Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Выбор фрезы

В зависимости от вида обработки, применяются различные фрезы по дереву для ручного фрезера, выбор большой:

  • цилиндрические;
  • дисковые;
  • торцовые;
  • конические;
  • фальцевые;
  • галтельные;
  • калевочные;
  • профильные.

Цилиндрическими фрезами для обработки древесины создают пазы, выборки различных конфигураций. Они применяются для раскроя деталей, создания отверстий глухих и сквозных. С их помощью на сопрягаемых деталях делаются соединения типа шип-паз с точным соответствием размеров и конфигураций.

https://www.youtube.com/watch?v=yDp3wfoab6s

Паз ручным фрезером по дереву проще всего вырезать с помощью дисковой фрезы. Инструмент подбирают по ширине равный толщине шпонки. Пазы любой длины прорезаются за один проход. Расстояние до плоскости регулируется подошвой и упорами. На ламельном станке для обработки дерева угол наклона, расстояние от торца и по высоте выставляется с помощью упоров на подошве и автоматически, без разметки обеспечивается точное совпадение пазов под шпонку. Сборка сопрягаемых деталей производится без смещения и перекосов.

Специалисты, знающие, как работать с фрезой каждого типа и какие шаблоны изготовить, выполняют сложное соединение ласточкин хвост с помощью ручного оборудования.

Разбираясь, какими фрезами что возможно выполнить, обрабатывая дерево, следует обратить внимание на форму режущей кромки. У фальцевой она широкая и ровная. За один проход с малой подачей можно выбрать четверть. Дисковая способна сделать эту работу за 2 хода.

Галтельные, калевочные и профильные фрезы все относятся к фигурным. При резьбе по дереву фрезером своими руками торец приобретает форму, обратную конфигурации режущей кромки. Галтель выбирает четверть радиальной формы. Калевочная с режущей кромкой противоположной формы делает красивый радиус вместо угла.

Электрофрезы со сложной конфигурацией применяются для изготовления плинтусов и багетов, резной окантовки для корпусной мебели.

В домашней мастерской фрезы для начинающего столяра должны быть простыми по форме и малого диаметра. Они испытывают при обработке меньшее сопротивление дерева. Фрезером легче управлять. После освоения простых операций по прорезанию пазов и вырезанию ровных деталей, можно переходить к сложным приемам обработки дерева.

Создание и подготовка файлов для последующего изготовления на чпу станке | электроника для всех

Так ли страшен черт, как его малюют?
Год от года прогресс не стоит на месте и постепенно каждый радиолюбитель сталкивается с тем, что хочется к так тщательно разрабатываемому, либо просто повторяемому прибору сделать переднюю панель, а то и корпус целиком. Да не просто сделать самому, а сделать его правильно с чертежом с изготовлением на станке ЧПУ, что бы он не отличался от заводского и выглядел красиво и аккуратно, но тут появляются неожиданные сложности, особенно после прочтения требований, которые выставляют организации, предоставляющие подобные услуги к предоставляемым им для изготовления файлам.

Так ли уж все сложно? Попробую в данной статье разобраться с этим вопросом.

К этому вопросу следует подойти обстоятельно и конструктивно, мнение и так покатит они там разберутся, они же это постоянно делают, тут совершенно не подходит, ведь в подобных организациях сидят тоже люди и им обычно совершенно все равно, что резать на фрезере или лазере. Как к ним файл придет, так они его в станок и запихают, а если присланный файл не соответствует предоставляемым ими требованиям то просто могут и отказать — им пофиг. А человек потом, по получении своего вырезанного чертежа, будет горевать, что он не получился как задумывалось, что разъемы или кнопки не становятся т.к отверстия для них меньше, либо они болтаются из-за тог, что отверстия больше. Как тут быть? Ведь сколько людей, столько и возможностей и знаний у каждого из них. Кто-то умеет красиво рисовать просто на бумажке, кто-то знает необходимые программы. Сфера применяемых программ для рисования обычно очень разнообразна это и AutoCad, и SolidWorks, и Компас-3D, и CorelDraw, и Eagle, и Sprint Layout: вот примерный список того что часто бывает под рукой.

Вот на примере программ SolidWorks2022, CorelDraw 12, Eagle 5.10.0, Sprint Layout 5.0 и расскажу, как, в итоге, подготовить файл передней панели своего прибора, причем подготовить его правильно, обойдя все подводные камни. Чтобы отдать его в организацию которая будет его вырезать и получить таки свою вырезанную панель.

Так же постараюсь показать подготовку к вырезки такой передней панели и в домашних условиях. При наличии дома или в гараже хобийного ЧПУ станка, купленного или сделанного самостоятельно.

Немного теории
Тут приведу описание фрезерного и лазерного станка ЧПУ как наиболее распространенных и доступных рядовому радиолюбителю как по возможностям, так и по цене.

ЧПУ фрезер
Резка по обыкновению, производится на станках, называемых ЧПУ-роутерами. С них и начнем.

ЧПУ-роутер – станок для обработки плоских материалов. Но это не значит, что на нем нельзя получить трехмерную деталь. Можно, но с определенными ограничениями.
Существуют различные вариации этих станков, но общее у них обычно следующее: горизонтальный стол, на который крепится заготовка и система направляющих, по которым движется портал, на котором закреплен шпиндель.
Опять же, в подавляющем большинстве случаев, шпиндель стоит вертикально. Данная схема, определенным образом, ограничивает степени «трехмерности» станка. Несмотря на то, что у него есть три оси: Х (длина), Y (ширина) и Z (высота), данный станок является 2,5-мерным. То есть на нем принципиально невозможно обработать заготовку справа или слева – только сверху. Правда, никто не отменял возможности закрепить изготовленную плоскую деталь в тиски, закрепленные на столе и обрабатывать ее с торца. Подобная операция страдает только одним недостатком – невысокой точностью.
Станок подключается к своему собственному контроллеру, а он, в свою очередь, к LPT-порту компьютера. Есть также варианты с USB-подключением. Станок работает, используя G-команды.
ЧПУ-роутер, фрезер способен выполнять всего 4 операции – прорезка по внешнему или внутреннему контуру (Profile), выборка паза (Pocket), сверление (Drill) и гравировку (Engrave). Кажется, что это очень небольшое количество операций, но с их помощью можно создавать довольно сложные детали.

Где взять
Такие станки активно используют фирмы которые делают наружную рекламу. Всякие световые короба и прочую трехмерку из пластика. В любом сколь-нибудь крупном городе таких фирм можно найти с пол десятка. Благо ЧПУ роутеры станки недорогие и малому бизнесу вполне по карману. Вот к ним и нужно обращаться.

ЧПУ лазер
К аппарату лазерной резки вполне можно применить все выше сказанное про ЧПУ фрезер но с поправкой, сам ЧПУ лазер представляет из себя довольно массивный агрегат с системой движения лазера (по двум осям т.е влево вправо и вперед и назад плюс там же и система зеркал). Лазеры делятся по мощности встречаются до киловатта — этими можно только гравировать и резать тонкие материалы, вроде пластика или фанеры. А есть мощные станки от 1.5 и более киловатт. Эти уже легко порежут даже толстую сталь.

Лазерная резка может делать только две операции — это прорезка по контуру (Profile) и гравировку (Engrave) т.е., если выразиться простым языком, то прорезать материал насквозь по линии, либо сделать на его поверхности небольшую гравировку, например надписи, около прорезанных отверстий. Но тут сразу появляется вопрос, ага он то гравировку может делать так что мешает сделать таким образом выборку, скажем отверстие сделать не насквозь в материале толщиной к примеру 5 мм а пройтись гравировкой на половину толщины скажем на 2,5 мм? Ответ тут очень прост, когда лазер работает он, с помощью лазерного луча прожигает материал, плавит, и вот если таким образом с помощью гравировки попытаться сделать углубление то материал просто расплавится от температуры, образуя этакий рубец, или загорится.

Подготовка чертежа передней панели прибора
Итак по фирмам прошлись посмотрели кто что предлагает (про политику цен будет ниже) и сколько они за это получить желают.

Определились с дизайном передней панели прибора, определились где и на чем эта передняя панель будет изготавливаться. Настало время ее нарисовать.
Как и писал выше, каждый рисует кто во что горазд и у кого как получается. Вот на примере наиболее распространенных программ и посмотрим подготовку чертежа для последующей резки, в качестве примеров покажу создание чертежа в следующем софте:

  • SolidWorks
  • CorelDraw
  • Eagle
  • Sprint Layout

Такие программы у меня на данный момент в наличии. В качестве образца для подготовки и последующей порезки забацаем переднюю панель для таймера УФ установки.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
В конторе в которой планируется дальнейшая резка, были взяты необходимые требования или они были переписаны с сайта. Требования к предоставляемым файлам обычно следующие:

  • 1. Файл, в формате DXF, CDR (CorelDraw не выше ххх версии)
  • 2. На чертеже должен быть только один слой.
  • 3. Как можно меньше лишней информации, всяких размеров и пояснений.
  • 4. Масштаб 1:1, размеры в мм.
  • 5. Все кривые собрать в контура (полилинии, актуально при экспорте из AutoCad ), для CorelDraw все кривые должны быть замкнуты.
  • 6. Необходимо проверить чертеж на наличие Скрытых линий и Двойных контуров.

Если планируется вырезка на лазерном станке, из пластика или метала то формат только CDR CorelDraw (ну не только, Bystronic BySoft прекрасно сжирает и переваривает dxf формат. Более того, dxf часто тут вообще стандарт. А вот с мелкими лазерами и фрезерами обычно проблема. Их обслуживают рекламщики и им привычней Corel прим. Di Halt) и пункты 2,3,4,5 и 6 должны быть выполнены.

Требования изготовителя есть, мысли как оно выглядеть должно есть, все размеры померены и перемерены, набросок на бумажке с размерами тоже есть. Теперь и надо все это нарисовать тем или иным способом при этом выполнить все требования, предъявляемые к чертежу изготовителем.
Беру зарисовку сделанную на листике бумаги.

Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Путь промышленного инженера — Solid Works
Открываю SolidWorks выбираю создать.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

И выбираю Деталь.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

После чего открывается главное окно программы.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Выбираю Вытянутая Бобышка/основание.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

После чего главный экран SolidWorks принимает вот такой вид,
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

SolidWorks просто интересуется на каком виде будет делаться будущий чертеж. Спереди, Сверху или Справа. Для чего это нужно? Да очень просто, если делается какой то корпус и он потом будет собираться в сборку, то рисунок сделанный, например, справа, а должен быть спереди. Прикол знатный будет. Итак, панель то будет лицевая, так что ответ однозначен — Спереди.
После чего SolidWorks переключается в режим рисования эскиза.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Беру бумажку и с помощью инструмента Угловой прямоугольник,
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
просто рисую прямоугольник произвольного размера, при этом его желательно привязать к началу координат.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Теперь инструментом Автоматическое нанесение размеров
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
выставляю необходимые размеры передней панели в данном случае 135 на 50 мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
И с помощью инструмента Скругление
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
щелкая им на углах выставляю необходимый радиус скругления углов 5мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Аналогичным образом, используя инструменты Окружность и Прямая прорезь, сверяясь с бумажкой, и выставляя размеры, дорисую переднюю панель. Кроме отверстий для крепления. Их проще сделать по другому.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

В принципе, тут можно нарисовать и отверстия для крепления. Сделать эскиз полностью определенным, тогда он сменит свой цвет на черный, но в данном случае я делаю чертеж на скорую руку и решил с этим не заморачиваться. Также решил не выводить диаметр круга и радиус выреза, что бы не загромождать рисунок размерами.
Отверстия для крепления сделаю вторым шагом, т.к. винтики будут с потайной головкой и надо убедиться что они станут так как надо.
Поэтому просто нажимаю на кнопку Выход из эскиза.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

SolidWorks тут же спрашивает, на сколько должен быть вытянут этот эскиз?
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Панель то будет из 1,5 мм стеклотекстолита вот ему 1,5 мм и ставлю.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

После чего жму зеленую галочку и вижу такую картину.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Нарисованную панель поворачиваю к себе.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Выбираю инструмент Отверстие под крепеж.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

В меню крепежа, в списке слева, выбираю тип крепежа с зенковкой, метрический стандарт и размер болтика М3.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Переключаюсь на вкладку Расположения, и щелкаю в произвольном месте на панели и соглашаюсь.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Ага, вроде все нормально, можно добавить остальные крепежные отверстия.
Для этого щелкаю по Зенковка для винта правой кнопкой мыши и выбираю Редактировать Определение.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Попадаю обратно в меню расстановки и выбора типа крепежа, ставлю необходимое число крепежных отверстий и с помощью инструмента Автоматическое нанесение размеров, сверяясь с бумажкой, выставляю все необходимые размеры. Так же даю панельке какой либо материал.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

После того как чертеж передней панели готов, сохраняю файл SolidWorks, к нему вернусь немного позже.

