Гендерная инверсия и ткацкий станок среди мосси в буркина-фасо
Сосредоточение в Западной Африке , в частности , к людям Mossi из Буркина — Фасо , обнаруживает , что поле ткачества произошло некоторые изменения в конце XX — го века , как разворот сортов.
Обучение работе на ткацком станке обычно передается в религиозных рамках. У мужчин это ноу-хау впервые было положено исламом, в то время как христианские миссии познакомили его с женщинами.
Горизонтальный мужской ткацкий станок можно охарактеризовать своими техническими аспектами, связанными с изначально кочевым образом жизни , поскольку он съемный и переносной. Его отличает гребень и подвешенные струны, которые придают ему высокую скорость исполнения благодаря синхронизации работы между ногами и руками. Но для мужчин Мосси , работающих с хлопком, ткачество — это не полный рабочий день.
Незначительно, даже конфиденциально, женщины не могут использовать этот тип ткацкого станка из соображений приличия, потому что для этого нужно принять позу, расставив ноги, а затем потренироваться в ткачестве на вертикальном ткацком станке с фиксированными нитями, принесенном людьми йоруба .
Однако из-за ручного управления только верхними конечностями этот ткацкий станок, изначально предназначенный для исключительной одежды, оказывается малопродуктивным по сравнению с горизонтальным для мужчин. Кроме того, из-за обилия горизонтальных ткацких станков, предназначенных для мужчин, ткачество долгое время считалось преимущественно мужской практикой.
Однако примерно в 1956–1957 годах ткачество мосси претерпит заметные изменения, поскольку на практике жанр полностью изменится. Именно Мосси из ордена Непорочного зачатия создал и сконструировал новый тип педального ткацкого станка, на этот раз предназначенный для женщин и названный «улучшенный ткацкий станок». Этим можно управлять, когда тело находится вне ткацкого станка, что позволяет ткать даже беременной женщине.
Примерно через десять лет ноу-хау ткачества было передано многим женщинам, предложив им работу, не повлияв на деятельность ткачей-мужчин. Их обучают женщины, уже обученные ткачеству или служащим христианской миссии. Но деятельность ткачих по-прежнему неконкурентоспособна, в частности, из-за конкуренции, порождаемой импортом текстильных изделий.
Таким образом, выступление главы государства Томаса Санкары 8 марта 1987 года принесет им большую пользу. Последний, в Международный женский день , подтверждает свое стремление к тому, чтобы женщины заняли лидирующие позиции в экономическом секторе, в частности за счет местного производства и потребления в Буркинабе .
Благодаря этому женщины-ткачи постепенно объединятся в кооперативы и получат общественное признание, например, с Кооперативом женского ремесленного производства Уагадугу (COPAFO) или UAP Godé (Кустарное производство), оснащенным министерством, которое финансировало инфраструктуру; благодаря ткачеству под большим двором , деятельность поддерживается в течение всего года. Благодаря такому каркасу плетение становится полноценным занятием.
Индустриальная революция
Начало механизации ткацкого станка к XVIII — го века изменило способ переплетения в Великобритании и по всему миру. Раньше он был личным объектом, затем стал промышленным и позволил производить и продавать большое количество текстиля.
Ряд британских изобретений был позади него, таким образом , позволяя механизацию обычно ручных процессов в ткачестве: в « летающий челнок » в 1733 году на Джона Кея , увеличивая скорость ткачества и уменьшения числа людей , собирая, то «.
Spinning Jenny «в 1764 году Джеймсом Харгривсом, увеличивающим мощность прядения с одной нити до восьми или более на одной машине, чтобы удовлетворить растущий спрос, или даже» Водяной каркас «в 1769 году сэром Ричардом Аркрайтом и» Прядильный мул «в 1779 году Сэмюэля Кромптона , позволяя использовать силу воды для ткачества.
Эти изобретения привели к более быстрому, большему и дешевому текстильному производству за счет развития текстильной промышленности Великобритании.
Появление паровой машины в 1769 году ( Джеймс Ватт ) также изменило работу этих текстильных фабрик. До этого они использовали гидравлическую энергию , полученную в основном из рек, для питания своих ткацких станков; поэтому их приходилось располагать вблизи точек водоснабжения, иногда изолированно и вдали от рабочей силы.
Первое появление паровой машины на хлопчатобумажной фабрике произошло в 1785 году, в том же году, когда Эдмунд Картрайт изобрел первый ткацкий станок . Это позволило ткать широкие ткани в процессе массового производства. Будучи почти полностью механизированным, ткачество было еще более быстрым и экономичным, поэтому оно позволяет рабочему с небольшим опытом и навыками производить такое же количество ткани, как и профессиональному мастеру.
Затем паровая машина была интегрирована с этим ткацким станком на первой текстильной фабрике Картрайта в 1789 году в Донкастере . Механический ткацкий станок стал более быстрым, но и более точным, чем стандартный ткацкий станок, заменяя ручную работу механической.
В начале 19 века мастерство Картрайта было улучшено рядом британских изобретателей или владельцев фабрик, таких как Уильям Хоррокс в 1802 году, что еще больше повысило его производительность. В то время британская текстильная промышленность была еще более развита : количество ткацких станков в Великобритании увеличилось с 2000 в 1818 году до более 250 000 в 1850 году.
В то же время, в Соединенных Штатах , Фрэнсис Кабот Лоуэлл изобрел первую американскую ткацкий станок , чтобы сделать хлопок в больших масштабах, тем самым копируя ткацкий станок Картрайта в Великобритании. В 1814 году он построил первую в мире фабрику, в которой была вся линия по производству хлопка.
Поэтому многие другие фабрики были построены вдоль рек Новой Англии , изменив ландшафт, экономику и общество; недавнее прибытие иммигрантов является основным источником сотрудников этих заводов.
История человека. история ткачества. | матушка-земля. история
Ткачество — это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья. На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Развившееся мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха.
Конечно, ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до нашей эры. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.
При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 1853-1854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился. В результате местные жители увидели развалины свайных поселений, покрытые многовековым илом. При раскопках поселений был открыт целый ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти. Некоторые ткани были орнаментированы стилизованными человеческими фигурами, раскрашенными естественными красками.
В 70-е годы ХХ века с развитием подводной археологии вновь развернулись исследования поселений в обширном альпийском районе на границах Франции, Италии и Швейцарии. Поселения датировались от 5000 до 2900 лет до н. э. Найдено много остатков тканей, в том числе саржевого переплетения, клубков нитей, берд деревянных ткацких станков, деревянных веретен для прядения шерсти и льна, различных игл. Все находки указывают на то, что жители поселений занимались ткачеством сами.
В Древнем Египте предпочитали горизонтальную раму. Человек у такой рамы работал непременно стоя. От слов «стоять, стать» и произошли слова «стан», «станок». Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств. Им занимались даже знатные дамы. В известном произведении «Илиада» Гомера, например, упоминается о том, что Елена, жена царя Спарты Менелая, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, придававший ему большую инерцию вращения.
Первые ткани были очень просты по структуре
. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой. В исторический период последних веков христианства приобрел популярность вид шпалерного ткачества на станках, которые появились в Европе в эпоху средневековья. Такой вид ткачества сделал популярными ковры, которые ткались как ворсовые, так и гладкие. Шпалерное ткачество в Западной Европе развивалось с XI вплоть до XVII века, когда во Франции в 1601 году возникла мастерская братьев Гобелленов, которые выполняли тканый материал гладкий с репсовым переплетением нитей, создавая оригинальный рисунок игры нитей на материале. Мастерскую заметил сам французский король, который купил ее для работы на королевский двор и богатых вельмож, тем обеспечив мастерской постоянный доход. Мастерская прославилась. И такой тканый материал стали с тех пор называть гобеленом.похожей на циновку.
Ткацкий станок – механизм, служащий для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани – шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.
Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей – нить-основу и уточную нить. Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева. В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.
В конце XIX — середине XX в. ткачество в Молдавии было широко распространенным женским занятием с глубокими традициями. Материалом для ткачества служили конопля и шерсть, лен употребляли значительно меньше. С середины XIX в. вошла в употребление покупная хлопчатобумажная нить. Процесс подготовки волокна к прядению был длительным. Обработка пряжи и тканье производилось с помощью самодельных орудий. Специфически молдавским был способ прядения на ходу, при котором использовали прялку с удлиненным древком, укрепляемым пряхой за поясом. В крестьянской семье самостоятельно производились различные ткани, необходимые при шитье одежды, использовавшиеся для хозяйственных нужд и убранства интерьеров жилища. Молдаванки ткали множество полотенец на горизонтальном ткацком стане («стативе»), используя различные виды техник (браная, выборная, закладная). Некоторые полотенца являлись обязательными атрибутами свадебных, родильных и похоронных обрядов, другие использовались для хозяйственных нужд, третьи — украшали интерьер жилища. Орнаменты на полотенцах ритуального или декоративного назначения представляли собой ритмическое повторение одного мотива геометрического или растительного характера.
Ковроткачество
Вековые традиции молдавского ковроткачества привели к появлению самобытного типа ковра, выполнявшегося на вертикальном ткацком стане в технике килима. Как правило, ковроткачеством занимались женщины, а мужчины участвовали только в подготовительных работах. Умение ткать ковры высоко ценилось в народе. Девушки начинали обучаться этому ремеслу с 10-11 лет. В приданое каждой невесты среди многих других необходимых в быту предметов обязательно входили ковры. Они свидетельствовали о достатке в семье девушки, о трудолюбии будущей хозяйки. Процесс изготовления ковра был чрезвычайно трудоемким: ковры и дорожки из двух-трёх килограммов шерсти ткали за две-три недели, а большой ковер из 10-15 килограммов шерсти выполняли за три-четыре месяца, работая вдвоем.
Декор молдавских ковров
Молдавскому безворсовому ковру свойственна четкость композиции и фигурное равновесие, не предполагающее строгой симметрии. Умелое использование естественных красителей молдавскими ковровщицами определило цветовое богатство ковра. Светлый фон ковровых изделий, характерный для конца XVIII — первой половины XIX в., сменился затем гаммой черных, коричневых, зеленых и красно-розовых тонов. Узор строился на основе геометрического и растительного мотивов, реже в композициях ковра встречались зооморфные и антропоморфные изображения. Типы молдавских ковров, их орнаментика и терминология различались в зависимости от места бытования.
аивысшего расцвета молдавское ковроделие достигло в XVIII — начале XIX в. Одной из характерных особенностей молдавских ковров было разнообразие орнаментальных мотивов. Наиболее распространены растительные узоры, изображающие деревья, цветы, букеты, фрукты, а также геометрические — ромбы, квадраты, треугольники. Реже встречаются изображения человеческих фигурок, животных и птиц. В далеком прошлом орнаментальные мотивы имели определенный символический характер. Одним из наиболее распространенных мотивов было «древо жизни», представлявшее силу и могущество природы, её вечное развитие и движение. Символом плодородия считалось изображение женской фигуры. С годами первоначальный смысл многих распространенных орнаментальных композиций был утрачен.
Величина и назначение ковра, характер мотивов, цветовая гамма, центральный рисунок и кайма определяли его орнаментальную композицию. Одним из наиболее распространенных приемов было чередование по всей длине ковра растительных или геометрических мотивов. На многих коврах центральный узор состоял из повтора одного или двух мотивов, имеющих вертикальное или горизонтальное направление. На участках ковра, не заполненнных основными узорами, могли быть расположены мелкие мотивы-знаки (год изготовления, инициалы владельца или ковровщицы, предметы быта и прочее). Важная роль в декоративном решении ковра отводилось кайме, которая отличалась от центрального рисунка и по цвету, и по орнаменту. Обычно молдавские ковры имели двух-, трёх- или четырехстороннюю кайму. Издавна орнаментальные мотивы и композиции ковра имели названия. В XIX в. наиболее распространены были такие названия как «Радуга», «Каравай», «Лист ореха», «Вазон», «Букет», «Паук», «Петушки». Создавая ковер, молдавские мастерицы всегда по-новому решали, казалось бы, уже известную композицию или орнаментальный мотив. Поэтому каждое их изделие уникально и неповторимо.
Традиционные красители
Другая важная особенность молдавских ковров заключается в их удивительной расцветке. Для традиционного молдавского ковра характерны спокойные и теплые тона, гармония цвета. Прежде для окрашивания шерсти применяли растворы, приготовленные из цветов, корней растений, коры деревьев, листьев. Часто для получения красителей использовали скумпию, цветы одуванчика, кору дуба, кожуру ореха и лука. Ковровщицы умели определять время сбора растений, знали наилучшие сочетания растительного сырья, прекрасно владели методами окрашивания шерсти. Естественные красители придавали старому народному ковру необыкновенную выразительность. Наиболее распространены были коричневый, зелёный, желтый, розовый, синий. Если в ковровой композиции повторялся какой-либо мотив, то он каждый раз выполнялся в другом цвете, что придавало ему несомненную оригинальность. С появлением во второй половине XIX в. анилиновых красителей расширился цветовой спектр молдавских ковров, но несколько снизилась художественная ценность, поскольку пастельные, спокойные тона уступили место ярким, порой лишенным чувства меры химическим красителям.
Молдавский ковер в XX веке
В течение ХХ в. ковроткачество продолжало развиваться. Ведущими орнаментальными композициями в сельской местности продолжали оставаться «Букет» и «Венок», окаймленные гирляндами цветов в сочетании с геометрическими мотивами. Расцветка современных ковров стала ярче, насыщенней. Некоторые сюжеты заимствовались с узоров фабричных тканей. Определенное влияние на творчество молдавских ковровщиц оказывало ковроделие других народов, а также образцы фабричных ковров как отечественные, так и импортные. Несмотря на усовершенствование ряда технологических процессов на вертикальных ткацких станах, основная работа сельскими ковровщицами, как и прежде, выполнялась вручную. Наиболее распространено ковроткачество в молдавских сёлах Барабой, Плоп, Кришкауцы, Ливэдень, Бадичаны, Петрены, Табора и других. Также в Молдаве расположены украинские села,такие как, Мошана ,Марамоновка и др, где также широко распространено ковроткачество.
https://mirnovogo.ru/tkackij-stanok/
История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. Первые ткани из шерсти и льна начали изготавливать в эпоху неолита, более пяти тысяч лет назад до нашей эры. Согласно историческим сведениям в Египте и Месопотамии ткань изготавливалась на простых ткацких рамах. Рама представляла из себя два деревянных шеста, хорошо закрепленных в земле параллельно друг другу. На шестах натягивались нити, с помощью прута ткач приподнимал каждую вторую нить, тут же протягивал уток. Позже, около трех тысяч лет до н. э., у рам появился поперечный брус (навой), с которого свисали нити основы почти до земли. Внизу к ним крепились подвесы, чтобы нити не спутывались.
В 1550 году до нашей эры изобрели вертикальный ткацкий станок. Ткач пропускал уток с привязанной ниткой через основу так, чтобы одна висящая нить была по одну сторону утка, а следующая — по другую. Таким образом, сверху поперечной нити оказывались нечетные нити основы, а снизу — четные или наоборот. Такой способ полностью повторял технику плетения и занимал очень много сил и времени.
Ручной ткацкий станок
Вскоре древние мастера пришли к выводу, что найдя способ одновременного поднятия четных или нечетных рядов основы, можно было бы сразу протянуть уток через всю основу, а не через каждую нить в отдельности. Так был придуман ремез — приспособление для разделения нитей. Это был деревянный стержень, к которому крепились четные или нечетные нижние концы нитей основы. Потянув ремез, мастер отделял четные нити от нечетных и пропускал уток через всю основу. Правда, обратно следовало пройти каждую четную нить в отдельности. Чтобы решить эту проблему, к грузикам на концах нитей привязывали шнурки. Другой конец шнурка прикрепляли к ремезам. К одному ремезу крепили концы четных нитей, ко второму — нечетных. Теперь мастер мог отделять нечетные и четные нити, потянув за один или второй ремез. Теперь он делал лишь одно движение, перебрасывая уток через основу. Благодаря техническому прогрессу в ткацком станке была изобретена ножная педаль, но до XVIII в. мастер по-прежнему проводил уток через основу вручную.
Механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта
Лишь в 1733 году суконщик из Англии Джон Кей изобрел механический челнок для ткацкого станка, что стало революционным прорывом в истории развития текстильной промышленности. Пропала необходимость перебрасывать челнок вручную, появилась возможность выпускать широкие ткани. Ведь раньше ширина полотна была ограничена длиной руки мастера. В 1785 году Эдмунд Картрайт запатентовал свой механический ткацкий станок, оснащенный ножным приводом. Несовершенство первых механических станков Картрайта до начала XIX века не представляло большой угрозы для ручного ткачества. Однако станок Картрайта стали улучшать и модифицировать и к 30-м годам XIX века число машин на фабриках увеличивалось, а число обслуживающих их работников стремительно уменьшалось.
В 1879 году Вернер фон Сименс создает электрическую ткацкую машину. В 1890 году англичанин Нортроп изобрел автоматический способ зарядки челнока, а в 1896 году его фирма представила первый автоматический станок. Конкурентом этому станку стала ткацкая машина без челнока. Современные ткацкие станки полностью автоматизированы.
Маоистский китай
В социалистических государствах , такие как Китай из Мао , установить цель получения участия женщин «для оплаты труда работников государственного сектора» на индустриализацию производства товаров народного потребления, как только отечественные.
Китай требует специализированного местных небольших заводов в текстильной отрасли , чтобы закрыть , чтобы применить социалистический принцип «ножницы цен»: на сырье закупается по низким ценам , то продаваться как выпускаемая продукция , генерирующей прибыль.
Домашнее ткачество женщинами препятствует доступной рабочей силе и прибыльности текстильной промышленности . Чтобы попытаться решить эту проблему, китайское государство, как и любое общество в процессе индустриализации, борется с кустарной практикой.
В 1950-е годы Китай едва ли производил текстильных волокон в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей своего растущего населения. Для того , чтобы экспортные товары , такие как хлопок и обмен ими для технологий в СССР , государство решает ограничивают потребление в сельском уровне , что ставит женщин в этих областях в затруднении.
Действительно, поскольку мужчины переходят в промышленность, а сельскохозяйственный сектор становится феминизированным, женщины в конце своего рабочего дня обязаны приобретать ткани и одежду, необходимые для семьи, поскольку государства недостаточно.
В результате большинство женщин продолжают оставаться дома, что ограничивает трудовые ресурсы страны; время, затрачиваемое на домашнее ткачество, очень велико. Кроме того, в культурном отношении это важная часть жизни женщины, которая, как правило, учится прядению в юности, а затем за несколько лет до замужества ткать, чтобы потом знать, как ткать для своей семьи.
Китай, обеспокоенный экономической конкуренцией сельского ткачества (которое является источником денег для семей, от которого государство не получает никакой выгоды), стремится устранить его. Поэтому он устанавливает монополию на хлопок в 1954 году в сочетании с системой нормирования , чтобы обеспечить достаточный доступ к тканям, произведенным механическим способом.
Ткацкий станок в сочетании со многими другими занятиями женщин во время « большого скачка вперед » приводит к истощению женщин, которые спят в среднем всего 3-4 часа в день в периоды интенсивной работы. Часто скрытое от посторонних взглядов домашнее использование ткацкого станка женщинами является неотъемлемой частью китайской рабочей силы.
Примечания и ссылки
- Гордон Рэттрей Тейлор ( ред. ) И Жак Пайен ( ред. ) ( Перевод с английского), изобретения, которые изменили мир, иллюстрированный путеводитель по человеческому гению на протяжении веков [« Изобретения, которые изменили мир ”], Париж, Монреаль, Sélection du Reader’s Digest,1983 г., 367 с. [сведения о выпуске ] ( ISBN 978-2-709-80101-0 , OCLC 715044206 )
- (en) « Power Loom Invented » , на encyclopedia.com (по состоянию на 5 мая 2020 г. )
- (in) Эрик Э. Лэмпард , » Нил Дж. Смелсер. Социальные изменения в промышленной революции: применение теории к британской хлопковой промышленности. Стр. Xii, 440. Чикаго: University of Chicago Press, 1959. $ 6,00 » , ANNALS Американской академии политических и социальных наук , том. 337, п о 1,Сентябрь 1961 г., стр. 209–211 ( ISSN 0002-7162 и 1552-3349 , DOI 10.1177 / 000271626133700175 , читать онлайн , по состоянию на 5 мая 2020 г. )
- Софи Desrosiers , « Структурен текстилем: Андские примеры в очень долгосрочной перспективе », методы и культуры , п о 58,15 июня 2022 г., стр. 82–103 ( ISSN 0248-6016 и 1952-420X , DOI 10.4000 / tc.6268 , читать онлайн , по состоянию на 5 мая 2020 г. )
- Энн Гросфилли , « Ткачество среди моси Буркина-Фасо: динамизм традиционного ноу-хау », Afrique contemporaine , vol. 217, п о 1,2006 г., стр. 203 ( ISSN 0002-0478 и 1782-138X , DOI 10.3917 / afco.217.0203 , читать онлайн , по состоянию на 5 мая 2020 г. )
- Иаков Eyferth , « Меньше больше: избыток рабочей силы сельских женщин и под-потребления в Китае Мао ,» Клио , п о 41,10 июня 2022 г., стр. 65–87 ( ISSN 1252-7017 и 1777-5299 , DOI 10.4000 / clio.12353 , читать онлайн , по состоянию на 5 мая 2020 г. )
- (ru) Яннис Аламанос , Кики Цамандураки , Антонис Кутис и Майкл Фьоретос , « Работа на ткацком станке и нарушения опорно-двигательного аппарата у женского населения Крита, Греция » , Скандинавский журнал социальной медицины , том. 21, п о 3,Сентябрь 1993 г., стр. 171–175 ( ISSN 0300-8037 , DOI 10.1177 / 140349489302100306 , читать онлайн , по состоянию на 5 мая 2020 г. )