Исследовательская краеведческая работа «Возрождение народных промыслов. Ткачество» | Образовательная социальная сеть

Ажурное ткачество

В конце XIX столетия особенно популярным становится ажурное ткачество. Этот метод создания удивительно красивого орнамента был распространен в районах Русского Севера. Ажурный узор с занимательным переплетением и перевивкой, выполнялся в виде сквозных просветов и чередующегося рисунка. Доподлинно известно, что такое ткачество в основном использовалось для создания занавесок и скатертей.

Браное ткачество

Эта техника на Руси была известна еще до татаро-монгольского нашествия. От закладного ткачества ее отличает рельефная фактура полотна. При выполнении этой техники использовался специальный пруток или дощечка – бральница. С ее помощью из основы выбирались некоторые нити, создавая дополнительный зев.

В результате получался узор, наложенный поверх фона то с лицевой стороны, то с изнаночной. Поэтому рисунок, нанесенный на поверхность браных скатертей и полотен, с изнанки выглядят как негатив. Обычно основной фон вытканного узора располагался горизонтально и мог быть красным или синим.

Виды ткачества

Вплоть до начала XX столетия тканое ремесло считалось одним из приоритетных домашних занятий в культурах большинства народов России и соседствующих государств. Все основные виды воспроизведения тканого полотна осуществлялись с помощью ручного деревянного станка.

В качестве основного сырья для производства ткани дома, обычно использовались волокна льна или конопли, овечья или козья шерсть. Иногда ткань делалась из хлопковых или шелковых нитей – товара, импортируемого из азиатских стран. К этому времени русские мастерицы полностью овладели различными техниками переплетения нитей, а многие из них освоили сложные техники создания узоров.

Что такое узорное ткачество в понимании древних ткачих? Это изображение несложных геометрических линий и фигур. Однако чтобы воспроизвести подобный орнамент на ткани требовалось особое мастерство. Недаром узорное ткачество всегда считалось самым сложным и трудоемким способом украшения полотна.

Выборная техника

Название этого метода говорит, что такое ткачество очень похоже на браное. Для его воспроизведения также необходима все та же специальная дощечка или пруток. Одна, в отличие от браной техники выполнения, при выборной технике уток никогда не прокидывался от кромки до кромки.

Домашнее ткачество сегодня

На сегодняшний день узорное ткачество стало скорее экзотикой, чем повседневной домашней работой: домотканые ковры, занавески, скатерти, салфетки, простыни и одежные ткани давно заменили промышленные аналоги. Сегодня далеко не каждая хозяйка возьмётся за тканое рукоделие.

Однако ремесло — это все еще живо, а в некоторых регионах активно возрождается и развивается. Центры традиционной культуры и многие индивидуальные мастера проводят специализированные мастер-классы и выставки лучших работ. Самотканые изделия успешно продаются в специализированных магазинах.

Безусловно, новые приспособления и современные материалы значительно облегчают труд ткачих, при этом изделия сохраняют яркую, многоцветную гамму и сложность узоров. Благодаря современным материалам мастерицы могут получить потрясающие эффекты переплетений нитей.

Из истории развития ремесла

Считается, что первый станок для ткачества появился на территории Азии. Именно там археологи обнаружили его примитивную модель. В качестве основного сырья мастера того времени использовали шерсть различных животных, волокна растений и натуральный шелк.

Кстати сказать, секрет изготовления шелковой ткани долгое время оставался на территории Китая. Несмотря на то что с появлением Шелкового пути материал широко распространился по свету, многие века эта страна сохраняла монополию в производстве шелка – секрет его изготовления строго охранялся.

Тем не менее ткацкие станки стали повсеместно появляться на территории Азии, Европы и Японии. К тому времени люди уже научились использовать в качестве красителей для ткани сок различных растений. Одновременно с этим мастера ткачества быстро освоили технику украшения ткани различными узорами, сплетенными из разноцветных нитей. Так это ремесло превратилось в искусство и стало неотъемлемой частью быта разных народов.