Путь гламурного дизайнера — Corel DRAW
В программе CorelDraw, и так же ориентируясь на бумажку с набросками, рисую переднюю панель.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Нажимаю, Создать.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Программа CorelDraw принимает вот такой вид.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Если планируется рисовать что то большое, то можно поменять либо размер форматного листа, либо просто вписать свои размеры для листа.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Рисование в CorelDraw немного отличается от рисования в SolidWorks, но ничего страшного. В CorelDraw есть такой замечательный плюс как Направляющие и привязка рисуемых фигур и кривых к ним. Вот с Направляющих и начну.
Щелкая и по линейке слева и держа левую кнопку мышки, вытягиваю одну направляющую и аналогичным образом сверху вытягиваю вторую.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Про другие станки:  Хонингование цилиндров: что это такое?

Потом выбираю Вид и ставлю галочку (просто щелкаю по надписи) Привязать к направляющим.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Следующим шагом щелкаю по направляющей, она становиться красной, и пишу координаты (отступ от края листа) этой направляющей.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Пусть будет для вертикальной 10 мм, а для горизонтальной 119 мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Дальше гляжу в бумажку и прибавляю соответственно 135 мм к вертикали, отнимаю 50 мм от горизонтали, ставлю еще две направляющие 145 мм и 69 мм. В итоге, с помощью направляющих, создаю прямоугольник по размерам панельки.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Потом выбираю инструмент Прямоугольник.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Подвожу к углу пересечения направляющих, щелкаю, и тяну прямоугольник, деться ему некуда, он цепляется за направляющие, таким образом, создаю прямоугольник передней панели.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Следующим шагом надо добавить углам радиус в 5 мм. В более поздних версиях программы CorelDraw, начиная с 13-ой версии такой инструмент уже присутствует и позволяет задать радиус угла, но вот в версии 12 его нет. Но не беда, добавлю еще две направляющие с отступом от текущих на 5 мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Выберу инструмент Форма.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Щелкну по прямоугольнику и потяну просто узлы к добавленным направляющим. Узлы к ним прилипнут и на углах будет радиус в 5 мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Потом беру инструмент Эллипс.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Рисую произвольный эллипс где угодно.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Даю ему размер 3,2 на 3,2 мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

После чего тык по нему правой кнопкой мышки и куда нить тяну, как только отпускаю мышь CorelDraw спрашивает, а что сделать то? Выбираю, Скопировать сюда.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Таким образом, делаю столько кругов, сколько крепежных отверстий.
Потом сверяюсь с бумажкой, ага первое отверстие как раз стоит на пересечении добавленных ранее направляющих, смотрю их местоположение оно составляет 15 и 114 мм, щелкаю по любому из ранее добавленных кругов и просто вбиваю эти значения. И круг становиться точно там где и должен быть.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Сверяюсь с бумажкой, добавляю в нужных местах направляющие и вешаю на них круги для крепежных отверстий. Один из кругов делаю больше. В итоге получаю вот это.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Панель почти готова. Осталось только сделать прямоугольный с закруглениями вырез.
Так же добавляю несколько направляющих и рисую прямоугольник.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Делаю у его углов закругления по методу как в начале, скруглял углы у панели, т.е. перехожу в режим работы с узлами и просто тяну их на встречу друг с другом.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Все, панель готова.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

После того как чертеж передней панели готов сохраняю файл CorelDraw к нему так же вернусь немного позже.

Путь инженера электронщика — Eagle
Перехожу к следующей программе — Eagle, и так же, ориентируясь на бумажку с набросками, рисую переднюю панель.

Открываю файл с платой иду в видимость слоев и включаю какой либо слой, который не используется в текущем проекте пусть это будет Milling.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Остальные слои выключаю, оставляю только Pads,Vias, Dimension и bPlace.
Ставлю шаг сетки равным 1 мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Выбираю инструмент Wire и начинаю рисовать на слое Milling, углы панели скругляю инструментом Miter.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Расставляю отверстия крепления и энкодера, согласно зарисовке на бумаге, и так же в центре рисую прямоугольное отверстие.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Теперь необходимо сделать скругления у двух сторон маленького прямоугольника. Выделяю левую сторону прямоугольника инструментом Info.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
В открывшимся окошке, в значении Curve пишу 180.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
То же самое делаю и для другой стороны, только там значение уже будет минус 180.
Передняя панель готова!
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Сохраняю файл Eagle, к нему так же вернусь немного позже.

Путь колхозника самодельщика — SprintLayout
Напоследок открываю Sprint Layout и, как в прошлые разы, ориентируюсь на бумажку с набросками. Рисую переднюю панель.
Подробное руководство по Sprint Layout я уже выкладывал.

Рисовать панель надо на слое U (в русской версии слой Ф прим. Di Halt) он белый.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
С этой программой знакомы многие и многие уже не один год ее используют, так что, думаю, проблем с рисованием подобной панели ни у кого не возникнет. Просто напомню, что при рисовании пользовался инструментами Проводник и Дуга.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
и слой для рисования U.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После того как нарисовал переднюю панель, сохраняю файл Sprint Layout который тоже понадобиться позже.

Доводка чертежей панели из разных программ до ума.
Таким образом, на данный момент у меня несколько рисунков передней панели в совершенно разных программах некоторые из них предназначены для создания чертежей другие нет, но как говориться имеем, то что имеем, и рисуем там где можем и дальше все эти чертежи из различных программ надо привести к требованиям предоставляемыми изготовителем.

В качестве промежуточной программы для проверки и корректировки буду использовать CorelDraw. CorelDraw спросит кто то? Почему ее?

Ответ тут очень прост она у меня есть, и она понимает кучу всяческих форматов:

  • .cdr (CorelDraw) Собственный векторный формат, используется для переноса и хранения графических документов, созданных в программе CorelDraw.
  • .cdt (CorelDraw Template) Векторный формат, для записи рисунков-шаблонов
  • .pat (Pattern File) Векторный формат, для хранениямногоцветных шаблонов для заливки
  • .clk (Corel R.A.V.E) Собственный векторный формат Corel R.A.V.E, предназначен для хранения анимационных графических документов
  • .cpt (Corel Photo-Paint) Растровый формат программы Corel Photo-Paint , для хранения многослойных изображений. Поддерживает инф. О слоях, каналах и векторных контурах растрового изображения.
  • .csl (Corel Symbol Library) Используется встроенным менеджером символов (Symbol Manager) для хранения внешних библиотек символов
  • .cmx (Corel Prezentation Exchange) Векторный формат, поддерживающий векторную, растровую и текстовую информацию

Файловые форматы поддерживаемые CorelDraw

  • .bmp (Windows Bitmap) Растровый формат. Качество сохраняемых изображений высокое, но при этом они занимают большой объем
  • .ai (Adobe Illustrator) Векторный формат файлов, создаваемых в программе Adobe Illustrator
  • .eps (Encapsulated PostScript) Векторный формат, основанный на языке PostScript. Позволяет сохранять любую графическую, или текстовую информацию, для последующей передачи её в другие приложения, или на принтер. Используется многими издательскими приложениями, отличается аппаратной независимостью и высоким качеством печати изображений.
  • .pdf (Portable Document Format) Векторный формат, основанный на языке PostScript и предназначенный для хранения текстовой и графической информации, для вывода документов на печать и для публикации с помощью программы Acrobat Reader. Отличается более компактным кодом, по сравнению с .eps , а так же позволяет сохранить в файле документа различную информацию, для структурирования документа (закладки, примечания, гиперссылки)
  • .htm, .html (HyperText Markup Language) Текстовый файловый формат, предназначенный для создания электронного документа с целью публикации в Интернет. В таком файле хранится только текстовая и управляющая информация.
  • .dwg (AutoCAD Drawing Database) векторный формат, предназначенный для хранения и переноса графики, создаваемой в программе AutoCAD
  • .dxf (Document Exchange Format) Векторный формат, предназначенный для переноса документов содержащих трехмерную графику
  • .fh (Macromedia FreeHand) Векторный формат, предназначенный для хранения графических документов, созданных в программе Macromedia FreeHand
  • .rtf (Rich Text Format) Текстовый формат, предназначенный для хранения и переноса текстовой информации с сохранением большинства элементов форматирования
  • .doc (Microsoft Word for Windows) Собственный текстовый формат программы Microsoft Word
  • .tif (Tagged Image File Format) Растровый формат, для хранения фотоизображений. Поддерживается практически всеми существующими графическими приложениями

 
Форматы для хранения Web — графики

Первым открываю чертеж сделанный в программе SolidWorks.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Открыл модель сделанную в SolidWorks и теперь ее надо превратить в чертеж который можно отдать изготовителю. Тут можно пойти двумя путями первый путь это создать чертеж из детали или сборки. Покажу оба варианта.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Выберу подходящий размер листа и рамку,
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Выберу вид Спереди и перетащу его на лист.

Проверю дабы чертеж на листе был в масштабе 1:1.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
И добавлю типичную ошибку чертежей, которые выкладываются в интернете, это когда размеры закручены на тот же слой что и сам чертеж или их столько что самого чертежа и не видно (особенно доставляют тут автокад-ламеры, которые используют сию гениальную программу исключительно как аналог бумажного кульмана. Игнорируя одну из главных и чумовых фишек AutoCad’a cистему Model-Layout/Viewport Убывал бы! прим. Di Halt)
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Сохраню его в формате DXF.
Во втором варианте поверну модель панели к себе лицом и выберу сохранить как, и тоже в формате DXF.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Вид выбираю текущий.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Теперь SolidWorks можно закрыть и посмотреть что же получилось на выходе с чертежом передней панели.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Corel Draw
Открываю CorelDraw и нажимаю Импорт.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Или можно просто Файл, Открыть. Выбираю первый вариант чертежа.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
В CorelDraw становиться сразу видна такая картина.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
По такой картинке видно, что идет нарушение одного из правил приема чертежа, а именно очень много лишней информации.
Щелкаю по открытому файлу и выбираю, Отменить группировку полностью.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Удаляю все лишние элементы, такие как рамка, надписи, размеры, указатели центров отверстий, а так же окружности обозначающие зенковку для винтов. Панель в дальнейшем будет резаться с помощью фрезера ЧПУ, либо с помощью лазера и зенковку делать вряд ли кто будет, конечно если не было другой договоренности.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Итак, один из пунктов выполнен, на чертеже отсутствует всякая лишняя информация.
Смотрю дальше, сколько тут может быть слоев. Должен остаться только один (назовем его Горцем прим. Di Halt)
Для этого открываю ИнструментыДиспетчер объектов
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Ага и тут идет нарушение — больше одного слоя. Какой слой не нужен можно определить просто пощелкав по глазику рядом с названием слоя, изменяя состояние видимости слоя. Пустые слои нам не нужны.
В данном случае лишним оказался слой Format вот его и убиваю.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Еще один пункт выполнен на чертеже только один слой.
Следующим шагом выделяю всю панельку и смотрю ее размер.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Размер соответствует 135 на 50 мм.
Выполнено еще одно условие про масштаб 1:1.
Теперь возвращаюсь в Диспетчер объектов.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
А там, блин, полная анархия каждая кривая панельки сама по себе. Это нарушает еще один пункт. Все кривые должны быть простыми и замкнутыми.
От балды щелкаю по имени первой попавшейся кривой в диспетчере объектов.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Щелкаю на ней правой кнопкой мышки, и что же CorelDraw показывает.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
А показывает он, что активен пункт Разъединить, кривая. И это говорит о том, что в этой линии вложено еще несколько линий, что грубо нарушает еще один пункт о наличии скрытых линий и двойных контуров, и любая контора если не пошлет куда подальше, то заломит такую цену за корректировку что мало не покажется.

В этом случае прохожусь по всему списку кривых в Диспетчере объектов и если вижу пункт Разъединить то разъединяю и удаляю все лишние линии и контуры, а дабы не запутаться после правки окрашиваю кривую в красный цвет.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Вот, например, хорошо видно, что вместо одной линии их там аж 23 штуки.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Таким образом, выполнен еще один пункт приема файла — отсутствуют лишние линии и скрытые контуры.

Остается последний пункт: все кривые были замкнуты. Тут поступаю просто — выделяю весь чертежик и нажимаю на кнопку Объединить.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После чего щелкаю на чертеже правой кнопкой мышки и выбираю свойства.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
В открывшейся справа панели перехожу на вкладку свойства кривой.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Что же тут такого интересного?
А интересного много, на количество узлов пока можно не обращать внимание, количество фрагментов явно говорит о том, что кривая не замкнута (легко подсчитать по чертежу что их должно быть 15 но не 25), да и само свойство пишет, что кривая не замкнута, и свободно поле замыкать кривую. Ага кто-то уже порывается спросить так ведь можно поставить галочку, Замыкать кривую и CorelDraw сам ее замкнет. Да можно поставить, да CorelDraw сам все замкнет, только он замкнет все так, как только одному ему ведомо (можно попробовать и увидеть эти приколы) и замкнутые узлы в чертеже будут смахивать на щиток, в который бросили гаечный ключ (А фрезер исполнит вживую финал анекдота про психованого парикмахера «Да ничего не получается!!!!» прим. Di Halt).
Поэтому тут я поступлю следующим образом, сначала щелкну мышкой по какому либо цвету справа на панели, дабы залить чертеж цветом.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После чего он примет такой вид.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
При этом сразу становится видно, где чертеж не замкнут (появились жирные точки) это скругления слева и справа, а также вырез по центру.
Беру инструмент Форма.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Выделяю группу из двух незамкнутых узлов.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Если в этом месте присутствует разрыв в кривой между узлами, то в панели свойств наверху становиться активной кнопка Соединить два узла.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После нажатия этой кнопки два рядом расположенных узла соединяются в один. Таким образом, прохожу чертеж по периметру и по вырезу внутри.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Как только замкнул последнюю пару узлов панель свойств, справа, кардинально меняется.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Она показывает что изменилось количество узлов. Их стало 70, фрагментов стало 15, как и должно быть (считаем 12 отверстий крепежа, отверстие энкодера, вырез для индикатора, внешний контур панели) и автоматом появилась галка, Замыкать кривую.

Про другие станки:  Jet DDS-237 Брашировальный станок, 380В -

Теперь надо убрать заливку чертежа щелкнув по кресту вверху панели цветов.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
А щелкнув правой на черном цвете сделать контур черным.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После этого при выделенном чертеже нажать F12 и выбрать сверхтонкий абрис.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Готово! Данный чертеж можно сохранить или как файл CorelDraw и отдать на резку на лазере или как файл DXF для фрезера. Условия предъявляемые к предоставляемому файлу чертежа выполнены.

Solid Works эпизод два
Следующим шагом открываю сохраненный чертеж из программы SolidWorks под номером два. Он мало чем отличается от первого варианта, разница лишь в том, что на нем отсутствует чертежная рамка, т.е. ненужной информации минимум, остальные же все требования нарушены как и в предыдущем варианте и потребуется их исправление по методике описанной выше.

Corel Draw
Следующим идет на открытие файл из программы CorelDraw. Тут вообще можно обойтись без особых комментариев изначально чертеж делался на одном слое, одним контуром и все кривые при его построении и формировании не размыкались. Все размеры делались 1:1. Гламурный дизайнер Win! 🙂

Eagle
Так что сразу перехожу к файлу, сделанному в программе Eagle.

Открываю ранее сделанный файл передней панели.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Следующим шагом выбираю Cam processor.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Выбираю тип выходного файла EPS, даю ему имя и выбираю слой, на котором и нарисована непосредственно сама панель, это слой Milling.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После чего жму на кнопку Process Job.
В директории с файлом проекта появляется файл с панелькой.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Его так же открываю для анализа в CorelDraw.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Тут видно что из-за такого вывода немного ушли размеры и они составляют 135,001 и 49,988 мм это в принципе не страшно, нету лишней информации, нет лишнего слоя и вложенных или дублируемых линий. Единственно что тут надо будет исправить, это объединить все линии и замкнуть все точки. Вот по методике рассказанной выше я это и делаю.

Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Так же как и выше ширину обрисовки ставлю сверхтонкая.

Все файл готов и его можно передавать для дальнейшего изготовления.

Sprint Layout
Следующий на очереди файл из Sprint Layout.
Так же как и ранее открываю файл сделанный в программе Sprint Layout.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
В Sprint Layout выбираю Файл, Экспорт, Фрезеровка, Контурная.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Жму ОК и пишу имя файла.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После чего так же открываю файл для анализа в CorelDraw.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Так же этот файл практически ничем не отличается от файла выведенного из Eagle, размер правда немного другой: 132,875 и 49,225 т.е. видно, что данный формат вывода не очень корректно подходит для последующей передачи на резку, т.к. при выводе все таки значительно изменяются размеры. Например, на такой простой панели их в принципе можно и поправить, но на чем то более сложном, уже будет затруднительно. Так же при приближении великолепно видно, что такой простой объект как круг состоит и большого количества точек, и если где то какие то точки не замкнуты, то найти их уже будет гораздо сложнее чем во всех предыдущих вариантах. (В общем, пора бы уже Sprint Layout выкинуть на свалку истории 😉 прим. Di Halt)

Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Этот файл оставлю специально без доводки до «ума» для желающих потренироваться и попробовать привести его в порядок своими силами, используя методику описанную ранее.

Подготовка к порезке
При подготовке чертежа для его порезки на фрезерном ЧПУ необходимо учитывать тот факт, что фрезы все круглые и при вырезании чертежа на всех внутренних углах всегда будет радиус скругления, составляющий 0,5 диаметра фрезы. Особенно это актуально для соединения шип-паз, а также вырезов под всякие квадратные кнопки. Так же радиус будет и при порезке на лазере. В нем то луч тоже не квадратный, хотя этот эффект и будет не так выражен, но если детали вырезанные на лазере из пластика или метала в последствии должны стыковаться на этот момент нужно обратить внимание (вообще тут это не столько ограничение лазера, сколько точности и скорости механики и требования соблюдения равной скорости при резке. Можно получить прямой угол, но лазер тут должен проходить внахлест, крест накрест. Разумеется во внутренних отверстиях такое не прокатит, но для внешних краев — почему бы нет? Сделать петельку и все тут, место позволяет. Еще для лазера надо продумать точку вреза контура, она должна отстоять от края контура на 3-5мм. А вообще радиус скругления у лазерной резки обычно меньше 1мм, так что тут можно не напрягаться. прим. DI HALT).

Временами авторы чертежа пытаются «облегчить» работу той фирме, что впоследствии будет делать заказ по чертежу и пытаются разложить детали (особенно если их много) на листе. Но это не всегда бывает полезно, ведь надо точно знать размер рабочего стола у каждого конкретного аппарата и так же на сколько будет прижат материал.

Если же эти параметры известны и все так надо разложить необходимые для вырезки детали на листе то тут надо учитывать ряд особенностей такие как, отступ от края листа, ведь материал будет как то крепиться к поверхности, расстояние между соседними элементами если они будут делаться на ЧПУ фрезере то это расстояние должно быть не меньше чем три диаметра фрезы, если же делаться будут на лазере то можно сделать и контур к контуру, главное оставить места для точки вреза в каждый контур. Также при резке лазером неплохо бы предусмотреть места где будут мостики на которых деталь будет держаться за базовый лист. Т.к. если этого не сделать, то маленькая деталь просто упадет в бак со обрезками и всяким шлаком и найти ее там будет сложно, а это лишние хлопоты и лишние деньги.

После того как чертеж будущей панели подготовлен, неплохо бы узнать, а сколько за него возьмут в конторе которая его резать будет? Там же где переписывались требования к файлу обычно и выставлены прайс-листы на услуги. Смотрим к примеру запись. Стоимость 1п. метра резки 70 руб. Ага цена есть 70 руб. за погонный метр. А как они эти блин погонные метры считают? А очень просто! Во всех подобный фирмах эта цена означает проход одного метра реза, в не зависимости фрезерная это резка или лазерная. Тут же у любого появляется вопрос, а сколько в чертеже метров то? Для этой цели есть очень хороший плагин для CorelDraw, называется «Периметр» он считает длину всех линий чертежа.

Работает он очень просто: сначала выделяется полностью весь чертеж, а потом запускается этот плагин. Например, если напустить его на чертеж описываемый в этой статье, то он покажет 759,4856 мм. Т.е 759,5 мм — почти метр! Умножить на 70 руб и цена будет 53 руб. 20 коп за одну такую панельку.

Вот так на наглядном примере постарался рассказать и показать как можно сделать чертеж передней панели в разных программах, как потом его оттуда выдернуть и довести его до ума (обойти всякие нюансы и подводные камни) в соответствии с теми требованиями, что предъявляет фирма к предоставляемым им для изготовления файлам и чертежам. Так же как узнать цену сколько сдерут в фирме которая будет по нему изготавливать.

Делаем переднюю панель с помощью своего станка ЧПУ
Постепенно каждый радиолюбитель поглядывающий на конструкции задумывается о том, что хорошо бы иметь станок с ЧПУ. У кого-то это так и остается в мыслях, а кто-то его все таки покупает или мастерит сам, используя доступные инструменты и материалы. Рано или поздно станок с ЧПУ собран, потом он запущен и налажен и возникает стойкое желание попилить с его помощью.

Для резки дома обычно используется фрезерный станок с ЧПУ т.к. его можно купить или собрать в небольших габаритах. Вот на примере фрезерного станка с ЧПУ и постараюсь рассказать как подготовить самому и вырезать панель для прибора, нарисованную и подготовленную в предыдущих главах.

Для работы со станком я использую две программы это ArtCam, в которой подготавливается непосредственно управляющая программа, и Mach3 которая непосредственно управляет самим станком. Аспекты доставания и установки и настройки под конкретный станок данного программного обеспечения скромно оставлю за рамками данной статьи. Там отдельная тема большая и хитрая ;)))

Программы установлены и настроены, пришло время создать управляющую программу (УП) для станка.
Открываю файл панели, созданный и доведенный до ума ранее.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
И сохраняю его с расширением DXF.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
При этом запоминаю размер чертежа он 135мм на 50 мм.
После чего открываю ArtCam и выбираю Файл, Новый, Модель.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Как писал выше, размер чертежа 135мм на 50мм, поэтому просто добавляю по миллиметру с каждой стороны, также обращаю внимание чтобы размеры были в миллиметрах, а нулевая точка находилась в нижнем левом углу.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После чего жму на ОК и вижу вот такую картину в ArtCam.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Поле для чертежа уже есть и теперь вставлю туда сделанный и подготовленный чертеж. Для этого жму Вектор, Загрузить слой.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Вижу вот такую картину.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Сохраняю файл.
Теперь на все это надо посмотреть так, как это видит ArtCam. Для программы ArtCam все эти линии и кружочки это контуры если же сказать более правильно, это траектории.
В данном случае контуров или траекторий 15. Это 12 отверстий для крепежа, отверстие для энкодера, отверстие для индикатора и внешний контур панели. Чертеж будущей панели не представляется сложным его ведь надо просто выпилить и все, поэтому к нему можно применить такие операции.

  • Обработка по профилю — профилем считается нарисованный контур. Фреза идет краем по контуру. Выбирая точно по линии.
  • 2D выборка — позволит выбирать материал на определенную глубину в пределах контура.
  • Сверление отверстий — тут можно особо без комментариев, просто сверлятся отверстия с диаметром равным диаметру установленного сверла или фрезы.
  • Обработка вдоль вектора — эта операция очень похоже на обработку по профилю, но с одной большой разницей, фреза пойдет строго по контуру (по его центру) а не снаружи или внутри него. Выбирая материал слева и справа от фрезы.

Поэтому следующим шагом жму Траектории.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

И в траекториях выбираю Обработка по профилю, как самую логичную операцию которую можно применить к данному чертежу.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Теперь смотрим на чертеж передней панели, ведь надо подумать, как ее правильно вырезать, т.к. если подготовить УП необдуманно, то можно получить черте что, а не то что планировалось изначально. Вырезка по траектории может вестись как снаружи контура, так и внутри него. При просмотре чертежа сразу становиться ясно, что отверстия для крепежа, отверстие для энкодера и отверстие для индикатора нужно резать внутри контура (мне ведь совсем не нужно, чтобы размер отверстия для крепления был на диаметр фрезы больше чем нужно),а общий контур панели уже снаружи.

Разумеется сначала надо вырезать все внутренние отверстия, а уж потом вырезать все что внешнее. Так что ставлю галочку, что это внутренняя обработка. Так же обращаю еще внимание на параметр Начальный проход и Финишный проход. Первый параметр отвечает на сколько фреза опустится при первом прохождении траектории, а последний соответственно на сколько при последнем. Материал будет стеклотекстолит толщиной 1,5мм, поэтому в первом параметре можно поставить 1 мм, а так как стеклотекстолит вряд ли будет идеально прямой, то в последнем параметре можно поставить и чуть больше чем его реальная толщина, например 1,8 мм. Что и делаю.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Следующим параметром идет Плоскость безопасности. Этот параметр отвечает за то на сколько будет подниматься фреза над заготовкой между операциями по обработке различных траекторий.
Зачем он нужен? Да просто для того что бы фреза после того как, например, выпилит один круг не пошла пилить второй прямо через всю заготовку. Или, к примеру, не перепилила болт или крепление которыми крепиться заготовка. По умолчанию этот параметр равен 5 мм, в моем случае этого достаточно, оставляю его без изменений.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Следующим параметром идет Профильный инструмент. Это собственно и есть список фрез с помощью которых и будет вырезаться передняя панель из стеклотекстолита. Фрезы бывают разные разных конструкций и назначения. Одни предназначены для дерева, другие для пластика, третьи для метала, есть фрезы для гравировки и для вырезания пазов. В данном случае для стеклотекстолита есть специальные фрезы называемые «кукуруза» или рашпильная. Как следует из названия, это как бы маленький круглый напильник. Бывают они разных диаметров, но в радиолюбительской практике обычно используются размером от 0,8 до 3 мм или 3.175мм 1/8 дюйма если считать в зарубежных системах исчисления. Выглядят вот так.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Соответственно, при взгляде на фотографию появляется закономерный вопрос. А нафига то кольцо на второй фрезе? А вот наличие этого кольца на второй фрезе ох как облегчает жизнь когда, например, надо что-то выпилить или сделать гравировку. Ведь при вставке фрезы в шпиндель это кольцо как раз упрется в цангу, которая стоит в шпинделе и глубже фрезу уже вставить нельзя будет. И если надо поменять фрезу, то одна вытаскивается, а другая (с точно таким же кольцом) вставляется и пилиться дальше. Ноль координат по вертикали (вверх, вниз) всегда остается всегда один и тот же и не надо каждый раз при смене фрезы его заново выставлять.

Про другие станки:  ✅ Лазерный станок Kimian 6090 ОТСРОЧКА платежа Выгодные условия

С типом фрезы определился теперь надо определиться с ее диаметром. При взгляде на переднюю панель видно что мелких элементов нет значит данную панель можно спокойно выпилить фрезой диаметром 3 мм.
Соответственно открываю Профильный инструмент и выбираю прямую фрезу диаметром 3 мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
После того как выбрал диаметр фрезы надо определиться с какой скоростью пилить. Она состоит из двух параметров, скорости горизонтального реза и скорости заглубления. Если, например, во всяких конторах, где стоят монстроподобные махины этот параметр измеряется в мм/сек, то для домашнего ЧПУ он обычно в мм/мин. Поначалу можно поставить такие параметры: движение 350 заглубление 150 мм/мин. Тут как раз хорошо срабатывает пословица – Тише едешь, дальше будешь. При таких параметрах риск сломать фрезу минимальный и полет ее обломков в разные стороны тоже минимальный. Медленно? Да медленно, но куда дома то торопиться, не контора чай, где надо гнать лошадей и выдавать штуки за штукой. Обороты в настройке имеет смысл выставлять если есть возможность контролировать их на самом фрезере с помощью компьютера. У меня, например, в качестве шпинделя стоит Kress 1050 FME вот на нем и поставлю обороты между 3-ой и 4-ой. Соответственно отталкиваясь от этого всего и поставлю параметры.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Следующий параметр Направление резанья оставляю по умолчанию
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Следующим идет пункт Порядок обработки он позволяет выбрать в каком порядке обрабатывать траектории на чертеже. В этом пункте снимаю галочку с пункта Авто и ставлю на пункт Вручную. Нажав кнопку Выбрать вектор и зажав Shift, выбираю все отверстия крепления. Отверстия для энкодера и индикатора оставлю. Сделаю на них еще одну отдельную обработку.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Перехожу к следующему пункту Материал. В нем задается высота (толщина) материала из которого будет вырезана панель. Тут толщину и ставлю как есть: 1,5 мм.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

И последний пункт это имя УП (Управляющей программы) тут уже можно писать что угодно.
После чего жму кнопку Сейчас.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
ArtCam вычисляет траекторию для движения инструмента и записывает ее. Аналогично повторяю и делаю вторую траекторию для отверстия энкодера и окошка индикатора. Так же поменяв параметр на Наружу в первом пункте делаю траекторию для вырезания общего контура панели. После чего файл панели принимает такой вид:
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
В принципе можно уже передавать файл в программу которая непосредственно управляет станком ели бы не одно но.
При резке деталей из заготовки, детали надо как то удерживать на месте, в разных конторах для этого применяют вакуумный прижим, дома то его особо не сделаешь надлежащего качества, ведь вырезанная деталь уже не держится прижимами, а шпиндель исправно крутит свои 20000 оборотов в минуту. Вылетевшая на такой скорости срезанная с листа деталь может натворить много бед. Для нейтрализации этого западла обычно применяются технологические перемычки.
Для этого жму во вкладке Траектории опцию Параметры переходов.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

И щелкаю по уже созданной траектории.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Вот для чего я в предыдущем пункте делал две разные внутренние обработки, ведь переходы не нужны будут на маленьких отверстиях для крепления.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Остановлюсь на параметрах подробней:

  • Количество переходов. Этот параметр определяется на глазок. Для жестких материалов, таких как текстолит, достаточно 3-4 переходов на деталь, для мягких, переходов должно быть больше.
  • Длина перехода. Длину перехода не следует делать меньше диаметра фрезы. Во всяком случае, на фрезах диаметром до 4мм это правило работает. Для фрез диаметром 1мм и менее лучше длину перехода лучше брать равной двум диаметрам фрезы.
  • Высота перехода . Не следует делать высоту перехода меньше, чем половина толщины заготовки. Делать высоту во всю заготовку тоже не стоит, так как время обработки увеличивается — станок поднимает фрезу на переходе. Да и ломать их потом тяжелее.

После того как все цифры написаны жму на кнопку, Создать переходы.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Аналогично делаю переходы и для внешнего контура панели.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Теперь самое время поглядеть как это все будет выглядеть для этого жму вкладку траектории и выбираю Визуализация всех УП.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы

Вот так будет выглядеть панель после ее резки на станке ЧПУ и хорошо видны только что созданные переходы которые будут удерживать уже вырезанные детали от их дальнейшего выпадения.
После чего сохраняю полученную УП в формате понятному станку.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Запускаю Mach3, Включаю контроллер станка, загружаю сделанную УП, подвожу и выставляю фрезу в ноль координат, (X,Y,Z) нажимаю кнопку сброса координат в программе, включаю сам фрезер и в Mach3 нажимаю кнопку Cycle Start.
Фрезеровка по дереву: оборудование, инструмент, художественные приемы
Сидим и наслаждаемся процессом. Слава Роботам! 🙂

Отдельно хотелось бы поблагодарить DIHALT-а за размещение статьи на своем ресурсе. Сергея Павлова за его уникальные разработки и фотографии благодаря которым я и построил свой ЧПУ станок и без которого вряд ли была эта статья.

Художественная резьба  по дереву, картины и станок чпу

Добрый день уважаемые читатели.      Сегодня я расскажу вам о картинах в  художественной резьбе  и о работе станков чпу. Ранее мы обсуждали данную тему, сегодня хочу рассмотреть более детально этот вопрос и обсудить его с вами.
Проведу обзор технологии обработки дерева, поговорим с вами о материалах, скорости изготовления и качестве изделия, рассмотрим всю творческую  и техническую часть процесса опираясь  на художественный и столярный опыт работы с деревом приобретённый нашей мастерской за долгие годы.

Прежде чем отстаивать позиции ручной резьбы, стоит начать с краткого представления – что собой представляет сама резьба?. Основа резьбы – рез. РЕЗьба и фРЕЗеровка хоть и включают в себя составляющую РЕЗ но по сути это два разных процесса.
И как правило никто  не усомниться если тот или иной предмет вырезанный из дерева, он сделан в ручную.
Но сегодня этот не так, в подлог ручной работе у нас появились изделия на ЧПУ, в которых, порой не всякий и не всегда разберётся, где сделано руками, а где станком.
Самое важное на что хочу обратить ваше внимание, результат работы станка ЧПУ нельзя назвать Резьбой, это фрезеровка, растачивание, сверление и назвать это можно как угодно, но не Резьбой по дереву!

А вы знали что в старые времена, по следам инструмента на дереве — от ютопора, стамески, тесла, рубанка, по ним узнавали человека, определяли мастерство, характер, его здоровье.
А что можно определить по следу фрезы? Получается что каждое движение руки мастера несёт свой стиль, так же культурное направление и технику.

Так можно ли сравнить вырезанные картины и выполненную работу на чпу? Конечно нет! Ведь это два разных направления работы с деревом , как две разные культуры, которые не похожи друг на друга, и лишь пересекаются на материале.
Возможно, кто то скажет ручная резьба это труд пустой, сегодня не нужный, его можно заменить, и, пора давно посадить за станок кассира, а в музеи на выставки собирать очередь. Давайте в этом точно разбираться.
Часто нам задают вопрос: Почему вы работаете в основном с липой? Ведь, есть более ценные породы дерева. Порой бывает сложно объяснить выбор. Обычно отвечаем встречным вопросом – А в чем заключается ценность в конечном результате резного изделия? Цена дерева даже более дорогой породы, составляет в изделии лишь малую часть, остальное, это композиция рисунка, техника резьбы, отделка.

Часто нам задают вопрос: Почему вы работаете в основном с липой? Ведь, есть более ценные породы дерева. Порой бывает сложно объяснить выбор. Обычно отвечаем встречным вопросом – А в чем заключается ценность в конечном результате резного изделия? Цена дерева даже более дорогой породы, составляет в изделии лишь малую часть, остальное, это композиция рисунка, техника резьбы, отделка.
Любое дерево, это уникальный природный материал для творчества!
Любой мастер может сказать что липа материал мягкий, ее легко резать, она податлива, с ней легко работать.       
Структура липы идеально подходит для резьбы картин, движения не скованны, в результате можно передать свободу движения руки. Во всех плюсах мягкого материала есть одно правило, это острый хорошо заточенный инструмент, от которого стружка шуршит приятным звуком, иначе, при не верно заточенном инструменте или попросту тупым, резьба получается мятая, рваная.

Наша мастерская работает с разными породами дерева. Но, самым любимым деревом является Липа. Возможности ее безграничны! И на протяжении – более двадцати пяти лет мы постоянно в этом убеждаемся. Она как холст, как лист акварельной бумаги для художника! Липа дает свободу в творчестве, в тонировке, цветовой отделке. Следы резца, оставляют неповторимые срезы, формы, линии. Резец в руках художника, словно карандаш или кисть, создает единственное и неповторимое произведение, насыщая его энергетикой.     
В работе, мы полностью исключаем доводку резьбы различными шлифовальными материалами. Пыль,  забивает  поры дерева, и блокирует впитывание в древесину масляно – восковых красителей. Дерево после отделки, перестает играть гранями и плоскостями среза, и больше похоже на однородную пластмассу или раскрашенный гипс.
С уверенностью можно сказать что  такой материал как благородная белая липа – фрезе не по зубам! Работать конечно с ней можно,  но получить результат не отличий от резьбы невозможно. ЧПУ может работать только с твердыми породами дерева, и сильно пересушенными —  в основном это бук и дуб. Вязкие и мягкие породы дерева – сианку не поддаются! И пока ЧПУ не научили резать, и повторять движения человеческой руки, ручной резьбе ЧПУ не конкурент!

В резьбе картин наша мастерская использует более 200 резцов, около 30% это покупной инструмент, таких производителей как
Kirschen»  Германия и Швейцарские «Pfeil».
Другие резцы изготавливаются, вытачиваются самостоятельно, формы, угол, подгоняются для лучшей передачи элементов графики в картине, под собственную технику.
Каждый резец оставляет свой след на полотне, это глубина и форма среза, грани и плоскости. В работе есть резецы с шириной рабочей поверхности от 18 см.,
он используется для среза неба, зданий, и др. плоскостей. Такой размер необходим, что бы получить чистый единый срез без шлифовки, после которого дерево начинает играть, особенно в тонировке, но об этом чуть позже.
С помощью самого станка ЧПУ и фрез можно выполнить гнездование (раскрой) и другие виды фрезеровки, существуют пяти-осевые станки, которые  позволяют производить также и токарные операции  — нарезку резьбы, растачивание и другие операции.
Фреза выставлена в фрезер, на большой скорости, это тысячи оборотов в минуту, она двигается в заданной програмной плоскости, снимая слой за слоем. Для того чтобы сделать определённую точную  плоскость иногда требуется десятки, а то и сотни движений, со сменами фрез.

По окончании фрезеровки получаются плоскости которые имеют структуру от прохождения фрезы, плоскость необходимо шифровать. В конечном продукте это очень хорошо заметно, проходные полосы фрезы заметны и от этого никуда не денешься.
Фрезы для станка, это так же великое разнообразие, — конические, цилиндр, концевые, торцевые и других видов.

По окончании любой работы, мы имеем результат практически завершенного продукта. И здесь мы подходим к самому главному, это тонирование.
Тонировка картины не неотъемлемая часть художественной работы, цвета подчеркивают линии и формы придавая еще больший объем и контраст, а также пространственную глубину за счёт структуры дерева. Редко заказчик желает оставить естественный вид и оттенки дерева.
О красителях вы можете почитать в моих предыдущих постах.

    Для большинства людей, резьба по дереву является — хобби. Создавая свои произведения в небольшом уголке – на кухне, балконе, кладовке, они радуются от самого процесса созидания единственной и неповторимой резной скульптуры, корнепластики  или  панно. Как правило, свои резные работы они дарят близким людям. ЧПУ — это бизнес! И не стоит их ставить на весы истины наши бессмертные деяния и бездушные машины, ибо пространства разные..

Спасибо большое за внимание.
Мастерская Дубовик.
Русское традиционное ремесло.
Современное искусство в совершенном исполнении.
Дубовик Евгений °
vk. dubwoodart

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти