Что важно при выборе оборудования для сто?
На правильный выбор шиномонтажного станка влияет ряд факторов, а именно:
- Целевая аудитория. Исходя из этого аспекта, резонно подобрать агрегат по мощности и обслуживаемому диаметру колес.
- Рабочие объемы. Если предполагается высокий наплыв клиентов, желательно приобрести стенд автоматического типа с двумя скоростями. Он намного эффективнее.
- Затраты трудовых ресурсов. Для работы на автоматической модели не требуется прилагать особых физических усилий, однако ремонт аппарата рекомендуется производить в специальном центре. На полуавтомате предполагается постоянная занятость специалиста. Тем не менее запчасти для шиномонтажных станков механического типа дешевле, ремонт можно произвести самостоятельно.
- Площадь рабочего помещения. Для автомата потребуется больше пространства, поскольку монтажная коробка не отводится в сторону, а отбрасывается назад.
Прежде чем покупать балансировочный агрегат, проанализируйте стоимость и окупаемость с точки зрения рентабельности. Возможно, дешевый полуавтоматический станок в конкретной ситуации выгоднее.
Giuliano
Giuliano – итальянский производитель шиномонтажного оборудования с сорокалетней историей. Торговая марка выпускает автоматические и полуавтоматические стенды в широком ассортименте. У аппаратов отклоняемая монтажная стойка для колес разного диаметра, имеется вспомогательное пневматическое устройство двойного действия.
Автоматические модели рассчитаны для работы в автомастерских с небольшим и средним объемом работ. Толщина стола составляет 1,2 см, головка предназначена для обслуживания типовых и низкопрофильных шин. В зависимости от модификации устройства могут снабжаться опцией двойного действия НР2, функцией двойной накачки бескамерных шин. Каждое изделие соответствует стандартам качества, разрабатывается с применением новейших технологий.
Hofmann
Hofmann является лидером в своем сегменте, поставляющим на отечественный рынок высокофункциональное оборудование отменного качества для обслуживания колес в широком диапазоне размеров. Одной из массовых линеек производителя является серия Hofmann Monty. Изделия бренда бережно и эффективно обжимают резину разных габаритов. У них безупречная форма и регулируемый наклон отжимной лопаты.
Диски дополнительно защищены от повреждений за счет имеющихся пластиковых накладок. Имеется опция ударной накачки шин по окончании шиномонтажа. Конструкции имеют увеличенную устойчивость к регулярным динамическим нагрузкам. Линейка Hofmann Monty с индексом Racing разработана для обслуживания широких спортивных колес с жесткой резиной и нестандартными дисками.
Агрегаты бренда отличаются пневматически отклоняемой назад стойкой и меньшими габаритами.
Nordberg
Производитель занимает активную позицию в своем сегменте. Одной из популярных линеек является шиномонтажное оборудование, безотказное и безопасное в применении. Изделия бренда отличаются доступностью, представляют собой варианты автоматического и полуавтоматического типов. Отличаются ориентированностью на покупателя с разными возможностями бюджета. Оборудование предназначено для обслуживания типовых, низкопрофильных, камерных, бескамерных шин для легковых авто, легких грузовых машин. Оно может работать с дисками из различных легкосплавных, штампованных сплавов. Питание может быть однофазным и трехфазным. У полуавтоматических изделий часть операций выполняется вручную.
В зависимости от модификации в комплект могут добавляться емкость для шиномонтажной пасты, монтировка, лубрикатор, накладки для зажима и вставки для дисков, пистолет с манометром. Автоматические модификации могут иметь самоконцентрирующийся стол с вращением в 2 стороны. У них есть автоматический отвод колонны, 2-цилиндровый пневматический привод зажимного механизма, блокировка вертикальной рабочей стойки.
Trommelberg
Высокую оценку российских мастеров получила продукция бренда Trommelberg. Шиномонтажные станки характеризуются демократичной ценой, надежностью, скромным базовым оснащением, имеют широкую лопатку и мощный компрессор. Однако помимо стандартной комплектации, можно расширять возможности агрегатов взрывной накачкой, третьей рукой, зажимными кулачками для работы с большими дисками.
Передовые модели германского бренда выпускаются в различных модификациях. Они отличаются радиусом захвата обслуживаемого колеса, который бывает внешним и внутренним. Исходя из модели конструкции могут работать с напряжением 220 и 380 В.
Более мощные агрегаты высокопроизводительны, они приобретаются для мастерских с большим объемом работ.
Wiederkraft
Немецкая компания реализует многофункциональное шиномонтажное оборудование автоматического и полуавтоматического вида для замены, ремонта, балансировки колес легкового и коммерческого транспорта. За счет наличия третьей руки возможна работа с низкопрофильной резиной. Станки могут обслуживать колеса с шинами разного диаметра, имеют опцию взрывной накачки. Профессиональное оборудование может иметь стандартные и увеличенные размеры рабочего стола, устройство для отрывания кромки шин с увеличенной резиновой накладкой, обеспечивающей бережную работу с дисками и шинами.
В комплектацию могут включаться специальные полки для аксессуаров, пистолеты с манометром для шинной накачки, блок для воздушной подготовки, смазочная емкость. У изделий эргономично расположены педали управления. Агрегаты надежны в работе и долговечны. В некоторых автоматических моделях предусмотрено 2 скоростных режима. Колонна в них автоматически откидывающаяся, есть разборный отжимной пневмоцилиндр с большим ресурсом и отжимной силой. Цены на изделия различны, вес достигает 250 кг.
Автоматический
Автоматические шиномонтажные станки – идеальное оборудование для обслуживания шин с легкосплавными дисками и низкопрофильной резиной. Отвод монтажной стойки в них выполняется за счет пневматики после нажатия педали. Оборудование оснащается не только базовым, но и дополнительным набором опций, что увеличивает рабочий диапазон. Техника с автоматическим управлением более удобна для обслуживающего персонала, но более затратна. Имеет большие размеры, занимает много места на участке шиномонтажа.
Станки снабжаются высокотехнологичным двигателем с высокой полезной мощностью и КПД. Оснащаются откидной колонной для ускоренного позиционирования к колесу. Станки весят более 200-250 кг. В зависимости от дополнительного опциона могут предусматривать обслуживание колес мотоциклов и квадроциклов. Функциональным преимуществом иных модификаций является 2 скорости вращения рабочего стола. У них увеличена скорость работы отжимной лапки.
Допускается замена педалей местами, возможна установка третьей руки.
Балансировка
Балансировка — это восстановление центра тяжести шины при помощи специальных грузов. Она обеспечивает равномерное вращение колеса, помогает избежать вибрации руля и кузова, увеличивает срок службы деталей подвески.
Балансировку проводят:
- после ремонта колёс;
- после смены резины;
- при вибрации в руле или кузове;
- перед длительной поездкой;
- через каждые 10 тысяч километров пробега.
Работы мастер выполняет на балансировочном станке. Сначала смывает с колеса грязь, удаляет камни и ранее установленные грузы — от этого зависит точность результата. Затем вводит параметры колеса и раскручивает его на оборудовании. Программа сама показывает, в каком месте нужно установить грузы.
Балансировка колес
После монтажа проводится балансировка колес. Она необходима, чтобы масса составляющих деталей колеса равномерно распределилась относительно оси вращения. Сама процедура несложная, выполняется на компьютерных стендах.
Однако при всей простоте балансировка необходима, чтобы минимизировать биение и вибрацию колес, предотвратить поломку подшипника ступицы.
Балансировку можно проводить двумя способами. В первом случае применяется балансировочный станок со специальным конусом. Мастер раскручивает колесо на станке и иногда перемещает грузики из свинца. Таким образом он добивается случайного расположения в момент остановки. Так проводится грубая балансировка.
Второй способ более точный. В специальный электронный станок вносятся параметры колеса. На нем проводятся автоматические вычисления, которые при разных положениях колеса измеряют равновесие.
После проведения балансировки на экране выводятся точки, в которые следует установить балансировочные грузики, а также их вес. Грузики бывают клеящиеся и набивные. Клеящиеся балансиры выглядят более эстетично, а набивные имеют преимущество зимой из-за перепада температур.
Последним этапом осуществляется установка колёс на автомобиль.
Услуги по шиномонтажу более всего востребованы весной и осенью, ведь в соответствии с сезоном нужно выполнить монтаж зимней/летней покрышек.
Вулканизация
Вулканизацию применяют для ремонта небольших повреждений: поперечный разрез не должен быть длиннее 2,5 см, а продольный — 3,5 см. Процедура бывает двух видов — горячая и холодная.
При горячем способе покрышку обезжиривают, затем на место повреждения наносят специальный ремонтный раствор и просушивают его. После добавляют каучук и при высоких температурах нагревают его. В финале укрепляют место разреза заплаткой с внутренней стороны.
При холодной вулканизации резину восстанавливают с помощью заплаток и специального клея, который скрепляет материал на уровне молекул.
Вулканизация — это недорогой, эффективный, а главное, быстрый способ ремонта. Шины легковых авто можно отремонтировать за 1–2 часа, грузовых — за 2–4 часа. Однако после процедуры центр тяжести шины смещается. Поэтому следом обязательно нужно провести балансировку колёс.
Выездной шиномонтаж
Настоящее спасение в экстренных ситуациях.
Выездной, или мобильный шиномонтаж выполняет целый спектр услуг: ремонт и мойка шин, замена дисков, балансировка колёс. Кроме того, вы сэкономите время на дорогу до сервиса и деньги на эвакуатор.
Такая служба пригодится и предприятиям с собственным автопарком, который нуждается в постоянном обслуживании. Отпадает необходимость перегонять автомобили в сервисный центр.
Мобильный шиномонтаж востребован и в разгар сезонной смены резины, когда очередь в стационарные сервисные центры слишком большая. Микроавтобус, оборудованный современными инструментами, сам приедет к вам.
При всех прелестях стоит такой сервис дороже стационарных услуг.
Демонтаж колес
Машину паркуют на платформе. Возможность движения блокируется посредством ручного тормоза и автомобильного тормозного башмака. Затем авто поддомкрачивается.
С вывешенных колес гайковертом скручиваются гайки, затем со ступицы снимается непосредственно колесо или весь комплект – в зависимости от проводимой операции.
Диски и шины тщательно промываются от загрязнений – мусор, застрявший в протекторе, способен отрицательно сказаться в процессе балансировки.
Колесо укрепляется на станке, из него выкручивается золотник, после чего шина полностью спускается и снимается с диска.
При демонтажных работах применяется только специальные инструменты и оборудование для шиномонтажа. Чтобы избежать деформации диска и повреждения шины, ни в коем случае нельзя использовать кувалду и подобные инструменты.
Демонтаж/монтаж шины
Колесо устанавливается на шиномонтажный станок и закрепляется зажимами. Во время бортирования необходимо следить за тем, чтобы борта шины ушли с посадочного места. Если, допустим, противоположная сторона не ушла с посадочного места, то можно повредить каркас.Монтаж шины начинается с внутренней стороны.
Возможные ошибкиЕсли мастер невнимателен и не следит в достаточной мере за процессом бортировки, вполне реален вариант повреждения металлического каркаса.
Дополнительная информацияШиномонтажный станок должен быть снабжен всеми необходимыми приспособлениями для качественного бортирования шин. Например, пластиковые накладки на все трущиеся детали. Лучше иметь, конечно же, станок-автомат, где есть функции фиксирования монтажной головки.
В таком случае исключается возможность повредить диск. Так как при фиксации головки мастером, она автоматически отходит на 3-5 мм. Монтировки, используемые при бортировке, должны быть специально предназначенные для этого, то есть кончики у них должны быть загнуты под определенным углом.
Дефектация и бортировка покрышек
Снятую резину исследуют с помощью шиномонтажного оборудования – спредеров, расширителей, бортовыворачивателей. В процессе осмотра выявляются места проколов (если таковые имеются). При необходимости производится локальный или восстановительный ремонт.
Если шина камерная, и камера пробита, ее вулканизируют. На повреждения диметром меньше 3 см накладывают заплатки и невулканизированной резины, от 3 см и больше – из вулканизированной.
Способ ремонта бескамерных шин тоже выбирается в зависимости от диаметра прокола. Если он не достигает 2 мм в диаметре, повреждение шприцуют пастой. Более крупные проколы закрываются резиновыми грибками или пробками.
Следующий этап – монтаж колеса. Перед этим удаляются старые балансировочные грузики. Обод проверяется на наличие вмятин, заусениц и очагов ржавчины.
Проверяется и тормозной диск.
Если там имеются какие-нибудь шпильки, то их обязательно нужно очистить специальной щеткой по металлу.
Чтобы шина правильно села в диск, при монтаже используют специальный смазывающий раствор. Внутреннюю сторону шины и камеру посыпают тальком. Камеру после вложения в шину слегка накачивают – это поможет избежать возможных повреждений при монтаже.
Проверяют, нет ли скручивания камеры или её защемления. Накачивать шину, которая уже смонтирована, допустимо только в ограждении (монтажной камере) или с применением специальных устройств.
При накачивании мастер следит за давлением на манометре. Следует отметить, что в зимнее время перед монтажом шину предварительно прогревают при плюсовой температуре.
В процессе монтажа шин, имеющих направленный рисунок протектора, учитывается направленность рисунка и местоположение колес на транспортном средстве.
Запчасти для шиномонтажных станков
При покупке агрегата важно обратить внимание на наличие комплекта пластиковых насадок зажимных кулачков. Они необходимы при обслуживании легкосплавных дисков, предотвращают появление царапин и сколов. Недобросовестные продавцы иногда предлагают этот набор как дополнительную опцию. Чтобы не попасть впросак, внимательно изучайте инструкцию непосредственно перед приобретением стенда.
В качестве дополнительных деталей может идти следующий инструментарий:
- дополнительная монтажная лапка;
- многофункциональное вспомогательное приспособление;
- прижимной прибор;
- мультироллер;
- роликовый подъем нижнего бортика.
Чем функциональнее станок, тем он будет дороже, зато сможет выполнять операции быстрее и качественнее.
Как выбрать профессиональный шиномонтаж
Выбирая сервис для очередного или экстренного обслуживания, обратите внимание на следующие вещи:
- Оборудование. Наличие на станции современных станков и инструментов — хороший признак. Значит, владелец серьёзно относится к своему бизнесу. Инновационное оборудование исключает человеческий фактор. Например, машина безошибочно укажет место на шине, куда необходимо поставить грузы.
- Компетентность работников. На сайте компании посмотрите лицензии и документы об образовании сотрудников. Обратите внимание, проходят ли специалисты повышение квалификации, посещают ли обучение.
- Порядок в мастерской. Ручной инструмент должен не валяться по всему помещению, а находиться на специальных стендах. Чистота и тепло в помещении, опрятная униформа персонала — всё это говорит о заботе владельца бизнеса в первую очередь о своих работниках. И как следствие — об уважении к клиенту.
- Гарантия на услуги. Важно, чтобы поставщик услуг давал гарантию на проведённые работы. Некачественная работа или брак должны быть исправлены по вашему требованию.
- Имидж компании. Перед тем как остановить выбор на конкретном автосервисе, изучите отзывы клиентов в интернете. Можете заглянуть на страницы компании в соцсетях.
- Прозрачная ценовая политика. Компании, которые дорожат своей репутацией, не станут скрывать от клиентов информацию о стоимости услуг. Чаще всего она опубликована на сайте или непосредственно в самом автосервисе, на видном месте. А на ваш вопрос о разъяснении цены должен последовать однозначный развёрнутый ответ.
- Финальная диагностика. Качественный сервис по окончании работ проводит финишное измерение давления в шинах. И не важно, какие виды работ производились до этого. Давление в шинах влияет на важные параметры, в том числе и расход топлива.
- Возможность предварительной записи. Необязательный, но приятный бонус. Так владелец сервиса даёт понять, что заботится о комфорте своих клиентов и ценит их время.
Как правильно работать на шиномонтажном станке.
1. Устройство и работа
Шиномонтажные станки предназначены для
1. съема шин с дисков и 2. установки шин на диски.
Основные узлы типового ш/м станка (см. рис.):
1. станина (основное «тело» станка),
2. рабочий стол (установлен сверху на станине),
3. консоль (может быть установлена жестко или выполнена в виде конструкции,
4. верхняя часть консоли (в зависимости от конструкции станка может
перемещаться вместе со штоком рабочей головки в сторону вправо либо
5. рабочая головка (может перемещаться на штоке вдоль консоли, в рабочем
положении фиксируется на колесном диске),
6. отжимной рычаг.
Последовательность операций при съеме шины с диска
Для того, чтобы снять шину с диска, надо выполнить следующие действия:
— отжать шину от диска,
— закрепить колесо на монтажном столе станка,
— установить рабочую головку на закраину диска,
— снять шину с диска.
Рассмотрим каждое из этих действий в отдельности и проблемы, которые при этом могут возникнуть, а также пути их решения.
1. Отжим борта шины от диска (отбортовка).
Предварительно из шины выпускается воздух (для этого просто вывинчивается нипель). Для отжима используется отжимной рычаг (поз.6) — «лопата».
Колесо ставится вертикально между станиной (поз.1) и находящейся в крайнем правом положении «лопатой». Монтажник прижимает «лопату» к борту шины и нажимает на соответствующую педаль станка. «Лопата» приводится в действие и давит на борт шины. При этом борт сходит с крайней части диска к центру.
Затем колесо поворачивают другим бортом к «лопате» и отжимают второй борт. В результате отжатая шина свободно болтается на диске.
Максимальное усилие, с которым «лопата» может воздействовать на борт шины, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей — 1500 кГ).
Проблемы, которые могут возникнуть при отжиме шины.
а) Если шина очень широкая (например, современная низкопрофильная шина), то она может просто не влезть между станком и «лопатой».
Для таких шин необходим станок с увеличенным ходом «лопаты» (точнее — ее ход может регулироваться), например, RAVAGLIOLI серии Racing Type — G860, G870, G880.
б) Алюминиевый диск может быть поцарапан при отжиме «лопатой».
Есть два пути решения этой проблемы — применение пластиковой насадки на «лопату» (не очень эффективно) или использование специальных приспособлений, которые позволяют произвести отжим вообще без использования «лопаты».
2. Зажим диска с отжатой шиной на монтажном столе станка.
Для этого используется самоцентрирующийся 4-х кулачковый пневматический зажим (приводится в действие нажатием соответствующей педали), вмонтированный в стол станка (поз.2). Диск может быть зажат снаружи (за закраины диска) или изнутри (враспор). В последнем случае на диске могут остаться заметные следы от кулачков. Зажим снаружи считается более надежным.
Диапазон диаметров дисков, которые могут быть зажаты на монтажном столе, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей: 12″- 20.5″ изнутри и 10″ — 18″ снаружи). Технической характеристикой станка также является максимальный момент зажима диска (типовое значение — 1000 Н . м).
Диск может соответствовать параметрам станка, но надетая на него шина оказаться очень высокой (не широкой, а именно высокой) и, как следствие, шина упрется в консоль (поз.3) и не позволит зажать диск.
Максимальный диаметр колеса, которое может быть зажато, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей составляет около 1000 мм).
Проблемы, которые могут возникнуть при зажиме диска.
а) Алюминиевый диск может быть поцарапан даже при зажиме снаружи.
Для предотвращения этого применяются защитные пластиковые накладки на кулачки.
б) Диск может оказаться немного больше или немного меньше предельного для данного станка диаметра.
Для изменения диапазона диаметров зажимаемых дисков как в большую, так и в меньшую сторону применяют насадки на кулачки. Они позволяют расширить диапазон диаметров (при зажиме снаружи) в большую (обычно 5″) или в меньшую (обычно -2″) сторону.
3. Установка рабочей головки на закраину диска.
Для того, чтобы снять шину с диска или надеть ее на диск, необходимо сначала установить рабочую головку станка (поз.5) на закраину диска таким образом, чтобы между головкой и закраиной диска был бы небольшой зазор 2-5 мм (чтобы не замять диск головкой при вращении стола)
Основная проблема, которая может при этом возникнуть.
Головка может просто не встать на широкий диск из-за того, что даже в верхнем положении расстояние между рабочим столом и головкой меньше ширины диска. Максимальная ширина диска, на который может быть установлена головка, является одной из технических характеристик станка (типовое значение для станков для колес легковых автомобилей — 12″).
В таких случаях необходим станок с увеличенным ходом головки (обычно до 14″) или срегулируемой высотой консоли (обычно от 12″ до 15-15.5″). К таким станкам относятся, например, RAVAGLIOLI серии Racing Type — G860, G870, G880 (последний — с регулируемой высотойконсоли).
У станков с регулируемой высотой консоли последняя может фиксироваться в 2-х положениях (верхнем и нижнем). В верхнем положении расстояние между столом и головкой максимально (15-15.5″), а в нижнем — минимально (12″). Управление высотой консоли производится специальной ручкой.
4. Съем шины с диска (демонтаж)
Для этого используется монтировка (входит в комплект любого ш/м станка). Шиномонтажник опирается ею о рабочую головку, поддевает борт шины и надевает его на головку. Затем нажимает на соответствующую педаль, и рабочий стол начинает вращаться. Рабочая головка при этом поднимает борт шины над диском, и верхний борт шины постепенно сходит с диска.
Серьезные проблемы возникают при демонтаже низкопрофильных шин.
Низкопрофильные шины очень жесткие, и основная проблема состоит в том, чтобы «прожать» и поместить в «ручей» диска ту часть борта шины, которая находится на противоположной головке стороне диска (это обязательное условие того, чтобы шина сошла с диска). Без специальных приспособлений сделать это бывает очень трудно.
К таким приспособлениям (а это довольно большая и дорогая конструкция, устанавливаемая на станок) относится, например, GR81 фирмы RAVAGLIOLI.
Подобные приспособления не являются универсальными для всех станков, поэтому при продаже всегда следует уточнить совместимость приспособления и станка.
Последовательность операций при монтаже шины на диск
Для того, чтобы надеть шину на диск, надо выполнить следующие действия:
— закрепить диск на монтажном столе станка,
— установить рабочую головку на закраину диска,
— смонтировать (надеть) шину на диск,
— накачать шину до заданного давления.
Установка диска на монтажном столе и рабочей головки на закраине диска были рассмотрены выше.
Перед монтажом борта шины и поверхность головки смазывают специальной монтажной пастой для лучшего скольжения при посадке на диск. Перед установкой головки шину кладут сверху на диск так, чтобы головка прошла через ее центральное отверстие.
Затем шина определенным образом ориентируется относительно головки и диска, нажимается соответствующая педаль, монтажный стол вращается, и нижний борт шины надевается на диск. Верхний борт надевается таким же образом.
Основные проблемы возникают при монтаже низкопрофильных шин.
Проблемы обусловлены опять же большой жесткостью этих шин. Нижний борт монтируется, как правило, без проблем. Посадить верхний борт намного труднее, а иногда и просто невозможно без специальных приспособлений.
К таким приспособлениям относится, например, упоминавшийся выше комплект GR81 фирмы RAVAGLIOLI.
Накачка шины до заданного давления.
После монтажа бескамерная шина (а сейчас практически все шины бескамерные) довольно свободно болтается на диске. Если в таком состоянии попытаться ее накачивать, то воздух будет просто уходить между диском и бортом шины. Для того, чтобы шина начала накачиваться, надо, чтобы она «схватилась» за диск, т.е. борта шины плотно прилегли к диску и образовалось замкнутое пространство между шиной и диском, в которое будет накачиваться воздух.
Для этого монтажник приподнимает шину так, чтобы ее борта как можно лучше прилегали к диску, на сосок (из которого предварительно вывенчен нипель) надевается щланг от пистолета накачки, и подается давление. При подаче давления шина немного распирается изнутри, и ее борта плотно прилегают к диску, после чего ее можно накачивать до заданного давления.
В процессе накачки борта шины «ползут» по диску от центра в сторону закраин в свое окончательное положение на закраинах диска. В конечном итоге шина устанавливается на диск. Для того, чтобы обеспечить более легкую «ползучесть» бортов, в процессе накачки их и диск подмазывают монтажной пастой.
Большие проблемы возникают при накачке низкопрофильных шин.
а) Низкопрофильные шины отказываются «схватываться» с диском при попытке накачать их обычным способом. Практически единственный способ заставить низкопрофильную шину «схватиться» с диском является взрывная подкачка. Для этого станок должен быть оборудован устройством для взрывной подкачки.
Это устройство представляет собой баллон, в котором создается высокое давление. Баллон соединен воздуховодами с отверстиями в кулачках. При нажатии на педаль воздух под большим давлением выбрасывается через эти отверстия в зазор между нижним бортом шины и диском. Шину резко распирает и она «схватывается» с диском.
Не все ш/м станки оборудованы устройством взрывной подкачки. В то же время доля шин, которые можно накачать только таким способом составляет на сегодня не менее 30% и имеет тенденцию роста. Таким образом, если клиент приобрел ш/м станок, не оснащенный этим устройством, то до 30% шин он просто не сможет смонтировать.
Для каждого автомобиля фирма-изготовитель рекомендует определенные значения давления в шинах. В процессе накачки текущее давление контролируется по манометру, установленному на пистолете или на самом станке, если он с устройством взрывной подкачки. В целях безопасности может быть установлен ограничитель давления.
Ограничитель либо является элементом станка (для станков с устройством взрывной подкачки) либо им может комплектоваться пистолет подкачки. Ограничитель не позволяет превысить давление в шине выше определенного порога (типовые значения — 3.5 и 4.0 Бар).
б) В процессе накачки при достижении даже максимального давления (определяемого ограничителем) низкопрофильная шина часто все же не садится на диск полностью. Иногда, но далеко не всегда, помогают удары по шине кувалдой. В противном случае остается единственный способ — превышение максимального давления.
После монтажа шины на диск собранное колесо обязательно должно быть отбалансированно.
2. Классификация
С точки зрения потребителя ш/м станки могут быть разделены на две большие группы — полуавтоматы и автоматы. Основной признак, по которому происходит такое деление — это устройство консоли.
Полуавтоматы имеют консоль, основание которой жестко соединено со станиной. Консоль имеет подвижную верхнюю часть, которая вместе с рабочей головкой может отводиться в сторону (вправо).
Жесткой фиксации головки на закраине диска не осуществляется и во время монтажа она, вообще говоря, может легко отходить в сторону, если ее не прижимать самой шиной. Для обеспечения зазора между головкой и закраиной диска необходимо сначала выставить положение подвижной части консоли относительно диска с помощью винта, расположенного на неподвижной части консоли, а затем повернуть рычаг, расположенный на ее подвижной части консоли. Все это весьма неудобно.
Такие станки имеют три педали управления (педаль управления «лопатой», педаль зажима/отжима диска на столе и педаль вращения стола).
Автоматы имеют консоль, которая может откидываться назад (при нажатии на соответствующую педаль). Верхняя часть консоли также является подвижной, но движение происходит не в сторону, а вперед-назад. Шток рабочей головки при этом может легко передвигаться вдоль верхней части консоли.
Фиксация головки на закраине диска осуществляется пневмосистемой станка при нажатии кнопки или повороте соответствующей ручки. При этом головка фиксируется жестко и остается неподвижной во время монтажа, зазор между головкой и закраиной диска при этом устанавливается автоматически.
Работать на автоматах значительно удобнее и быстрее. Во-первых, удобнее и значительно быстрее подвод и фиксация головки на закраине диска. Во-вторых, головка фиксируется жестко и не создаются неудобства из-за того, что она может отойти в сторону.
Станок-автомат может быть одно или двухскоростным, т.е. иметь одну или две скорости вращения стола (1-я — обычная,2-я — повышенная). Значения скоростей для 2-х-скоростных станков Simpesfaip — 5 и 10 об/мин, для станков Ravaglioli — 6.5 — 13 об/мин.
Следует знать что по Российскому законодательству скорость вращения стола не должна превышать 10 об/мин. В реальной жизни это правило не работает.
Как работать на станке?
Вне зависимости от разновидности модели, для работы нужны защитные перчатки, специальные очки. Сначала выполняется разгрузка, затем разбирается колесо, устанавливается шина. К работе приступают после установки, подключения и регулировки купленного станка. Монтаж выполняют на ровной поверхности. Первый этап работы – отбортовка. Чтобы отжать борт покрышки от диска, используют отжимной рычаг. До этого в обязательном порядке из шины выпускается воздух, для чего вывинчивается ниппель. Чтобы резина полностью помещалась между лопаткой и станком, регулируют ход обжимного рычага. Чтобы не повредить лопаткой диск, на рычаг надевают пластиковые насадки.
После отбортовки занимаются креплением диска на монтажном столе. Для этого используют самоцентрирующийся 4-кулачковый зажим, приводимый в действие нажатием педали. Выполняют внутренний или внешний зажим диска. Второй тип зажима считается более надежным. При использовании защитных накладок исключается появление следов от кулачков. Кроме того, накладки используются в том случае, когда нужно увеличить размерный диапазон на несколько дюймов.
Далее устанавливают рабочую головку на край диска. Важно, чтобы между ней и ободом создавался зазор в несколько миллиметров. Иначе в ходе вращения стола не удастся избежать замятия диска. Для этого у оборудования должна быть функция регулирования консоли, также у головки должен быть увеличенный ход. В таком случае допускается работа с дисками большей ширины. Приступают к демонтажу шины, используя входящую в комплектацию монтировку. Поддевают борт покрышки сверху, надевая на рабочую головку. Далее оператор жмет на педаль, повторяя процедуру для нижнего борта.
Чтобы облегчить сход шины, выполняют смазку рабочей головки и резины, используя монтажную пасту. Если выполняется работа с низкопрофильными покрышками, пользуются специальными устройствами. Снова шину на диск монтируют в обратной последовательности.
После выполнения этой операции выполняют накачку колеса до необходимого давления. Чтобы это осуществить, нужно приподнять шину до плотного прилегания ее бортов к диску. В таком случае исключена вероятность воздушной утечки при накачивании.
Критерии выбора
Выбирая модель шиномонтажного станка, нужно обратить внимание на ряд факторов. Одним из них является диаметр дисков, для которых он рассчитан. Стандартные параметры составляют 14-26 дюймов, при этом допускается применение удлинителей, которые расширяют диапазон до 42 дюймов. Обычно разновидности с большим диаметром обслуживают дорожную и сельскохозяйственную технику. Однако это не всегда актуально, если мастерская расположена вдоль трассы федерального, регионального значения. Крупные автосервисы могут себе позволить выбор отдельного шиномонтажного оборудования для обслуживания легковых и грузовых авто.
Не менее важным моментом является показатель мощности электродвигателя. Он разнится у легковых, грузовых и пассажирских автомашин. Кроме того, покупка конкретной модели связана с типом электросети гаража либо мастерской. У моделей с питанием от однофазной сети производительность ниже. Вид конструкции подбирается индивидуально. При использовании автоматических аппаратов исключается потребность в физической силе при монтаже и демонтаже шин. Такое оборудование максимально производительно. У полуавтоматики и ручных моделей перемещение стойки выполняется оператором вручную.
Немаловажным нюансом является набор опций. От этого зависят возможности приобретаемого агрегата, облегчается труд оператора, увеличивается объем работы. Полезными дополнениями считаются третья рука и взрывная накачка. Первая функция упрощает опрессовку, отжим, монтаж низкопрофильной резины. Вторая нужна для бескамерных шин, неплотно садящихся на диск.
Взрывная подкачка бывает встроенной и внешней. В первом случае устройства имеют ресивер для накачки воздуха, который подается в шину после нажатия педали или кнопки. Во вторых разновидностях бустер внешний. Он продается отдельно. Наполняется воздухом под давлением, затем подносится к шине, после чего нажимается выпускной клапан. Лучшим видом считается внешний бустер. Его работа более точна и затрачивает меньше времени.
Аппараты разнятся количеством скоростей вращения стола. Вторая скорость обычно медленнее первой. Она необходима в тех случаях, когда нужно работать с жестким бортом, а также тугой низкопрофильной резиной, не допуская ее повреждения. Между одно- и двухскоростными версиями лучше выбирать варианты второго типа. Подбирая бюджетную модель с базовыми характеристиками, стоит уделить внимание конструкционным особенностям.
Важно внимательно осмотреть изделие, выбрать вариант с максимально качественным и надежным рабочим столом. Определяясь с видом техники, учитывают целевую аудиторию, рабочие объемы, затраты трудовых ресурсов и площадь эксплуатируемого помещения.
Накачивание шин
По рекомендации производителей шин она накачивается до 4 атмосфер, что позволяет ей «сесть» на посадочное место. Далее давление доводится до необходимого для той или иной покрышки показателя. Накачка шин производится по желанию клиентавоздухом или газом.
В последнем случае можно использовать дополнительную насадку, позволяющую перед накачкой газом создать в колесе вакуум. Для точного определения необходимо иметь профессиональный манометр. Следует помнить, что это точный прибор, требующий к себе бережного отношения. Он боится ударов, встряски. Содержать его необходимо в чистоте.
Возможные ошибкиНевнимательность в процессе накачки шин. Использование некачественного манометра.
Дополнительная информацияНадо помнить, что водителю совсем не обязательно знать, какое давление у него должно быть в шинах. Мастер должен знать, либо знать, где посмотреть. Рекомендуемое давление показано на крышке заправочного бака автомобиля, или — на арке водительской двери.
Нелишние советы
Рекомендации, которые мастер должен дать клиенту:• хотя бы визуально каждое утро следить за давлением в шинах;• после посещения шиномонтажа через 500-1000 км пробега вновь приехать на шиномонтажную станцию и перебалансировать колеса;• приезжать на перебалансировку через каждые 3-5 тыс. км пробега в зависимости от стиля езды, условий эксплуатации автомобиля;• при сезонной замене шин обязательно рекомендовать клиенту менять вентили.
Связано это с тем, что летом он подвергается разрушению с помощью ультрафиолетовых лучей, зимой – под воздействием снега, воды, изменяющейся температуры окружающей среды. Кроме того, рекомендовать производить замену всех четырех шин;• при необходимости обращать внимание клиента на несоответствие размера шин и диска;• рекомендовать клиенту менять резину в случае, если уже виден индикатор износа шин.
Особенности
Шиномонтажный станок – узкоспециализированный профессиональный агрегат, используемый в автомастерских, сервисных центрах, АТП. Посредством этого оборудования подкачивают колеса, выполняют демонтаж шин с дисков с последующей обратной установкой. Станки отличаются простой конструкцией, применяются для безопасной и скорой колесной бортировки, смены резины. Кроме того, в продаже встречается шероховальный стенд.
Станки для шиномонтажа многофункциональны, производительны, надежны и эффективны в работе. Они разнятся конструктивным исполнением, эксплуатационными характеристиками, назначением. Предназначаются для легковых, грузовых автомобилей (включая «газель»), специализированной техники, мототранспорта.
Данное оборудование решает несколько задач:
- повышение продуктивности автосервиса;
- оптимизация рабочего процесса;
- выполнение работы в краткие сроки;
- заметное улучшение качества услуг.
Размеры устройства зависят от их разновидности. Техника для профессионального использования может занимать много места. Габаритные размеры могут составлять 960x750x970, 1000x1140x950, 972х1210х1998, 1810х900х765, 1450х1000х1000, 1250х1190х1650, 2000х1580х950, 2600х880х2350 мм.
Отжим шины
Вентиль выкручивается специальной отверткой, один конец которой позволяет выкрутить золотник, второй — колпачок. Сначала отжимается наружная сторона, затем — внутренняя. Во время отжима важно обращать внимание на положение вентиля. На нем может быть размещен датчик давления.
Возможные ошибкиДля экономии времени шиномонтажа на некоторых станциях процесс отжима начинают при накачанном колесе. В таком случае вполне вероятно повреждение борта шины, а также непосредственно самого отжимного оборудования.
Откручивание гаек
Мастер должен сорвать гайки. Если на станции нет гайковерта, а используется обычный ключ, то срывание гаек происходит на опущенном автомобиле. Мастер должен в обязательном порядке проверить, какие отверстия в диске, чтобы взять необходимый инструмент — то ли крестообразный ключ, то ли тонкостенную головку, или голову в пластике.
Возможные ошибкиОсновные ошибки — разбитое посадочное место и срывание резьбы. Не проверяется посадочное отверстие. В качестве примера: на тюнингованых автомобилях оно очень маленькое. Некоторые пытаются открутить гайку стандартной, а не тонкостенной головкой. Вариант похуже — пытаются набить головку молотком.
Дополнительная информацияЧасто на шиномонтаже присутствует информация, что станция не несет ответственности за сорванные шпильки. Ее срывание может произойти и в случае, если хозяин автомобиля будет самостоятельно проделывать эту операцию.
Естественно, во внимание берется случай, когда откручивание происходит с помощью стандартного, заводского инструмента, а никак не с помощью, скажем, трубы. Причины повреждения шпильки — давно не снималось колесо, а на металл постоянно воздействует вредная для него внешняя среда, то есть соль, грязь, вода.
Или — плохое качество металла, из которого сделана шпилька. Да, иногда такая неприятность происходит по причине, если предыдущий мастер неправильно наживил гайку и закрутил ее. Подмечено, что особенно часто шпильки ломаются на японских автомобилях — Митцубиси, Тойота.
Скорее всего, из-за низкого качества металла. Нельзя шпильку смазывать. Например, солидолом, негролом, маслом. Дело в том, что при закручивании гайки вся эта смазка сжимается, образуя своеобразную прокладку. Материал смазки со временем застывает, а потом попросту осыпается.
Полезные советы
Отказывайтесь от лишних услуг. Иногда даже предварительное изучение рынка не ограждает от нечистых на руку бизнесменов. В целях наживы работники сервиса могут добавить ненужные услуги. Например, правку диска или ремонт резины, которые находятся в идеальном состоянии. Или накачку шин азотом, которая пригодится вам, только если вы приехали в сервис на гоночном болиде.
Чтобы уберечься от ненужных услуг, не стесняйтесь задавать больше вопросов. Спрашивайте мастера, для чего нужны эти процедуры, и делайте выводы, соглашаться на них или нет.
Не ориентируйтесь на ценник. Высокая цена — не всегда показатель высокого качества. Делать выбор в пользу компании, основываясь только на этом критерии, не стоит.
Полуавтоматический
Техника полуавтоматического типа отличается меньшими размерами. Она предназначена для работы в ограниченном пространстве. Как и автоматические аналоги, станки перед упаковкой проходят испытания в специальных комплексах. Профессиональное оборудование производят из стали, резины, пластика.
Предназначается для работы с дисками из различных сплавов. Станки снабжены поворотной консолью для колес с диском из стали и алюминия. Имеют блок подготовки воздуха, состоящий из регулятора давления, масло-, влагоотделителя, лубрикатора. Монтажная головка устройств позиционирована относительно обода горизонтально и вертикально.
Полуавтоматический станок применяется для обслуживания традиционных, низкопрофильных, камерных, бескамерных шин легкового, некоторых видов грузового автотранспорта. Бортировочный тип имеет отжимную лапку для пневматического управления. Стол запускается за счет электродвигателя, монтажная головка отводится вручную.
Средний вес моделей составляет 180 кг. Полуавтоматическая техника удобней в транспортировке. У некоторых моделей кулачки располагаются асимметрично. Они могут дополнительно комплектоваться взрывной подкачкой (пневмопушкой). В комплектацию входят накладки для головки и кулачков, а также монтировка, используемая для шинного демонтажа.
Ручной
Данное оборудование представляет собой полностью ручной механический стенд для шиномонтажа. Разворот монтажной колонны требует особых усилий. Агрегат надежен и прост, у него отсутствуют гидравлические составляющие. В сравнении с автоматическими и полуавтоматическими разновидностями у ручного оборудования меньший вес, который в среднем доходит до 20 кг.
Его основными элементами являются рама, труба и стояк. Ручной станок не только компактен, но и надежен в эксплуатации. Он приобретается для своего гаража, дает независимость от автомастерских. Оперативен в работе, прост в разборке, существенно экономит средства, оснащается ручным приводом. В большинстве случаев выпускается для обслуживания легкового транспорта. Считается универсальным аппаратом для бытового шиномонтажа. Адаптируется под разные виды колес.
Имеет острый угол между рычагом и наконечником для бортовки. Имеет регулируемую рукоятку, а также широкую жесткую базу, придающую аппарату устойчивость при значительных прилагаемых нагрузках. Разнится назначением и конструктивным исполнением.
Сравнительные показатели
Для сравнения рассмотрим параметры, которые имеет шиномонтажный станок-полуавтомат Flying BL-513:
- мощность мотора – 0,75 кВт;
- максимальный диаметр/ширина обрабатываемого колеса – 104/35,5 сантиметра;
- диаметр диска – от 10 до 21 дюйма;
- предусмотренное давление – 8 Бар;
- сила отжима – 2,5 тонны;
- габариты – 0,96/0,76/0,88 метра;
- масса – 195 килограмм.
Этот ручной шиномонтажный станок можно использовать для бортировки колес на легковых и малотоннажных грузовых автомобилях. В комплекте идет лубрикатор, пневматический пистолет с манометром и монтировка. Предусмотрена защита от механических повреждений и коррозии.
Установка колеса
Сначала необходимо осмотреть тормозной диск. Если есть шпильки, в случае необходимости почистить их металлической щеткой. Следить за тем, чтобы колесо село на необходимые отверстия. Наживление болтов производится вручную. Если болт пошел на перекос, то никакой инструмент это не «почувствует».
Он «забьет» болт не по резьбе. Обтягивание происходит также вручную — крест-накрест. Нет надобности использовать трубы. Опускаем автомобиль и еще раз обтягиваем — до характерного металлического звука. Затягивать можно динамометрическим ключом. Он должен быть выставлен на необходимое усилие. Затягивается до характерного щелчка.
Возможные ошибкиКолесо не ставится на нужные отверстия. Наживление болтов происходит с помощью ключа, что может привести к неправильному (не по резьбе) закручиванию. Использование в качестве инструмента трубы…Естественно, процесс шиномонтажа невозможен без проведения балансировки колес.
Устройство и принцип работы
В основании шиномонтажного стенда расположена стойка с закрепленной монтажной головкой, под которой расположен поворотный стол с зажимными кулачками. С боковой стороны располагается отжимная лопатка, работающая за счет пневматики.По этой причине агрегат, помимо электросети, подключается к компрессору или иному источнику сжатой воздушной смеси.
Помимо поворотного стола, основными конструктивными элементами аппарата являются монтажная головка, рукоятка с двойной блокировкой (блокирующая ручка), лопатка для открывания борта, воздушный клапан, панели управления и педали, зажимные кулачки, манжеты, вертикальная направляющая.
Зачастую шиномонтажный стенд комплектуется манометром, а также устройством для накачивания шин, мультироллером, прижимным устройством, роликовым подъемом нижнего борта.
Иногда производители комплектуют оборудование дополнительной монтажной лапкой и конусом для балансировочных станков.
Принцип работы заключается в следующем. Автомобильное колесо кладут на поворотный стол, закрепляют имеющимися зажимами. После включения техники за счет электродвигателя происходит вращение стола. Мастер выполняет конкретный тип работы, не превышая давление, указанное производителем.
Управление осуществляется с помощью педалей. В зависимости от разновидности техники это могут быть устройства для отжима резины, управления механизмом кулачков, а также с поворотным столом. Стол поворачивается одновременно с закрепленным колесом. Насадка освобождает резину по кругу шины. Разбортировка второй части аналогична.
Шиномонтаж своими руками или у профессионалов?
- ключи,
- домкрат,
- насос,
- инструмент для измерения давления в шинах — манометр,
- запасное колесо.
Однако выполнить большую часть работ самостоятельно просто невозможно. Ремонт без профессионального оборудования, опыта и квалификации может в результате привести к ещё более серьёзным поломкам автомобиля.
Так, например, некачественная балансировка вызывает сильную вибрацию при движении и износ деталей подвески. Повреждение силовой части покрышки может повлечь её поломку в самый неподходящий момент. А неправильная накачка шин приводит к износу покрышек и плохой устойчивости автомобиля на дороге.