Доподлинно известно, что знаниями ткацкого дела хорошо владели древние инки. Работы восточных и персидских мастериц испокон веков славились на весь мир, а ткачество в Древней Руси являлось важнейшим элементом ремесленных производств.

Издавна технология ручного ткачества заключалась в определенном переплетении нитей. Рама примитивного ткацкого устройства заправлялась нитями особым образом – вдоль станка. Эти нити называются основой. Нити основы нужно было натянуть достаточно сильно, при этом они должны оставаться параллельными друг другу.

Чтобы нити основы оставались ровно натянутыми, их наматывали на специальный валик, так называемый навой. По мере появления готовой ткани ее наматывали на другой валик, расположенный с противоположной от навоя стороны.

Инновационные технологии

К середине XI века появился ткацкий станок горизонтального типа. Подобные устройства с небольшими модификациями дошли до наших дней. Их использовали вплоть до XVII и даже сейчас можно встретить в некоторых домах.

Название «горизонтальный станок» произошло из-за способа натяжения нитей основы. Модифицированные механизмы ткацкого приспособления, в отличие от первых моделей станков, уже к этому времени приобрели улучшения в виде дополнительных деталей. К основному рабочему элементу (деревянной раме) прикреплялись валики, ножные педали, вертикальные гребенки и челнок.

Новые попытки механизации ткацких станков в текстильной промышленности были успешно воплощены лишь в конце XVIII века, когда английский изобретатель Э. Картрайтом изобрел механический ткацкий станок с более современными конструктивными особенностями.

Исследовательская краеведческая работа «возрождение народных промыслов. ткачество» | образовательная социальная сеть

Муниципальное образовательное учреждение

«Бутырская основная общеобразовательная школа»

Валуйского района Белгородской области

Районный конкурс

исследовательских краеведческих работ

участников Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество»

Возрождение народных промыслов

Ткачество

Секция «Историческое наследие»

                                                                   Панарина Анна  9 класс

                                                              «Детское творческое объединение

                                                                           «Юный патриот»

                                                  Руководитель: Козлов Владимир     Васильевич

                                                  учитель ОБЖ  МБОУ «Бутырская ООШ»                                                                              

2022 год

                                                                   Оглавление:

  1. Введение__________________________________________  3 — 4 стр.
  1. Основная часть_____________________________________  5 – 8 стр.
  1. Заключение________________________________________  9 стр.
  1. Список литературы__________________________________  10    стр.

Введение

          С чего начинается  Родина?

Родина входит в жизнь человека с самого рождения певучим русским словом – колыбельными песнями, потешками, прибаутками, частушками, сказками, а еще русскими забавами и ремеслами.

В старину всё делали своими руками. Ремёсла кормили, одевали и обували.  Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло — плеч не тянет, а само прокормит».

У нас в школе  ведётся большая работа по сбору и изучению  народных традиций, народного творчества в различных областях. Нашими частыми гостями являются  «мастера», люди в совершенстве владеющие  навыками  народных промыслов, проводятся мастер-классы.  Это и вышивание, и вязание, лозоплетение,  изготовление  веников, мётел и т.д.  Школе была подарена муфельная печь для обжига игрушек. Мы изготавливаем игрушки из глины, обжигаем и расписываем их. Всё меньше  остаётся людей в сельской местности, которые могли бы рассказать о народных промыслах своих предков, а тем более показать, как они этим занимались и научить нас. Поэтому наше поколение должно успеть общаться  с людьми, которые помнят, чем занимались наши дедушки и бабушки, так  как завтра уже будет поздно, просто не будет  и этих людей.

В нашем школьном историко-краеведческом музее 12 лет назад появился новый экспонат – ткацкий станок, который подарила семья Посоховых из села Бирюч. Длительное время он лежал на чердаке и когда  Инна Алексеевна Посохова и ее мама Анна Тихоновна   узнали, что активисты школьного музея собирают предметы быта, орудия труда передали станок музею. Подробного описания экспоната у нас не было, поэтому мы  решили узнать историю ткацкого станка,  а были ли в нашем селе  подобные ткацкие станки, кто на них работал, как это происходило и вообще какова история развития ткацкого дела?  Как я и ожидала,  Владимиру Васильевичу, руководителю нашего музея,  понравилась идея. На первом этапе мы начали поиск и изучение литературы по данному вопросу. Трудностей было много, если учесть, что  в библиотеках   очень мало материала о ткачестве.  И всё же….  Вместе с одноклассниками мы опросили старожилов села и оказалось, что  ткацкие станки  были относительно не так уж и давно во многих  семьях.  Но постепенно необходимость в них отпала.  Станки были забыты – заброшены, а чаще всего пущены на дрова.  

Про другие станки:  Самые популярные производители станков с ЧПУ - CNC Maniac

Найдя материал по данной теме и изучив его, мы с Владимиром Васильевичем  запустили ткацкий станок,  а мальчики под его руководством использовали принцип работы ткацкого станка при изготовлении станка для плетения полотен из стеблей сорго, которые девочки потом превращают в прекрасные поделки.

Таким образом, новизна нашей идеи в том, что именно мы стали первыми в нашем районе, заинтересовавшимися  этим видом народного промысла, нашедшие литературу по данному вопросу, изучившие его,  применившие  знания на практике и сумевшие применить  принцип работы станка для изготовления других изделий.   Актуальность данного исследования в том, что посредством его мы планируем возрождение техники изготовления  домотканых дорожек, изделий из сорго  на ткацких станках в музее нашей школы.  И, заглядывая уже в будущее, на базе нашего школьного историко-краеведческого музея организовать мастер-классы  по народным промыслам в том числе и ткачеству. Тем более, что опыт проведения уже имеется. Мы выступали перед директорами основных школ района с мастер классом по ткачеству.  

Целью данного исследования является: возрождение народного промысла ткачество и распространение опыта в среде школьников нашего района.

Задачами данного исследования являются:

—  Изучение истории возникновения ткачества, распространение его в нашем селе;

— Поиск и изучение  и освоение технологии  работы на домашнем  ткацком станке;

— Распространение и пропаганда данных навыков  среди  учащихся школы;

— Пропагандировать  преимущество использования народных промыслов в оформлении  интерьера современной сельской усадьбы;

—  Поиск новых возможностей домашнего ткацкого станка для изготовления других изделий.

     Начиная работу мы определились с  методами исследования, которые условно разделили на 3 большие группы:

1. Методы эмпирического исследования

— Наблюдение;

— Измерение;

— Эксперимент.

2. Методы, которые  использовались  как на эмпирическом, так и на практическом  уровне

— Абстрагирование;

— Анализ и синтез;

— Индукция и дедукция;

— Моделирование.

3. Метод теоретического исследования

—  Восхождение от абстрактному к конкретному.

4.  Практическое воплощение идеи пропаганды народного промысла ткачества.

Основная часть

Итак, помните: «три девицы под окном пряли поздно вечерком».

  1. Ткачество (история развития)

Волшебство преображения природного материала в привычную бытовую вещь поражает и завораживает. Даже сейчас мы — современные дети, близко знакомые с высокими технологиями, как и, наверное, когда-то наши далекие предки, с величайшим удивлением наблюдаем, как клок шерсти в умелых руках бабушек превращается в нить, а после становится мягким и тёплым подарком — вязаным детским шарфиком, уютными носочками, а то и любимой игрушкой.

 Ткачество — это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Осваивая формирование полотна, первичная цель человека была – защитить тело от воздействий окружающей среды. Годы, десятилетия, века ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет д.н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Образовалось полотно с более сложной фактурой и декатировкой, что придало ткачеству другую смысловую функцию, т.е. ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество — это основа национальной культуры…

 С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (бранная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.

В 13в. новое и главное достижение человечества – механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития – это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство»…

Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней.

Самой распространенным материалом для шитья одежды был лён. В глазах наших пращуров никакая одежда не могла сравниться с льняной. Зимой лён согревает, летом даёт телу прохладу. Лён  — лучшая ткань

Конопля– то же была распространена на территории древней Руси. Славяне приметили это растение, оно , подобно льну даёт волокно и масло. Первоначально коноплю использовали для витья верёвок и лишь потом для изготовления тканей. Ткни из конопли назывались «посконными», или «замашными» . Одежда из конопли, как считают народные целители, обладает лечебными свойствами.

Другое сырьё было рогоз. Это обычный камыш, который водится по берегам речек. Ткань из рогоза в основном использовалась для хозяйственных целей. Мочалки, мешки, верёвки. Одежда из рогоза (рогожки) на древней Руси, была не просто «непрестижной», она была социально-неприемлемой, означая последнюю стадию, до чего может докатится человек по бедности. Человек, одетый в рогожку либо изгнан из племени, либо безнадёжный дармоед. Единственной приемлемой одеждой считался плащ, рогоз хорошо отталкивает влагу.

Для ткачества и изготовления одежды применялась еще шерсть и кожа.

Самый трудоемкий процесс при изготовлении ткани — это производство нити. Он состоял из получения исходных материалов — шерсти, льна, конопли, длительной подготовки их к прядению и самого прядения. Все это составляло около 75% общих трудовых затрат прядильно-ткацкого производства. Дальнейшие операции текстильного производства — само тканье и аппретура ткани — составляли 25% затрат, но они требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.

После уборки и просушки льна и конопли их необходимо обмолотить.

После обмолота лен и коноплю стлали и мочили, затем просушивали и подвергали механической обработке, т. е. мяли, трепали и чесали.  Лен мяли, чтобы изломать древесину стебля и отколоть кострику от волокна. Для дальнейшего отряхивания, т. е. освобождения волокна от кострики и от мелких грубых частиц, лен трепали. Окончательная очистка волокна и выравнивание отдельных волокон в одном направлении производилось с помощью чесания. Для этого служил специальный инструмент — чесало. Волокна лучшего качества назывались куделью, а очески, остающиеся на чесале, — верховиной

Нити из шерсти или растительного волокна для всех видов тканей в древней Руси пряли на ручном веретене.  При прядении нити, кроме веретена, необходима подставка — прялка, служащая для крепления кудели пряжи. Кроме  ручных веретен и прялок следует коснуться и механических прялок или, как их иначе называют, самопрялок.

Прядением и ткачеством испокон веков занимались женщины, девушки и подростки. Ткацкий станок был в каждом крестьянском доме, на протяжении веков считалось, что женщина обязана уметь выполнять ткацкие работы, иначе она не считалась полноценным членом общества.

Ткацкий станок

Ткацкие станки древних славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок — ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы — нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками.

Про другие станки:  Балансировочный стенд SICE S646A 25" 220В до 65кг электронная линейка, ЖК-монитор - интернет магазин

Независимо от различий в конструкции ручные ткацкие станки горизонтального типа похожи по расположению основных рабочих узлов и принципу их работы.

Технология ткачества состояла из 5 основных операций:

1) контроль основы и подача её в зону формирования ткани;

2) разделение основы на две части в вертикальной плоскости;

З) введение утка в пространство между двумя частями основы;

4) прибоя проложенной уточины к краю ткани;

5) отвода ткани из зоны формирования и ее наматывание на вал.

Процесс работы горизонтального ткацкого станка заключается в следующем:

Нити основы, сматываясь с пряжного навоя 1 (приложение 2),  огибают скало 2 и ценовые палочки 3, которые служат для их упорядочения (сохраняют деление на пары и очередность, заданную при сновании). Затем нити основы проходят через глазки ремизок 4, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называется ткацким зевом. В него пробрасывается челнок 9 с уточной нитью 10. К опушке ткани 11 уточная нить прибивается бердом 6, установленным в батане 7. Поэтому после прохождения через глазки ремизок все нити основы в той же очередности должны быть пробраны в промежутки между зубьями берда. Перемещение ремизок в вертикальной плоскости для образования зева осуществляется при помощи подножек 8, что возможно лишь при подвижной подвязи ремизок на блочках 5.

Каждый раз, когда ремизки, перемещаясь, образуют ткацкий зев, в него пробрасывается челноком уточная нить. После этого бердо, двигаясь на батане вперед, прибивает уточную нить к опушке ткани. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки утка повторяется.

Вырабатываемая ткань огибает грудницу 12 и наматывается на товарный навой 13.

Но прежде, чем станок заработает его нужно «снарядить»  (нарядить)

Технология изготовления основы

Двойная нить, идущая с двух крутящихся от обычного натяжения тюриков, пропускалась где-нибудь через балку и вытягивалась сверху к сновалке. Сновалки поворачивали на один поворот, то в одну сторону, то в другую. Длина одной стены холста равнялась периметру сновалки и была постоянной.

При благополучном исходе основу, тщательно сохраняя перевязанные бечевками цены, снимают с вороб. Она принимает вид переплетенного жгута, который переносится в тепло, в избу, где уже стоят готовые для последующего снования кросна. Задача в том, чтобы каждую нить в строгой последовательности протянуть в бердо и закрепить один конец основы горизонтально на вращающейся чурке.

Основа после этого осторожно в ряд наматывается на ширину валика, на чурку. Оставшиеся концы наводят в нитченки и в рабочее бердо. Чурка с основой закрепляется и делается неподвижной при помощи специального устройства. Концы основы, пропущенной через нитченки и бердо, закрепляются на другом валике кросен, который тоже можно крепить. Основа туго натягивается, к нитченкам привязываются подножки, и только теперь пробуют зев. Если все сделано хорошо, нити снуют вверх и вниз легко, не цепляясь друг за друга. Основа раздвигается широко, и скользкий челнок с берестяной чивцей, на которой намотана уточная нить, не бегает в зеве, а просто летает справа налево.

Итак, основа наконец основана и можно ткать…

За день хорошая мастерица ткала одну стену простого холста. Две стены — около пятнадцати метров — назывались концом.

Станок для плетения полотен из стеблей сорго

        Станок для плетения полотен из стеблей сорго больше известных как веники.

        Принцип действия этого станка аналогичный ткацкому станку, только уменьшенных размеров и изготовлен из подручных материалов.

Ткацкий станок состоит из простой, сделанной из ДСП станины. На последней крепятся все подвижные его части: рамы ремизок с отверстиями два навоя (вала) пряжного и товарного и батан с установленным бердо. В отверстия одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы — нечётные. Через подвижный рычаг, прикрепленный к поднёбнику, а он в свою очередь соединен с ремизками происходит управление нитями основы. Передвигая рычаг, мы поднимаем чётную группу основы, а затем другую — нечётную.

Наиболее трудоемкий для нас оказался процесс создания основы и «наряжания» станка. Нити основы с юрка наматывали на две палочки поочередно кругом. Затем концы нитей основы смотали на товарный навой, каждую нить определили в свои отверстия, пропустив через бердо и пластины ремизки, закрепили на пряжном навое. Намотав нити основы на пряжный навой, проверили натяжение – основа готова.

Еще для работы необходимо предварительно заготовить одинаковой длины и диаметра отрезки из стеблей сорго, которые обрезаем ножом.

Нити основы, сматываясь с пряжного навоя, проходят через глазки ремизок, при помощи которых они делятся на два слоя; образующийся при этом промежуток называемый ткацким зевом.   В него пробрасывается отмерянный отрезок стебля сорго. К опушке полотна стебель прибивается бердом, установленным в батане. Затем ремизки меняют свое положение и процесс прокладки и прибивки отрезка повторяется. Вырабатываемое полотно огибает грудницу  и наматывается на товарный навой. Движение полотна по кругу происходит за счет поворота валов, натяжение которых регулируется пружиной на товарном навое  и стопором на пряжном. Ширина и длина полотна, также как и диаметр отрезкой стеблей сорго, выбирается произвольно, в зависимости от задумки автора. Полотна друг от друга отделяются планками, позволяющими впоследствии произвести обрезку и связывание попарно нитей основы на полотнах.

2  Воспоминания старожилов

Ткачество в наших селах

Станков ткацких в селах наших было несколько. Никто даже не может сказать сколько, потому что их передавали от дома  к дому по надобности или просто, когда появится свободное время и заготовлено все для его работы. Для них, сегодняшних бабушек и прабабушек, тогдашних детей, это было интересным делом. С удовольствием детьми они помогали мамам и бабушкам ткать домотканые дорожки. Чуть раньше ткали и материал для рабочей одежды и наши старожилы рассказывают, что ходили в школу с сумками суконными, в холщевых платьях и брюках с рубахами.

        По рассказам ткачеством занимались почти в каждой семье. Наши односельчане  Акимова Клавдия Федоровна,  Ксения Яковлевна Елдынова,  Голочалова Алла Васильевна, Потапенко  Лидия  Михайловна и многие другие подтверждают, что  в их домах периодически находился и был в работе ткацкий станок. Занимал он очень много места, большую часть комнаты.  А если приходила пора сновать, то ее размеры были еще больше.  Многие из рассказчиков принимали активное участие в сновании, снаряжении стана. К прядению детей допускали очень редко – тут нужны были опыт и сноровка.

        Домотканые дорожки укладывали на некрашеный пол, чтобы меньше грязи и пыли было. Позднее их постилали потому что так было положено, да и теплее на полу.

        Кто делал станки, уже сейчас никто и не помнит. Ремонтом и восстановлением занимался Шевелев Иван Матвеевич. Он же мог изготовить и сменные части стана (бёрда, ремизки, валики, челноки)

        На продажу половички никто не делал,  а использовали для своей семьи,  даже готовили в качестве приданного невесте.

        По рассказам односельчан последнее использование ткацкого станка было примерно в 70-х годах прошлого столетия. Хозяйства стали крепче. Проще купить одежду и дорожки в магазине и качественнее и времени, как правило, на их изготовление не хватает. Ткацкие станы за ненадобностью пылились в сараях, а то и просто сжигались.

        Станок в нерабочем состоянии был подарен Акимовой Клавдией Федоровной через нашу школу музею отдела краеведения центра туризма г. Валуйки. Отдельные элементы ткацкого станка по словам Сафонова Александра Михайловича, находятся в домовладении его матери.

Но ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.  

Заключение

Таким образом,  изучив материалы по ткацкому станку,  мы сумели не только его собрать, но снарядить и запустить в работу. Сумели по рассказам наших односельчан соткать пусть узенькую, но свою домотканую дорожку,  пробуем изготовить шерстяной шарф (он сейчас в процессе изготовления).  Мы готовы показать процесс работы на станке гостям музея и школы.

Думаем, что наша  работа на этом  не завершена.  

Про другие станки:  Приспособления для установки заготовок на фрезерных станках | Станочный Мир

Новый глава администрации Бирючанского сельского округа Руднева Ольга Александровна  (учитель истории нашей школы) намекнула, что мы можем поучаствовать в губернаторской программе развития туризма в Белгородской области. Для чего должны сделать проект развития туризма у себя на территории села Бутырки и Вериговка. Также сказала, что решается вопрос о передаче здания бывшей администрации Бутырского сельсовета для создания дома мастера. Вот там мы сможем разместить часть музея и наши станки, принимать гостей и вместе с ними обучаться работе на станке.

А с теми сведениями, которые нам удалось собрать,  навыками, которые  приобрели  мы готовы поделиться с одноклассниками, ребятами из других классов, родителями и гостями школы.

Хочется  закончить работу стихами:

«Да будет вечен дней твоих поток,

Покуда есть основа и уток!».

Литература:

  1. Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М.—Л., 1940;
  2. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. [М.], 1948;
  3. Канарский Н.Я., Эфрос Б.Е., Будников В.И. Русские люди в развитии текстильной науки. М., 1950;
  4. Технология ткачества. Т. 1—2. М., 1966—67: Гордеев В.А., Арефьев Г.И., Волков П.В. Ткачество. 3 изд. М., 1970;
  5. Проектирование ткацких фабрик. М., 1971. И. Г. Иоффе, В. Н. Полетаев.
  6. Источник: Большая советская энциклопедия и другие материалы
  7. Богуславская, И. Я. Узоры на полотне // Богуславская. И. Я. Северные сокровища : о нар. искусстве Севера и его мастерах. — Архангельск : Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1980.
  8. Клыков С. С. Пояс как элемент комплекса женского костюма / С. С. Клыков // // Народный костюм и обрядность на Русском Севере : материалы VIII Каргопольской научной конференции / науч. ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина. — Каргополь, 2004.
  9. Кожевникова, Л. А. Особенности народного узорного ткачества некоторых районов Севера // Русское народное искусство Севера : сб. статей.Л. : Сов. Художник, 1968.
  10. Лютикова, Н. П. Орнаментация тканей русского населения бассейна р.Мезени в конце XIX-начале ХХ века: ткачество, вышивка, вязание / Н. П. Лютикова // Народный костюм и современная молодежная культура:Сб.ст. — Архангельск : 1999.
  11. Луговский; прорис. С. М. Бойко, Г. А.Григорьева. — Архангельск : Правда Севера, 2000.
  12. Филёва, Н. А. Узорное ткачество на Пинеге / Н. А. Филёва // Народные мастера. Традиции, школы: вып. 1 : сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусства ордена Ленина Акад. хдожеств. СССР; под ред. М. А. Некрасовой.М. : Изобраз. Искусство, 1985.
  13. Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. / Под ред. Б.А.Рыбакова. – М. : Советская Россия, 1959.
  14. Повесть временных лет, ч.1, М. – Л., l950.
  15. Воспоминания старожилов

Электронные источники:

  1. http://www.narodko.ru 
  2. http://krugsvaroga.izkon.ru 
  3. http://www.booksite.ru 
  4. http://ecoyar.ru/shop
  5. http://vsetke.ru
  6. http://starica-volga.ru/istoriya

Клетчатина и пешечный узор в ткачестве

Узор, образованный мелким уточным настилом, наложенного поверх гладкого полотна. Это довольно сложный более трудоемкий вид ремизной техники. Обычно рисунок разноцветной клетчатины имел четкую геометрическую форму. Тем не менее вытканные изображения могли быть весьма разнообразными. Такой вывод можно сделать исходя из сохранившихся названий: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники» или «денежки».

Вытканный орнамент, выполненный в виде так называемых шашечек, носит название «пешечный узор». Выпуклые узоры выделялись необычным эффектом за счет игры светотени.

Комбинирование техник ткачества

Интересен тот факт, что искусные мастерицы могли объединять сразу несколько техник ткачества. Что такое возможно сделать на примитивных устройствах вряд ли поверят наши современники, увидев воочию подобное профессионально изготовленное самотканое полотно. Однако это возможно и многие современные рукодельницы повторяют мастерство древних ткачих сегодня.

Первый ткацкий станок

Примитивные модели первых механизмов, которые использовались для создания ткани, представляли собой простую вертикальную раму. На нее натягивались нити, а ткач, держа в руках больший челнок, пропускал его через основу. Такой процесс был достаточно длительным и сложным: нити приходилось перебирать руками, от этого они часто рвались, а сама ткань получалась слишком толстой.

Тем не менее ручное ткачество заняло одно из первостепенных мест в быту древних людей, а подобные устройства использовались практически в каждом доме. Благодаря примитивным механизмам ткацких установок стали появляться новые предметы одежды, ковры и подстилки.

Переборное ручное ткачество

Широкое распространение эта техника создания тканого полотна получила в украинском и белорусском творчестве. Внешний вид таких изделий очень напоминает изделия, выполненные по методу выборного ткачества, но технология изготовления ткани значительно отличается от него.

Здесь не применяется никакая бральница, зато увеличивается количество ремизок в станке, в которые попадали нити основы. В народном творчестве и по сей день различают два способа «переборов». Для получения двухстороннего орнамента рисунка ткани мастерицы, как и прежде, используют один узорный уток, а чтобы получить многоцветный рисунок, приходится использовать уже два или более утков.

Пестроткань или пестрядь

Одним из простейших видов ремизной техники считается пестроткань или пестрядь. Она представляла собой клетчатые или полосатые рисунки. В качестве основных цветов использовались традиционные красные, синие и белые, иногда добавлялись желтые и зеленые оттенки. Пестротканые полотна использовались для изготовления рубах, сарафанов, передников и покрывал.

Полотняная и закладная техника

Самым простым видом ткацкого переплетения считалось полотняное. Его использовали на протяжении всей истории ткачества, создавая ткань для нательного белья и полотенец.

Техника закладного ткачества также является одной из самых древних. Этот метод переплетения предусматривает прокладку нитей не по всей ширине ткани, а лишь на некоторых ее участках. «Заклады» обычно представляли собой орнамент из простейших геометрических фигур.

Интересно то, что закладное ткачество использовали и на горизонтальных, и на вертикальных ручных станках. Тканый ковер из шерсти, выполненный в этой технике, обязательно присутствовал в каждом доме.

Ремизное ткачество

При изготовлении ткани с помощью горизонтального ткацкого станка одной из наиболее распространенных техник считается ремизная или много ремизная техника. В этом случае цветные нити можно чередовать в определенном порядке. С помощью такой техники создавались всевозможные узоры, имеющие простые геометрические линии, причем полученный орнамент мог быть очень разнообразен по цветовой гамме.

Обычно данной техникой пользовались для украшения скатертей, полотенец и нижних женских юбок. Некоторые мастерицы изготавливали тканые ковры, используя элементы этой техники. Примеры тканей, изготовленных в этой технике, можно встретить на изображениях одежды святых и иконах XIV–XV столетий в работах новгородских и галицких иконописцев.

Современное производство

Современные автоматические машины для изготовления тканей имеют более сложную конструкцию, они работают на электричестве и могут производить самые разнообразные материалы. Однако ручное ткачество – ремесло, которое до сих пор живо. Хотя сегодня оно встречается скорее как прикладное творчество, самотканые изделия часто выставляются на выставках и хорошо продаются в сувенирных лавках.

Народные традиции древних мастериц передаются из поколения в поколение, дополняясь новыми витками более современных техник и использованием усовершенствованных материалов.

Ткачество на руси

Прядение и ткачество на Руси являлись обязательным женским занятием. Независимо от социального статуса, ткать, прясть, вязать и вышивать учили каждую девочку с раннего детства. Прозвище «не ткачиха» считалось самым обидным для девочки-подростка, ведь каждая должна была самостоятельно приготовить свое приданое – простыни, скатерти, покрывала, полотенца и другие элементы быта и домашнего декора.

Во время великих праздников и особенных событий, когда в доме появлялось много людей, каждую комнату наряжали лучшими ткаными работами: на окна вывешивались красивые занавески, стол покрывали лучшей скатертью, а стены украшались различные полотенца. Это говорило не только об умениях хозяйки, но и свидетельствовало о достатке семьи.

Поэтому каждая женщина, а тем более незамужняя девушка, стремясь показать себя умелой мастерицей, старались выткать для таких случаев самые лучшие работы. Именно поэтому семейное мастерство бережно сохранялось, улучшалось и передавалось из поколения в поколение. Накопленные веками секреты русского ткачества дошли и до наших дней.

Безусловно, на Руси всегда было много талантливых мастеров и искусных мастериц. Поэтому, несмотря на сложность и трудоемкость примитивного процесса, техники ткачества постоянно улучшались.

Археологические исследования современных ученых свидетельствуют о том, что многие образцы одежды и домашнего обихода, датируемые X–XI веками, имеют высокие художественные достоинства и отличаются гармоничным колоритом с уравновешенными пропорциями и удачным масштабом орнамента. Это свидетельствует о высоком уровне ткацкого мастерства на Руси того времени.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти