Афина в мифологии и искусстве.часть 1.живопись.
Афина в мифологии и искусстве.Часть 1.Живопись.
Себастьяно Риччи
Славить Палладу-Афину, оплот городов, начинаю, Страшную. Любит она, как и Арес, военное дело, Яростный воинов крик, городов разрушенье и войны. Ею хранится народ, на сраженье ль идёт, из сраженья ль. Славься, богиня! Пошли благо действие нам и удачу!
Гомер.
Йохан Хейс
Афина – греческая богиня мудрости, покровительница ремесел, известна у римлян как Минерва. Афина – девственница, давшая обет целомудрия и безбрачия.
Минерва.Рембрант
Подобно Артемиде, Афина – статная, прекрасная богиня-воительница, покровительница избранных ею героев, сыновей Афин – города, носящего ее имя. Из всех олимпийских богинь только ее одну изображали в воинских доспехах: забрало ее шлема поднято, являя взорам ее красоту.
Баккиарелли
В одной руке она держит щит, а в другой – копье. Как эмблема, на ее щите или на кромке одеяния изображались переплетенные змеи.
Минерва-Геометрия.Верона.Фреска
Как и приличествует богине, ответственной не только за военные действия, но и за мирные домашние ремесла, Афину также изображали с копьем в одной руке и с чашей или веретеном в другой.
Фреска.Триумф Афтны.Вилла Чифанойя
Фрески в соборе Ассизи(Италия)
Она покровительствовала не только городам и войскам, но и рукодельницам и ювелирам, гончарам и ткачам.
Доменико Бессафуми.Фреска.Минерва и Посейдон
Древние греки считали, что Афина подарила людям уздечку для приручения лошади, плуг, грабли, ярмо для быков и колесницу и обучила первых кораблестроителей. Оливковое дерево было ее особым даром городу Афины. Благодаря этому дару греки начали выращивать маслины.
потолок библиотеки Палатино в Парме.Скарамучче.
Афину часто изображали с совой, птицей с огромными круглыми глазами, символизирующей мудрость. Если рядом с Афиной находилась другая фигура, это неизменно был мужчина. Она стоит за сидящим Зевсом как воин, охраняющий своего повелителя, или же изображается вместе с главными греческими героями «Илиады» и «Одиссеи» – Ахиллом и Одиссеем.
Я Джорданс
С именем Афины связывали военное мастерство и домашние ремесла, то есть те виды деятельности, которые требуют тщательного планирования и четкого исполнения задуманного. Иначе говоря, она является воплощением целенаправленности. Отличительные признаки ее мудрости – стратегический подход к делу, практицизм и стремление к реальным результатам. Афина ценит рациональное мышление и отстаивает превосходство воли и интеллекта над инстинктами. Ей дороги города. Согласно Афине (в противоположность Артемиде), первозданная природа должна быть покорена.
Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок с краснофигурной древнегреческой вазы
Вхождение Афины в сообщество олимпийских богов было поистине драматическим. Она появилась на свет из головы Зевса взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич. По некоторым версиям, ее рождение напоминало своего рода кесарево сечение: Зевс почувствовал страшную головную боль наподобие «родовых мук» и призвал на помощь своего сына Гефеста, бога-кузнеца, который мощным ударом острого топора расколол ему череп, открыв путь Афине.
Афина считала, что у нее только один родитель – Зевс, с которым она была навечно связана. Она была «правой рукой» своего отца, только ей он вверял символы своей власти – молнии и эгиду.
Метида
Эта богиня не признавала свою мать – Метиду; более того, она, по-видимому, и не знала о существовании матери. Как повествует Гесиод, Метида – божество океана – была первой супругой Зевса и славилась своей мудростью. Когда она была беременна Афиной, Зевс хитростью заставил ее стать маленькой и проглотил. Ему предсказали, что у Метиды будет двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в храбрости и мудрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей. Проглотив Метиду, Зевс таким образом одолел предсказанную ему судьбу.
Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. Перечень тех, кому она помогала, читается как «Биографический справочник героев».
Афина вручает Персею щит
Среди них был Персей, убивший Медузу Горгону – женщину-чудовище со змеями вместо волос, с когтистыми медными руками и горящими яростью глазами, которая взглядом превращала людей в камень.
Афина дала Персею медный щит, блестящий, как зеркало. Персей мог видеть в нем отражение Медузы, и потому ему не грозила опасность встретить ее прямой взгляд. Кроме того, когда он рубил голову Медузе, его руку направляла Афина.
Афина также помогла Ясону и аргонавтам построить корабль, на котором они отправились добывать золотое руно. Она подарила Беллерофонту золотую уздечку, дабы тот укротил крылатого коня Пегаса, и помогала Гераклу в его двенадцати подвигах.
Во время Троянской войны Афина активно действовала на стороне греков. Она заботилась о своих любимцах, особенно об Ахилле, самом грозном и сильном греческом воине. Позже она помогала Одиссею в его затянувшемся возвращении домой.
И. Г. Траутманн. «Пожар Трои»
Помимо того что Афина была ближе всех к Зевсу и покровительствовала героям-мужчинам, она поддерживала патриархат в целом. Она заступилась за Ореста, который, мстя за смерть своего отца Агамемнона, убил собственную мать Клитемнестру. В защиту Ореста выступил Аполлон. Провозглашая тем самым превосходство мужчин над женщинами, он заявил, что мать – лишь почва для семени, посаженного отцом.
В качестве доказательства своей правоты Аполлон сослался на Афину, которая не была рождена из материнского лона. Когда голоса судей были подсчитаны, число оправдательных и обвинительных голосов оказалось равным, поскольку Афина проголосовала за Ореста. Примкнув к Аполлону, она освободила Ореста и поддержала верховенство патриархальных обычаев над узами материнства.
Только в одном мифе об Афине говорится о смертной женщине, Арахне, превращенной Афиной в паука. Афину, как богиню ремесел, вызвала на состязание в мастерстве слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина восхитилась безукоризненной работой своей соперницы, но была взбешена тем, что Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду, ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. Следующая сцена изображала Данаю, которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; а еще Арахна выткала изображение девы-Европы, похищенной Зевсом, который обернулся великолепным белым быком.
Д.Боттани
Вытканные сюжеты послужили причиной гибели Арахны. Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная Арахна не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину (в биологии паукообразные называются арахнидами – по имени этой несчастной девушки). Отметим, что Афина, защитница своего отца, наказала Арахну скорее за публичную демонстрацию противозаконных деяний Зевса, чем за дерзкий вызов, брошенный ей самой.
Даже обнажившись, Афина сохраняет шлем, благодаря которому её легко отличить от Афродиты и Геры. Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем) эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы появлялась в сопровождении крылатой богини Ники олива — священное дерево древних греков сова (символ мудрости) змея (также символ мудрости)
Ф.Флорис
Её называли «сероокой и русоволосой», у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу. Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны.
Парис Бордоне. Афина отвергает ухаживания Гефеста.
Несмотря на то, что в классической мифологии Афина считается девственницей, встречаются упоминания о рождении ребёнка, связывавшемся с Афиной и Гефестом. Первую часть этого рассказа содержат лишь поздние источники. Согласно им, Зевс поклялся выполнить любое желание Гефеста (по Лактанцию, в награду за изготовление оружия богов; по Гигину, в награду за то, что Гефест освободил Геру от оков, причём Посейдон подговорил его просить в жены Афину; по Лукиану, в награду за помощь при родах), и Гефест попросил в жены Афину.
Зевс не мог нарушить клятву, но посоветовал дочери-деве защищаться. По основному сказанию (связно излагаемому Псевдо-Аполлодором), Афина пришла к Гефесту за оружием, а тот попытался овладеть ею, и она стала убегать. Гефест погнался за богиней и настиг в некоем месте (позднее названном Гефестий), но Афина защищалась с оружием в руках и ранила его копьем.
Ганс фон Ахен
Гефест пролил семя на ногу Афины, после чего богиня вытерла его шерстью и закопала в землю(по более простой версии, он пустил семя сразу в землю), после чего Гея-земля родила младенца. Поэтому Эрихтония называли как сыном Гефеста и Геи, так и сыном Гефеста и Афины], а имя истолковывали от «эрион» — шерсть (либо «эрис» — раздор]) и «хтон» — земля.. Гомер в «Илиаде» упоминает воспитание Афиной Эрехтея, рождённого Геей, в её храме (II 547—551), а в «Одиссее» — дом Эрехтея, который посещает Афина (VII 81). Изображение убегающей от Гефеста Афины было в спартанском храме Афины Меднодомной.
Якоб Йорданс. Дочери Кекропа находят младенца Эрихтония
Афина тайно воспитывала Эрихтония, желая сделать бессмертным (по Нонну, богиня вскормила его грудью), и отдала в ларце (либо в корзинке) на сохранение Пандросе, дочери Кекропа](либо трем дочерям: Аглавре, Герсе и Пандросе), запретив открывать. Эти три дочери танцевали на лугу перед храмом Паллады. Еврипид рассказывает, что Афина приставила к Эрихтонию двух змей, с тех пор в Афинах золоченых змей надевали на шею детям.
Я .Виллемс
Такой амулет из пары драконов упомянут в сцене узнавания в трагедии «Ион». Сестры Пандросы Герса и Аглавра открыли ларец и увидели ребёнка, обвитого драконом (по более ранней версии, змееподобного младенца либо младенца-змея). Они были либо убиты драконом, либо Афина ввергла их в безумие, и они бросились с вершины акрополя в пропасть
Б.Спрангер
Б.Спрангер
.После гибели сестер Эрихтоний был воспитан в храме Афины. Когда он вырос, он воцарился, воздвиг на акрополе ксоан Афины и учредил Панафинеи, впервые проведя шествие в честь Афины на акрополе.Эрихтоний был погребен на священном участке храма Афины Полиады
Мирон (копия). Афина и Марсий. Оригинал статуи был изготовлен в V в. до н. э.
Богиня изображалась роняющей флейту, а Марсий — находящим Миф об изобретении богиней флейты (авлоса) упомянут многими авторами. (В Беотии Афина-изобретательница флейты, даже почиталась под особым именем Бомбилея, то есть Афина «пчелиная», «жужжащая».. Пиндар рассказывает, что одна из горгон Медуза ужасно стонала, умирая, а другая — Евриала стонала, глядя на сестру, и Афина изобрела флейту, чтобы повторить эти звуки.
К.Маковский
Согласно Коринне, богиня научила игре на флейте Аполлона. Эпихарм упоминает, что она играла перед Диоскурами на авлосе. По более подробному рассказу, Афина сделала флейту из оленьей кости и пришла на трапезу богов, но Гера и Афродита осмеяли её, и она, посмотрев на своё отражение в воде, увидела, как некрасиво при игре раздуваются её щеки], и бросила флейту в Идейском лесу, либо выбросила флейту в воды Меандра. Брошенную флейту подобрал сатир Марсий.
(Павсаний также упоминает статую Афины, бьющей силена Марсия, который поднял флейту). Миф продолжается рассказом, что в игре на «Палладиной флейте» сатир был побежден Аполлоном, и с него содрали кожу. Аристотель дает мифу своё истолкование.. По его мнению, настоящая причина действий Афины в том, что игра на флейте не связана с умственным развитием.
Битва Афины с гигантом Алкионеем. Пергамский алтарь
Хотя по ранней мифологической схеме титаномахия произошла ещё до рождения Афины, но позднейшие авторы, начиная с Еврипида, нередко смешивали гигантов и титанов. Участие Афины в гигантомахии — популярный сюжет. Эту битву локализуют на Флегрейских полях.Хотя в битве с гигантами Афина призвала на помощь богам Геракла, но сама также отличилась. Гигин приводит рассказ, что после гибели Эпафа Зевс вместе с Афиной, Аполлоном и Артемидой сбросил в Тартар титанов, побуждаемых Герой.
Афина вдохновила Кадма убить дракона.Гольциус
Другие подробности битвы с гигантами изображались на щите статуи Афины Парфенос. В трагедии Еврипида «Ион» афинские женщины обсуждают это изображение: Афина, держащая щит с Горгоной на нём, выступает против Энкелада. Также Афина гнала колесницу с парой коней против Энкелада, а когда тот обратился в бегство, обрушила на него остров Сицилию. С Палланта Афина содрала кожу и покрывала ею своё тело.. Каллимах подчёркивает заботу Афины о своих конях после битвы
Афина наливает вино Гераклу
Согласно мифам, Афина участвует в Суде Париса, где она безуспешно соблазняла Париса карьерой успешного полководца и в дальнейших событиях троянской войны, где она выступала на стороне греков и особенным покровительством одаривала Одиссея и Диомеда.
Рене Антонио Хусс
Тем не менее Афина покровительствует и замужним женщинам. Женщины Элиды молились Афине, чтобы забеременетьАфина помогала Пенелопе оттянуть день новой свадьбы.
. В «Одиссее» Афина одарила Пенелопу разумом , даёт ей сладкий сон. Когда Пенелопа просит Афину за Одиссея, богиня посылает к ней призрак Ифтимы, чтобы её обнадежить . Афина внушает Пенелопе желание показаться женихам , на некоторое время усыпляет Пенелопу и дарует ей красоту .
Йон Сингер
Уже у Гомера Афина выступает как покровительница кораблестроения и мореплавания. В одном из авторских сравнений безымянный корабельный зодчий назван воспитанником Афины.
Йоахим фон Сандра
Также Гомер отмечает, что ранее Афина покровительствовала зодчему Фереклу, который строил корабль для Париса.Также говорится, что она вместе с Гефестом обучила людей ремеслам
В более поздних текстах Афина считается изобретательницей ремесел и искусств. Афина покровительствует ткацкому искусству, однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот..
Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке Прялка — дар Афины. Ткацкий станок называют занятием Афины, а ткачих — служащими «делу Афины».
Рассказывали, что Асклепий получил от Афины кровь Горгоны, с помощью которой воскрешал мёртвых.По Еврипиду, Афина дала Эрихтонию при рождении две капли крови Горгоны, которые тот в златом кольце дал Эрехтею, а последний — Креусе (одна капля целительная, другая ядовитая) Ахилл с телом Гектора.
Во время сзватки Афина отражает копьё Гектора от Ахилла
Афина явилась во сне Периклу и указала траву для излечения его раба, упавшего с крыши строящихся Пропилей акрополя, траву прозвали парфений, а Перикл воздвиг статую Афины Гигиеи.На акрополе найдена база статуи Афины Гигиеи работы скульптора Пирра
Жертвенник Афины Гигиеи был в деме Ахарны. Александр Великий, выздоровев, устроил состязания в честь Асклепия и Афины. Богиню Гигиею называли дочерью Асклепия и Афины Гигиеи. К больному оратору Элию Аристиду во сне явилась Афина, похожая на статую Фидия, и навела ему на ум сделать клизму из аттического мёда, после чего он поправился.
Тезей и Эфра, показывающая, где Эгей спрятал вещи для сына.Theseus Finding
Стала Афина защитницей городов, стен и крепостей, один город был назван в ее честь — Афины. Она дала людям знания и ремесла, многие искусства (изобрела флейту и научила людей играть на ней) научила их делать колесницы и кроить корабли, обучала девушек рукоделию и ткачеству. Она покровительствовала только справедливым войнам, даровала людям законы, учредила государство, ареопаг.
James Thornhill — The Judgement of Paris
Jan Breughel (II) — The Judgement of Paris
Йоахим Втеваль
С.Ботичелли
Замок Капут
Обнорский Н. П.,. Паллада Афина // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Лосев А. Ф. Афина // Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. М., 1991—1992. Т.1. С.125-129
Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. / Пер. с нем. В 3 т. Т.3. С.13-14. Элиаде М. История веры и религиозных идей, § 94. / Пер. с фр. В 3 т. Т.1. М., 2001. С.256-258, 416—417.
Грейвз Р. Мифы древней Греции. / Пер. с англ. (Гл. 8 (Рождение Афины); Гл. 25 (Происхождение и деяния Афины). Зайцев А. И. Греческая религия и мифология. М.-СПб, 2005. С.90-96. продолжение следует…
Серия сообщений «Мифология«:
Часть 1 — Единорог. Геральдические особенности. (часть 4)
Часть 2 — Единорог в России (часть 6)
…
Часть 11 — Трагедии древности:коварная Семирамида
Часть 12 — Древнегреческие богини в искусстве
Часть 13 — Афина в мифологии и искусстве.Часть 1.Живопись.
Часть 14 — Афина в искусстве и мифологии.Часть2. Архитектура,скульптура
Древняя греция. получение тканей, обработка текстиля, культура одежды в древней греции
Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные ткани из шерсти, а с IV века до н.э. льняные ткани. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского, они называли его «шерстью дерева».
До VII—VI веков до н.э. ткачество носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесел, и его изобретение приписывали богине Афине Палладе. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.
Ткали же ткани ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. В Древней Греции появились многоремизные ткацкие станки для выработки узорчатых тканей.
В Древней Греции были распространены ткани с рисунком, которые в классический период (V—IV вв. до н.э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета — серый и коричневый. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер.
Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. Хитон носили уже в XIV—XIII веках до н.э. в древних Микенах. Свое название хитон получил от семитского слова «кетон», что означает «хлопок» (на современном английском — cotton). Логично допустить, что в Микены хитон завезли с Ближнего Востока. Хитон имел вид рубахи. Но древним грекам он служил такой же верхней одеждой, как наш костюм, например, только надевали его прямо на голое тело. Поначалу он состоял из метрового куска ткани, пока не сочли более удобным сшивать два куска больших размеров. На плечах хитон застегивался фибулами (застежками), нередко одно плечо (правое) оставляли открытым. Иногда с рукавами, но чаще без них, хитон по бокам мог быть не сшит или сшивался до талии или бедер. Женские хитоны были до лодыжек, мужские — до колен.
Правда, занимаясь домашними делами, женщины подпоясывали свой хитон покороче. Хитон не был лишь средством для прикрытия наготы — в вопросах одежды древние греки были достаточно щепетильны. Возраст, общественное положение, пол определяли формы, линии, размеры и качество хитона. Юноши и танцовщицы были в коротких дорических хитонах из шерсти: видимо, такие хитоны считались наиболее «легкомысленными». Земледельцы и рабы носили экзомис, подобный дорическому хитону. Для «почтенной» публики подходящими считались ионические хитоны из льна со множеством складок для красоты. Складки выходного хитона составляли предмет особой заботы гречанок: их тщательно укладывали и растягивали, подвешивая свинцовые шарики.
Самой распространенной верхней одеждой был гиматий —прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7 х 4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Носили его поверх хитона и застегивали на левом плече фибулой, правое оставалось неприкрытым. Надобность в этой одежде возникала в ненастную и холодную погоду. Воротника, рукавов, бортов, подкладки и пуговиц у гиматия не было. В прямом и переносном смысле все держалось на умении носить гиматий, чему древние греки придавали большое значение. Красивыми складками он ниспадал с плеч, для чего по углам плаща были зашиты небольшие грузы.
Роскошные одежды были, как правило, не в чести у древних греков. Поэтому положение человека или род его занятий отличал, в основном, способ носить одежду. Поскольку физическая работа была уделом рабов и бедняков, мудрецы и ученые мужи античных времен закутывались в гиматий так, чтобы не видно было рук. Такой гиматий назывался ораторским. Женщины пеленали себя в гиматий целиком, а свободным концом его прикрывали голову. Руки они тоже скрывали под плащом, что вполне соответствовало их затворническому образу жизни. Другое дело молодежь, солдаты, путешественники. Ведя подвижную жизнь, почти не зная условностей и не стесняясь наготы, они носили короткий плащ хламис. Недаром же любимца и посыльного богов (читай: народного любимца) резвого Гермеса греки изображали в развевающемся за плечами хламисе.
История развития текстильной промышленности
Как работала машина
Для понимания революционной новизны изобретения необходимо в общих чертах представлять принцип работы ткацкого станка. Если рассмотреть ткань, можно увидеть, что она состоит из плотно переплетенных продольных и поперечных нитей. В процессе изготовления продольные нити (основа) протягиваются вдоль станка; половина из них через одну крепятся к рамке-«ремизке», другая половина — к другой такой же рамке. Эти две рамки перемещаются вверх-вниз друг относительно друг друга, разводя нити основы, и в образовавшийся зев туда-сюда снует челнок, тянущий поперечную нить (уток). В результате получается простейшее полотно с нитями, переплетенными через одну. Рамок-ремизок может быть больше двух, и двигаться они могут в сложной последовательности, поднимая или опуская нити группами, отчего на поверхности ткани образуется узор. Но количество рамок все равно невелико, редко когда бывает больше 32, поэтому узор получается простым, регулярно повторяющимся.
На жаккардовом станке рамок нет вообще. Каждая нить может перемещаться отдельно от других с помощью цепляющего ее стержня с кольцом. Поэтому на полотне можно выткать узор любой степени сложности, даже картину. Последовательность движения нитей задается с помощью длинной зацикленной ленты перфокарт, каждая карта соответствует одному проходу челнока. Карта прижимается к»считывающим» проволочным щупам, часть из них уходит в отверстия и остается неподвижной, остальные утапливаются картой вниз. Щупы связаны со стержнями, управляющими движением нитей.
Сложноузорчатые холсты умели ткать и до Жаккара, но это было по силам только лучшим мастерам, и работа была адская. Внутрь станка забирался работник-дергальщик и по команде мастера вручную поднимал или опускал отдельные нити основы, количество которых иногда исчислялось сотнями. Процесс был очень медленным, требовал постоянно сосредоточенного внимания, и неизбежно случались ошибки. Кроме того, переоснащение станка с одного сложноузорчатого холста на другую работу растягивалось иногда на многие дни. Станок Жаккара делал работу быстро, без ошибок — и сам. Единственным трудным делом теперь было набивать перфокарты. На производство одного комплекта уходили недели, зато однажды изготовленные карты могли использоваться снова и снова.
Предшественники
Как уже говорилось, «умный станок» придумал не Жаккар — он лишь доработал изобретения своих предшественников. В 1725 году, за четверть века до рождения Жозефа Жаккара, первое подобное устройство создал лионский ткач Базиль Бушон. Станок Бушона управлялся перфорированной бумажной лентой, где каждому проходу челнока соответствовал один ряд отверстий. Однако отверстий было мало, поэтому устройство меняло положение лишь небольшого числа отдельных нитей.
Следующего изобретателя, пытавшегося усовершенствовать ткацкий станок, звали Жан-Батист Фалькон. Он заменил ленту небольшими листами картона, связанными за углы в цепь; на каждом листе отверстия располагались уже в несколько рядов и могли управлять большим числом нитей. Станок Фалькона оказался успешнее предыдущего, и хотя он не получил широкого распространения, в течение жизни мастер успел продать около 40 экземпляров.
Третьим, кто взялся доводить ткацкий станок до ума, был изобретатель Жак де Вокансон, который в 1741 году был назначен инспектором шелкоткацких мануфактур. Вокансон работал над своей машиной много лет, однако его изобретение не имело успеха: слишком сложное и дорогое в изготовлении устройство по-прежнему могло управлять относительно небольшим числом нитей, и ткань с незамысловатым узором не окупала стоимости оборудования.
Ткацкий станок – купить на ярмарке мастеров | аксессуары и материалы для рукоделия
Активный отдых и развлечения
§
Активный отдых и развлечения
§
Активный отдых и развлечения
Эпоха перфокарт
Сам принцип жаккардовой машины — возможность менять последовательность работы станка, загружая в него новые карты — был революционным. Сейчас мы называем это словом «программирование». Очередность действий для жаккардовой машины задавалась двоичной последовательностью: есть отверстие — нет отверстия.
Вскоре после того как жаккардова машина получила широкое распространение, перфорированные карты (а также перфорированные ленты и диски) стали применять в разнообразных устройствах.
Но, пожалуй, самое известное из таких изобретений и самое знаковое на пути от ткацкого станка к компьютеру — это «аналитическая машина» Чарльза Бэббиджа. В 1834 году Бэббидж, математик, вдохновленный опытом Жаккара с перфокартами, начал работу над автоматическим устройством для выполнения широкого спектра математических задач. До этого он имел неудачный опыт постройки «разностной машины», громоздкого 14-тонного чудовища, заполненного шестеренками; принцип обработки цифровых данных с помощью шестеренок использовался со времен Паскаля, и вот теперь на смену им должны были прийти перфокарты.
В аналитической машине присутствовало все, что есть в современном компьютере: процессор для выполнения математических операций («мельница»), память («склад»), где хранились значения переменных и промежуточные результаты операций, было центральное управляющее устройство, которое также выполняло функции ввода-вывода. В аналитической машине должны были использоваться перфокарты двух типов: большого формата, для хранения чисел, и поменьше — программные. Бэббидж работал над своим изобретением 17 лет, но так и не смог его закончить — не хватило денег. Действующую модель «аналитической машины» Бэббиджа построили только в 1906 году, поэтому непосредственным предшественником компьютеров стала не она, а устройства, называемые табуляторами.
Табулятор — это машина для обработки больших объемов статистической информации, текстовой и цифровой; информация вводилась в табулятор при помощи огромного количества перфокарт. Первые табуляторы были разработаны и созданы для нужд американского офиса переписи населения, но вскоре их использовали уже для решения самых разных задач. С самого начала одним из лидеров в этой сфере стала компания Германа Холлерита, человека, который изобрел и изготовил в 1890 году первую электронную табулирующую машину. В 1924 году компания Холлерита была переименована в IBM.
Когда на смену табуляторам пришли первые ЭВМ, принцип управления с помощью перфокарт сохранился и здесь. Куда удобнее было загружать в машину данные и программы с помощью карточек, нежели переключая многочисленные тумблеры. Кое-где перфокарты используются и по сей день. Таким образом, почти 200 лет главным языком, на котором человек общался с «умными» машинами, оставался язык перфокарт.