бёрдышком трудно пробивать уточную полосу к полотну (вдруг сломается?). Я пробиваю несколько раз вилкой — люблю плотные половики. Но есть настольные станки с ремизками и металлическим бёрдом — им легче хорошо пробивать уточную полосу к полотну.
Это в гостях у друга и я показала его матери, как заправить станок основой и как на нем ткать.
В других странах тоже популярны половики из текстильной полосы, особенно в США и Скандинавских странах.
На Ярмарке Мастеров немало половиков разных размеров и ткацких станков — напольных (как у бабушки) и настольных (с ремизками или с бёрдышком).
Инструменты и материалы
Для того чтобы самостоятельно сделать гобелен, потребуются специальная игла, шпагат, подходящие для рукоделия нитки либо же разноцветная пряжа, а также деревянный подрамник в форме круга или квадрата, стоящий на ножках разной высоты.
Безусловно, если в хозяйстве имеется готовый станок для ручного ткачества, то работать на нем окажется гораздо удобнее.
Помимо этого, в некоторых случаях могут пригодиться холст и ножницы, а также декоративная рамка, в которой разместится готовое изделие.
Иглу следует брать специальную, так как простое устройство с ручкой из пластика способно быстро сломаться. Более удачным решением станет приобретение иголок с деревянным основанием, причем они должны быть разных длин и диаметров. Рабочая длина в этом случае колеблется от 3,5 до 7,5 сантиметров.
Толщина основной иглы не может превышать 2-2,5 миллиметра, но для работ на основе из хлопка подойдут разновидности с диаметром менее 2 миллиметров. Для шерсти и синтетики оптимальным будет использование иголок толщиной от 2 до 2,5 миллиметра.
Деревянную рамку следует подбирать таким образом, чтобы размер каркаса оказался больше размера планируемого рисунка, то есть для создания гобелена со сторонами по 40 сантиметров потребуется рама со сторонами по 50 сантиметров. Припуск по сторонам следует оставлять равным как минимум 5 сантиметрам.
Нитки рекомендуется подбирать со стойкой окраской. Они могут быть хлопчатобумажными, льняными, шерстяными или искусственными. Что касается количества, лучше сразу закупать материал с запасом. Вышивать гобелен можно на разных тканях, но в первый раз рекомендуется использовать рыхлое льняное полотно с неплотным нитяным переплетением.
Новые работы в технике «ткачество ручное» | страна мастеров
Рекомендации
Во время рабочего процесса рекомендуется натягивать нить «горкой», а затем опускать, укладывая по ходу рисунка. Время от времени все изделие стоит слегка подтягивать руками в разные стороны. На краях гобелена нити должны быть плотно натянутыми.
Данный метод позволит исправить небольшую погрешность, возникшую из-за того, что гобелен стянулся.
Для плетения гобелена будет полезным использование разных коротких стежков.
- Полукрест подразумевает создание шва в одной плоскости и используется чаще всего.
- Континентальный стежок характеризуется отсутствием прямых линий с изнанки, так как идут они под углом и значительно длиннее, чем с лицевой стороны.
- Прямой стежок делают строго вверх, вниз или поперек. Использование захвата требует стежков, немного перекрывающих предыдущие.
- Плетеный стежок прошивается таким образом, чтобы целый ряд перекрывал соседний и образовывал переплетение.
- Стежок с петлей сопровождается вытягиванием нитей, имитирующих ворсинки.
https://www.youtube.com/watch?v=vTHk5_QVxWEQ
В следующем видео вы узнаете, как сделать станок для гобелена своими руками.
Ручное ткачество: бесконечное множество идей для применения | журнал ярмарки мастеров
Сегодня хочу поразмышлять о применении изделий из ручного тканного полотна в современной жизни.
В этой публикации я рассмотрю ткачество с использованием текстильных материалов, бисерное ткачество рассмотрим как-нибудь в другой раз.
Ткачество ручное — процесс получения ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) путем переплетения двух систем нитей, расположенных взаимноперпендикулярно.
Это одно из древнейших человеческих ремёсел возникло в позднем неолите в результате эволюции плетения. Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки, бёрдышки). Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени. Традиционное сырьё: шерсть, лён, хлопок и шёлк. До 19-20 веков являлось одним из самых распространенных домашних занятий.
В интернете много предложений ручного ткачества, в основном это домотканные коврики, пояса в русском стиле, шарфы и палантины.
В ткачестве используют все виды ниток и пряжи. В одном проекте может вмешиваться обычная пряжа, арт-пряжа, текстильная пряжа, мулине, шелковые нити, волокна вискозы и локоны шерсти и ровница.
Традиционно из домотканного полотна делают одежду. Вещи получаются очень фактурными и интересными. Эта одежда подойдет не каждому, она сильно отличается от магазинной ткани как на ощупь, так и по крою.
Чаще всего мастерицы не режут домотканное полотно, а ткут детали сразу по выкройке, поэтому крой у таких вещей свободный.
Одежда из домотканного полотна отлично смотрится на дамах в возрасте и «в теле».
Стиль у таких вещей может быть как классический, так и Бохо.
Часто в изделиях используются совмещают ткачество и вязание. Мне кажется, если добавить валяние и вышивку, то изделия получатся еще более фактурными.
Дизайнеры модных домов также используют в коллекциях полотно ручного ткачества.
Многие ткачихи делают сами пряжу для своих изделий.
Для одежды и палантинов используют дорогую качественную пряжу, а для ковриков можно использовать остатки от одежды.
Подушки и пледы из домотканного полотна отлично впишутся в интерьер.
Сумка из домотканного полотна может стать ярким акцентом всего образа.
Если вы хотите заняться ткачеством, вовсе не обязательно покупать дорогой ткацкий станок. Очень много интересных изделий вы можете сделать при помощи небольших и недорогих (даже самодельных) ткацких приспособлений.
При помощи вот таких рамок разных форм и размеров, вы можете соткать шарф, палантин, подушку, плед или ковер.
Размер у этих рамок небольшой, поэтому их удобно брать в дорогу или на дачу.
Плед из квадратиков:
Одежда:
Для свосем маленьких проектов используют миниатюрные рамки для ткачества, а для «маньяков» кольцо ткачихи 🙂
Если хотите сделать треугольную шаль, то вам пригодится вот такая конструкция:
А для одежды делаются рамы по форме выкройки. Только обязательно учитывайте что после снятия с рамы полотно сжимается, поэтому рама должна быть больше выкройки на процент усадки. Делайте образцы!
Для круглых ковриков используют Хула-хуп 🙂
На основе ткачества можно делать игрушки, украшения, декоративные вазы, подстаканники и салфетки, грелки на чайник, обложки для книг и альбомов. Очень красиво смотрится мебель обтянутая самодельной тканью.
Еще один вид ручного ткачества — это изготовление гобеленов.
Гобелен ручной работы делится на два основных вида: петельный и тканый.
Петельный гобелен проще в исполнении. Суть техники такова: на плотный кусок ткани наносится эскиз, затем «пробивается» специальной иглой и прошивается шерстяными нитками. У петельного гобелена есть свои поклонники, но стоит сказать и о минусах. Этот гобелен легко распускается, если случайно задеть нитку, но если смазать изнанку клеем ПВА, то эта проблема исчезает.
В этой публикации мы рассмотрим тканый гобелен.
Тканый гобелен — более сложное искусство. Вначале на подрамник наматывается основа из хлопковых ниток. Затем она закрепляется снизу специальными — сумаховыми — узлами. Они имеют древнюю историю, и умение их создавать — азы ремесла. Далее приступают к главному процессу — проведению уточной нити сквозь основу. Довольно часто он сочетается с узелковым плетением. Существует огромное количество способов плетения, а некоторые рукодельницы даже изобретают собственные.
На Ярмарке Мастеров есть несколько мастер-классов по тканому гобелену. Если кому-то интересно, попробуйте поскать в разделе Ткачество.
Как видите, ручное ткачество остается востребованным и в 21 веке.
Всем занимающимся этим видом творчества и всем желающим приобщиться к ткачеству желаю успехов и вдохновения!