Кросна. Мы — славяне!

Кросна — это что такое кросна

КРО́СНА, сен, мн. (одн.кро́сно, а, с.).

1. Ручний ткацький верстат.

Господарям – поле орати, А господиням – на кроснах ткати(І. Нечуй-Левицький);

Любила [Мір’єм] свої кросна, з-під яких снувались довгі рушники з чудними візерунками(М. Коцюбинський);

З відчинених дверей крізь бурмотіння човників та кросен Афра вчула голос єпископа(Н. Королева);

Туточки кросна стояли, Параска молодша була – лляні скатерті ткала(В. Дрозд);

Ми ходили по людях і чинили дереводільну роботу – кому кросна, кому скриню, кому стіл чи лавицю(М. Дочинець);

Із-під лілейної руки Із кросен сходили шовки(Ю. Лісняк, пер. з тв. В. Шекспіра).

2. Спеціальна рама, на яку натягують тканину для вишивання; п’яльці.

Щоб тонка тканина не рвалася і не деформовувалася в кроснах, їх слід обмотати стрічкою(з навч. літ.);

Вишиваючи стрічками або бісером, можна використовувати кросна, оскільки вони підтримують тканину натягнутою(із журн.).

3. Рама в деяких знаряддях.

Кросна в жорнах розхиталися – треба їх тугіше задовбати(Л. Смілянський);

Як хвиля спирту у чані, Синіє днина морозна. Стоїть лісовоз біля чайної – З колодами залізні кросна(Д. Павличко).

4. діал. Полотно, тканина.

Ой хоч я невеличка, та ще й недоросла. Поставила і виткала шовковії кросна(Ганна Барвінок);

* Образно. Високий південь звівся наді мною, Під мною кросна тче Десна(М. Стельмах).

Было дело кросна основали…

Арсаки, это по Ярославке, км 20-25 после Сергиева Посада… в общем я знаю (и то примерно) как туда топать с электрички… с Ярославского вокзала Александровской электричкой 2 часа ехать до этой самой станции Арсаки.

вот тебе описание с какого то сайта:
Выходите на весьма «дикой» остановке — полустанке «Арсаки». И вправо (если смотреть по ходу электрички из Москвы) уходит дорога к монастырю. Слева от станции, рядом с ней, остается сам поселок, а справа, где Вы будете идти — дачи. Дорога асфальтированная, метра 3 в ширину. Примечательно здание школы — какое-то темное, бревенчатое с заметной вывеской. Оно появиться слева от дороги. Справа от дороги — кирпичные дачи. Но вот и дачи кончаются. Вместо них открывается БОЛОТО, а чуть позднее по левую сторону — ограждение воинской части. Идите по дорожке прямо и никуда с нее не сворачивайте! Затем впереди увидите пропускной пункт воинской части. До него от станции минут 20 (хотя я время точно не засекал). Там Вас спросят, что Вам нужно. Я сказал: «Осмотреть монастырь.». ПРИ СЕБЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАСПОРТ.
Вобщем, и тут рекомендация: идти прямо и никуда не сворачивать, не «зевать по сторонам». Будете проходить всякие строения, пока дорога не пойдет вниз, а затем сами увидете монастырь, на пригорочке. Он еще реставрируется. Увидете замечательные, красивые купола. После того, как дошли до монастыря, можете уже немного и «позевать по сторонам». Через главные ворота вход в монастырь закрыт (реставрация), поэтому нужно обходить с правой стороны. Всего от станции до монастыря минут 40 без учета возможных остановок. Входите на территорию монастыря через открытую решетку. Чуть поднимаетесь и сразу видите перед собой главный храм — в честь иконы Смоленской Божией Матери. Висит табличка, что на территории монастыря нельзя ездить на мотоциклах, фотографировать и еще что-то.» — написано давно, но я думаю там мало что изменилось…

За монастырем есть несколько больших домов, там есть и магазины. За домами — пруды, где можно искупаться.

§

Готовь сани летом… Вот, наконец, расшила валенки, привезенные еще из рождественского Мышкина. Главное было вовремя остановиться. Валенки сами по себе красивые, белые, мягкие.

Расшила только по верху. Ситцевые бусины, тесьма, тканая на дощечках, цветные пуговицы.

Кросна. Мы — славяне!

Можете даже не говорить ничего, мне самой всё так нравится!

Кросна. Мы — славяне!

А это небольшой бонус из оставшихся бусин. Вообще-то это резинка для волос, но сейчас ее с удовольствием теребит Надя.

Кросна. Мы — славяне!

§

Для тех, кто интересуется ткачеством  и для 

Кросна. Мы — славяне!natalyushko

 , в частности, есть в городе Челябинске молодая перспективная ткачиха 

Кросна. Мы — славяне!olsha5

 , а у нее , в свою очередь, есть мастер-класс по заправке ткацкого станка. Надеюсь она не станет возражать, если у нее прибавится читателей. Мастер-класс по ссылке (прошу прощения за ее корявость):

http://olsha5.livejournal.com/tag/Ткачество

 там много полезного.

А еще , полистав журнал Олишны, пришла к выводу, что ремесло большущими шагами уходит из деревень в города. Причем в большие города. Это уже тенденция такая. Ну это так, из разряда «надо бы подумать»…

§

§

Открываю сегодня интернет, — всплывает баннер: «5 способов зачать ребенка нужного пола!». Во как! До чего прогресс дошел! Может им лучше собачку завести? Даже нужного пола…

Кстати, о собачках, вот моя Нюша… Редко оставляю фотографии без резкости, но тут мне уж больно морда лица нравится. Всё на ней написано. Или это только для меня , как для хозяйки, понятно, что на ней написано… Интересно, вам как стороннему человеку, вне контекста, видно какая эмоция на этой морде притаилась в момент съемки?

Кросна. Мы — славяне!

§

§

Кросна. Мы — славяне!

Заказ на необычных матрешек пришел на художественную фабрику «Семеновская роспись» Нижегородской области. Матрешка-кот, матрешка- дирижер, матрешка-самурай давно стали историей — в кризис спрос на сувенирную куклу-череп! Выглядит игрушка, прямо скажем, устрашающе: вместо веселого лица — черно-белый череп, пухлые ручки Матрены превратились в скелетные кисти. Вот только фартучек украшен яркими цветами. На столе у каждой фабричной мастерицы уже выстроилась целая армия черно-белых кукол.

— Ночью черепа и кости не снятся? — задаю вопрос одной из мастериц.

— Слава богу, нет, — отвечает она. — Но знаете, работаю здесь много лет, каких только кукол не делала, а матрешку-страшилку — впервые.

Необычный заказ — партию деревянных «скелетонов» в 300 экземпляров — сделала японская фирма дизайна одежды, обуви и аксессуаров в ноябре прошлого года. Шесть месяцев ушло на разработку эскиза, кропотливое согласование с заказчиком. В июне матрешки-черепа уедут в Японию.

— Заказ не для продажи, — рассказывает директор ООО «Торговый дом Семеновская роспись» Олег Коротков. — Фирма подарит матрешку-череп каждому из своих сотрудников. Зачем? Как объяснили сами японцы, у них существует интересная философия «слушать голову людей», то есть внимательно прислушиваться к настроению человека. А матрешка-череп будет напоминать креативным дизайнерам фирмы, что помимо добра в мире есть зло, нужно всегда быть готовым его отразить, не впустить в дом. Есть еще одна версия — рассматривать эту куклу как своего рода домашний оберег: если «живет» в квартире игрушка скелет, то она не пустит беды и болезни через порог. Но к себе домой я такую матрешку не принес бы, это уж точно…

Светлана САЗАНОВА

http://nnov.kp.ru/daily/24298/492386/

§

В традиционном костюме и радость, и горе его хозяина. По нему можно было определить семейное положение женщины, её судьбу. В своём наряде она выражала ту глубину своей души, присущую только ей одной. Может поэтому так бережно и хранили они свои «сряды», «обряды», «наряды».

Но шло время. Домоткань вытеснялась мануфактурными тканями, самосшитая обувь — «магазинышными» галошами. А где же то проходящее, без которого не обходилась ни одна женщина, куда делся традиционный костюм?

Приехав в конце 80х годов в село Секирино Рязанской области, я был удивлён, что местные жительницы, в основном пожилого возраста, ещё ходят в понёвах и поднизывают под платок «косы». Это ли не сохранение местных традиций, это ли не урок нам, как дорожить своим достоянием? В каждой избе сундуки ломились от понёв, запонов, «хфранцузских» платков. Не очень-то легко люди хотели расставаться со своим добром. А это было припасено не только для себя, но и для будущего поколения по родству. Каждый костюм был именным: и для дочери, и для внучки. «А может оденут, когда замуж будут выходить», — слышал я в ответ, когда был заинтересован в понравившемся костюме. Расставались с трудом, с неохотой.

Прошло 15 лет. Волей судьбы оказался в том же селе Секирино.Разграблено.Нет ни платков, ни «изложенных» понев, ни бисерных украшений, которыми славилось Секирино.

Все кем-то продано и кем-то скуплено. Хорошо,если это попало в хорошие руки, и люди это сохранят, а если нет? Вот, например , «кубовые» завески очень в цене у кавказцев, которые их распарывают и шьют платки, а затем в них по своему обычаю хоронят женщин. Дорожка ими сюда протоптана -это бизнес.

Про другие станки:  Токарные обрабатывающие центры

Теперь редкость найти в одной избе весь наряд, предназначенный на все случаи жизни. Но предприимчивые сельчанки находят способ возвращения утраченного.Они и сейчас продолжают шить костюмы, а их продолжают скупать приезжающие. Но, конечно, уже трудно найти затканные рукава, в основном предлагаются шелк, атлас и полеты. Но это еще полбеды. А вот некоторые современные модельеры пошли даже дальше кавказцев. Из старинных нарядов путем перекроя ,перестрижки, вставки аляпистых шнуров и материи создают свой «шедевр»,делая на этом свое имя. Больно и страшно смотреть, как человек, немало знающий о своем костюме, живущий на этой земле творит такое кощунство. Ну создавай ты костюм по крестьянским мотивам, но не режь то, что не твоими руками создано. Здесь борешься за каждый клочок материи, за каждую маленькую металлическую блёсточку, за каждую поблекшую ленточку , чтобы это сохранить, чтобы это было не утрачено .

Совсем недавно я побывал в селе Березняги , того же Скопинского района. Свела судьба меня с удивительной женщиной Маркиной Анной Евстигнеевой, а попросту бабой Нюрой. В свои 82 года она остаётся весёлой, жизнерадостной, энергичной бабулей, которая ещё даст фору любой моложавой тётке. А сколько же она знает частушек и прибауток — «пруд пруди». Рассказала о своём житье-бытье, о своих выступлениях и наградах, а потом уже достала свою драгоценность-костюм. Понёва в пять полос со «столбами», вышивка необыкновенная, что на фартуке, что на рукавах. И всё в «один узор», и всё «ладно». Шесть часов я пробыл у нее, глядя на этот шедевр — никак баба Нюра не хотела расставаться с этой памятью о своей молодости. Ведь этот костюм достался ей еще от бабушки по отцу — тоже Нюрки (1860 г.р.), да и в чем же она теперь будет плясать? Звонила она и дочерям в Москву, искала совета и у зятя. Все в один голос: «Как сама хочешь!» Решила, что не отдаст. Я, глядя на костюм, на его дотлевающий вид, на миткаль ,которая вот-вот рассыплется, я бабе Нюре «приказал» : «Не можешь расстаться — не отдавай, но выступать я тебе в нем запрещаю, его хватит максимум на две пляски». Костюм ей стало жалко и, переборов себя ,бросив на него прощальный взгляд, она сказала: «Забирай».Сейчас этот костюм — единственный сохранившийся из этого села -находится на реставрации в хороших руках.

Время уходит от нас безвозвратно, и я все чаще задумываюсь, сколько еще всего можно спасти или вырвать из рук варваров . Ведь это невоспроизводимый материал, это часть нашей культуры, часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом мы не имеем права. И пока я могу, я буду делать свое дело — что-то узнавать, куда-то ехать, что-то находить!…

Сергей Глебушкин

У него есть свой сайт: http://www.glebushkin.ru/

§

Давно написала, зимой еще, в Мышкине… Только интернет у нас тогда занемог сильно, потом малышка родилась… Недосуг, в общем, было… Лучше б теперь до следующего нового года обождать, да затеряется, думаю, лучше уж потом перепост сделать…

Канун Рождества. Мы в Мышкине. Свет в округе вырубили! За вечерним чаем разговорились с хозяйкой о прошедших недавно новогодних празднествах, в частности о детских утренниках и костюмах к ним. Ну не могу я покапать готовые костюмы в магазине. Всё в них не то и не так, как хотелось бы. И потом это уже стало семейной традицией: мама всегда шила мне костюмы сама: снежинки, лисички, музыки всякие, снегурочки, белочки… А теперь я шью сыну… Самовыражаюсь: зайцы, гномы, пираты, вот теперь космонавт…
Всё же космонавт – это куда кА лучше, чем человек-паук или черепашка-ниндзя…
«Вы бы знали, какие костюмы я сочиняла!» — растроганно восклицает хозяйка, М.Н.

Голубь мира

— Мне уже лет 16 было, мы как раз раздобыли где-то списанных простыней. Я явилась к матери и заявила, что на новогодний маскарад хочу быть «Голубем мира» и буду шить «шикарный костюм», даже уже всё придумала…
С маминой помощью Маруся всё раскроила и сшила «белый комбинезончик и накидку» (это типа крыльев)… Вроде бы ничего, но чего-то не хватает: то ли космонавт, то ли Икар, то ли десантник в маскхалате, но не голубь, — нет, — не голубь!
— А курей всегда держали… Вот всю ночь мы с матерью этот комбинезончик перьями расшивали… Расшили! Выдающийся костюм получился , весь пернатый! Аж кудрявый!
Действительно, ни у кого на подобное фантазии не хватило! Только обидно было Марусе, что никто танцевать не пригласил… Всех девчонок пригласили, а ее – нет! «Чучело»,- говорят, — «пернатое!»

Царица полей

— Следующим моим изобретением была «Кукуруза»! В те годы Хрущев был. Кукурузу во всех журналах пропагандировали.Цветные кукурузные початки часто появлялись на обложках, — бери вырезай!
Маруся этих бумажных початков заготовила с избытком. И в поселковом медпункте, где весьма кстати работала «одна родственница», раздобыла «много марли». Марлю зеленкой выкрасили, сшили необъятный балахон, весь в складочку… Это «зеленя» были… В складочки кругом навшивали бумажных початков, так что они выглядывали из этих «зеленей» весьма урожайно… Костюм, понятное дело, взял приз… Но ребята опять не пригласили…

Беспроигрышный вариант

В следующий раз Маруся решила уж больше не рисковать с сомнительными нарядами… Тем более, что уже работала бухгалтером и считалась способным и перспективным кадром… В общем, избрала для себя «беспроигрышный вариант», а именно, — костюм Деда Мороза.
«Одна родственница», очень кстати, продолжала работать в поселковом медпункте… Она помогла раздобыть «много ваты». «Вата такая была специальная, медицинская, в рулонах, пропитанных спиртом»…
То, что вата в рулонах, оказалось очень удобно – она легко раскатывалась и плотно нашивалась… Весь подол, «чуть не до попы», рукава до локтя, шапка были богато расшиты этой самой ватой… Маруся блистала: весь вечер носилась по клубу, щебетала с друзьями и подружками, поздравляла, принимала поздравления, радовалась… В какой-то момент выскочила «в предбанник, где мужики курили, звать всех в зал»… И тут костюм тоже привлек к себе восхищенные взоры: «Вот это костюм!», — воскликнул кто-то из курильщиков, — «Аж горит!»
Весь подол был охвачен голубоватым свечением… Не сразу сообразили, что это действительно настоящее пламя… Откуда оно взялось: от искры, окурка, свечей у праздничной ёлки? Дед Мороз горел!
Перепуганная Маруся не сообразила скинуть костюм, а стала энергично сбивать пламя руками, отчего спирт в вате занялся уже по всему одеянию… Подол стал гореть по внутреннему слою… Новогодний вечер закончился в больнице… Ожогов было много: бёдра, спина и то, что ниже, а главное руки, руки перспективного бухгалтера…
Наутро Маруся звонила сослуживцам из больницы, что еще долго не сможет писать отчеты…
«Деда Мороза» кавалеры , увы, тоже не пригласили на танец (видимо просто не успели), но зато исправно навещали в больнице…

§

Елена Борисовна весёлая…

Дивная бабуленция! Обожаю таких людей! В любом возрасте. Вспоминаю ее и настроение поднимается: не то, что улыбаться, — смеяться хочется… И не потому, что фотографии сохранили ее то с зонтом красным,
Кросна. Мы — славяне!
то в Егориной буденовке (- А мне дай поносить!)…
Кросна. Мы — славяне!
Е.Б. – болтушка страшная, говорит много, все чаще о себе…, но с таким юмором… Даже про то, как «чуть не потопла»:
«Пошла на Трубеж бельё полоскать. Полощилась, полощилась, да и соскользнула в воду, мостки-то мокрые от моих тряпок… Там глубоко, а я плавать-то никогда не умела. Тону,- кричу, — тону… (а сама смеется при этом). Хорошо, что соседи были на другом-то мостке, а то так и утонула бы у самого берега…»
Кросна. Мы — славяне!

Кросна. Мы — славяне!

Кросна. Мы — славяне!

В один день собрались мы проехать вокруг Плещеева озера, зовем ее с собой.
— Да нет! Я там была!
— Давно?
— Да вот как школу закончила…Я в школе когда тут училась , у нас традиция была: кто школу оканчивал – шли вокруг озера. С палатками, ну со всем там… Физкультурник нас водил. Только палатки и не нужны были… Поставим их на том аж берегу и у костра всю ночь… Молодые были… Хорошо!

Про другие станки:  Вальцовка листового металла – что происходит во время работы на станке?

Кросна. Мы — славяне!

Вот так вот… А говорит, будто каждые майские на тот берег с палаткой по сей день ходит… Живут себе люди живут… Оседло живут… Без суеты. Раз в жизни с берега на берег переберутся, чтоб потом вспоминать да рассказывать… А мы всё мечемся…
— Хорошая у тебя машина! – говорит мужу…, — Большая! У моей внучки тоже машина, только маленькая! Надо с тобой в магазин съездить, а то лодка моя прохудилась, заплатку бы купили, вот бы вы залатали, да покатались…

Кросна. Мы — славяне!

Кросна. Мы — славяне!

Заплатка маленькая на лодку нужна, с носовой платок, наверное… Поехали в магазин. Магазин, как и всё в маленьком городе, оказался в пяти минутах езды… Е.Б. бодро выскакивает из «Большой машины» (сзади за ней покорно следует «Большой Сережа»), так же бодро и приосанившись Е.Б. вторгает себя в магазин и с порога начинает «гонять продавцов»?:
— Ну! Где у вас тут железо?!
— Какое вам, бабушка?
— Какое? Какое? Самое лучшее!
Ей предоставляют рулоны листового железа на выбор… Бабуля придирчиво их осматривает… Даже не помню, купила она тогда или не купила свой железный носовой платок… Так меня увлек Серегин рассказ о том, как они его выбирали… Наверное, все-таки купили, потому что помню, — чай по этому случаю во дворе пили, стол из дома вынесли круглый, чайник, посуду:
— Во! Смотри, какая у меня кружка! Красивая? Это Египетская! С фараонами! Внучка привезла в подарок!
А вот лодку – не залатали, нет, — не катались…

Елена Борисовна рукодельная…

И не то, чтобы искусная она рукодельница… просто «руки неспокойные…» На чердаке – мешок с лоскутами, мешок – с нитками… Перебираем лоскуты, — винтажные всё тряпочки: крепдешин, кримплен, трикотин, тетерон, шелк ацетатный… Вроде и не так давно это было, а молодость цветастая прошла… А ведь наши матери все тогда шили. Как без этого… И магазины ткани были популярнее магазинов одежды. И у каждой такой самошвейки дома авоськи с лоскутами были припасены… Что за прелесть эти авоськи! До сих пор у меня перед ними благоговенье… Ну, допустим, я своей маме помогала с лоскутом разобраться, — пупсиков обшивала. Была у нас в детстве замечательная игра в пупсиков и кукольные домики… Ну, это потом… Сейчас о Елене Борисовне… У Елены Борисовны сын… Пупсиков явно не обшивал… А лоскут-то лежит, к творчеству побуждает. И взялась Елена Борисовна и дорожки с ляпаками строчить и даже на покрывало замахнулась…

Кросна. Мы — славяне!

Кросна. Мы — славяне!

Покрывало – не шедевр квилтинга никакой: ни заделки швов, ни подклада, ни даже кромки, зато сколько усердия! Всё собрано вручную, да да, швом «вперед иголка»… Радостная вещь! Вспоминает Елена Борисовна, как невестка ей в подарок покрывало привезла:
— Привезла, увидела мое-то вот это самое и говорит: Да у тебя есть! – и обратно подарок –то и увезла…
Опять смеется:
— А и правда, у меня-то есть! Вот нравится тебе ж?
— Нравится, Елена Борисовна, еще как нравится!
Не знаю отчего это? От слабости зрения ли? От простоты? От доброты душевной? Но такое благодарное отношение ко всему, что подарено, другими сделано или просто красиво, по своим каким-то меркам, редко встретишь: Из самых вызывающе-ярких лоскутов с чердака скрутила я по-быстрому маленькую «чучелку» и в клумбу воткнула… На клумбе из «культурных» только укроп затесался, так хоть эта «чучелка» как цветок… Смотрю: выдернула ее Елена Борисовна, в дом потащила… Недовольна… Ну, думаю, — не понравилось, что так бесхозяйственно лоскуты расходую… А она объясняет:
— Дождь пойдет, — всю красоту замочит! Пусть в доме живет!
И тут же добавляет, что в детстве «только такие куклы и были» у них… Ну а эта, вроде как, память о детстве будет… Если б я знала… Пытаюсь убедить: да я всё там скотчем скрутила, надо бы веревочкой… Да я ж чисто для клумбы… Да щепки там неструганые, — можно заноз нахватать…
— Нет! – твердит, — и так хорошо!
И, чтоб меня урезонить:
— А вот у меня ты не видела, какой поросенок-то есть! Тоже розовый! Внучка подарила! Гляди, какая красота!
И тут она выносит из дома огромный розовый шар, — искусственного меха свинья в натуральную почти величину, да еще и в мини-юбке рюшкой. И опять я сражена: Боже мой! Ну где такое берут и кто это вот делает?! Устроители всяких там премий типа «Серебряной калоши» и во сне такое не видели! Но какая простота… Вот это благодарный потребитель! Дело вкуса? А если его нет? Вот тут у меня мысль мелькнула, что если нет чувства меры, вкуса от природы или не привили? Вот тут как раз помогает «традиция»… А если «традиция» уходит? Умирает? Забывается? Вот тогда всем нам розовая свинья и приходит!
Давно мы не были у Елены Борисовны… Вот друзья к ней постоянно ездят… Говорят, пустила она «одних» пожить к себе… Собирались они, обустраивались… Жить-то не стали, но пока подготавливались, — повыгребли всё с чердака и , вроде, даже сожгли… Ни сказки теперь, ни загадки, ни калейдоскопа цветных лоскутов…
А хорошо спалось на чердаке у бабы Лены: тихо, сладко, только безумная собака-такса скачет по крыше, — гоняет сонных птиц…

§

Наткнулась на такой забавный ресурс, где изготавливают игрушки по детским рисункам, причем фотографии рисунка выставлены радом… Действительно получается очень похоже и забавно… Неповторимые игрушки: Крыжовль, Шестиклеш, Птица-колбаса… Отдыхает глаз на детском рисунке и его воплощении, правда о ценах… ну… не будем о ценах…

Кросна. Мы — славяне!

Мягкая игрушка — это один из самых распространенных подарков ребенку. Получить пушистого зайчика или медвежонка из детского магазина приятно почти любому малышу, но запомнится ли ему такой подарок? Мягкие игрушки накапливаются в детской комнате, складируются в мешки, лежат в них грустные и всеми забытые…

Если вам нужна по-настоящему оригинальная мягкая игрушка, закажите ее у нас! Мы шьем детские игрушки на основе любых персонажей, придуманных детьми – даже если они нарисованы совсем непонятно…

Ссылка : http://voobrazhala.ru/view/4eecf4de4a/

§

§

§

§

— Подушечки – 12 штук. Любого размера, но одинаковые. Мои 6х6. Наполнены синтепоном, ватой… Когда-то такие подушечки для мячиков наполняли высушенным мхом. Так что если не бояться аллергии и жучков, то…

Кросна. Мы — славяне!

— теперь сшиваем подушечки по наружной стороне вручную мелкими шовчиками в такой последовательности:

Кросна. Мы — славяне!

— Теперь располагаем квадраты из 4-х подушечек друг напротив друга, как дно и крышу

Кросна. Мы — славяне!

— А теперь вшиваем боковые квадратики, соединяя с гранями ближайших подушечек.
В общем, на этом этапе подушечки уже сами начнут проситься «пришей меня сюда! пришей меня сюда!»

Кросна. Мы — славяне!

— Однако не забудем оставить незашитым отверстие для набивки мяча…

— Внутрь мячика вложить коробочку-гремелку, утопив ее в синтепоне или тряпичных обрезках… Вата хуже, — она сваляется, если вы надумаете постирать игрушку в машинке…

— Всё готово… Теперь любовно осмотрите творение рук своих… Может быть ему не хватает последнего штриха: вышивки, бусинок, пуговок на щечках, декоративной тесьмы по шву, шнурка-подвески или кисточек?

Кросна. Мы — славяне!

— А теперь играйте на здоровье сами и радуйте своих малышей…

Кросна. Мы — славяне!

Придумала не сама… О такой и других игрушках – милых и добрых друзьях наших бабушек читаем в книге Галины Дайн «Лоскутные мячики из Хотькова»…

Кросна. Мы — славяне!

§

§

§

Previous Entry | Next Entry

Кросна — энциклопедический словарь, толковый словарь, академический словарь, поговорки, орфографический словарь, словарь ударений, формы слов, синонимы, морфемно-орфографический словарь, грамматический словарь

толковый словарь

энциклопедический словарь

академический словарь

-сен, -снам, мн. обл.

1. Ткацкий станок.

2. Нитяная основа, натянутая на ткацкий станок, а также готовые холст, полотно.

Так идут, идут и слышат вдруг —, Будто в ступе коноплю толкут, Будто бабы где-то кросна бьют. Твардовский, Страна Муравия.

поговорки

орфографический словарь

словарь ударений

формы слов

синонимы

морфемно-орфографический словарь

Про другие станки:  Станок листогибочный Stalex PBB смотреть онлайн видео от SterbrustCOM станки для обработки металла и дерева в хорошем качестве. — Видеохостинг Rutube

грамматический словарь

полезные сервисы

Кросна. мы — славяне!

Кросна

Термины ткацкого дела, и, в частности, названия деталей ткацких станков, звучат одинаково на разных славянских языках (например, на русском, чешском, польском, болгарском и сербском): по мнению языковедов, это свидетельствует о том, что «неткахами» наши далёкие предки ни в коем случае не были и, не довольствуясь привозными, сами выделывали прекрасные ткани. Археологи откопали тому и «вещественные доказательства». Так, при раскопках древних селений (в том числе и в наиболее ранних – VIII века – слоях города Ладоги) найдены довольно увесистые глиняные и каменные гирьки с отверстиями, внутри которых явно просматриваются потёртости от нитей. Учёные пришли к выводу, что это грузы, придававшие натяжение нитям основы на так называемых вертикальных ткацких станах.

Кросна. Мы — славяне!

Вертикальный ткацкий стан. Рисунок с миниатюры манускрипта из Монте-Касино. XI век

Подобный стан представляет собой П-образную раму (кросна) – два вертикальных бруса (или толстые жерди с развилками на верхних концах), соединённые наверху перекладиной, способной вращаться. К этой перекладине прикрепляются нити основы, а в дальнейшем на неё наматывают готовую ткань – поэтому в современной терминологии её называют «товарным валом». Раньше употреблялось более емкое и красивое древнее славянское слово «навой». В нижней части вертикальных брусьев расположен «нитеразделительный пруток»: нити основы, через одну, проводятся над ним или под ним. Свободные концы их подматываются, скрепляются в пухлые связки, и к связкам подвешиваются те самые гирьки, чтобы основа оставалась туго натянутой и ткань получалась плотной. Кросна ставились наклонно, так что часть основы, оказавшаяся за нитеразделительным прутком, отвисала, образуя естественный зев. Каждая из этих задних нитей подвязывалась петелькой к ещё одной поперечной палочке: такая деталь в современной терминологии – «ремизка», по-древнерусски – «нит». Когда нит лежит на раме, ткачиха пропускает уток в естественный зев. Когда нит оттягивают на себя и вставляют в специальную вилку, передние и задние нити основы меняются местами – возникает искусственный зев, и уток пропускается снова. Если ткань льняная, это простейшее переплетение называется «полотняным», если же ткётся шерстяная материя, переплетение называют «суконным». Однако нитов бывает несколько, комбинации нитей основы подбираются разные. Древние ткачи прекрасно знали и умели делать более сложные переплетения, например «саржевые» и «атласные».

Кросна. Мы — славяне!

Вертикальный ткацкий стан. 1. Вид спереди. 2. Вид сбоку: слева – естественный зев, справа – искусственный зев: а – товарный вал, б – готовая ткань, в – уток, г – вилка для ремизки, д – пруток галева (ремизка), е – основной нитеразделительный пруток, ж – ткацкие гири, з – задняя часть, и – передняя часть основы

Станки, подобные описанному выше, бытовали в древности по всей Европе, в том числе и у скандинавов. Без изображения такого станка не обходится, кажется, ни одна иллюстрация, посвящённая домашнему быту эпохи викингов; реконструкции, выполненные на основе подлинных археологических находок, представлены в исторических музеях стран Скандинавии. Но не только в музеях. В некоторых местах, например в Дании, учёными-экспериментаторами выстроены целые «посёлки викингов», где исследователи живут вместе с семьями, пытаясь на собственном опыте познать быт далёкой эпохи и обращаясь к современным средствам лишь в случаях жизненной необходимости. Одеваются они исключительно в одежды из тканей, изготовленных на подобных станках. Отрезы таких тканей охотно покупают туристы: сделанные вручную из натуральных волокон, отбеленные и окрашенные без применения ядовитых химических веществ, «древние» ткани куда приятнее телу, да зачастую и прочней современных…

К чести нынешних славян, надо отметить, что быт своих далёких предков изучают таким образом не только скандинавские экспериментаторы, но и, например, чешские и словацкие.

В других разновидностях вертикального стана кросна ставились не наклонно, а прямо, а вместо нита использовались бёрдечки вроде тех, с помощью которых ткали тесьму. Бёрдечки подвешивали к верхней перекладине на четырёх бечевах и перемещали вперёд-назад, меняя зев. И во всех случаях проведенный уток «прибивали» к уже сотканной ткани специальной деревянной лопаткой или гребнем.

Кросна. Мы — славяне!

Скандинавский вертикальный станок

Следующим важным шагом технического прогресса явился горизонтальный ткацкий стан. Его немаловажное преимущество состоит в том, что ткачиха работает сидя, перемещая ниты-ремизки ногами, стоящими на подножках. По мнению учёных, такие станы появились у наших предков в IХ веке. Об этом свидетельствуют образцы тканей, изготовить которые, согласно оценке специалистов, можно было только на горизонтальном стане, а также находки деревянных деталей стана в соответствующих слоях. Исследования этих находок показали, что славянские мастера умело подбирали для каждой детали наиболее подходящую породу. Так, те, что испытывали значительную силовую нагрузку, делались из дуба, ясеня, клёна, сосны и берёзы: древесина этих пород прочна и к тому же хорошо полируется, что уменьшает трение и износ при работе. Части, не испытывавшие особых усилий, но зато подверженные трению (например, постоянно движущиеся блоки, на которых к потолку подвешивались лёгкие ниты), вырезали из более мягкой, но тоже хорошо полируемой древесины – например, из ольхи. Вообще говоря, даже в начале ХХ века домашний ткацкий стан в русской деревне не содержал ни одной детали, сделанной из металла…

Кросна. Мы — славяне!

1. Горизонтальный ткацкий станок из Новгорода. По реконструкции В. А. Колчина. 2. Челноки. Новгород. XIII–XIV века. 3. Подножки. Новгород. XIII–XIV века

Горизонтальный стан вряд ли был изобретением славян; во всяком случае, идея легко могла проникнуть извне, поскольку подобные устройства, притом весьма совершенные, использовались ещё в Древнем Египте. Другое дело, в Египте с появлением горизонтального стана ткачество скоро превратилось из домашнего промысла в настоящее ремесло: египетские ткани в большом количестве вывозились в Грецию и Рим. У славян же выделение ткацкого ремесла в профессию произошло сравнительно поздно. «Опонник», то есть профессиональный ткач, изготовитель тканей – «опон», впервые упоминается в летописи под 1216 годом…

Кросна. Мы — славяне!

Славянский горизонтальный ткацкий стан

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Связанные понятия

Бёрдо

, бёрдышко (фин. pirta, kaide, piirta, piirto, белор. бёрда, бярдо, укр. бердо, болг. бърдо, сербохорв. бр̏до, словен. brdȯ, словацк. brdo, чеш. brdo, польск. bardo) — орудие труда для ручного ткачества, род гребня.

Про́волока

— металлическая нить, шнур. Проволока обычно круглая, редко — шестиугольного, квадратного, трапециевидного или овального сечения из стали, алюминия, меди, никеля, титана, цинка, их сплавов и других металлов. Выпускают также биметаллические и полиметаллические проволоки.

Гастовех

(, англ. gustoweh, kastowah, gastowa, gahsto:wa(h), gahsdo:wa(h), досл. — настоящая шапка) — головной убор торжественных церемоний ирокезов в виде шапочки жёсткой конструкции с укреплёнными на ней перьями. В настоящее время иногда прикрепляют по бокам небольшие рога оленя, которые, по обычаю, символизировали мирного вождя — сахема. Это же делают и современные лидеры ирокезов. Однако есть сведения, что ношение рогов сахемами в историческое время не зафиксировано. В настоящее время гастовех…

Ткацкий стан двухремизный. кросна – заказать на ярмарке мастеров – ieaatru | инструменты для валяния, пущино

Мы сделали наш ткацкий станок таким, какие были раньше, таким, какие были в быту у наших бабушек. Мы изменили лишь ширину станка — на нем можно соткать полотно до 70 см. В его конструкции отсутствуют металлические детали (гвозди, болты, шурупы и пр.). Все соединения — деревянные. Ниже — технические характеристики.

Ткацкий стан Двухремизный.
Материал: Бук
Полностью отсутствуют металлические детали.
Максимально возможная ширина готового полотна 70 см.
Комплектуем современным металлическим бердо № 40 или № 50
Ремизки нитяные (цельновязаные)

Станок покрыт льняным маслом для защиты от перепадов влажности и рассыхания древесины.

Данный вариант изготовлен по эскизам мастера.
Возможно изготовить с резьбой на набилках (оговаривается индивидуально)
На фото представлен мой рабочий станок, с которым участвуем в выставках и фестивалях. Его рабочая ширина 55 см, поэтому он выглядит более компактно, чем при рабочей ширине 70 см.

По запросу могу выслать дополнительные фото.

Стоимость с учетом резьбы на набилках = 66 000 руб.
Стоимость без резьбы = 62000 руб.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти