Подведём итоги подготовки на начальном этапе
Теперь Вы знаете как сделать так, чтобы не было переизбытка расходных материалов, получили советы по подготовке тканей, выбору игл, стабилизаторов, нитей. Мы предложили Вам три способа запяливания, научили Вас делать один тест, дали два совета и открыли пять секретов, которыми часто пользуемся сами.
Что из этого Вам было уже известно, а что ещё хотелось бы узнать?
Расходные материалы для машинной вышивки на начальном этапе.
Расходных материалов на начальном этапе потребуется не так много, как кажется. Со временем их нужно будет значительно больше, но нам ведь сейчас главное начать!
В первую очередь, подумайте, какой узор Вы хотели бы вышить. Затем определитесь, на какой это будет ткани.
Первый дизайн лучше всего выбрать из тех, что даны в машине. Производитель уже позаботился о Вас.
Ткань можно тоже подобрать дома. Очень хорошо, если она уже проходила этап стирки. Вот уже два расходника готовы!
Теперь нужно приобрести вышивальные нити, иглы и фиксирующую основу (стабилизатор), именуемую в народе коротко: «стаб». Об этом мы сейчас поговорим подробно, а пока я лишь хочу добавить, что со временем к вышеперечисленному добавятся более крупные и более дорогостоящие расходные материалы.
Вышивка крестиком: советы для начинающих, инструменты, организация материалов, выбор следующего набора | журнал ярмарки мастеров
Приветствую всех любителей вышивки крестиком!
Я вышиваю уже два года, часто смотрю видео опытных вышивальщиц и читаю статьи. В одном ролике увижу что-то полезное, в другом еще что-то, и так понемногу использовала разные советы, которые мне подошли, кое-что придумала сама. Сейчас у меня вышивка идет намного быстрее и в несколько раз удобнее, чем поначалу. Хочу сказать спасибо девочкам, которые делятся своими секретами, находками, снимают ролики и пишут статьи, мне еще многому предстоит у них научиться. Надеюсь, мой личный опыт будет полезен тем, кого вышивка захватила недавно.
ЧИСТОТА. Первое правило вышивания: садиться за работу только с чистыми руками. Иначе неделя за неделей, месяц за месяцем на канве будет скапливаться грязь. Ее трудно убрать, так как вышивку нельзя стирать в стиральной машине, нельзя тереть. Потратив на картину полгода или больше, будет очень обидно, если останется пятно. На время перерыва накрывайте вышивку чистым полотенцем, можно купить самое дешевое в Перекрестке, Ашане, Фикспрайсе либо взять лоскут ткани.
Для защиты канвы по краям пялец есть специальные чехлы, также можно сделать их самому. Потребуется любая приятная наощупь ткань, которая не линяет, веревочка либо резинка. Для круглых пялец сшиваете из ткани бублик и пришиваете с двух краев резинку. Для квадратных пялец еще проще, достаточно веревочек с обеих сторон.
Чехол для круглых пялец.
Чехол для прямоугольных пялец.
СВЕТ. Вышивайте только при достаточном освещении. Если люстры недостаточно, поставьте торшер или лампу-прищепку.
Лампа-торшер.
КРЕСТИКИ. Чтобы крестики были ровнее, а вся вышивка после оформления не горбилась, есть несколько несложных правил.
Вышивайте, оставляя крестик слегка объемным, так вышивка будет выглядеть интереснее, а дырочки в канве останутся маленькими.
Все крестики должны смотреть в одну сторону, верхний стежок должен быть одинаково направлен. Иначе работа смотрится небрежно. Выберите для себя, в какую сторону вам больше нравится стежок, и на протяжении всей работы вышивайте нижний полукрестик в одну сторону, например /, а верхний полукрестик в обратную.
Сиреневые крестики смотрят в разные стороны.
Все крестики смотрят в одну сторону.
Вышивка будет ровнее и расход ниток меньше, если на больших участках одного цвета сначала шить полукрестики, а на обратном пути делать из них полные крестики.
Закреплять нитку в начале и конце нужно стараться без узелков. Я закрепляю в начале с помощью петли, а в конце провожу нитку на изнанке под отшитыми крестиками. Когда узел неизбежен, то постарайтесь делать его крошечным, а кончик нити после узелка оставлять коротким. Если у вас рама зафиксирована на станке, можно закреплять нитку на лицевой стороне под крестиками, но мне кажется с изнанки более правильно.
Один из вариантов закрепления нити.
Не делайте длинные протяжки, они будут тянуть работу и потратят много лишних ниток. Я делаю протяжки не более 10 клеточек.
В целом изнанка должна быть равномерной толщины, без торчащих клубов ниток и толстых узлов, иначе при оформлении работы в раму все эти горбы прижмутся к картонке, а лицевая часть станет холмистой.
НИТКИ (МУЛИНЕ). Когда вы вынимаете ниточку из полной пасмы, вытягивайте по одной. Если вам нужно две ниточки, и в пасме осталось две, разделите их и потом снова соедините, так они будут меньше скручиваться во время вышивания.
Если нитки в наборе не нарезаны, режьте не очень длинную нитку, так как она истончается при проходе через канву, и вы рискуете получить более худенькие крестики к ее окончанию.
Время от времени опускайте свободно висеть нитку с иглой, чтобы она сама раскрутилась.
Нитка сама раскрутится, если ее опустить с иглой.
Перманентно экономить и дошивать все нитки неполной длины очень утомительно, тем более если по окончании картины окажется, что ниток осталось на еще один отшив и можно было не экономить. Если вам предстоит вышить большой участок одного цвета, возьмите новую длинную нитку, а оставшийся средней длины хвост отложите. Такие средние нитки очень пригодятся, когда нужно будет вышить небольшой участок.
ПЯЛЬЦЫ. Вышивать лучше всего на туго натянутой канве, для этого есть разные виды пялец. Есть любители вышивать на руках, но я бы не рекомендовала вам поначалу так делать, вы можете получить сильно затянутую крестиками канву, возможно даже перекошенную, особенно если у вас фон не зашивается. Купите для начала хотя бы круглые самые простенькие пяльцы, есть модели по 100 рублей.
Круглые пяльцы продаются везде, стоят очень мало, но они неравномерно растягивают канву, оставляют круглые следы. По моему мнению, они подходят для самых первых работ, для маленьких вышивок и для поездок.
Круглые пяльцы.
Квадратные пяльцы натягивают ткань равномерно, есть несколько подвидов:
1) пластиковые или деревянные с клипсами, очень легкие, быстро защелкивают канву, но барабанного натяжения вы с ними не получите, а под клипсой крестики немного приминаются;
Пластиковые Q-Snap.
2) деревянные гобеленовые пяльцы с зажимом позволяют натянуть канву очень туго, менее травматичны для канвы и крестиков;
Гобеленовые пяльцы с зажимом.
3) деревянные гобеленовые пяльцы с корсажной лентой, также дают хорошее натяжение, отшитые участки просто наматываются на рейку, ничего не приминается, не зажимается, канва к ним прикалывается обычными швейными булавками за десять минут; как и предыдущий вид, более тяжелые чем пластик, цена примерно 500 рублей, могут использоваться много лет; я вышиваю на таких.
Канва приколота на корсажную ленту пялец при помощи булавок.
Гобеленовые пяльцы, на валик намотана канва с отшитыми участками.
ИГЛА. Для вышивки на канве самая удобная иголка — гобеленовая со скругленным кончиком. К сожалению, не все наборы комплектуются такой иглой. Острая иголка прокалывает канву в любом месте, и ваши крестики будут неровными. Скругленный кончик проходит только в специально отведенные дырочки в канве, мимо дырочки проколоть ей довольно сложно, и крестики получаются более ровными. Если в наборе обычная игла, замените ее. Часто иглы продаются поштучно, а набор игл 6 шт. стоит около 100 рублей. Для крупной канвы берите иголку потолще, для мелкой потоньше.
Иглы.
НАПЕРСТОК. Чтобы уберечь палец от натертостей из-за ушка иглы, можно сделать кожаный наперсток. Для этого нужен кусочек плотной кожи около 6×6 см, например от голенища сапога или краги. Сшивается одним наметочным швом, не мешает чувствовать канву, со временем принимает форму пальца.
Самодельный кожаный наперсток.
МАГНИТ ДЛЯ ИГЛЫ. Во время смены нитки очень удобно крепить иглу на магнит. Продаются специальные магниты для канвы, можно сделать самостоятельно из обычного сувенирного магнита и новой монетки. По желанию украшаете парадную часть рисунком, сзади подкладываете новую монетку 1-5 рублей (старые сделаны из сплава, который не магнитится) и готово. Игла всегда под рукой!
Самодельный магнит для иглы.
ЛИНЗА. Если вы не очень хорошо видите мелкие крестики, используйте линзу на гибкой ножке. Хорошая удобная с крепкой клипсой стоит примерно 1000 рублей, что конечно немало, но при бережном обращении она вам прослужит много лет, не даст сутулиться, уткнувшись носом в канву.
Линза на прищепке.
ВЫБОР НАБОРА. Выбор сюжета — личное дело каждого, тут советы давать бессмысленно. Но одно я хочу вам сказать: выбирайте только тот набор, который прямо «ВАУ», не оторваться, который вам запал в душу и никак его оттуда не достать. Вышивать его вы будете в самом лучшем случае месяцы, а если ежедневно времени на вышивание очень мало либо работа большая, то процесс может тянуться годы. Сюжет, который «нууу ничего вроде», очень быстро надоест, и вы его можете просто забросить.
Также имейте в виду сложность сюжета. Довольно сложно вышивать, если рисунок содержит много мелких деталей (предметы на столе, много людей). Если есть геометрические объекты (окна, решетки), то даже ошибка в один крестик недопустима, вам придется распороть место ошибки.
Сложный сюжет.
Самые простые сюжеты — с плавными переходами цветов и крупными объектами (букет однотонных цветов, кроны деревьев).
Простой сюжет.
Очень важен размер работы. Чуть позже я расскажу, как предварительно посчитать время, за которое вы можете вышить работу. Если оно слишком велико, вышивка может быть вам в тягость, вырастает вероятность перейти в «долгострои» либо отбить желание вышивать вообще.
Третье — тип и каунт канвы. Перед покупкой набора выясните, на какой ткани будет вышиваться набор. Обычно в наборе вложена канва либо ткань равномерного переплетения. Канва — это плотная накрахмаленная ткань с четко видимыми дырочками для иглы.
Канва.
Ткань равномерного переплетения не имеет таких дырочек, вам нужно отсчитывать не только крестики, но и место введения иглы, я бы не рекомендовала начинать с таких наборов.
Ткань равномерного переплетения.
Самая распространенная и простая канва — 14 Аида, крестики на ней легко вышивать, не нужно сильно всматриваться. На 16 канве крестики немного мельче, а на 18 канве и далее они уже становятся очень маленькими, не у всех зрение позволяет вышивать на такой мелкой канве. Немаловажен также и цвет канвы, на темной вышивать намного сложнее, чем на светлой. Лично я не смогла приспособиться к черной канве, хотя использовала и подложенный белый лист под канвой, и лампу над канвой, под канвой, сбоку, сверху. Даже при достаточном свете, наличии линзы, удобного станка, кресла — вышивать на черной канве я могла максимум полчаса, глаза начинали слезиться. Красная канва шла немного получше, но тоже уставали глаза. Я бы рекомендовала вам пробовать наборы на темной канве сначала маленького размера, чтобы выяснить, как вам с ней работается.
ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В НАБОРЫ. У меня бывает так, что сюжет в наборе очень понравился, размер мне подходит, но вот не нравится круглый купол на церкви на заднем плане либо один куст сирени просится перекраситься в малиновый. Я меняю купол, цвет куста, но только если я совершенно точно уверена, что могу это сделать без ошибок. Например, в случае с куполом я сканирую схему, переделываю на компьютере и смотрю, хорошо ли смотрится. Естественно, большие участки перерисовать лучше мастера по схемам я не смогу, но какие-то 10-100 крестиков заднего плана поменять может почти любой человек.
Переделанные купола и те, что были в схеме.
Теперь насчет канвы. При вышивке в две нити на 14 канве немного просвечивают крестики. На 16 канве в две нити крестики плотнее. Если в наборе 14 канва и схема рассчитана на шитье в две нити, вы можете совершенно спокойно менять ее на 16 канву такого же размера, картина выйдет компактнее, крестики будут плотнее, останутся лишние нитки. Если набор рассчитан на шитье в три нити, много блендов, либо вы меняете с мелкой канвы на более крупную, то менять скорее всего нельзя либо требуется очень подробный анализ каждой конкретной ситуации.
ПОДГОТОВКА НАБОРА. Когда вы купили новый набор, лучше разобрать все материалы и организовать их для удобства и скорости работы.
Канва в наборах всегда сложена, на ней остаются следы от сгиба. Прогладьте ее утюгом на средней температуре, чтобы распрямить сгиб. Размер ткани кладется с запасом, чтобы вы могли оформить работу в багет, подвернув края. Не обрезайте канву. Если вы будете вышивать без пялец, на ку-снапах или круглых пяльцах, обработайте край канвы, так она не будет сыпаться и цеплять за край нитку. Обработать можно обметочным стежком, приметать любую косую бейку либо полоску нелиняющей ткани. На квадратной гобеленовой раме обметка вверху и внизу вообще не нужна, а слева-справа по желанию.
Косая бейка по краю канвы.
Просмотрите схему и ключ к ней, найдите внешне схожие значки, если они есть. К сожалению, в век компьютеров, когда под рукой есть тысячи разных значков, у некоторых производителей в схеме могут попадаться например пустой и закрашенный квадрат, жирный и тонкий знак плюса и так далее. Отметьте для себя те, которые вы можете спутать.
Я посоветовала бы отсканировать схему либо на крайний случай сфотографировать, перед тем как начать работу. Почти во всех схемах есть шов «назад иголку», и если вы зачеркиваете отшитые крестики, то потом можете просто не разглядеть этот шов.
Схема после зачеркивания очень плохо читается.
К тому же, никто не застрахован от пролитого на схему чая либо другой неприятности. Конечно, большинство производителей идет навстречу и присылает испорченную схему, но бывают случаи, когда ответа нет либо ваш набор так давно снят с производства, что даже у производителя уже нет никаких материалов к нему. Можно освоить бесплатную программу Pattern Maker, в которой легко перенабрать вашу схему буквально за день, сохранить ее для планшета, смартфона (программа Crossty платная, но очень удобная), либо распечатать в любом удобном виде на бумаге. На ютубе есть видеоуроки по этой программе.
Мулине я снимаю с вложенного органайзера, так как он некрепкий и неудобный, особенно для долгих работ. Можно купить органайзер, на который надеваются нитки и подписываются значки, но кончики ниток немного спутываются.
Органайзер ниточный.
Есть органайзеры с подушкой из губки, в которую втыкаются иголочки с уже вдетыми нитками всех цветов. Продаются в России и на aliexpress.
Органайзер игольный.
Я использую картонные бобинки для мулине, подписываю на каждой соответствующий значок / номер на схеме, складываю в любую подходящую коробочку. Продаются пластиковые бобинки, плотные картонные и картонные средней плотности. Пластик крепче, но подписывать его не так удобно и он дороже. Картонные для меня лично удобнее, и цена за 40 штучек 80 рублей. Если есть принтер и бумага для черчения, вы можете распечатать и вырезать эти бобинки сами, в интернете очень много готовых шаблонов в свободном доступе. После завершения работы я прямо с этой бобинкой убираю нитки в свой хомячий склад. Для меня это удобно, поскольку дома три котика, а значит все болтающиеся ниточки мгновенно станут очень классными игрушками, спутаются и покроются шерстью.
Подписанные бобинки с нитками.
Бобины трех видов: слева покупные из плотного и обычного картона, справа самодельная.
Сложите мулине, которые имеют внешне схожие значки, рядом, чтобы снизить вероятность ошибки.
Все материалы одного набора, инструменты и расходники я складываю в коробку от паззла, подойдет коробка от конфет или какой-либо некрупной техники. Если у меня две работы идут параллельно, то в каждой коробке есть полный набор, таким образом можно мгновенно достать работу и повышивать, даже если у вас свободно всего 15 минут. Обычно в коробке у меня лежит обложка набора, схема, коробочка с бобинами мулине, наперсток, смываемый маркер, ножнички для ниток, пакетик/коробочка для обрезок ниток.
Материалы одного набора в коробке.
Я вышила не так много наборов, но мне однажды не хватило одного цвета, при этом других цветов осталось очень много. У других вышивальщиц тоже бывали такие случаи. Теперь я собираю все-все короткие обрезки ниток в коробочку, например от ватных палочек. Если мне не хватит какого-то цвета на 10-50 крестиков, я довышиваю этими обрезками. Средней длины нитки я закрепляю на дырочку в номерной бобинке, чтобы вышивать ей совсем короткие участки, а короткие отправляю в коробку с обрезками.
Нитки средней длины закреплены в дырочке бобины.
РАЗМЕТКА НА КВАДРАТЫ. Перед началом вышивки многие девочки размечают канву на квадраты 10×10 клеточек, чтобы точно не ошибиться с размером всей работы и чтобы удобнее было отсчитывать клеточки по схеме. Есть любители вышивать без разметки, видимо у меня еще недостаточно опыта для такого приключения.
Сначала сложите канву и найдите ее центр. Отсчитывайте квадратики от центра, чтобы ваша работа не оказалась сдвинута в край. Проверьте три раза, не спешите. Ошибка на этом этапе может стоить вам очень много времени и нервов. Для разметки есть несколько способов.
1: приходит многим в голову, на который попалась и я, это простой карандаш. Вжух и готово, а потом отстираю, подумала я. Это ловушка, карандаш почти никогда не отстирывается до конца, на светлых участках либо на незашитых местах оставляет четко видимые клетки. Не используйте карандаш, не ведитесь на его манящую скорость и доступность.
Видна разметка от карандаша.
2: простая нитка. Тоже очень доступный способ, не такой фатальный как карандаш, но тоже опасный. Нитка легко прокалывается иглой во время вышивания, и по окончании работы оказывается, что во многих местах она прошита крестиками и вытащить ее нельзя. Помучавшись и надрезав ее во всех таких местах, вы ее вынете, но время и нервы потратите.
3: растворяющаяся нитка. Читала, что девочки используют такую нитку, у одних она растворяется полностью, у других оставляет хлопья. Честно скажу: сама не пробовала.
4: смываемый маркер. Обычно при соблюдении техники работы (не нагревать, не допускать попадания солнечных лучей, смывать в ледяной воде) не вызывает проблем, но иногда случаются печальные истории с пожелтением полосок либо даже с изменением цвета канвы, если она была например голубая.
Желтые полосы от разметки маркером.
Реакция маркера и голубой канвы.
5: черная мононить, либо цветная рыболовная леска. Имеет всего два недостатка: не в каждом магазине продается и занимает пару часов времени для разметки работы А4 формата. Плюсов у нее много: она недорогая; если уж вы ее купите, то бобины хватит на много работ; она не прокалывается иглой во время работы, так как не имеет волокон; не взаимодействует ни с какими тканями и нитками, даже если оставите ее на несколько лет; ее супер легко вынуть по окончании работы. Я бы рекомендовала вам этот способ, как самый безопасный для вашей картины.
Вышивка с разметкой мононитью и после удаления разметки.
Мононить.
ВЫШИВКА ПО ЦВЕТАМ И ПАРКОВКОЙ. Вышивать можно двумя способами. Вышивка по цветам выполняется так: выбираете цвет, заправляете нитку в иголку и вышиваете область одним цветом, затем вторым, третьим, пока за заполните весь рисунок. Плюсы: достаточно даже одной иглы для работы, нитки расходуются как положено, изнанка получается нормальная. Минусы: невозможно посчитать, сколько именно крестиков вы сегодня вышили; крестики, которые вы втискивали последними, могут получаться немного неровными.
Вышивка по цветам.
Вышивка парковкой выполняется рядами либо диагональю, вы вышиваете ряд всеми цветами по очереди, потом переходите на второй ряд и так далее. Примерно так вы печатали бы на печатной машинке, только вместо букв у вас ниточки. Плюсы: крестики очень ровные, удобно считать количество вышитых за день крестиков. Минусы: требуется огромное количество игл (на работу из 50 цветов может потребоваться 120–150 игл), расход ниток увеличивается, изнанка становится очень плотная. Как вышивать — дело вкуса, лично я вышиваю по цветам, более подробно о способе парковки вы можете узнать из многочисленных роликов на ютубе.
Вышивка парковкой.
РАЗМЕТКА ПО ЦВЕТАМ. После того как я вас напугала смываемым маркером, оказывается, что он идеально подходит для разметки тех квадратиков, которые вы будете сейчас вышивать одним цветом. Я использую этот способ. Вы берете схему и канву, быстро закрашиваете маркером нужные участки (если закрасили лишнее, можно смыть ватной палочкой с холодной водой), откладываете схему и совершенно спокойно зашиваете все покрашенные на канве клеточки. Вы можете общаться со своими домашними, смотреть вполглаза кино или сериал, слушать аудиокнигу и так далее, так как теперь вам не нужно каждые три клеточки сверяться со схемой. Даже если маркер вдруг среагирует с вашей канвой, им пропитана вся полностью работа, и цвет поменяется у всей канвы. Если у вас работа долгая, промывайте отшитые части в ледяной воде хотя бы раз в 4 месяца. Когда вы закончите вышивку, замочите ее в ледяной воде на 10 минут, чтобы маркер вымылся из ткани. Стоит такой маркер 150-300 рублей. Голубые маркеры все исчезают от воды, а розовые и сиреневые исчезают сами, скорость исчезания зависит от температуры, влажности и вида канвы.
Зоны одного цвета размечены маркером.
Смываемые и исчезающий маркеры.
ОЙ! ОШИБКА. Как ни старайся, бывают ошибки.
Если вы не размечали канву или разметили неверно, может оказаться, что вам не хватает места для завершения работы. В таком случае можно аккуратно подшить нехватающую часть, а в месте шва крестики делать особо аккуратно. Старайтесь избегать этой ошибки, так как в зависимости от сюжета, канвы, цвета ниток, полноты зашивки стык может быть виден.
Если канва порвалась, аккуратно прошейте нитками в цвет канвы место разрыва, стараясь сохранить ровную поверхность и восстановить волокна, на которых будут держаться крестики. В интернете есть более подробные инструкции по наращиванию канвы, надеюсь, что они вам не пригодятся.
Если вы вышили крестики не там где надо, проанализируйте рисунок и масштаб ошибки. Если ошибка в кроне дерева, волне, небе, в схожих цветах, и визуально ошибка не портит рисунок, вышивайте дальше с учетом этих крестиков. Если ошибка в оконной раме, лице, повторяющемся узоре, либо цвет ошибочных крестиков совсем не тот, то рисунок теряет логическую стройность, придется распороть ошибочные крестики. Старайтесь делать это не спеша, чтобы не порвать канву и не срезать соседние крестики другого цвета.
Если у вас не хватило ниток из-за ошибки комплектовщика, из-за большого количества протяжек, либо вы потеряли часть ниток, не паникуйте. Напишите производителю, приложив фото отшитой части, обложки набора и оставшихся ниток, для подтверждения покупки. Обычно производитель идет навстречу, может прислать вам нехватающие нитки, продать либо сказать номер, чтобы вы купили их в магазине. Если же производитель не ответил либо отказал, спросите на вышивальных форумах, скорее всего у кого-то остались нитки после отшива. В самом крайнем случае подберите нитки сами; разница в цвете будет заметна, только если это цвет для кожи человека, для сплошного закраса неба или стены, а если это цвет для кроны дерева, цветочного куста, то никто даже и не заметит.
СТАНОК. Если вы вышиваете много часов подряд, хотите сберечь осанку, получать больше удовольствия от вышивки, увеличить скорость, вышивая двумя руками, и готовы потратить около 2000 рублей, то вам очень поможет станок для вышивки. Поскольку пяльцы не нужно держать в руках, вы можете вышивать сидя в удобном кресле, полулежа на диване, при этом у вас свободны обе руки. Закрепив пяльцы на станке, очень удобно вышивать двумя руками: одна рука прокалывает канву с лицевой части, вторая находится под канвой и прокалывает с изнанки. Сначала с изнанки не очень быстро попадаешь в дырочки канвы, потом руки привыкают, скорость вышивки существенно возрастает. Как дополнительный плюс, канва остается более чистой, как как ее не нужно держать руками.
Вышивка двумя руками.
Станки бывают разные. Рассмотрим подробнее.
Напольные стоят на полу, одноногие кресельные «подпопные» держатся широкой лапой вашим весом, диванно-настольные стоят на диване, кресле, столе. Какой выбрать — зависит от вашего рабочего места и предпочтительной позы при вышивании. Напольные из-за своей высоты более шаткие, подпопные не особо удобны, слабо держат, заваливаются, но крайне компактны и могут использоваться в поездке, диванно-настольные с двумя ножками более устойчивы, но требуют более внимательного выбора из-за различий в настройке и конструкции.
Напольный станок.
Кресельный «подпопный» станок.
Настольный станок.
Станки со встроенными пяльцами нравятся многим вышивальщицам, но у них есть несколько минусов: можно вышивать только одну работу, для закрепления нити на изнанке каждый раз нужно ослаблять барашек для переворота рамы и потом заново затягивать, при выборе очень широкой рамы ножки будут стоять так же широко и могут не вместиться в кресло. Для тех, кому критична экономия места и вышивать несколько работ не требуется, есть очень компактные пяльцы, которые складываются одним движением.
Компактные пяльцы диванно-настольные со встроенной рамой.
Станки со съемными пяльцами можно использовать для вышивания по очереди нескольких работ, на них не нужно ничего откручивать для закрепления нити на изнанке, на станок например шириной 55 см можно положить раму шириной 80 см и продолжать сидеть в стандартном кресле. Такие станки не укомплектованы пяльцами, вы покупаете отдельно те, которые вам нравятся.
Диванно-настольный станок со съемной рамой.
Я использую напольный станок «Gamma» PRV со съемными пяльцами и диванный станок «Арабеска» Стриж также со съемными пяльцами. Оба очень удобные, легко настраиваются, намертво держат крепления. У компании Арабеска большой выбор станков на любой вкус.
Станки фирмы «Арабеска».
РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ВЫШИВКИ. Когда я только начинала вышивать, мне очень понравился набор, я его купила, распаковала и начала. Прошло два месяца, а конца-краю-то не видно! Только тогда я поняла, что схватилась за слишком большую работу, и только горячее желание видеть завершенный рисунок на стене помог мне не бросить ее. Я бы посоветовала вам при выборе следующей вышивки примерно посчитать время, необходимое на ее завершение. Если получится год, вы сможете решить для себя: готовы ли вы потратить столько времени на этот сюжет. Посчитать точно конечно не получится, вы же не фабрика с конвеером, но примерно прикинуть очень легко.
Средняя скорость вышивания 100–200 крестиков в час. Прикидываем, сколько часов в день в среднем мы можем уделять вышивке. Смотрим размер работы в сантиметрах и каунт канвы (14, 16, 18). В 1 см канвы 14 каунта умещается 5,5 крестиков, канвы 16 = 6,3, канвы 18 = 7,1 крестик. Считаем. Например, у нас работа 25 на 32 см на канве 16, это 25×6,3 на 32×6,3, то есть 158 на 202 крестика = 31 916 крестиков. Делим 31 916 на среднее 150 крестиков в час = 213 часов. В день вышивать получается например 1,5 часа, 213 / 1,5 = 142 дня = 4,6 месяца вышивания.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. По своему опыту и опыту других вышивальщиц, непрерывно вышивать большую работу очень сложно. Утомляют одни и те же цвета, один сюжет. В какой-то момент скорость падает, либо желание вышивать уменьшается. Чтобы избежать этого, чередуйте большую работу и маленькие, чтобы время от времени получать удовольствие от завершения пусть маленькой, но работы. Также вы переключаетесь между разными значками, нитками, сюжетом. Нужно найти для себя золотую середину, так как если взяться сразу за очень много работ, вы будете вышивать доооолго-дооолго, и всё это время не увидите завершения ни одной из них.
ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. Ура, вышивка закончена! Ни в коем случае не обрезаем «лишнюю» ткань, сохраняем всю канву, она подвернется при оформлении и не будет мешать. Вынимаем разметку, снимаем с пялец, замачиваем в ледяной воде на 10 минут, чтобы вымылся весь маркер. Затем промываем в слегка мыльной воде, даем ей стечь (не отжимаем), кладем лицом вниз на махровое не линяющее полотенце и сверху закрываем другим полотенцем, оставляем на ровной поверхности. Когда вышивка почти высохнет, проглаживаем ее с изнанки негорячим утюгом, но так, чтобы крестики остались объемными. Несем в багетную мастерскую и оформляем! Самый обратимый способ оформления, сберегающий вышивку на долгое время — натяжка на пенокартон при помощи булавок с плоской шляпкой, так вы можете вынуть работу спустя годы, постирать или вставить в другую раму. Двусторонний скотч со временем проступит желтыми полосами и оставит липкие следы на канве. Степлер рвет канву, скрепки ржавеют. Обязательно спросите в вашей багетной, как они оформляют вышивку, берегите ваш труд!
Работа, оформленная на пенокартон при помощи булавок-гвоздиков.
Желаю всем красивых сюжетов, ровных крестиков, и берегите свое здоровье!
7 секретов от мастеров на заметку новичку
Секретик 1. Вышивальные нити не дают усадку, а новая ткань, даже продекатированная, может сесть. Представьте, как это будет выглядеть на изделии. Так что не ленитесь, хотя бы намочите ткань в горячей воде.
Для чего нужны стабилизаторы и как их выбрать
Для чего нужен стабилизатор и от чего зависит его выбор? Стабилизатор – это фиксирующая основа. Он Ваш незаменимый помощник при вышивке. Используется для того, чтобы «забирать на себя» нагрузку нити и не давать стягиваться ткани. В каждом случае он подбирается индивидуально.
Ассортимент и назначение стабилизаторов очень разнообразны, но сейчас мы говорим только о простейших, с которых стоит начать. Нужно точно определиться, на какой ткани Вы будете вышивать. Отсюда и нужно отталкиваться. Не стоит везти домой из магазина грузовик флизелина, бумаги и водорастворимой пленки.
Для начала достаточно купить по метру вышивальной бумаги или вышивального (не путать со швейным) флизелина, плотностью 40 и 60 г/м и научиться работать с ними.
Секретик 2. Некоторые водорастворимые стабилизаторы имеют свойство высыхать. Этот процесс необратим. Поэтому не надо спешить набирать его даже тогда, когда идёт распродажа.
Вышивальные ниточки. Чем они отличаются от обычных и только ли ими можно делать вышивку?
Понятно, что без ниток машинка шить не будет. Это знают все, но то, что в машинной вышивке нить бывает верхняя и нижняя, новичкам, скорее всего, не известно. Поэтому в магазине Вы уточняете, какую именно нить хотите приобрести.
Нижняя нить, как правило, бывает двух цветов: черная и белая. Она не имеет блеска. В торговую сеть поступает в разной намотке, начиная от разовых шпулек до километровых бобин. Зато верхняя нить имеет огромное количество цветов и оттенков. Производителей тоже великое множество.
Так сколько же купить ниток, чтобы часто не бегать в магазин? Я бы посоветовала Вам опираться на тот дизайн, который будет вышиваться. Там всего два цвета? Ну и хорошо, вот их и купите. Для следующего приобретёте тоже только нужные. Постепенно запасы пополнятся, а вот ненужные оттенки в так популярных сегодня наборах, никогда не будут пылиться на Ваших полках.
Можно ли шить швейными нитями? Да, если Ваша машина захочет их принять. Например, на джинсовых изделиях иногда используют швейную нить именно потому, что она не блестит. Это актуально для мужской одежды.
Секретик 3. Если изнанка изделия будет видна, например, как в крестильном полотенце или свадебном рушнике, то на шпульку нужно намотать верхнюю нить в цвет вышивки.
Закрыв вопросы по подбору ткани, нитей, стабилизаторов, мы почти приблизились к вышивке. Настало время подобрать иглу. Если Вы выбрали хлопок или сатин, то можно взять номер 70 или 80. А вообще иглы существуют для каждого вида ткани (трикотаж, кожзам) свои.
И даже для определенного вида нитей, металлизированная например, имеется специальная игла. Да, от этого очень многое зависит. Знаете с чего начнём? С теста! Этому меня научил один старый мастер.
Секретик 4. Проверка иглы на заусенцы.
Достав из коробочки новую иглу, не спешите её ставить в машину, проведите несложный тест: возьмите иголочку и аккуратненько, под наклоном проведите кончиком по своей коже, слегка при этом вращая в пальцах. Если игла «царапается», значит, на ней заусенец, то есть брак.
Секретик 5. Не забудьте про шпульный механизм!
Перед началом работы обязательно проверьте, свободно ли из него выходит ниточка. Совет: купите себе мягкую беличью кисть и каждый раз, перед тем, как вставить шпульку, промахните гнездо от пыли. Времени это займет немного, а машина Вам будет очень благодарна.
Секретик 6. Ну а теперь их Величество пяльца!
Есть несколько способов их заправки.
- Классика жанра – это когда вставляются вместе и стабилизатор и ткань. Занятие для новичков непростое, знаю по себе.
- Запяливается только ткань, а стабилизатор подкладывается снизу.
- Запяливается стабилизатор, а ткань фиксируется сверху либо клеем, либо пристрачивается крупными стежками.
Из всего этого многообразия Вы, методом проб и ошибок, должны выбрать наиболее удобный способ.
Секретик 7. Помните, что ткань не должна провисать в пяльцах. Часто я слышу рекомендации проверять натяжение по звуку. Это когда запяленная ткань при лёгком постукивании «звучит».
Если ткань перетянуть в пяльцах, то освободившись от них, она всё равно вернётся в свое нормальное положение. И будет незадачка: по краю вышивки образуются волны.
Вот мы и подготовились к вышивке. Теперь вставляем пяльца в машину, находим подготовленный дизайн и поехали!
Пока машина вышивает, готовим утюг, гладильную доску и специальную подушечку для ВТО.
Не знаете, что это такое?
Скоро я обязательно расскажу Вам об этом.
Как подготовить ткань для пробной вышивки
– Ткань. Нужно ли её готовить к вышивке и если да, то как? Это несложно. Если Вы выбрали ткань из бывших уже в употреблении ( пелёночка, простынка), то просто проутюжьте её. Если же лоскут совсем новый, значит нужно его намочить, дать высохнуть и пройтись утюжком.
Я часто слышу совет просто продекатировать (прогладить с паром) ткань, но поверьте, никого и никогда ещё не подвела предварительная стирка! Совет: для своей первой работы выбирайте хлопок или сатин, который достаточно хорошо держит форму. Рыхлый тенсель или бязь оставьте «на потом».