2 Типы тканых орнаментов. Искусство ручного ткачества
2.2 Типы тканых орнаментов
Приступая к изучению тканых орнаментов, рассмотрим классификацию, составленную исследователем Е.Н. Клетновой, согласно которой узоры можно разделить на следующие типы:
— круговые (ромб, квадрат, треугольник);
— крюковые (свастика, скобы);
— пальчатые (ромб с параллельными полосами по краям);
— лопастные (различные вариации восьмиконечной звезды);
— крестовые (различные вариации креста)[104].
Круговые орнаменты являлись наиболее распространенными в ручном ткачестве, что можно объяснить сравнительной легкостью их технического исполнения. В зависимости от размера орнамента выделялись «большие круги» и «малые круги». «Большие круги» могли быть составными, т. е. включать в себя несколько ромбов или квадратов, расположенных один в другом. Они имели более или менее выраженную ступенчатую форму. По краям орнаментального мотива могли располагаться отростки «отметы» в наружную сторону, тогда «большие круги» назывались «гребенками» или в наружную и внутреннюю стороны — «двойные гребенки». Круговой узор, имевший от одного до четырех внешних отметов, расположенных так, чтобы угловые отметы соединялись между собой треугольным перекрытием, назывался «городки» (Илл. 8). Круговые узоры этого типа были характерны для искусства Византии и Древней Руси[105].
С.В. Иванов отмечает наличие «городков» в орнаментальном искусстве айнов, обских угров, индейцев Бразилии[106].
Илл. 8.
Малые круги также могли иметь «отметы». В случае, когда ткали один «отмет» с каждой стороны «круга», узор назывался «круги о четырех лучах». В том случае, когда у каждого угла располагалось по два «отмета», узор назывался «круги кучерявы». Помимо самостоятельного использования круговых узоров, их могли применять и для заполнения пространства фона между другими узорами. При этом орнамент мог «резаться» пополам, превращаясь в треугольник, так называемую «расковку»[107].
Отмечается, что «круговые узоры» широко применялись в текстиле, связанном со свадебной обрядностью[108].
К крюковым орнаментам относились различные скобы, свастика, меандр. Скобы представляли собой стилизованные конские головы и так называемый узор «гуськи» (Илл. 9). Такие орнаменты часто применялись в закладном ткачестве. В результате соединения «круга» и скоб получался узор «лягушки»[109] (Илл. 10). Подобные орнаментальные мотивы часто использовались в женской одежде, а также в украшении простыней и полотенец для обрядов, связанных со свадьбой и рождением детей. Г.С. Маслова предполагала, что текстильный узор «лягушки», является «отзвуком древних представлений, сущность которых была забыта, но, возможно, сохранялось еще их значение благопожеланий»[110].
Илл. 9.
Илл. 10.
Орнамент «клины», «колюки» или «козюльки» представлял собой ряд входящих одна в другую ломаных линий, иногда с «отметами». Свастика представляла собой крест с загнутыми концами, часто вписанный в ромб. Существовало несколько разновидностей свастического орнамента:
— простая свастика, представлявшая собой крест с загибами (Илл. 11, А);
— сложная свастика в виде креста с двойными загибами, составлявшими посередине ромб (Илл. 11, Б);
— осложненная свастика, состоявшая из простого креста с двойными загибами и прямыми «отметами» (Илл. 11, В);
— осложненная свастика — простой крест с двойными загибами и крюковыми «отметами» (Илл. 11, Г);
— свастика «расколонка», где середина образовывала ромб, а загибы оставались лишь на одном конце у четырех перекладин, при этом каждый противоположный конец перекладины не имел загиба[111] (Илл. 11, Д).
Илл. 11.
Пальчатые орнаменты включали в себя узоры «пальцы», а также «баранчик» простой, «завивастый», «тульский» и «кучерявый». Узор «пальцы» (Илл. 12.) представлял собой ромб, внутри которого шли параллельные полосы. Количество полос определяло название узора: «в двенадцать пальцев» — по три полосы с каждой стороны; «в шестнадцать пальцев» — по четыре полосы и т. д. Узор «баранчик» являлся переходным мотивом от круговых орнаментов к лопастным[112].
Илл. 12.
К лопастным относились узоры «мельницы» и «гусиные лапки». В их основе лежала восьмиконечная звезда, возможно стилизованный цветок. Существовало несколько типов таких орнаментов:
— восьмиконечная звезда с квадратом посередине, вписанная в ромб и имевшая маленькие ромбы по углам; большие ромбы орнамента разделялись косым перекрестьем (Илл. 13);
— восьмиконечная звезда более округлой формы с лопастями, обведенными каймой (Илл. 14);
— прямая восьмиконечная звезда с лопастями, у которых срезаны углы (Илл. 15);
— восьмиконечная звезда, вписанная в ромб, имевшая четыре лопасти, каждая из которых представляла собой два полных зубца и два полузубца (Илл. 16);
— различные типы розеток, являвшихся переходными от лопастных узоров к крестовым (Илл. 17)[113].
Предполагается, что орнаменты этого типа произошли от «круговых» орнаментов. Ромбы, имевшие ступенчатый край, образовывали между собой фоновое пространство сложной конфигурации, которое постепенно начало работать как самостоятельный орнамент[114]. Б.И. Рыбаков отмечал, что восьмилепестковая или шестилепестковая розетка, могла выражать идею Солнца[115].
Илл. 13.
Илл. 14.
Илл. 15.
Илл. 16.
Илл. 17.
Крестовые орнаменты делились на следующие виды:
— прямой крест, обычно вписанный в ромб или розетку (Илл. 18), который мог дополняться перекрестьями или «усиками» на концах (Илл. 19); а также прямой крест, заключенный в двойных соприкасающихся ромбах (Илл. 20);
— косой крест, часто вписанный в ромб, мог иметь перекрестья на концах (Илл. 21);
— лопастной крест, состоявший из пяти соприкасающихся углами ромбов (Илл. 22);
— звенчатый крест, аналогичный по конструкции лопастному, но построенный из ромбов, имевших вид звена[116](Илл. 23).
Илл. 18.
Илл. 19.
Илл. 20.
Илл. 21.
Илл. 22
Илл. 23.
Косые кресты часто использовались в качестве украшения торцов прялок. В конце XIX — начале XX вв. орнамент из косых крестов использовался в качестве декора рубах. Тканые орнаменты сохраняли свое значение в текстильных изделиях конца XIX — начала XX вв., всегда располагаясь таким образом, чтобы их семантическая функция была раскрыта в полном объеме. Так, орнаменты-обереги располагались на вороте рубахи и на плечах, охраняя голову, шею и руки человека. В этот период льняная рубашка воспринималась человеком фактически как вторая кожа, вторая сущность. В женской одежде с целью поддержания и усиления репродуктивной силы большое количество орнаментов располагалось в области груди и по подолу, а также на рукавах. Известно, что в Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Московской губерниях до конца XIX-го в. на свадьбу женщинами надевались рубахи, имевшие рукава до двух метров с прорезями-окошками» для рук. Значение длинных орнаментальных женских рукавов, отражено в русских народных сказках. Например, в сказке о Царевне-Лягушке Василиса Прекрасная идет в пляс, взмахивает одним рукавом — появляется озеро, взмахивает другим — по озеру плывут лебеди. Таким образом, она исполняет танец воды и жизни, существовавший на Руси еще с языческих времен и многократно отраженный в рисунках на серебряных ритуальных браслетах-наручах, относящихся к XII–XIII векам, и совершает акт творения мира[117].
Интересным представляется упоминание рубахи с тканым орнаментом в «Слове о полку Игореве»: «Полечу, — рече, зегзицею по Дунаеви, омочю бе брянъ рукав въ Каяле реце, утру князю кровавыя его раны на жестоцемъ его теле»[118]. С.В. Жарникова отмечает: «В своем плаче Ярославна хотела бы полететь кукушкой по Дунаю, смочить “бе брян рукав” (т. е. украшенный браным[119]орнаментом) в Каяле реке и вытереть им кровавые раны мужа — князя Игоря. Магическая сила, сосредоточенная в рукавах рубахи, в алых орнаментах, должна излечить, зарубцевать раны, наполнить тело крепостью, принести здоровье и удачу»[120].
Тканые орнаменты использовались не только в одежде, но и различных текстильных изделиях, связанных с жизненным циклом человека — рождением, свадьбой и похоронами. Сохранились многочисленные упоминания об использовании орнаментированных полотенец в свадебной обрядности. В частности описан обычай покрывать полотенцем невесту, жертвовать полотенца в церковь в случай болезни родственников и т. д [121].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
История развития промысла
С течением времени узорное ткачество приобретало все большую популярность, и в XV столетии изделия искусных народных мастеров стали продаваться в восточных стран ах, в Индии и Самарканде. Это свидетельствовало, в первую очередь, о высоком качестве изделий и неуклонном повышении уровня мастерства русских ткачей.
В XVII веке в Москве было две слободы ( Кадашевская и Тверская — Константиновская), в которых жили преимущественно ткачи, создававшие прекрасные ткани для нужд царской семьи. Их называли ткачи — хамовники.
В окрестностях Ярославля, в селах Брейтово и Черкасово тоже жили и работали искусные хамовники, изделия которых нисколько не уступали работам московских мастеров. Кроме того, собственные хамовные дворы были созданы при многих монастырях. Изготовленные ими ткани быстро продавались, что приносило дополнительный доход.
В конце XVIII — начале XIX столетий в центральных частях России большое распространение получают не только официальные ткацкие мануфактуры, но и многочисленные кустарные производства, которые в дальнейшем и послужили основой для дальнейшего развития текстильной индустрии в стране.

Создание схемы для браного ткачества | журнал ярмарки мастеров
Маленькая преамбула.
Для ткачества поясов на бердо требуются схемы. Казалось бы, чего проще – найти ткацкую схему в Интернете, или взять схему для вышивки крестом, или просто начертить узор по клеточкам. Но просто все только на словах, а когда начинаешь пробовать это ручками, возникают всякие нюансы и сложности. Во-первых, схемы для вышивки крестом далеко не всегда годятся для ткачества. Хотя ткацкие схемы, безусловно, подходят для вышивки, такой вот парадокс. Во-вторых, схемы для ткачества из Интернета могут не подойти для вашего бердышка. К примеру, если в вашем бердышке 31 планка, а схема рассчитана на большее количество планок. В-третьих, при создании своих, авторских схем, стоит знать некоторые «хитрости». Именно ими я и хочу с вами поделиться.
Танцуем от берда.
Главное, что нужно определить в самом начале – сколько нитей можно заправить в бердо. Допустим, если в вашем ткацком инструменте 31 планочка с дырочками, то в него можно заправить 61 нить (31 – в дырочки, 30 – в промежутки между планками). Если бердо такое, как у меня, то нитей 63 (два дополнительных промежутка по бокам). Небольшое пояснение: для правильного ткачества в бердо заправляется строго нечетное количество нитей.
Фото бердо.
Определяемся с техникой ткачества.
Теперь стоит выбрать, какую технику вы будете использовать. Для создания сложных браных поясов используются три варианта техники – 2 к 1, 1 к 1 и ткачество с узорным утком. Первый вариант – самый распространенный, на одну узорную нить основы приходится две фоновых. Делим количество нитей, заправляемых в бердо, на 3. Получается 20 узорных нитей (у меня 21). То есть ширина узора (схемы) не может быть больше 20 клеточек. Если же вы выбираете технику брань 1 к 1, то количество нитей делится пополам. В этом случае ширина узора может составлять не более 30 клеточек. Для ткачества с узорным утком (двухуточного ткачества) из 30 нитей отнимаются две кромочные нити, и ширина узора составляет 28 нитей. Стоит отметить, что для традиционных орнаментов характерна продольно – осевая симметрия, поэтому число клеточек по ширине берется нечетное (19, 29 и 27 клеточек соответственно). Но это правило соблюдать не обязательно.
Теперь вы можете достаточно точно определить, подходит ли готовая схема из Интернета для вашего бердышка и выбранной техники ткачества. Так бывает не всегда, но огорчаться не стоит – широкую схему можно несколько модифицировать, «ужать» под свой инструмент. Если же вы решили создать свою схему, то вы можете определить, какой ширины она будет, и начертить сетку. Рисовать схему можно и в обычной тетради в клеточку, но лично мне лень. Я использую простенькую программу, которая изначально предназначалась для создания японских сканвордов. Но можно воспользоваться и другими подобными программками. Да, ширина узора в картинке соответствует высоте сетки, а длина сетки берется произвольно (но лучше сразу взять побольше).
Пример сетки для создания схемы.
А теперь самые сокровенные хитрости.
В большинстве русских традиционных орнаментов используется правило 1 – 3 – 5. То есть число клеточек узора на непрерывном участке (не разделенном клетками фона) может быть равно 1, 3 или 5 клеткам. Три клетки – это стандартная ширина линии узора, пять клеток – соединение двух линий в одну, одна клетка – «зубчики» по краям фигур. Также наблюдается относительное равновесие фона и узора (то есть количество фоновых и узорных клеток схемы примерно равное).
Пример традиционного узора.
Правило 1 – 3 – 5 соблюдать необязательно, особенно если вы хотите выткать что-то типа реалистичных изображений животных и птиц, или буквы (руны). Но непрерывное количество клеток узора (или фона) не должно превышать 5 клеток! Иначе либо на лицевой стороне, либо на изнанке, узорные нити будут провисать, и изделие будет выглядеть не слишком аккуратно. Причем для брани 2 к 1 и 1 к 1 это правило относится к клеткам по горизонтали (по вертикали может быть сколько угодно клеток узора непрерывно). Для двухуточного ткачества правило относится к клеткам по вертикали (по горизонтали количество клеток не ограничивается). Такое различие связано с тем, что в первом случае узор образуется нитями основы, которые идут горизонтально, а во втором случае – нитью утка, которая идет вертикально.
Пример авторской схемы для брани 2 к 1.
Пример авторской схемы для двухуточного ткачества.
Чтобы не допустить провисания нитей на лицевой стороне, или на изнанке, можно использовать небольшие «перехватки». То есть размещать на белом фоне, или на узорном пространстве, одиночные клеточки узора или фоновые «крупинки». И еще необходимо учитывать, что при ткачестве узор несколько растягивается по длине пояса. Поэтому величина фигур по вертикали (по высоте схемы) должна быть больше, чем по горизонтали. Тогда они будут выглядеть более реалистично.
P.S. Надеюсь, мои объяснения были достаточно понятными и пригодятся людям, которые только начинают знакомиться с ткачеством.
Техники узорного ткачества
Для создания уникальных, не похожих друг на друга изделий применялись различные техники ткачества. Среди них можно назвать следующие:
- Ажурное ткачество — основой этой техники изготовления тканного полотна является ажур, образованный узором из мережек на определенных участках ткани. Подобные ажурные элементы получаются достаточно больших размеров. Они могут быть выполнены в виде различных геометрических фигур ( квадратов, ромбов, крестов и так далее).
При этом обязательно наличие соединительных диагональных линий, горизонтальных или вертикальных полос, которые лежат в основе этих фигур.
Ажурные узоры делают на основе из льняных нитей. Изделия внешне выглядят скромно, но очень изысканно. Главной отличительной чертой подобных тканей является мягкость, гибкость, а также мягкий шелковистый блеск.
- Браное ткачество — данная техника предполагает создание тканей с помощью специальной дощечки — бральницы. Такой вид работы считается самым кропотливым и требует от мастера большого терпения.
Рисунки также почти всегда выполнены в виде геометрических фигур и горизонтальных полос, однако часто встречаются также фигурки людей и животных.
- Выборное ткачество — данная техника чаще всего выступает в качестве дополнения к браному ткачеству. На средней части полотна мог быть изображен орнамент, а по верхнему и нижнему краю шли браные полосы.
Техника выборного ткачества чаще всего используется при изготовлении полотенец, косынок и фартуков, что позволяло сделать их яркими и нарядными.
Эти и многие другие виды узорного ткачества используются и в наши дни. Данный вид промысла не утратил своей популярности и используется для декорирования традиционных народных славянских костюмов.

Тканые изделия своими руками
Если вас интересует техника узорного ткачества, то вы вполне сможете освоить этот вид рукоделия. В качестве оборудования можно использовать детский ткацкий станок или изготовить специальное устройство для плетения.
Простейшее приспособление можно изготовить из толстого картона, заготовленного по размеру задуманного изделия. Рекомендуется начинать с работ небольшого размера — так вы сможете быстрее освоить технику и скорее увидите результаты своей работы. С боковых сторон на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга делают надрезы, с помощью которых закрепляют нити основы, пропуская их через прорези.
Приспособление из фанеры сделать несколько сложнее, но зато оно прочнее и прослужит гораздо дольше. Для работы берут фанеру соответствующей формы и размера. По краям двух параллельных сторон, отступая от края по 0,5 см, вбивают в нее мелкие гвоздики с небольшими шляпками на расстоянии 2 — 3 мм друг от друга. Они должны возвышаться над поверхностью фанеры на 3 — 4 мм.

Материал для работы сматывают в клубочки, чтобы он не запутывался. Конец нити, шнура или тесьмы закрепляют на первом гвоздике с одной стороны, протягивают ее к противоположной стороне основы, обводят вокруг первого гвоздика, возвращаются к обратной стороне, обводят нить вокруг второго гвоздика.
Для переплетения необходимо вдеть в иглу нить другого цвета, и пропустить ее через нитки основы в шахматном порядке. Таким образом мы получим обычное полотняное переплетение, именно такое, каким в старину ткали полотенца и домотканые коврики. Но если для работы использовать пряжу различных цветов с разным чередованием нитей основы и утка, то можно выполнять различные рисунки и целые композиции.
Простейший узор, доступный любому начинающему, — это тканье в полоску ( » пестроткань») или в клетку ( » пестрядь»).
При выполнении узора с горизонтальными полосками чередуют нити утка разных цветов в определенном порядке. Например, 10 желтых нитей, 4 белых, 2 черных, 2 белых, 3 красных, 2 белых, 3 красных, 2 белых, 2 черных, 4 белых, 10 желтых. Можно придумать множество вариантов рисунков в горизонтальную полоску.
Если хотите получить рисунок в клетку, то продольные нити основы и поперечные нити ( уток) выбирают разных цветов. Рисунок выполняется по счету ниток. Чтобы получилась ровная клетка, необходимо взять нити одинаковой толщины и с одинаковым чередованием основы и утка.

Ткачество в народном быту
Все эти уникальные и красивые вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, а секреты мастерства передавались из поколения в поколение.
Воспитание девочек на Руси обязательно включало в себя обучение различным видам рукодельного мастерства. Каждая юная рукодельница — будь то царевна, княжна или обычная крестьянка — с самого детства должна была овладевать умением шить и вышивать, плести и вязать.
Для простых семей приобретение этих навыков было жизненной необходимостью, потому что женщины самостоятельно делали одежду и другие предметы домашнего текстиля — полотенца, скатерти, постельное и многое другое. А для представительниц высшего сословия рукоделие было не только лучшим способом скоротать время, но и проявить свои творческие способности.

Русские женские костюмы издавна вызывали восхищение своей невероятно красивой узорчатой отделкой. Сначала орнаменты вышивали, а позже стали ткать на деревянных ткацких станках. Считается, что таким образом и появилась отдельная отрасль рукоделия — узорное ткачество, которое в дальнейшем переросло в самостоятельный вид народного промысла.
Немаловажное значение имели красочные тканные изделия и в праздничных обрядах. Во время свадьбы дом украшали всевозможными образцами рукодельного мастерства.
Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб — соль почетным гостям. Нарядными были и скатерти, которыми покрывали праздничный стол.

И чем сложнее и искуснее были узоры на тканных изделиях, тем выше был статус невесты в глазах общественности. Считалось, что она станет хорошей хозяйкой в семье.
