10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

3 Заправочный рисунок

Заправочный рисунок (Илл 47) является важным вспомогательным элементом при подготовке ткацкого станка к ткачеству и состоит из четырех элементов:

1) рисунок переплетения;

2) рисунок проборки;

3) рисунок подвязи;

4) рисунок хода по подножкам.

Для того чтобы системы основных и уточных нитей образовывали ткань, они должны переплетаться друг с другом. При этом каждая нить основы будет располагаться либо над нитями утка, либо под ними. Когда нити основы и утка переплетаются друг с другом, образуя ткань, получается ткацкое переплетение.

В зависимости от переплетения получаются ткани различных структур. Графически рисунок переплетения может быть изображен как система клеток. В таком рисунке нити основы изображаются вертикальными междустрочьями, а нити утка -горизонтальными. Счет нитей основы осуществляется слева направо, а утка – снизу вверх.

На рисунке переплетения обычно изображают раппорт этого переплетения. Раппортом переплетения называется наименьшее число разно переплетающихся нитей в ткани, после которого порядок их переплетения повторяется. Различается раппорт переплетения по основе (Ro) и раппорт переплетения по утку (Ry). Наименьший возможный раппорт ткани —

Ro = Ry = 2

Раппорт переплетения ткани связан с технологическими параметрами заправки ткацкого станка. Так, Ro связан с количеством ремизок, необходимых для ткачества, a Ry – с количеством подножек и ходом по подножкам. Чем больше раппорт переплетения, тем сложнее может быть структура ткани.

Непосредственно над рисунком переплетения располагается рисунок проборки. Вертикальные междустрочья рисунка проборки обозначают нити основы, и количество этих междустрочий всегда совпадает с Ro. Горизонтальные междустрочья обозначают ремизки, в которые осуществляется проборка нитей основы при заправке на ткацкий станок.

Нумерация ремизок может быть как сверху вниз, так и снизу вверх. Порядок продевания нитей основы в ремизку обозначают кружком. Раппортом проборки (Rnp.) называется наименьшее число нитей основы, продетых в ремизки в определенном порядке, Rnp.= Ro.

Справа от рисунка проборки располагается рисунок подвязи. В этом рисунке горизонтальные междустрочья обозначают ремизки, а вертикальные – подножки. На этом рисунке крестиком отмечено, какая ремизка подвязана к данной подножке на подъем, неотмеченные ремизки при этом должны работать на спуск.

Раппортом подвязи (Rn.) называется наименьшее число подножек ткацкого станка, необходимых для выработки данного переплетения. Пользуясь рисунком подвязи, нужно соединять ремизки с подножками при подготовке ткацкого станка к работе (см. 5.5 «Подвязь ткацкого станка»).

Непосредственно под рисунком подвязи и, соответственно, справа от рисунка переплетения располагается рисунок хода по подножкам. Здесь вертикальные междустрочья обозначают подножки, а горизонтальные – нити утка. Точками обозначен порядок нажатия на подножки.

Илл. 47

Рассмотрим особенности составления рисунков подвязи и хода по подножкам на основе рисунков переплетения и проборки.

В первом примере Ro = Ry = 8 нитей (Илл. 48). В пределах раппортов нет одинаковых нитей основы или утка. Так как нет одинаковых нитей основы, то минимальное количество ремизок, необходимое для выработки данного переплетения также равно восьми. Пробираем первую нить основы в первую ремизку, вторую – во вторую и т.д. до восьмой ремизки, затем Rnp. повторяется.

Илл. 48

Посмотрим на рисунок переплетения. На первой нити утка отмечены основные перекрытия, которые осуществляются первой, пятой и восьмой нитями основы (закрашенные квадратики). На рисунке проборки видно, что эти нити основы пробраны соответственно в первую, пятую и восьмую ремизки.

Следовательно, эти ремизки должны быть подняты при нажатии на первую ремизку и прокладывании первой нити утка. Таким образом, на рисунке подвязи на первой подножке отмечаем крестиками первую, пятую и восьмую ремизки, а на рисунке хода по подножкам, соответственно нажатие на первую подножку. Аналогично рассуждаем и при рассмотрении остальных нитей утка в рисунке переплетения.

Возможен вариант построения рисунков подвязи и хода по подножкам по нитям основы. В рисунке переплетения рассмотрим первую нить основы. Она перекрывает первую, четвертую и пятую нити утка и пробирается в первую ремизку. Следовательно, на рисунке подвязи отмечаем, что первая ремизка должна подниматься при нажатии на первую, четвертую и пятую подножки.

Аналогично рассуждаем и с другими нитями основы в рисунках переплетения и проборки. В результате рисунок подвязи выстраивается автоматически. В рисунке хода по подножкам отмечаем последовательное нажатие с первой по восьмую подножки, так как в данном переплетении нет одинаковых нитей утка.

Во втором примере Ro = 14 нитей, Ry = 4 нити (Илл. 49). Следует обратить внимание, что в пределах Ro есть одинаковые нити основы. Их можно пробирать в одну ремизку, следовательно, количество ремизок, необходимых для выработки ткани данного переплетения будет меньше четырнадцати.

Аналогичными являются первая, пятая и одиннадцатая нити основы, вторая, шестая, десятая и четырнадцатая нити, третья, седьмая, девятая и тринадцатая нити, а также четвертая и восьмая нити. Следовательно, для выработки данного переплетения достаточно всего четырех ремизок.

Илл. 49

В рисунке проборки пробираем одинаковые нити основы в одни ремизки. В рисунке подвязи изображаем четыре ремизки и четыре подножки, так как в переплетении нет одинаковых нитей утка. В данном случае, т.е. когда в раппорте переплетения есть одинаковые нити основы, рисунок подвязи удобнее строить по нитям основы.

В третьем примере Ro = 4 нити, Ry = 12 нитей (Илл. 50). В Ro нет одинаковых нитей, поэтому в рисунке проборки отмечаем четыре ремизки и последовательно пробираем в них нити основы. В Ry есть одинаковые нити утка, следовательно, количество подножек, необходимое для выработки данного переплетения, можно сократить.

В рисунке переплетения аналогичными являются первая, четвертая, седьмая и десятая нити утка, вторая, пятая, восьмая и одиннадцатая нити. Нити третья, шестая, девятая и двенадцатая не имеют аналогичных. Таким образом, для выработки данного переплетения в рисунках подвязи и хода по подножкам отмечаем шесть подножек.

Илл. 50

В случае, когда в Ry переплетения есть одинаковые нити утка, рисунок подвязи удобнее строить по нитям утка (см. Илл. 48). При построении рисунка хода по подножкам крестиком отмечаем нажатие первой подножки при прокладывании первого утка, второй подножки для второго утка, третьей для третьего.

Четвертая нить утка аналогична первой, следовательно, снова отмечаем нажатие на первую подножку. Пятая нить утка аналогична второй, отмечаем нажатие на вторую подножку. Шестая нить аналогичных не имеет, следовательно, отмечаем нажатие на четвертую подножку и т.д.

4 Виды проборок

Проборки, применяемые в ткачестве очень разнообразны. Их разнообразие определяется соотношением трех величин: Ro переплетения, Rnp. и количеством ремизок К.

Рассмотрим пример, когда Ro = К = Rnp. В этом случае нити основы подряд пробираются в каждую ремизку и такая проборка называется рядовой (Илл. 51). В приведенном примере Ro = К = Rnp. = 3

Илл. 51

Рассмотрим пример, когда Ro < К = Rnp. Количество ремизок большее, чем Ro используется в том случае, когда на станке вырабатываются ткани с большой плотностью по основе. Если такие ткани вырабатывать по рядовой проборке, то на ремизках необходимо будет расположить большое количество галев, вследствие этого в процессе ткачества увеличится трение нитей основы и, соответственно, повысится их обрывность.

Сущность такой проборки заключается в следующем: ремизки делят на группы. Причем общее количество ремизок (К) принимают равным 2,3 и более Ro, а число групп равным Ro. Нити основы пробирают сначала в первую ремизку первой группы, затем в первую ремизку второй группы, затем в первую ремизку третьей и т.д. в зависимости от количества групп.

В случае, когда Ro = R пр.> К для выработки тканей берется меньшее число ремизок, чем нитей основы в раппорте переплетения. Так как эти проборки сокращают количество ремизок, то их общее название – сокращенные.

Существует несколько видов сокращенных проборок:

1) обратная проборка;

2) сводная проборка;

3) проборка по рисунку.

Обратная проборка используется в том случае, когда рисунок переплетения симметричен относительно продольной оси. Различают простую (Илл. 53) и двойную (Илл. 54) обратную

проборку. При простой обратной проборке нити основы пробираются по порядку от первой до последней ремизки, а затем от последней к первой. При двойной обратной проборке нити в крайних ремизках при перемене направления проборки занимают два галева подряд.

Илл. 52

Илл. 53

Илл. 54

Сводная проборка применяется при выработке тканей с использованием двух или более различных видов переплетений. Ремизки в этом случае делятся на группы, называемые сводами. Количество сводов соответствует числу разных переплетений, а количество ремизок в своде зависит от вида проборки и чередования проборки в своды.

Чередованием проборки в своды называется последовательность продевания нитей основы в своды. Например, при выполнении трех сводной проборки с чередованием 1:1:1 первая нить основы пробирается в первый свод, вторая – во второй, третья – в третий и т.д.

Различают сводную непрерывную и сводную прерывную проборки.

Сводная непрерывная проборка используется в том случае, если в ткани нити основы переплетения одного вида располагаются между нитями основы переплетения другого вида. Количество используемых ремизок (К) в данном виде проборки определяется суммой раппортов по основе используемых переплетений.

Rпр. = ОНК (Rо.1, Rо.2,… Rо.n) × Σ.

Например, рассмотрим сводную проборку, выполненную на двух сводах при чередовании 1:1, где в первом своде – три ремизки и рядовая проборка, во втором – четыре ремизки и рассыпная проборка (Илл. 55).

В данном случае Ro.l = 3, Ro.2 = 2, следовательно, ОНК = 6. Так как дано чередование 1:1, то Σ = 1 1=2, следовательно, Rnp.= 6×2 = 12

Сводную прерывную проборку применяют при выработке тканей с продольными полосами, выполненными из различных переплетений. Общее количество ремизок (К) в данном случае равно сумме раппортов по основе переплетений полос. Число ремизок в каждом своде зависит от вида переплетения полос и вида проборки нитей основы для каждой полосы.

Нити основы пробираются сначала в одном своде, пока не кончатся все нити данной полоски. Затем проборка в этом своде прерывается, и нити основы следующей полоски пробирают уже в следующем своде. Рассмотрим пример прерывной проборки для продольно-полосатой ткани, в которой 30 нитей составляют одну полоску, 80 – другую и 12 – третью, затем рисунок повторяется (Илл. 56).

Илл. 55

Илл. 55

Еще один вид сокращенной проборки – это проборка по рисунку. Ее сущность состоит в том, что одинаково переплетающиеся нити основы пробираются в одну и ту же ремизку. Число ремизок (К) в данном случае будет равно числу разно переплетающихся нитей основы в раппорте переплетения. Пример такой проборки был рассмотрен в предыдущем параграфе (Илл. 59).

5 Подвязь ткацкого станка

Подвязью называется процесс соединения ремизок ткацкого станка с подножками через систему полуподножек. В зависимости от того, каким образом осуществляется подвязь, получается ткань того или иного переплетения. Подвязь производится по рисунку подвязи, составляющему третий элемент заправочного рисунка.

Илл. 57

Рассмотрим Илл. 57. На нем изображены две ремизки А и Б, подвязанные к двум подножкам (1) и (2) по принципу полотняного переплетения (см. 6.1 «Главные переплетения»).

При нажатии на подножку (1), ремизка А поднимается. Ремизка А прикреплена к первой верхней полуподножке. Первая нижняя полуподножка подвязана к подножке (1). При этом ремизка Б, работающая на спуск, связана с подножкой (1) следующим образом: она прикреплена ко второй верхней полуподножке, и вторая верхняя полуподножка прикреплена к подножке (1).

Про другие станки:  Станки плоскошлифовальные  в Златоусте - сравнить цены, купить по низкой цене

При нажатии на подножку (2), ремизка Б должна работать на подъем, а ремизка А на спуск. Следовательно, ремизка А связана с подножкой (2) следующим образом: первая верхняя полуподножка подвязана ко второй подножке. Ремизка Б, работающая на подъем, связана с подножкой (2) следующим образом: вторая нижняя полуподножка подвязана ко второй подножке. Таким образом, можно вывести правило:

Если ремизка работает на подъем, то она должна быть подвязана к соответствующей подножке через нижнюю полуподножку, если на спуск, то через верхнюю полуподножку.

После того как основа натянута на ткацкий станок, сделаны проборка и подвязь, можно приступать непосредственно к ткачеству. Имея перед глазами рисунок хода по подножкам, ткач должен нажимать ногой на ту или иную подножку. При этом часть нитей основы будет подниматься, а другая – оставаться опущенной.

Илл. 58

Илл. 59

Челноком называется рабочий инструмент ткача, с помощью которого уточная (поперечная нить) прокладывается между нитями основы при выработке ткани. Уточная нить должна быть намотана на специальную шпулю, которая и вставляется в челнок. Шпулей называется палочка с утолщением на концах. Существует несколько основных видов челноков:

1) старинный ладьеобразный челнок с дном, куда укладывается шпуля с утком;

2) полый челнок, в котором шпуля закрепляется на металлическом стержне (Илл. 58 (1,2,3));

3) вилкообразный челнок, представляющий собой небольшую дощечку с выемками с обеих сторон (Илл. 58 (4)).

4) Среди других инструментов, необходимых для ткачества, следует отметить шпарутку. Шпарутка – это две крест накрест скрепленные дощечки с гвоздями на краях, которые втыкаются в края ткани (Илл. 59). Дощечки распрямляются, растягивая ткань, что обеспечивает ровную кромку полотна.

1 Главные переплетения

Тканью называется гибкое, довольно прочное текстильное изделие, имеющее большую длину. Ткань образуется путем взаимного переплетения двух систем нитей – основы и утка, расположенных перпендикулярно друг другу.

С целью изучения различных видов ткацких переплетений их принято объединять в классы. Кроме того, каждый класс переплетений делят на группы, в которые объединяют переплетения, имеющие общий характер строения. Существует четыре класса ткацких переплетений:

1) главные переплетения (гладкие);

2) мелкоузорчатые переплетения;

3) сложные переплетения;

4) крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения.

Главные переплетения.

Класс главных переплетений включает в себя три вида переплетений:

1) полотняное переплетение;

2) саржевое переплетение;

3) атласное (сатиновое) переплетение.

Перечисленные виды переплетений являются самыми простыми из существующих, потому что у них в пределах раппорта каждая нить основы перекрывает или перекрывается только одной нитью утка. Это правило выполняется и в отношении нитей утка. То есть в пределах одного раппорта на каждой нити основы или утка может быть только одно основное перекрытие или только одно уточное перекрытие. Из сказанного выводится определение главных переплетений:

Переплетения называются главными, если каждая нить основы и утка в пределах раппорта имеет только одно перекрытие, отличающееся от остальных на этой же нити.

Из этого определения логически выводится, что в главных переплетениях

Ro = Ry = R перепл.

Это следствие логически доказывается от противного. Предположим, что в главном переплетении Ro не равен Ry, например, Ro > Ry (Илл. 60 А).

В этом случае четвертая нить основы не должна иметь перекрытий, так как, если предположить, что четвертая нить основы перекрывает любую из нитей утка, то в этом случае нарушится определение главных переплетений.

Предположим, что Ro < Ry (Илл. 60 Б).

В этом случае четвертая нить утка также не должна иметь перекрытий, так как в противном случае нарушится определение главных переплетений.

Таким образом, в обоих рассмотренных примерах четвертая нить будет не заработана в ткани, и, следовательно, она не является частью раппорта переплетения.

Илл. 60

Каждое переплетение помимо раппорта характеризуется еще одним параметром: сдвигом перекрытий.

Сдвиг перекрытия – это число, которое показывает, на сколько нитей отстоит одиночное перекрытие рассматриваемой нити относительно одиночного перекрытия соседней нити (последующей или предыдущей). Сдвиг перекрытия обозначается S.

So = 3

Илл. 61

Сдвиг перекрытия различается по направлению. Сдвиг перекрытия по нитям основы (вертикальный сдвиг) обозначают So (Илл. 61). Сдвиг по нитям утка (горизонтальный сдвиг) обозначают Sy (Илл. 62).

Sy = -3

Илл. 62

Сдвиг рассматривают как векторную величину, то есть учитывают его направление. Для вертикального сдвига за положительное направление отсчета принимают направление снизу вверх, а за отрицательное – сверху вниз. Для горизонтального сдвига за положительное направление отсчета принято направление слева направо, за отрицательное – справа налево.

В главных переплетениях сдвиг – величина постоянная и

So = Sy.

При изучении ткацких переплетений очень важно научиться их анализировать. Для этого необходимо ввести такие понятия, как «разрез ткани по основе» и «разрез ткани по утку».

Разрез по основе или продольный разрез ткани – это схематический рисунок, в котором нити утка изображены в виде небольших кружков (в разрезе), а нить основы, по которой и производится разрез, изображена в виде линии. Нить основы располагается то под нитями утка, то над ними, в зависимости от переплетения.

Илл. 64

Разрез по утку, или поперечный разрез ткани – это схематический рисунок, в котором нити основы изображены в виде небольших кружков (в разрезе), а нить утка, по которой и производится разрез, изображена в виде линии. Нить утка располагается то под нитями основы, то над ними, в зависимости от переплетения.

На Илл. 63 представлены разрезы по четвертой нити основы и шестой нити утка. Стрелочками указано направление «сверху».

Полотняное переплетение (полотно) является самым простым из всех главных, так как имеет минимальный раппорт переплетения

Ro = Ry = 2 (Илл. 64)

Илл. 64

Для выработки данного переплетения достаточно двух ремизок при рядовой проборке, поэтому данное переплетение может называться «двух ремизным». В случае выработки плотной ткани полотняного переплетения применяют рассыпную проборку на четырех или шести ремизках (см. 5.6 «Виды проборок»).

Полотняное переплетение широко применяется во всех отраслях ткацкого производства и может иметь различные названия. Так, например, в производстве хлопчатобумажных тканей оно называется «миткалевое переплетение» или «гроденапль». Ткани, выработанные этим переплетением: бязь, ситец, шифон, батист, маркизет, вуаль, туаль.

Кромка для тканей полотняного переплетения вырабатывается на тех же ремизках, что и фон, но кромочные нити пробираются по две нити в галево и по четыре нити в зуб берда или кромочную пряжу берут большей линейной плотности по сравнению с фоном, (выше текс или меньше номер пряжи) (см. 5.2 «Подготовка нитей основы и утка к ткачеству»).

Полотняное переплетение относится к двусторонним, так как лицо и изнанка такой ткани имеют по 50% основных и уточных перекрытий и представляют собой негатив друг друга. Однако можно выработать полотняное переплетение с основным или уточным эффектом. Так, если при выработке полотняного переплетения использовать малую плотность ткани по основе, а нити утка располагать в ткани плотно, то они будут полностью закрывать нити основы.

Если, наоборот, пробрать в бердо нити основы с большой плотностью и добиться того, чтобы они в ткачестве закрыли нити утка полностью или частично, то такое переплетение можно назвать полотняным переплетением с основным эффектом.

Саржевое переплетение (саржа), так же, как и полотно, относится к классу главных переплетений.

Слово «саржа» известно в русском языке с XVIII века. Оно имеет французское происхождение и переводится как «шелк».

В отличие от полотняного раппорт саржевого переплетения увеличивается и становится больше или равен 3, т. е. минимальный раппорт саржи равен 3. Сдвиг в сарже, как и в полотняном переплетении равен 1 и может быть как положительным, так и отрицательным числом.

Увеличение раппорта саржи при сохранении абсолютной величины сдвига перекрытий изменяет характер внешней поверхности тканей саржевого переплетения. Характерной особенностью тканей этого переплетения является наличие на поверхности ткани хорошо заметных диагоналей (Илл. 65).

Илл. 65

Положительное или отрицательное направление сдвига перекрытия в саржевом переплетении оказывает влияние на направление диагонали саржи. При положительном сдвиге диагональ идет снизу вверх и слева направо (Илл. 65 А). Ткань с такой диагональю называется правая саржа. При отрицательном сдвиге диагональ идет справа налево, и такая ткань называется левой саржей (Илл. 65 Б).

Диагонали могут иметь различный наклон в зависимости от сочетания плотностей ткани по основе и по утку. В случае равенства этих плотностей, саржевая диагональ имеет угол наклона 45 градусов. Если плотность ткани по основе превышает плотность по утку, то угол наклона саржевой диагонали будет больше 45 градусов. Если плотность по утку выше плотности ткани по основе, то угол наклона диагонали будет меньше 45 градусов.

Саржа обозначается дробью, числитель которой соответствует числу основных перекрытий на каждой нити основы или утка, а знаменатель – числу уточных перекрытий на каждой нити основы или утка. Сумма числителя и знаменателя дает раппорт саржи.

В отличие от полотняного переплетения, где число основных и уточных перекрытий в раппорте одинаково, в саржевом переплетении могут преобладать основные, или уточные перекрытия. В том случае, если числитель дроби, которой обозначена саржа, больше знаменателя, значит, в сарже преобладают основные перекрытия, следовательно, саржа имеет основный эффект (Илл. 65 Б). Здесь представлена левая саржа 2/Е

В том случае, если числитель дроби, которой обозначена саржа, меньше знаменателя, значит, в сарже преобладают уточные перекрытия, следовательно, саржа имеет уточный эффект (Илл. 65 А). Здесь представлена правая саржа 1/2.

Наличие в саржевом переплетении различных эффектов обуславливает лицевую и изнаночную сторону в тканях этого вида.

Ткани саржевого переплетения, также как и ткани полотняного ткут с использованием рядовой проборки на количестве ремизок равном раппорту переплетения. В случае большой плотности ткани и малого раппорта переплетения применяют рассыпную проборку. Кромки при ткачестве вырабатывают каким-либо другим переплетением, например, полотняным.

Ткани саржевого переплетения с основным эффектом принято вырабатывать лицом вниз (т.е. с изнаночной стороны. – прим, автора), чтобы избежать лишней нагрузки на зевообразовательный механизм ткацкого станка.

Так как в саржевом переплетении в отличие от полотняного, есть длинные основные или уточные настилы (несколько основных или уточных перекрытий, расположенных рядом и образующих линию – прим, автора), то и закрепление нитей в саржевых тканях несколько хуже.

И при равных условиях ткачества плотность тканей саржевого переплетения получается меньше, чем у тканей полотняного. Для устранения этого недостатка ткани саржевого переплетения вырабатывают с большей плотностью, чем ткани полотняного переплетения. Однако ткани саржевого переплетения мягче, чем полотно и лучше драпируются, что особенно ценится при выработке шерстяных тканей.

Также как и полотняное переплетение, саржевое находит применение во всех отраслях ткацкого производства. Этим переплетением вырабатывают хлопчатобумажные плательные ткани – шотландка, бумазея; льняной тик; шерстяные ткани -кашемир, твид, бостон, трико.

Атласное и сатиновое переплетения представляют собой лицевую и изнаночную стороны одной ткани.

Особенность этого переплетения состоит в том, что здесь нити основы или утка образуют длинные настилы, которые в ткани перекрывают одиночные перекрытия. В атласном переплетении есть одиночные уточные перекрытия и длинные основные настилы (Илл. 66 А), а в сатиновом переплетении – наоборот – длинные уточные настилы и одиночные основные перекрытия (Илл. 66 Б).

Про другие станки:  Ленточнопильные станки по металлу и комплектующие к ним в Казахстане. Сравнить цены, купить промышленные товары на маркетплейсе Satu.kz

Илл. 66

В атласах и сатинах в отличие от полотняного и саржевого переплетений сдвиг не равен 1, а может быть больше 1, но меньше, чем R-1. Минимальный раппорт атласа (сатина) равен 5. В атласном переплетении S и R обязательно должны быть взаимно простыми числами, т. е. не иметь общих множителей.

В противном случае нарушается порядок перекрытий нитей основы с нитями утка, характерный для главных переплетений. При нескольких возможных вариантах сдвигов надо выбирать сдвиг, величина которого приближается к R/2. При построении рисунка атласного переплетения пользуются таблицей.

Например, построим таблицу для атласа, представленного на рис. 36 A, S=2. В верхней части таблицы отметим нити основы и нити утка (Илл. 67). Нити основы идут подряд. Напротив первой нити основы отмечаем первую нить утка. Напротив второй нити основы, прибавив к одному число сдвига (в данном случае 2), отмечаем третью нить утка.

Напротив третьей нити основы, прибавляя сдвиг к трем, отмечаем пятую нить утка. Напротив четвертой нити основы, прибавляя сдвиг к пяти, получаем семь, т.е. число, большее раппорта переплетения, поэтому от полученного числа отнимаем значение раппорта (в данном случае число пять).

Илл. 67

Помимо постоянного сдвига, в атласных переплетениях возможно использование переменного сдвига. Так как при использовании переменного сдвига нарушается признак главных переплетений, то атласы и сатины, полученные таким образом, называются неправильными атласами (сатинами).

Например, популярным переплетением является четырех нитный (четырех ремизный) атлас (сатин), в котором Sl=l, S2=2, S3=3 (Илл. 68).

Илл. 68

Существуют неправильные шести ремизные и восьми ремизные атласы и сатины. Неправильный шести ремизный атлас или сатин имеет S1 =2, S2=2, S3=3. S4^4, S5=4. Такое переплетение называется «руаяль» (Илл. 69).

Илл. 69

Восьми ремизный неправильный атлас или сатин имеет S1 =2, S2=2, S3=2. S4=3, S5=6, S6=6, S7=6. Такой атлас или сатин будет называться «ломаным» (Илл. 70).

Илл. 70

Если вариант переменных сдвигов следующий: S 1=2, S2=5, S3=2. S4=3, S5=2, S6=5, S7=2, to такой атлас или сатин будет называться мозаичным (Илл. 71).

Илл. 71

При выработке атласов и сатинов применяют рядовую проборку, количество используемых ремизок равно раппорту переплетения по основе. Для уменьшения нагрузки на зевообразовательный механизм ткацкого станка, атласы вырабатывают лицом вниз.

Злостно антисоветское.часть первая.стыренная.

Занесло случайно в википедии на стаью про ткацкие станки, глянул, задумался, пригорюнился…

Людям, гордящимся советской наукой и промышленностью, следует понимать, до какой степени и в каких областях ими следует гордиться. Дело в том, что тут есть некий парадокс.

СССР был, как известно, первым в мире государством рабочих и крестьян. Причем рабочих — в первую очередь. Да и сам дедушка Маркс писал все больше о пролетариате и промышленном производстве. Можно было бы ожидать, что в таком государстве это самое промышленное производство достигнет небывалого расцвета. Но при этом главные «железячные» достижения советской эпохи, действительно выдающиеся в мировом масштабе, относятся почему-то или к военной области, или космосу и прочим сферам высокочистой науки. Словно государство было не рабочих и крестьян, а военных и космонавтов, и Маркс думал не об освобождении пролетариата от эксплуатации буржуями, а об освобождении генералов и звездолетчиков от бюджетных ограничений.

В области же старой доброй промышленности СССР родил как-то очень мало чего достойного гордости. Возьмем, например, текстильное производство — оно было при Ленине, при Марксе, при Робеспьере и как бы даже ни при фараонах. Оказывается, с текстилем не все так просто — сложнейшая область со своими собственными почти космическими хайтек-достижениями. Итак, ныне в моде станки бесчелночного типа:

пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (обаЯпония), Pikanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: страна технологией производства машин данного типа не владеет.

гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же.Россия данной технологией не владеет.

рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, а приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Pikanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Suelzer (Швейцария). В России не выпускались.

станки пневмо-рапирного типа. Представляют собой экзотическую комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР), где концепция чистого пневматического и чисто рапирного ввода утка в зев так и не была технически реализована по причинам как субъективным («поиск собственного пути»), так и объективным (техническая отсталость текстильного машиностроения и вообще машиностроения общего назначения в СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.Нигде кроме бывшего СССР и ряда соцалистических стран данные станки не получили распространения. Единственный известный тип — машины типа АТПР (СССР — Россия). В настоящее время концепция по сути мертва из-за серьёзных ассортиментых ограничений в неё заложенных.

станки с микропрокладчиками. По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка. Автором концепции и мировым лидером в производстве станков являлась фирма Suelzer (Швейцария), выпускавшая станки типа «pro-jet». В обход действовавших патентов и лицензий данный тип станков был скопирован СССР, где машины данного типа выпускались (и производятся в России вплоть до настоящего времени) под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный).Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в странах бывшего СССР и России и государствах, бывших членах социалистического СЭВ. В страны капиталистической системы из-за нарушений патентного законодательства не поставлялись. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они все больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка.

В сухом остатке: в одной из важнейших областей промышленности у нас три наиболее передовых вида станков не выпускались никогда, один, наименее передовой, был цельнотянут у швейцарцев (я не защитник копирайта, мне за державу обидно). Единственное достижение самого СССР — некая шибко оригинальная тупиковая хрень, от рождения никму кроме нас даром не нужная и сдохшая естественным путем. Стыдно, товарищи.

Вопрос: почему в стране, где половина населения сидела в разных НИИ, где развитию промышленности придавали чуть ли не мистическое значение, где сама идеология была построена на учении о экономических отношениях в условиях промышленного производства, сами производственные технологии в большей части случаев либо достались в наследство от царя Гороха, либо были куплены/украдены на проклятомзагнивающемзападегдевсетупые, либо нахрен никуда не годились? Почему?

Ткацкий станок: в старину и сегодня.

Ткацкий станок: в старину и сегодня.10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Ткацкий станок — механизм для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани — шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.

Подруга  огляделась в нашей московской комнате.
— А где ткацкий станок? Ты мне о нем писала…
— Вот он, — я указала на деревянное сооружение в углу между окном и шкафом.
10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней
— Так ты на нем ткала эти половики??

В 60-е годы ХХ века во многих деревнях ткали половики на ткацких станках, кроснах, которые достались от бабушек и прабабушек. У кого-то муждядядед — мастер на все руки и светлая голова, делал станок. Или заказывали у мастеров. А сами мастера где учились сделать станки для ткачества? 

В 1911 году была издана книга «Улучшенный ручной ткацкий станок». Автор И.В.Левинский. А в 1924 году — » Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани». Автор — инженер Добровольский В.А.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней
и страница из нее
10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней
Стиль «канцелярский», о котором гневно писал К.Чуковской, зато чертежи и рисунки четкие.
Ткацкий станок ( кросна). 1930 год. 
10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Ткачество — древнее традиционное ремесло жителей деревни Водлы и окружающих ушедших деревень.  
Автор — Н. В. Ульянова. Школьный этнографический музей пос. Водла Пудожского р-на Карелии. Из воспоминаний старожилов.

Когдá э´того ткут с нúток клéточками. Крáсили, а крáсили ольхóй с дéрева, дрáли корý, льняны´е нúтки крáсили. Накрáсят э´того, а потóм вот… ой, а потóм как крáску доставáли, вáлики такú бы´ли. И вот вáлики мáзали в крáску и катáли, дéлали вот э´ту, пестря´дельники. Дак такúе ю´бки сдéлают, дак в магазúне такúх не кýпишь. Льняны´е ю´бки, дак на прáздники держáли. Сарафáны, да льняны´е, вот до э´того мéста бы´ли, вот тут бы´ли верёвочки. Шнурóк завя´зывали. Я пóмню э´дак сúний пестридúльник был, в клéтку сдéлан, а у нáших-то не было пестридúльников. У бáбушки да у мáтери бы´ло нáткано, и цыгáны укрáли. А у нас у бáбушки да у мáмы бы´ли полоцéнца, дак такóго сейчáс нéту, ну э´того, нашúты, навышивáны. А материáл такóй всё на рукáх ткáли, реднúцы шúли, на мешкú тóлще дéлали, а при мне во врéмя войны´ ткáли вот э´тыя ю´бки. Шúли и одея´ла, дéлали, насшиваю´т и укýтываюцца э´тыми одея´лами. Ужé на половикú жалéли. Когдá в мóлодосци пошлá рабóтать в 45 годý, дак плáту на головы´ нé было. Какóй-нибýдь ляпáк нá голову накладёшь.

Половичкú дéлали. А там, напримéр, в мóлодосци вы´носицца, дак вы´рваш, да на клубóк смотáш: рубáха рвáна аль вот штаны´ рвáные, дак вы´режут, да вот эта. Тогды´ ведь мáло держáли, мéньше плáтьев, дак вы´ткут дак сошью´т в деревня´х. Кровáци закúдывали вот так, а хто побогáче, дак и на пол кидáли.

Про другие станки:  ГОСТ 164-90 Штангенрейсмасы. Технические условия от 23 февраля 1990 -

Egozinka привела вспоминания своей тети о прабабушке Марии.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

«Эти половики  ткала моя бабушка Маша  для меня (для тети Egozinkaв приданое. Я жила у неё, когда мне было 16-17 лет. И понаблюдав, видимо за тем, что кавалеры уже обивают порог, она принялась за дело. Я помню, как стоял ткацкий станок  у окна (бабушка называла КРОСНА), как приятно было прикасаться  к его гладко-лощеным деревянным поверхностям. Помнится слово — нитченка.  А внизу были педали… Я ткала цевки на какой-то ручной машинке — это  красивые палочки с узорами. Бабушка подбирала цвета, называя их фисташковый, лазурь, палевый… Помню тишину в комнате, бабушкино тихое пение. Она ловко кидает челнок  и прихлопывает рамкой (БЕРДО). На стене стучат ходики, мурлыкает старенькая  кошка Муська…»

nmelnikova :
—  У бабушки в Соколовском их было два в хорошем состоянии. Раньше на них полотно льняное ткали и более грубое и довольно тонкое на рубахи, кофты, юбки, полотенца, скатерти. Нам стан собирать семь потов сойдет, полдня будешь возиться. У бабушки станы хранились в амбаре, а ткала она дома, так в собранном виде он большую часть избы занимал.

Vladimir :
— А я вспомнил, как бабка нас заставляла помогать «сновать» — эту когда новину делали — основание для начала ткания половиков. Сновали мы на стене, метров 8, потом снимали это в косу, а затем на вал наматывали. Перед этим продевали (подавали иглой) в ниченки, а уж когда через ниченки все это выровняется и наматывали на вал. Ну потом продевали в бердо и айда ткать. Ткать мне не доверяли а вот сновать и подавать в ниченки и бердо умею, бабка-то уже плохо видела.

Как сновали основные нити, показывает olsha5  , которая занимается ткачеством, ткет полотна с браным узором.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

и плетут в косу, чтобы не запуталась

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

eyange :
— Знаешь, почему ткали эти половики? В те времена полы не намоешься — они ведь были некрашеные. У нас с бабушкой на мытьё полов полдня уходило. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.

makha0na:
— Когда-то давно так и было. Но моя бабушка жила в квартире с крашеным полом. А половики лежали, потому что так положено 🙂 Голый пол не комильфо, типа 🙂

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

 Татьяна Лесная
— Это я снимала в Суздале. Ткачиха рассказывала, что теперь почти никто не умеет заправлять такой станок. Им помогала бабушка 96 лет. Заправляли 2 дня.  Сейчас такое только в музеях или по деревням на чердаках или в сараях( Уходящая натура.

Скворцова А.Ф. Половички бабушки Агафьи.
Вспоминаю своё послевоенное детство. Всю осень и часть зимы мать и бабушка пряли лён. Ближе к весне в избе устанавливали ткацкий станок. В свободное от работы в колхозе время мать ткала холсты. Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Фабричной мануфактуры не было, да и денег на её приобретение тоже. Полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения крестьянки тонко напрясть да плотно соткать. Весной холсты отбеливали на снежном насте.

Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них половики Да вот беда, всё меньше остается в наших деревнях и провинциальных городках таких мастериц. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.

Как основали кросну, показывает 10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших днейdinaza

13 метров основы, то есть основных ниток, белых на фото. Дело нелегкое, занудное, самое нелюбимое, нужен помощник. Весь день, а то и два дня заправили основными нитками станок. 

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней
10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших днейseredina77 ( на первом фото)

— Мы пока этот станок нашли — довольно много деревенек объездили, людей повидали, поговорили с ними, некоторые интересные представления об их жизни, нравах получили…. Ради этого, даже, стоило в путешествие отправляться и станок тащить за 600 верст. Вот и бабулечку 80-ти летнюю Динка нашла — ткачиху. Я сам её работы не видел, но Динка сказывала, что очень интересные и качественные. Бабулька эта ткёт зимой, а на летний период (после Пасхи) станок убирает. Так традиционно было — летом крестьянствовать на земле надо, урожай растить. Динка всё мечтала к этой бабульке зимой приехать, мастерству поучиться. А бабулька-то аж в соседнюю деревню пешком ходила, всё девок там уговаривала у неё учиться, мастерство перенимать. Помирают бабульки, а с ними и ремёсла забываются.

Вольдемар Т. в видео рассказал, как учился половики ткать. Снято в середине 90-годов.

Ткачиха Лидия Николаевна показывает действие ткацкого стана, которому больше ста лет. Музей истории города Мышкин Ярославской области.

М. В. Васильевич — художник. Бердо, которым пробивают уток к полотну для уплотнения.
10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней
И. В. Белковский — художник. «Зимнее солнышко» 1994. Круглые коврики связаны крючком. ( Я попробовала стирать связанный крючком коврик в стиральной машине-автомате — хорошо стирается. Прим. Рязаночка77)
10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

 Журнал «Вокруг Света». Август 1979. Ткут половики в Паломе.

… А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки. «Всю зиму работали, «пластались», — вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную. Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики. Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.

Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают. Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос. Некоторые мастерицы делают новый рисунок — шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).

За день опытная мастерица, работая не отрываясь, может наткать до трех метров. 

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней 10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Журнал «Вокруг Света.  Февраль 1989. Белорусская ССР

Рушники, сработанные неглюбскими ткачихами на деревянных кроснах, пошли ходить по белу свету. На каких международных выставках они только не перебывали! В Нью-Йорке и Монреале, в Токио, в Париже и Брюсселе были и отовсюду возвращались с золотыми медалями. Даже американский музей Метрополитен и тот не устоял перед этой красотой: приобрел для своей коллекции несколько неглюбских рушников.

Неглюбка (белор. Неглюбка) — деревня, центр Неглюбского сельсовета Ветковского района Гомельской области Белоруссии.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Книга «Прекрасное — своими руками». Автор-составитель С. Газарян. В книге раздел о самодельном настольном ткацком станке и ткачестве.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Когда я училась в школе, в кабинете по труду для девочек был ткацкий станок, вот такой. 

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Он был хрупкой, что-то там сломалось, поэтому учительница его показывала на уроках как наглядное пособие. На нем не попробовали ткать.

Был и такой станок из дерева. Вот на нём я и расскажу «устройство» станка.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей — нить-основу и уточную нить. Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева. В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.

Есть ручные, автоматические и механические ткацкие станки. Ручные были изобретены сначала истории, они требовали тяжелого труда ткача. С развитием науки и техники поменялись и ткацкие станки. Сейчас один человек может обслуживать десяток автоматических ткацких станков.

Находчивые рукодельницы ткали так. 

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

На нем едва ли можно ткать половики, Ткали шарфы, сумки.

Были такие станки для ткачества.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

На одном форуме посетительница хотела купить старые и «страшные» половики, чем удивила людей добрых.

— Дык я их в межи собралась постелить. У меня грядочки узенькие, а межи широкие, а на них трава-мурава растёт — надоела! Я с ней уже по-всякому борюсь. А под половичками она расти не станет. Ей так не интересно. Т.ч. пусть они хоть какие старенькие будут. Технология «узких гряд» по Митлайдеру.

Теперь производятся разнообразные ткацкие настольные станки и рамки для ткачества, о всех не написать — пост будет длиннее.

Современный ткацкий станок  Glimakra Julia ( Джулия). Производство Швеция. В России у некоторых рукодельниц имеется этот станок. Ширина полотна до 68 см. На нем можно ткать половики.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней 10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней
Японский ткацкий станок

Современный настольный станок Emilia ( Эмилия) Производство Швеция. Поставляется в двух вариантах: с заправочной шириной 50 см и с заправочной шириной 35 см. Закрепляется на столе.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Такой станок я купила в московском магазине. Ширина готового полотна до 35 см.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

Ткала из полос от старой одежды. Ширина одного полотна от силы 30 см. Полотна я соединяла крючком. Они не очень плотные и не подходят как половики, потому что на этом станке трудно пробивать уток к полотну. Его можно сложить и положить на скамейку как сидушку, а можно расправить на траве, на гамаке. Подарила подруге для ее дачи. ( Ковер алжирский, ручного ткачества, из шерстяных ниток на хб основе — привезли, когда муж учился в школе, нету сносу ему). 

Ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.

10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней10 фактов из истории носков: от древних египтян и до наших дней

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти