Токарно-винторезный станок модели 1а616: характеристики, устройство, обслуживание

Описание токарного станка

Передняя бабка станка После прекращения выпуска токарных станков 1a616 пошло около 70 лет, но они до сих пор эксплуатируются в небольших мастерских. Это говорит о многократном запасе прочности, который заложили конструкторы в свое время.

Основное назначение – обработка заготовок резанием из различных металлов и сплавов, а также неметаллические материалы. Технологически возможно производить следующие работы:

  • прямое и коническое точение наружных и внутренних цилиндрических поверхностей;
  • прямое и коническое растачивание наружных и внутренних цилиндрических поверхностей;
  • торцовое подрезание;
  • нарезание нескольких типов резьб;
  • точения по калибру после дооснащения.

Описание станка

Модель 1А616 имеет средний вес и габариты, рассчитана на работу в условиях крупносерийного производства. Станок рассчитан на работу с деталями небольших размеров. Он позволяет применять для обработки широкий набор инструментов — как быстрорежущей группы, так и изготовленных из твердосплавных материалов.

Агрегат может оперировать заготовками конической, цилиндрической, овальной формы. При работе (описание схемы взаимодействия) происходит вращение детали относительно резца или иного рабочего инструмента. Конструкция шпинделя и зажимного патрона — позволяет станку обрабатывать заготовки малого, среднего веса.

Наибольшая функциональность модели 1А616 наблюдается в области создания резьбы. Станок позволяет делать:

  • питчевую;
  • дюймовую;
  • модульную;
  • метрическую резьбу.

Шаг резьб может меняться в широких пределах. Доступны также следующие группы операций:

  • обточка цилиндрических и конических поверхностей;
  • обработка торцов заготовок;
  • сверление;
  • резка канавок, пазов;
  • развертка отверстий, как конической, так и цилиндрической формы;
  • накатка рифлений с сетчатым рисунком.

Резка резьбы в отверстиях может производиться как резцами, так и метчиком. Благодаря такому широкому набору функций — станок 1А616 пользуется большой популярностью и получает положительные отзывы профессиональных токарей.

Токарно-винторезный станок 1а616 — описание

Добрый день!

заинтересовали ваши доработки коробки передач. Хотелось узнать размеры и от чего сальники и резиновые кольца.

Удивили, проходит два года и вот…

Дело было давно, да и делались искизы на месте (не остались) и нащет выбора сальников и резиновых колечков уже не помню.

Сальники подбырались по месту от авто или тракторной техники. Резиновые колечки ( в выде тора от тракторной техники).

Что помню.-

Гнезда для сальников выполнялись примерно так. К коробке крепились боковые крышки, валы не всавлялись. По посадочным местам подшипников острыем и из нутры коробки делалась разметка на стенке крышки на наружный диаметр подшипников. Снимались крышки, обрабатывались базы наружных плоскостей крышек для гарантийного выставления на столе фрезерного станка по плоскости. По начертаной окружности используя центровочный микроскоп находился центр прохода вала. Углубления для сальников в крышках изготовлялись с помощю растачивающей головки (использовалась головка с возможностю торцевания отверстий). Особое внимание следует обратить к боковой крышке выходного вала. Эта стенка — крышка имеет и функцию крепления (за уши — кажется четырмя болтами) и регулирования натяжения приводных ремней на шпиндель станка. Для обеспечения не возможности сдвыга крышки относительно корпуса коробки (для невозможности сдвыга выходного вала относительно сальника) обе части по оси вала центровались короткой втулкой. Кроме этого в подходящем месте можно ставыть штифты (лучше конические).

На валах переключателей скоростей в местах прохода в корпусе коробки протачивались прямоугольные канавки (прим. 2 х 2 мм) с расчетом чтобы резыновые колечки ложились в них с зазором около 0,25мм. и в составленом выде наружный диаметр колечка был больше отверстия в корпусе на пару десяток. При составлении колечко деформируется и закрывает проход маслу.

На первычном валу спец. стопорное кольцо для удержания собранного на валу пакета шестерен и дистанцеров от продольного перемещения. На место — к валу кольцо крепиться с помощю стопоного винта с утоньченым концом, который входит в отверстие вала. Второй конец винта с прорезъю под плоской отвертки.

На наружном диаметре кольца проточена канавка. На этот винт стоит обратить внимание. При самовольном отвиньчивании винта поломка коробки гарантирована. Конец винта следует изготовыть коническим (двухсторонний — 5 град.) и с расчетом, чтобы под конусом осталось свободное место, т.е. винт должен упиратся своим конусом в отверстии. Отвертие должно быть не изношеным — не овальным. При необходимости отверстие в валу должно переделываться. Винт стопориться затяжкой проволоки, которая одновременно проходит по канавке в кольце и в прорезь винта. Если при затягивании винта прорезь не совпадает с канавкой, винт должен браковаться.

Изготовыл новые сухарыки и оси для переключении шестерен. Рычагы сухарей болтались на валах (штангах) переключения скоростей.

Рычаги (из чугуна) переделал таким образом: Расточил отверстия для посадки рычагов на валах прим. на 4 мм больше (внимание по базырованыю при обработке). В расточенных отверстиях запресовал удлиненные втулки с буртиком и для уверенности в старых отверстиях для штыфтов приварил ПА-том. В собранном виде расточил отверстие во втулке для легкой посадке на валах. При сборке коробки рычаги фиксировались на валах по месту для полного зацепления шестерен, разметились положения, разбырались, собырались вне коробки, сверлились (в месте удлинения втулки), развертывались под коническые штифты. Конические штифты забывались с запасом по длине, на обеих концах при выходе делались отметки. Штифти резались по отметке. На втулке ложилась тонкостенная вторая втулка закрывая выход для штыфта. К этой втулке приварен язычек, который притянут проволкой к рычагу. Уверен, что такая конструкция гарантирует от выпадания штыфтов (Штыфт передает усилие включения от вала рычагу).

Было еще и другое…

Janis

§

Большое, вам спасибо друзья! Отдельное спасибо EnginnerJD за предоставленные снимки и подробное описание работы механизма! Но, судя по всему на моём, немного другая система, как правильно заметил, Ktzarim присутствует, роликовый разжимной переключатель, вот фото.(пружина на месте) Если все остальные видимые детали на месте кроме стопорного кольца слева как заметил desti тогда скорее всего, причина в самой втулке, возможно, что она элементарно лопнула, потому, как сам вал был немного деформирован. На выходных постараюсь разобрать и посмотреть в чём собственно дело?!. post-10642-1238453514_thumb.jpg Ещё раз благодарю! 🙁

§

Здравсвуйте все! Начну сразу и по порядку.Сегодня предложили обсуждаемый в этой теме станок 1А616 Куйбышевского завода 1962 г.в. скажем по цене м.лома, сегдня же состоялся его беглый осмотр в ходе которого выяснил:

— на станке не обнаружено шильдика о кап.ремонте и покрасочное покрытие нелохо сохранилось , признаков повторного окрашивания так же не обнаружено;

— все шильдики и таблички кажется на месте и практически не стерты все читается;

— направляющие станины тщятельно тер пальцем особенно под патроном-ощутимых перепадов не нащупал ;

— все что должно стоять на станке — стоит.

Теперь о грусном:

— проверил люфт пары маточная гайка ходовой винт (продольная подача), проверял путем смыкания гаки и последующим вращением мховика ручной подачи — каретка при этом перемещается на 15-20 мм влево -вправо и при этом сам винт имеет какой то непонятный люфт и поперечный и осевой;

— маховик пиноли задней бабки — здоровый люфт около 3/4 оборота маховика;

— при пуске станка услышал сильные стуки раздающиеся из коробки передач , станок тут же выключили, покачал и покрутил шкив на валу коробки передач — так и есть стук именно отуда но люфта нет скорее просто не нащупал т.к не дают натянутые ремни.

Таким образом-вразумите! Все ли так грустно? Что недосмотрел? Возможно ли найти какие з/части и недостающие сменные шестерни?Как еще при беглом осмотре (без лекальной линейки и синьки) определить состояние направляющих?Чем может быть вызван грохот в коробке? Вобщем буду рад любым коментариям.

Конструкция и принцип работы

В конструкции 1А616 можно выделить следующие основные узлы:

  • тумбы — передняя и задняя;
  • задняя бабка;
  • передняя бабка, где находится несколько механизмов: реверсивное устройство, звено, отвечающее за повышение шага, переборный механизм;
  • блок, состоящий из сменных колес;
  • шкаф, в котором размещена электрическая система;
  • фартук, в котором находится механизм подач;
  • несущая станина;
  • коробка подач;
  • система, отвечающая за охлаждение режущего инструмента;
  • коробка переключения скоростей;
  • поддон, где собирается стружка и отработанная охлаждающая жидкость.

Токарно-винторезный станок модели 1а616: характеристики, устройство, обслуживание
Органы управления станка 1А616 (нажмите, чтобы увеличить)

Принцип работы данной модели токарного станка можно представить в виде следующей схемы.

  • Заготовку, которую необходимо обработать, фиксируют в патроне станка или между его центрами.
  • Резцы закрепляются в резцедержателе, размещенном на суппорте агрегата. Одновременно в таком резцедержателе можно закрепить до 4 резцов.
  • Если в заготовке необходимо выполнить сверление, расточку отверстий или нарезание внутренней резьбы, то соответствующий инструмент закрепляют в пиноли задней бабки.
  • Обработка на 1А616, как и на токарно-винторезных станках других моделей, обеспечивается за счет комбинирования двух движений: поступательного перемещения режущего инструмента и вращения детали. Благодаря сочетанию таких движений на станке можно выполнять обработку деталей цилиндрической, конической и фасонной конфигурации, винтовых поверхностей, торцов заготовки.

Передача вращения на шпиндель устройства и, соответственно, на обрабатываемую заготовку осуществляется при помощи ременного шкива, установленного между его опорами. Можно менять приводной клиновой ремень, если в этом возникла необходимость, не снимая шпиндель, что обеспечивает специальное устройство его задней опоры.

В конструкции токарного станка этой модели реализован принцип раздельной передачи движения на его суппорт, который может перемещаться за счет ходового винта или ходового валика. В обмотку двигателя оборудования подключен статор постоянного тока, что позволяет обеспечить эффективное торможение привода агрегата.

Передняя бабка 1А616
Передняя бабка 1А616Задняя бабка 1А616
Задняя бабка 1А616

Настройка 1а616

Осуществлять настройку станка может лишь специалист после ознакомления с инструкцией, изложенной в паспорте к оборудованию. Основные правила:

1. Настройка главного движения. После фиксации обрабатываемой детали в патроне или центрах необходимо установить требуемое количество оборотов в минуту для шпинделя. Делают с помощью рукоятки на передней бабке и переключателей (по схеме). Число оборотов и положение рукоятки указаны в таблице «Механизм главного движения» в паспорте.

2. Настройка подач и их направления, шага резьбы. Для этой цели устанавливают соответствующие сменные шестерни и изменяют положение рукояток на коробке подач. При включении звена увеличения шага рычаг реверса поворачивают вправо.

Безопасность

Указания по технике безопасной работы на токарно-винторезном станке марки 1А616:

  • Для предупреждения возможности случайного пуска основного двигателя во время наладки устройства, установки или снятии заготовки, замере ее размеров, рукоятку, включающую электропитание, повернуть вправо для фиксации в нейтральном положении.
  • В процессе работы зона резания закрывается защитным экраном суппорта. Над патроном, находящемся на шпинделе, тоже должно быть установлено защитное устройство.
  • При обработке деталей, установленных в центрах и с хомутиками, нужно пользоваться поводковым патроном с защитным ободом.
  • При обработке детали в центрах задняя бабка крепится на станине специальной рукояткой.
  • При выполнении тяжелых работ заднюю бабку дополнительно фиксируют специальным болтом.
  • Гайки креплений патрона, находящегося на шпинделе, должны быть прочно, равномерно закручены.
  • Работа на токарно-винторезном станке, не имеющем кожуха ограждения сменных шестерен гитары, запрещена.
  • Дверца электрошкафа во время работы должна быть прочно зафиксирована.
  • Обязательно наличие надежного заземления.
Про другие станки:  АЛМИР Оборудование для обработки камня

Для смазки токарного оборудования применяют масло «индустриальное И 20». Периодичность и способ для разных узлов и деталей указаны в схеме в паспорте устройства.

Рекомендации по покупке

Станок б/у лучше покупать не у частного лица, а у фирм, занимающихся ремонтом, настройкой и продажами подобного оборудования. Цена будет несколько выше, но у этого варианта есть много преимуществ:

  • наличие минимальной гарантии от продавца;
  • возможна транспортировка;
  • сборку и настройку произведет специалист;
  • станок, купленный у частного продавца, мог содержаться долгое время без ТО в неподходящих условиях.

При перевозке станка обязательно проконтролировать правильность упаковки. Все детали должны быть смазаны маслом и надежно зафиксированы. Устройство накрывают пленкой и помещают в деревянный ящик, обеспечивая неподвижность. Для этого его крепят к дну упаковки болтами.

Мелкие детали могут быть упакованы в отдельный ящик. После доставки сначала убирают переднюю стенку, затем торцы, в последнюю очередь заднюю. Сняв пленку, станок внимательно осматривают. Если повреждений нет, то откручивают болты, фиксирующие устройство ко дну ящика.

Органы управления

Органы управления Элементы, включающие функции и движения на станке:

  • рукоятки установки частоты вращения шпинделя;
  • рукоятки выбора подач;
  • выбор шага резьбы;
  • подключение резьбового винта;
  • направление вращения подач;
  • перебор;
  • включение поперечной подачи;
  • поворот и зажим резцедержателя;
  • винт суппорта;
  • кнопки «Пуск», «Стоп»;
  • зажатие пиноли;
  • зажим задней бабки;
  • выдвижение задней бабки;
  • включение СОЖ;
  • силовой рубильник;
  • реверс вращения патрона;
  • рукоятка смыкания маточной гайки;
  • штурвал продольного движения;
  • запуск вращения шпинделя.

Правильно покупаем б/у токарный станок

Модели таких металлообрабатывающих станков давно перестали выпускаться. Сейчас в производство запущено оборудование, управление которого полностью автоматизировано. Но купить такие агрегаты даже при сильном желании многим не представляется возможности, так как цена на них просто заоблачная.

А вот купить б/у токарный станок 1А616 через Авито или другой специализированный сайт — осуществимая реальность.

Вопрос состоит в другом — как правильно выбрать работоспособное оборудование и при этом не переплатить?

В области купли-продажи металлообрабатывающих станков существует два источника сбыта:

  • частные владельцы, хранящие станок чаще в разобранном или неподключенном виде у себя в гараже;
  • фирмы, специализирующиеся на продаже, настройке и ремонте подобного оборудования.

Рассмотрим все достоинства и недостатки этих вариантов приобретения оборудования.

Станок, предположительно рабочий, купленный у местного «умельца» подлежит самостоятельной транспортировке, сборке и настройке.

Что при неверном проведении грозит фатальным исходом. Но и это еще не все. Кто знает, в каких условиях содержался станок, проводилось ли плановое ТО и своевременный ремонт? Если да, то такой станок несомненно стоит приобрести, ну а если нет, то срок службы вашей покупки навряд ли будет продолжительным.

Тут как в лотерее. Что касается цены, то договориться с «мелким дилером» проще, да и изначально стоимость будет ниже, чем у фирм, занимающихся подобными станками профессионально.

Кстати о них. На таких предприятиях, даже небольших, работают профессионалы своего дела, которые не только грамотно ухаживают за оборудованием, но и помогут установить и настроить приобретенный агрегат.

Цены на подобное оборудование будет примерно на 20% выше чем у простого продавца, но они в любом случае вполовину меньше стоимости новой токарной установки.

Если повезет, то можно найти специалистов, модернизирующих металлообрабатывающее оборудование. Плюсов таких агрегатов масса:

  • большая работоспособность, чем у простого рабочего станка для токарных работ б/у;
  • даются небольшие гарантии качества;
  • улучшаются технические характеристики. Но не больше тех показателей, которым они соответствовали при выпуске с конвейера завода — изготовителя;
  • увеличивается срок службы агрегата.

В среднем токарный станок модели 1А616 возможно купить в рабочем состоянии за 30 000 без затрат на грузоперевозки. Если имеются какие-либо поломки, то цена снижается вдвое.

Работа со станком

Подготовка устройства к первому запуску:

  • Станок модели 1А616 имеет сравнительно большую массу, поэтому установить его можно на фундамент или бетонную подушку высотой не менее 15 см и закрепить фундаментными болтами. От правильности установки зависит точность работы устройства.
  • Выверить станок на точность с помощью клиньев по уровню в обеих плоскостях.
  • Установить опору для подмоторного кронштейна.
  • Салфетками, смоченными в уайт-спирите или керосине, тщательно очистить все открытые и закрытые кожухом поверхности от антикоррозийных средств.
  • Неокрашенные детали обработать маслом индустриальным И 20. Средство наносить тонким слоем.
  • Заполнить маслом места смазки.
  • Если работа будет вестись с охлаждением, то заполнить специальный бачок охлаждающей жидкостью.
  • Проверить рукоятки управления. Они должны находиться в фиксированном положении.
  • Сразу после пуска работать на максимальных оборотах не рекомендуется.

Деталь, подлежащую обработке, устанавливают в патроне или между центрами. Если нужно выполнить сверление, внутреннюю резьбу или расточку отверстия, то подходящий инструмент закрепляют в пиноли задней бабки.

Регулировка и ремонт шпинделя

В процессе работы довольно часто возникают неполадки, связанные с выходом из строя шпинделя. Но все проблемы решаемы и не так уж сложны.

Регулировка зазоров подшипниковКорректировка радиального зазора происходит в несколько шагов.

Этап 1. Подтяните гайкой внутреннее кольцо.

Этап 2. Закрепите положение стопором.

Этап 3. Чтобы удостовериться в правильной настройке воспользуйтесь специальным индикатором. Если вы сделали все правильно, то отклонение стрелки на нем не будет превышать 0,01 мм. При этом сам шпиндель должен свободно прокручиваться.

Процесс настройки осевого зазора шпинделя также несложен и разбит на несколько ключевых моментов.

Этап 1. Необходимо обязательно снять защитный колпак.

Этап 2. На передний центр нужно производить давление пинолью до того момента, пока гайка не будет касаться втулки. При этом затягивать гайку крайне не рекомендуется.

Регулировка и замена ремней коробки скоростей на шпинделе

Для корректировки ремней коробки передач необходимо:

  • отвинтить крепежные винты;
  • гайками отрегулировать ремни;
  • после получения желаемого результата винты закрепить на место.

Процесс замены ремней на шпинделе не представляет сложности.

Этап 1. Убирают защитный колпак, фланец, гайку, винты и трубки, доставляющие масло.

Этап 2. В имеющиеся винтовые отверстия закрепляют винты М12, так чтобы из передней бабки вышла букса.

Этап 3. В получившееся отверстие вставляют ремни на шов.

Этап 4. После на место устанавливается букса и все остальные запчасти.

Технические характеристики

Согласно данным в паспорте, прилагаемом к токарному станку этой модификации, он имеет следующие общие технические характеристики.

Благодаря подобной конструкции, суппорт металлообрабатывающего оборудования может перемещаться по следующим направлениям:

  • поперек по винтовой передаче. В движение механизм можно привести только вручную. При этом величина преодолеваемого расстояния не превышает 195 мм;
  • передвижение суппорта вдоль обеспечивается как винтовой, так и валиковой передачей. Максимальное расстояние, на которое может перемещаться суппорт в этом направлении составляет не больше 670 мм.

Конструктив металлообрабатывающего станка делает возможным осуществление своевременной и быстрой замены зубчатых передач на специализированные конструктивные элементы. Эта незаменимая функция позволяет нарезать резьбу очень высокой точности и с маленьким шагом.

При выполнении резьбы высокой точности возможно включение ходового винта агрегата напрямую, а коробки передач в обход. Такое действие также предусмотрено конструктивными и техническими данными самого токарного оборудования.

В случае нанесения обычной резьбы метрического, дюймового или модульного типа проделывать вышеописанную операцию замены конструктивных рабочих элементов не требуется.

Технические характеристики станка 1а616

Паспорт станка 1А616Технические характеристики токарного станка 1а616 отображают рабочие параметры оборудования

Центра, мм:

  • ось над станиной – 165;
  • размер между собой – 710.

Заготовка, мм:

  • диаметральный размер детали при обработке над станиной — 320; при обработке над суппортом — 180;
  • длина детали — 710;
  • длина точения детали – 660;
  • диаметр детали при закреплении патроном — 34.

Шпиндель:

  • точность – нормальная;
  • конец шпинделя — 6К;
  • размер сквозного отверстия — 35 мм.

Обороты шпинделя, об/мин:

  • расчетные ступени – 21;
  • частоты вращения в прямом и обратном направлении:
  • max – 9;
  • min – 1800.

Подачи, мм:

Резьбы и шаг:

Инструмент:

  • резцедержатель – 1;
  • число закрепляемых инструментов — ;
  • размер державки резца – 20х25 мм;
  • удаление оси центров от резцедержателя — 170.

Электрооборудование, кВт:

  • электродвигатель главного привода — 4;
  • электродвигатель насоса СОЖ – 0,12.

Габариты:

  • размеры станка (ДхШхВ) – 2,135х1,225х1,22 м;
  • общий вес – 1,5 т.

Токарно-винторезный станок 1а616 — всё для чайников

 Токарно-винторезный станок  1А616

Токарно-винторезный станок модели 1А616, изготовляемый Средне-волжским станкостроительным заводом, является универсальным станком и предназначен для разнообразных токарных работ в условиях индивидуального и мелкосерийного производства, выполняемых в центрах или в патроне, в том числе для нарезания резьб: метрической, дюймовой, модульной и питчевой.

Скачать документацию

Высота центров станка равна 165 мм, а максимальное расстояние между центрами — 710 мм.
Наибольший диаметр обрабатываемой детали класса дисков, устанавливаемой над станиной, составляет 320 мм, а максимальный диаметр детали класса валов, закрепляемых в центрах над нижней частью суппорта, не должен превышать 180 мм.

Сквозь отверстие шпинделя проходит пруток диаметром до 34 мм. Наибольшая длина обтачивания детали с механической подачей суппорта равна 660 мм, т. е. на 50 мм меньше, чем максимальное расстояние между центрами.

Без дополнительных сменных колес на станке модели 1А616 можно нарезать резьбы повышенной точности: метрические с шагом от 0,5 до 24 мм; дюймовые с числом ниток на 1 дюйм от 56 до 1; модульные с шагом в модулях от 0,25 до 5,5 мм и питчевые с шагом в питчах от 128 до 2.

Предусмотрена возможность нарезания особо точных резьб путем исключения из кинематической цепи зубчатых передач коробки подач и применения специальных прецизионных сменных зубчатых колес.

Устройство станка

устройство  1А616

Станина Е установлена на двух тумбах — передней М и задней 3, между которыми расположен поддон 1 (для сбора стружки). В передней тумбе смонтирована коробка скоростей Л, а в задней — электрошкаф Ж. Кроме того, к задней тумбе прикреплен бак И и насос для охлаждающей жидкости, а к передней — главный электродвигатель.

Про другие станки:  Кромкообрезной многопильный станок МКС-1000 купить в Москве по лучшей цене в интернет-магазине ТехноСнаб

В левой головной части станины сверху закреплена передняя бабка Б, а на боковой лицевой части — коробка подач Н. Гитара сменных колес А установлена с левого торца станины.

Фартук В с суппортом Г перемещаются по внешним направляющим станины, а задняя бабка Д — по внутренним ее направляющим. Вместе со станком поставляются трехкулачковые самоцентрирующие патроны повышенной точности типа ТМ-165 и ТС-200 соответственно диаметром 165 и 200 мм и поводковый патрон диаметром 250 мм с пальцем и прихватом, а также упорные центры. По особому заказу поставляются подвижный и неподвижный люнеты.

Кинематика станка.

 кинематика  1А616

Движение резания.

Привод движения резания у станка модели 1А616 является разделенным. Он состоит из двух клиноременных передач, двенадцатиступенчатой коробки скоростей и переборного устройства.

Приводной вал II коробки скоростей связан с электродвигателем мощностью 4,5 квт клиноременной
передачей 135—168. Трехваловая коробка скоростей имеет три двойных подвижных блока шестерен Б1 , Б2 и Б3 и одну одиночную подвижную шестерню 55. Вал III получает вращение от вала II через шестерни 41—26, когда блок Б1, как показано на схеме, сдвинут влево, либо через шестерни 39—31 при крайнем правом положении блока Б1 или посредством шестерен 14—55. В последнем случае шестерня 55 вводится в зацепление с шестерней 14, а блок Б1 устанавливается в среднее нейтральное положение. Два двойных блока шестерен Б2 и Б3 позволяют увеличить количество скоростей на выходном валу IV коробки скоростей до двенадцати. Нижний ряд чисел оборотов от 11 до 280 в минуту передается шпинделю, как показано на схеме, через перебор. Вращение от коробки скоростей посредством клиноременной передачи 174—174 сообщается полому валу V и далее через шестерни 34—68, вал VI и зубчатую передачу 20—80 шпинделю VII.
Верхний ряд чисел оборотов шпиндель получает при включенной кулачковой муфте Мг непосредственно от полого вала V.

Движения подач.

Движения подач суппорта заимствуются от шпинделя. Вал X получает вращение через шестерни 34—44—22—34. Подвижная шестерня 34 на валу X служит для изменения направления подач суппорта. При смещении шестерни влево вал X получает вращение от блока шестерен Б4, минуя паразитную шестерню 22. Для подачи суппорта сменные блоки шестерен С1 и С2 устанавливаются так, как показано на схеме, и вал XII приводится в движение от вала X через шестерни 30—66—• 36. Теоретически коробка подач может обеспечить 48 скоростей. Однако вследствие близкого совпадения ряда скоростей практически коробка подач дает только 22 различные величины подачи.

Промежуточный вал XIX и связанный с ним предохранительной муфтой Мп ходовой валик XXI получают вращение от выходного вала XVII коробки подач через колеса 23—55. Ходовой валик XX/ передает вращение посредством червячной передачи 2—35 валу XXII. Последний связан с валом XXIII колесами 31—53.
Мелкозубая муфта М6 служит для включения продольной подачи суппорта. Движение от вала XXIII передается суппорту через муфту М6, колеса 27—53, вал XXIV и реечную передачу 14 — рейка (т = 2 мм). Поперечная подача осуществляется ходовым винтом XXVII (при включенной муфте М5), который получает вращение от вала XXII через зубчатые передачи 50— 35 и 47—13.

Движение образования винтовой поверхности.

Для нарезания резьбы с шагом до 6 мм движение, как и при подаче суппорта, заимствуется от шпинделя станка. Резьбы с более крупным шагом нарезаются при включенном переборе с использованием звена увеличения шага. Для этого блок шестерен Б4 смещают вправо, пока его левая шестерня 44 не войдет в зацепление с шестерней 34, закрепленной на полом валу V. В этом случае перемещение суппорта будет осуществляться от вала V. Для нарезания метрической и дюймовой резьбы сменные блоки шестерен С1 и С2 устанавливаются так же, как и при подаче: 30—66—36. При нарезании модульной и питчевой резьбы сменные блоки переставляют так, чтобы движение валу XII передавалось шестернями 36—66—55. Для некоторых шагов резьб применяются и другие варианты установки сменных блоков, при которых движение передается шестернями 25—66—55 или 36—66—30.
Когда нарезаются дюймовые и питчевые резьбы (как показано на схеме), кулачковая муфта М2 выключена. Колесо 51 зацеплено с шестерней 30 вала XII, а шестерня 39 на валу XV введена в зацепление с шестерней 39 двойного блока 22—39, свободно сидящего на валу XIV. Для нарезания метрических и модульных резьб включается муфта М2, колесо 51 выводится из зацепления, а шестерня 39 перемещается по валу XV вправо до зацепления с колесом 39, жестко закрепленным на валу XIV. Суппорт получает движение от коробки подач через кулачковую муфту М4, промежуточный валик XVIII и ходовой винт XX.

Вспомогательные движения.

Лимб Л продольной подачи суппорта получает вращение от вала XXIV через шестерни 53—17 и передачу 30—30—117 с внутренним зацеплением.

Конструкция станка.

Компоновка.

Внутри передней тумбы 9 размещена коробка скоростей 6, которая благодаря наличию продолговатых пазов имеет возможность перемещаться в вертикальной плоскости для осуществления натяжения ременной передачи 3, связывающей приводные шкивы коробки скоростей 6 и передней бабки 4. Натяжение ремней производят гайками 8 после освобождения болтов 7. По окончании регулирования натяжения ремней болты 7 надо закрепить.

Главный электродвигатель 1 установлен на плите 12, которая может перемещаться в горизонтальной плоскости по кронштейну 11. Последний закреплен на задней стороне тумбы 9. Для регулирования натяжения ремней, связывающих электродвигатель с коробкой скоростей, следует освободить болты 10 и вращением винтов 13 создать необходимое натяжение, после чего вновь закрепить болты 10. Станина 2 коробчатой формы с П-образ-ными поперечными ребрами имеет две призматические и две плоские направляющие. Коробка подач 5 крепится к станине 2 с лицевой стороны.

Коробка скоростей.

коробка 1А616

На станке модели 1А616 применена трехвальная 12-ступенчатая коробка скоростей. Приводной вал 13 выполнен за одно целое с малой шестерней Z. На шлицевом конце этого вала консольно установлен шкив 12. На другом конце вала 13 находится двойной подвижной блок шестерен 14. Промежуточный вал 11 также выполнен за одно целое с малой шестерней z1, имеющей, как и шестерня z, 14 зубьев. В средней части промежуточного вала неподвижно закреплены шестерни 6, 7 и 9. Зубчатое колесо 10 может перемещаться по шлицам вала 11. На выходном валу 4 находятся два двойных подвижных блока шестерен 5 и 8 и приводной шкив 3.

Блоки шестерен 5 и 8 управляются рукояткой 17, которая имеет четыре фиксированных положения. Фиксация производится подпружиненным шариком 1, западающим в углубления закаленной планки 2. Блок шестерен 14 и подвижное колесо 10 управляются рукояткой 16. Эта рукоятка имеет только три фиксированных положения.
Все рабочие валы смонтированы на шариковых подшипниках в корпусе 15 коробки скоростей. Зубчатые колеса коробки скоростей изготовлены из стали 40Х и закалены ТВЧ до твердости HRC 50.
К корпусу 15 привинчена привалочная плита 18, с помощью которой коробка скоростей закрепляется на платиках передней тумбы станка.

Смазка коробки скоростей производится разбрызгиванием масла вращающимися шестернями. Масло забрасывается в лотки, укрепленные на корпусе сверху. Из лотка по трубкам масло попадает в необходимые места смазки. Заливка масла в коробку производится через пробку П3, а слив масла через пробку Пс. Уровень масла контролируется по маслоуказателю У.

Передняя бабка.

Передняя бабка 1А616

Шпиндель 18 смонтирован на высокоточных подшипниках качения класса А. В передней опоре шпинделя установлен специальный регулируемый двухрядный роликовый подшипник 17 серии 3182116А, имеющий у внутреннего кольца коническую посадочную поверхность. Регулирование радиального зазора в передней опоре шпинделя осуществляется гайкой 16. При подтягивании гайки внутреннее коническое кольцо подшипника перемещается вперед по конусной шейке шпинделя. Вследствие этого за счет упругих деформаций внутреннего кольца диаметр беговых канавок увеличивается, благодаря чему уменьшается или устраняется зазор между роликами и кольцами.

Задняя опора шпинделя состоит из радиально-упорного шарикоподшипника 6 серии 46211А и шарикового упорного подшипника 7 серии 8211 А. Регулирование задней опоры производится гайкой 2. Шпиндель 18 станка модели 1А616 имеет фланцевый передний конец с коническим центрирующим буртиком, выполненным по ГОСТу 2570—58 и обеспечивающим быстросменность установки патронов и надежность их крепления. Приводной шкив 9 закреплен на полом валу 10, который смонтирован на независимых от шпинделя шарикоподшипниках 8. Такой монтаж приводного устройства разгружает шпиндель от изгибающих усилий со стороны клиноременной передачи и ведущей шестерни г перебора, изготовленной за одно целое с полым валом 10. Конструкция задней опоры шпинделя позволяет устанавливать и заменять приводные ремни без демонтажа шпинделя. Для этого снимают защитный кожух 3, отворачивают гайку 2, отвинчивают фланец 4 и с помощью отжимных болтов выпрессовывают буксу 5 из корпуса 1 бабки. В образовавшееся отверстие заводят клиновые ремни для их монтажа или смены.

По шлицам переборного валика 11 перемещаются колесо 12 и шестерня 15. Они постоянно связаны друг с другом зубчатой муфтой М. На шпинделе жестко закреплена шестерня 14, которая охватывается зубчатой муфтой 13. При смещении муфты 13 влево ее зубья зацепляются с шестерней г, соединяя шпиндель с полым валом 10. Шестерни 20 и 25 звена увеличения шага соединены в единый блок и могут перемещаться по шлицам вала 19. Широкая паразитная шестерня 22 реверсивного механизма смонтирована на оси 21 на шарикоподшипниках. Подвижная шестерня 24 реверса установлена на шлице-вом конце вала 26.
Смазка опор шпинделя производится маслом, поступающим самотеком из резервуара, расположенного в верхней части корпуса по трубам. Подача масла в резервуар производится насосом 23, смонтированным на передней стенке корпуса 1 бабки, на одной оси с валом 26.
Смазка шестерен шпиндельной бабки осуществляется разбрызгиванием из масляной ванны.
Контроль уровня масла в шпиндельной бабке ведется по маслоуказателю У. Маслоуказатель У1 контролирует работу маслонасоса. Заливка масла в корпус шпиндельной бабки производится через отверстие в крышке, закрываемое пробкой. Спуск отработанного масла осуществляется через пробку, расположенную на задней стенке корпуса.

Коробка подач.

 коробка подач

На кинематической схеме станка кулачковые муфты М2, М3 и М4 коробки подач для удобства чтения схемы и большей наглядности показаны как муфты с торцовыми кулачками. В действительности, как видно из рисунка, у этих муфт одна из полумуфт представляет собой шестерню с наружным зацеплением, а другая — зубчатое колесо с внутренним зацеплением. Такая конструкция кулачковых муфт более технологична, надежна в работе и долговечна.
Все шестерни коробки подач изготовлены из стали 45 и закалены ТВЧ до твердости HRC 50. Большинство шестерен и блоков шестерен, как подвижных, так и неподвижных, установлены на валах на шлицевых соединениях и только зубчатое колесо 4 и блок шестерен 5 по конструктивным соображениям закреплены на валах посредством сегментных шпонок, а шестерня 25 изготовлена за одно целое с валом. Все валы коробки подач смонтированы на шариковых подшипниках. Вал 11, который посредством жесткой муфты 13 связан с ходовым винтом 14, кроме двух радиальных шариковых подшипников имеет также два упорных прецизионных шариковых подшипника 8 и 10 класса А серии 8105, благодаря чему особое биение ходового винта не превышает 4 мкм. Степень предварительного натяга этих упорных шариковых подшипников регулируется гайками 12. Включение ходового винта или ходового валика производится кнопкой 9 при помощи тяги 7 и вилки 6.

Про другие станки:  Высококачественный лазерный CO2 станок с ЧПУ своими руками! С сенсорным управлением! Чертежи! - Блог Станкофф.RU

Промежуточный вал 21 соединен с ходовым валиком 17 посредством предохранительной муфты, состоящей из закаленного диска 20 с отверстиями, корпуса 19, шариков 15, пружин 16 и регулировочной гайки 18. Диск 20 жестко закреплен на валу 21, а корпус 19 — на ходовом валике 17. В отверстия корпуса 19 муфты заложены шарики 15, которые посредством пружин 16 и гайки 18 поджаты к отверстиям диска 20.
До тех пор пока крутящий момент, передаваемый ходовому валику, не превышает допустимой величины, все элементы предохранительной муфты работают как одно целое и вращаются совместно. Однако как только крутящий момент превысит допустимую величину, шарики 15, преодолевая сопротивление пружин 16, отойдут вправо и диск 20 начнет проскакивать относительно корпуса 19, который совместно с ходовым валиком 17 прекратит свое вращение. Регулировка величины допустимого крутящего момента производится гайкой 18.

Смазка механизмов коробки подач осуществляется под давлением маслом из резервуара, расположенного в верхней части корпуса 3 и прикрытого крышкой 1. Масло подается в резервуар насосом 22, который приводится во вращение валиком 23, связанным с шлицевым валом 24. Из резервуара масло подается к точкам смазки по трубкам 2. Заливка масла в резервуар коробки подач производится по маслоуказателю У2 после снятия крышки 1.

Фартук.

фартук 1а616

В станке модели 1А616 применен фартук закрытого типа упрощенной конструкции, так как в нем нет дополнительного механизма для реверсирования подач. Включение поперечных и продольных подач суппорта производится соответственно мелкозубчатыми кулачковыми муфтами М5 и М6.
Муфта М5 поперечной подачи суппорта управляется рукояткой 16, закрепленной на эксцентриковом валике 17. Последний установлен в отверстии стакана 20 и своей эксцентричной шейкой упирается в болт 19. При повороте рукоятки 16 совместно с эксцентриковым валиком 17 они одновременно вместе со стаканом 20 двигаются вдоль оси вала и через шарикоподшипник 15 и втулку 21 перемещают в осевом направлении шестерню-полумуфту 14. Последняя, упираясь в штыри 4 и преодолевая сопротивление пружин 5, входит в торцовое зацепление с шестерней полумуфтой 6, включая поперечную подачу.
При повороте рукоятки 16 в первоначальное положение пружины 5 через штыри 4 расцепляют полумуфты 14 и 6, выключая движение подачи. Регулирование правильности включения и выключения муфты М5 производится болтом 19, который после регулировки законтривается гайкой 18. Управление муфтой М6 происходит аналогичным образом.
Включение маточной гайки 7 осуществляется рукояткой 12 посредством фасонного диска 13. Обе половинки маточной гайки 7 перемещаются по направляющим типа «ласточкин хвост», которые регулируются клином 8 и винтами 9. Последние контрятся стопорами 10.
Диск 11 служит для блокировки одновременного включения подачи от ходового валика и перемещения фартука от ходового винта. При нарезании резьбы от ходового винта реечная шестерня-валик 3 может быть выведена из зацепления с рейкой путем перемещения ее вдоль оси за кнопку 23. Положение шестерни-валика 3 фиксируется шариком 22.

Для отсчета продольных перемещений суппорта на фартуке установлен лимб 1, связанный с приводным диском-шестерней 2 посредством пружинной пластинки 24. Такая фрикционная связь позволяет быстро устанавливать лимб 1 в удобное для отсчета положение.

Заливка масла (индустриальное 20) производится через пробку, расположенную на продольных салазках суппорта. Слив масла осуществляется через пробку, находящуюся в днище корпуса фартука. Уровень масла можно наблюдать по указателю У3.

Для смазки червячной передачи фартука предусмотрена специальная масляная ванна. Смазка мелкозубчатых муфт продольной и поперечной подачи, а также подшипников скольжения осуществляется маслом из резервуара, расположенного в верхней части фартука, через маслоподводящие трубки.

Суппорт

Суппорт 1а616

 Крестовый суппорт состоит из продольных салазок 1, поперечных салазок 2, средней поворотной части 3, верхней части суппорта 4 и четырех-позиционного резцедержателя 21.

Резцедержатель  1А616

Продольные салазки 1 перемещаются по внешним направляющим станины 24. Для предохранения от опрокидывания и для обеспечения более плавного хода продольные салазки с задней стороны снабжены двумя планками 25 с регулируемыми упорами 26. Закрепление продольных салазок на направляющих станины производится стяжным болтом 8.
Ручное установочное перемещение поперечных салазок 2 производится рукояткой 22 посредством ходового винта 18. Для обеспечения возможности устранения зазора между ходовым винтом и гайкой последняя состоит из двух частей — неподвижной 13 и регулируемой 16. Между обеими частями гайки размещен клин 14. Если вследствие износа резьбового соединения возникнет мертвый ход поперечных салазок, освобождают винт 17 и посредством винта 15 подтягивают клин 14. После устранения зазора гайка 16 надежно закрепляется винтом 17.

Быстрый отвод и подвод суппорта в пределах до 8 мм, необходимый при нарезании резьбы и ряде других операций, производится рукояткой 23.

Перемещение верхней части суппорта осуществляется рукояткой 11, закрепленной на винте 6. Гайка 7 жестко связана со средней поворотной частью 3. Величина пере- , мещения верхней части суппорта отсчитывается по лим-бовому кольцу 9, которое удерживается в нужном положении пластинчатой пружинкой 10. Гайки 12 служат для устранения зазора между винтом 6 и корпусом верхней части суппорта. Рукоятка 5 с помощью храповика 20 и кулачка 19 обеспечивает освобождение, поворот, фиксацию и закрепление резцедержателя 21.

Для таких токарно-винторезных станков повышенной точности, как станок модели 1А616, предельное отклонение от параллельности направления движения салазок суппорта оси шпинделя передней бабки составляет 0,02 мм на длине 100 мм.

Задняя бабка

Задняя бабка

Основными частями задней бабки являются корпус 4, основание 17 и пи-ноль 2. Последняя совместно с центром может перемещаться вдоль своей оси в корпусе 4. От проворачивания пиноль удерживает шпонка 19, входящая в паз а пиноли. Осевое перемещение пиноли производится вручную маховичком 9, закрепленным на винте 5. Последний входит в маточную гайку 6, жестко связанную с пинолью 2. Осевые усилия, действующие на пиноль, воспринимаются упорным шарикоподшипником 7. В конце хода пиноли назад выжимается задний центр 1. Закрепление пиноли в корпусе бабки производится рукояткой 3 посредством втулочно-винтового зажима 18.

Рычаг 8 служит для закрепления задней бабки на направляющих станины станка. При повороте рычага 8 по стрелке б эксцентрик оси 10 перемещает вверх стяжку 12 с винтом 13. Последний приподнимает правый конец рычажной планки 14, которая, будучи связана болтом 15 с корпусом бабки, нажимает через сферическую головку болта 21 на прижим 16. Прижим 16, опираясь на нижние плоскости направляющих станины (на рисунке не показаны), надежно закрепляет бабку. Упор 11 служит для ограничения хода рычага 8 и соответственно поворота эксцентрика оси 10. Для производства особо тяжелых работ задняя бабка может быть дополнительно закреплена гайкой 20.

К задней бабке также предъявляются высокие требования по точности ее монтажа и установки. Например, отклонения от параллельности перемещения пиноли задней бабки направлению перемещения продольных салазок суппорта не должно превышать в горизонтальной плоскости 10 мкм на максимальном вылете пиноли.

Электрическая схема

Электрическая схема

Скачать документацию

Эксплуатация и ремонт

Токарно-винторезный станок Документы на станок содержат инструкции по безопасному ведению работ, о сроках обслуживания и ремонта, периодичности смазки. Также отображены нормы к установке и требования к фундаменту.

Эксплуатационные параметры в помещении:

  • влажность — 80%;
  • температура — 10°С — 30°С;
  • тип производства — серийное, штучное.

При продолжительной эксплуатации рекомендуемый цикл проведения капитального ремонта составляет 5 лет (при двухсменном режиме). Межремонтный цикл включает в себя следующие регламенты: осмотр – 10, малый ремонт – 5, средний ремонт – 2. Перечень проводимых работ можно найти в паспорте станка.

Электрика

Электрическая схема токарного станка модели Электрическое оборудование на станке 1а616 аналогично 1б61. Это электродвигатели, предохранители, выключатели, реле, трансформаторы и местное освещение. Схема питания и принципиальная схема представлены в паспорте на станок.

В то время, когда станок массово выпускался, им оборудовали не только цеха и мастерские на предприятиях, но и сельские мастерские. На удаленных территориях напряжение в электрической сети было 220 В. Поэтому на станки модели 1а616к устанавливались двигатели пс8с, работающие от постоянного тока. Они обеспечивали плавное торможение без сильного нагревания.

Освещение рабочей зоны организовано через понижающий трансформатор и составляет 36 В.

Отзывы о станке

В целом работой на металлообрабатывающем станке 1А616 как профессионалы токарного дела, так и новички в этой стезе довольны. Они отмечают высокое качество самого агрегата и его составных деталей. Ремонту и настройке он поддается довольно легко, так что справиться с ними под силу каждому желающему.

Эта модель станка отличается доступным принципом управления. После нескольких проведенных операций становится вполне понятно, как работает агрегат и как им эффективно управлять. Хотя у новичков в этой области без инструкции и опыта наставника могут возникнуть небольшие затруднения.

Есть сложности с подбором комплектующих в связи с приобретением станка в разобранном состоянии или с поломкой. Но подобную проблему решают покупкой на разборах недостающих деталей, хотя и найти их не так просто.

Пользователи также отмечают и отрицательные моменты в процессе использования подобного станка. Первое и самое важное — возраст оборудования. Некоторым моделям около 50 лет. В связи с этим возникают поломки и разлады в системе управления. Опытные токари выделяют, что если за станком регулярно и добросовестно ухаживали, то и по сей день он работает без перебоев и не создает больших проблем при наладке и ремонте.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти