электропривод металлообрабатывающих станков

Выбор электродвигателей для приводов металлообрабатывающих станков

4. Выбор электродвигателей для приводов

металлообрабатывающих станков

4.1.
Основные сведения об электроприводе и режимах работы электродвигателей

Для приведения в движение производственных машин и
механизмов (и, в частности, металлообрабатывающих станков) используют электропривод,
состоящий из электродвигателя, передаточного устройства и систем преобразования
управления и автоматики. В некоторых случаях передаточные устройства и
преобразователи (тока, частоты и др.) могут отсутствовать.

В соответствии с характером работы производственных
механизмов в условиях эксплуатации различают следующие основные режимы работы
двигателя: продолжительный (ДП), кратковременный (КР) и
повторно-кратковременный (ПКР).

Продолжительный режим – режим, в котором
электродвигатель может работать длительное время, при этом установившееся
значение превышения температуры двигателя  t над
температурой окружающей среды не превышает установленного значения. Такой режим
работы характерен для двигателей вентиляторов, насосов, компрессоров,
трансформаторов, мощных металлорежущих станков и др.

График продолжительного режима работы приведен на рис.
4.1а – при постоянной и рис. 4.1б – при изменяющейся нагрузке.

электропривод металлообрабатывающих станков 

Кратковременный режим – режим, при котором превышение
температуры электродвигателя достигает предельно допустимого значения для
данного класса изоляции, но не достигает установившегося значения. В этом
режиме двигатель работает в течение сравнительно небольшого периода времени, а
перерыв в работе велик и двигатель успевает охладиться до температуры
окружающей среды.

электропривод металлообрабатывающих станковВ
кратковременном режиме работают двигатели затворов шлюзов, подъемные механизмы
разводных мостов. На рис. 4.2 показаны графики нагрузки при кратковременном режиме.

Повторно-кратковременный режим – режим, при котором
периоды работы электродвигателя под нагрузкой чередуются с паузами, когда двигатель
отключается. При этом периоды работы и паузы не настолько длительные, чтобы
температура достигла установившегося значения. Такой режим характерен для двигателей
подъемно-транспортных механизмов, прессов, штамповочных машин и некоторых
металлообрабатывающих станков. Время цикла этого режима электропривод металлообрабатывающих станков,
где электропривод металлообрабатывающих станков — время работы двигателя, а электропривод металлообрабатывающих станков — время паузы. Время цикла обычно не
превышает десяти минут. Повторно-кратковременный режим характеризуется продолжительностью
включения

электропривод металлообрабатывающих станков%.                           (4.1)

Для электродвигателей стандартные значения ПВ=15, 25,
40 и 60%. Пример графика нагрузки при повторно-кратковременном режиме приведен
на рис. 4.3а, б.

 

4.2. Принципы выбора электродвигателей

Выбор двигателя заключается в подборе для
соответствующего механического оборудования электродвигателя, подходящего по
роду тока, напряжению, мощности и частоте вращения.

Для машин и механизмов, не требующих регулирования
частоты вращения, рекомендуется применять асинхронные двигатели с короткозамкнутым
ротором или синхронные.

Двигатели постоянного тока допускается применять
только в случаях, когда двигатели переменного тока не удовлетворяют
характеристикам механизма или являются неэкономичными. Синхронные двигатели рекомендуется
применять для нерегулируемых механизмов продолжительного режима работы при
единичной мощности 100 кВт и более.

Поскольку чаще всего в электроприводах
металлообрабатывающих станков применяются трехфазные асинхронные двигатели, то
последующий материал посвятим именно этим двигателям.

4.3. Трехфазные асинхронные двигатели (АД)

Асинхронная машина – это машина переменного тока, у
которой в установившемся режиме магнитное поле, участвующее в основном процессе
преобразования энергии, и ротор вращаются с разными угловыми скоростями.

Выпускаются асинхронные машины с короткозамкнутым и фазным
ротором. Они могут работать в двигательном, генераторном и тормозном режимах.
Наиболее распространенные асинхронные двигатели характеризуются номинальными
(паспортными) данными: механической мощностью электропривод металлообрабатывающих станков,
напряжением обмотки статора электропривод металлообрабатывающих станков, током статора электропривод металлообрабатывающих станков, частотой напряжения сети f,
частотой вращения ротора электропривод металлообрабатывающих станков, КПД — электропривод металлообрабатывающих станков, коэффициентом мощности электропривод металлообрабатывающих станков, напряжением между контактными кольцами
при разомкнутой обмотке ротора электропривод металлообрабатывающих станков и номинальный ток электропривод металлообрабатывающих станков для АД с фазным ротором.

В каталогах на двигатели, кроме того, указывают
начальную кратность пускового тока электропривод металлообрабатывающих станков, начальную кратность
пускового момента электропривод металлообрабатывающих станков, кратность максимального момента
электропривод металлообрабатывающих станков.

В двигателях с шестью выводами обмоток статора
указывают два значения электропривод металлообрабатывающих станков и электропривод металлообрабатывающих станков (в
числителе – при соединении треугольником, а в знаменателе – при соединении
звездой).

4.3.1. Условное обозначение АД

Современной серией АД является серия 4А. Двигатели
выпускаются в двух вариантах исполнения по степени воздействия окружающей среды:
защищенные (1Р23) и закрытые обдуваемые (1Р44).

Двигатели мощностью от 60 Вт до 270 Вт выпускаются на
напряжение 220/380 В, двигатели мощностью 0,55-110 кВт – на напряжение   220/380
В и 380/660 В, двигатели мощностью 132-400 кВт – на напряжение 380/660 В.

АД выпускаются следующих типов: 4А, 4АН, 4АК, 4АР,
4АС, где 4 – номер серии, А – асинхронный, Н – защищенного исполнения, К – с фазным
ротором, Р – с повышенным пусковым моментом, С – с повышенным скольжением.

Двигатели с повышенным пусковым моментом предназначены
для привода механизмов с тяжелыми условиями пуска (компрессоры, поршневые
насосы, транспортеры и др.)

§

Двигатели с повышенным скольжением предназначены для
привода механизмов с пульсирующей нагрузкой (например, компрессоров, прессов),
а также механизмов, работающих в повторно-кратковременном режиме.

Полное условное обозначение трехфазных АД состоит из
буквенно-цифрового кода.

Первый элемент кода – цифра 4 (номер серии).

Второй элемент кода – буква А (двигатель асинхронный).

Третий элемент кода – исполнение по степени защиты от
воздействия окружающей среды (буква Н – IP-23, отсутствие
этого элемента – IP-44).

Четвертый элемент кода – буква-исполнение двигателя по
материалу станины и щитов (А – станина и щиты алюминиевые, Х – станина алюминиевая,
а щиты чугунные или наоборот). Отсутствие этого элемента означает, что станина
и щиты чугунные или стальные.

Пятый элемент кода – число-высота от оси вращения вала
до опорной поверхности лап в миллиметрах.

Шестой элемент кода – условная длина станины по МЭК
(буква  S, M или L).

Седьмой элемент кода – длина сердечника статора (А или
В). Отсутствие знака означает одну длину в установленном размере.

Восьмой элемент кода – число полюсов в статоре 2, 4,
6, 8, 10, 12.

Девятый элемент кода – климатические исполнения по
ГОСТ 15150-69 (У – для умеренного климата).

Десятый элемент кода – категория размещения по ГОСТ
15150-69 (З – в закрытых помещениях с естественной вентиляцией).

Буквы К, Р, С, о которых говорилось выше, ставятся
после второго элемента кода.

В обозначении многоскоростных двигателей указывают
(через косую черту) все числа полюсов (например, 4А200М12/18/6/4УЗ).

Двигатели со встроенным электромагнитным тормозом
имеют в обозначении дополнительную букву Е после числа полюсов (например,
4А112М6ЕУЗ).

Малошумящие двигатели имеют букву Н после числа
полюсов, а двигатели тропического исполнения – букву Т после числа полюсов.

Для районов с холодным климатом – буквы КЛ после числа
полюсов, а двигатели сельскохозяйственного назначения – буквы СХ после числа полюсов.

Выводы обмоток статора трехфазного АД обозначают
буквами электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков — начало первой, второй и третьей фазы, а
буквами электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков — концы первой, второй и третьей фазы.

Выводы обмоток ротора с контактными кольцами
обозначают буквой Р. электропривод металлообрабатывающих станковэлектропривод металлообрабатывающих станков,
электропривод металлообрабатывающих станков,электропривод металлообрабатывающих станков — первой фазы, второй и
третьей соответственно, а нулевую точку обозначают буквой О.

4.3.2. Основные параметры и характеристики

Принцип работы АД основан на использовании
вращающегося магнитного поля, создаваемого токами, протекающими в обмотках
статора, питаемых трехфазной симметричной системой синусоидальных ЭДС.

Частота вращения магнитного поля статора

электропривод металлообрабатывающих станков,                                                 (4.2)

где  f
частота напряжения сети, р – число пар полюсов в машине.

Скольжение – это относительная разность частот
вращения (или угловых скоростей) магнитного поля и ротора

электропривод металлообрабатывающих станков,                                    (4.3)

где электропривод металлообрабатывающих станков — частота вращения
ротора,

электропривод металлообрабатывающих станков и электропривод металлообрабатывающих станков — угловые скорости вращения магнитного поля
и ротора.

Частота вращения ротора

электропривод металлообрабатывающих станков.                                           (4.4)

Частота ЭДС, индуцированной в обмотке статора
вращающимся магнитным потоком, равна частоте напряжения сети

Про другие станки:  Ручные трубогибочные станки в Москве: 298-товаров: бесплатная доставка, скидка-63% [перейти]

электропривод металлообрабатывающих станков.                                                   
(4.5)

Частота ЭДС и тока в обмотке ротора

электропривод металлообрабатывающих станков.                                                 
(4.6)

Действующие и комплексные значения ЭДС, индуцированные
в фазных обмотках статора и неподвижного и вращающегося ротора

электропривод металлообрабатывающих станков,           (4.7)

где электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков — число витков фазных обмоток статора и
ротора,

электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков — их обмоточные коэффициенты.

Из (4.7) следует, что электропривод металлообрабатывающих станков.

Коэффициент трансформации ЭДС

электропривод металлообрабатывающих станков.                                            
(4.8)

Активная мощность подведенной электрической энергии

электропривод металлообрабатывающих станков.                   
(4.9)

Механическая мощность на валу

электропривод металлообрабатывающих станков.                              (4.10)

КПД двигателя             

электропривод металлообрабатывающих станков,                                   (4.11)

где электропривод металлообрабатывающих станков — мощность потерь в
двигателе

электропривод металлообрабатывающих станков ,                  (4.12)

где
электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков —
мощность электрических потерь в обмотках статора и ротора,

электропривод металлообрабатывающих станков — мощность магнитных потерь в сердечнике
статора,

электропривод металлообрабатывающих станков и электропривод металлообрабатывающих станков —
мощность механических и добавочных потерь.

Электромагнитный
(вращающий) момент

электропривод металлообрабатывающих станков,                                     
(4.13)

где
электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков.

Критическое
скольжение, соответствующее максимальному моменту электропривод металлообрабатывающих станков,

§

электропривод металлообрабатывающих станков ,                             (4.14)

где электропривод металлообрабатывающих станков — приведенное
добавочное сопротивление реостата в цепи ротора.

Максимальный
момент

электропривод металлообрабатывающих станков,                           (4.15)

где
электропривод металлообрабатывающих станков — индуктивное сопротивление двигателя.

Упрощенное
уравнение механической характеристики в относительных единицах (формула Клосса)

электропривод металлообрабатывающих станков .                                    
(4.16)

Критическое
скольжение электропривод металлообрабатывающих станков может быть найдено по (4.14) по известным
параметрам обмотки ротора или из (4.16) по известным значениям моментов и
скольжения для какого-либо характерного режима (например, номинального).

Рабочие
характеристики двигателя – это зависимости электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков при электропривод металлообрабатывающих станков и электропривод металлообрабатывающих станков.

электропривод металлообрабатывающих станковЭти характеристики показывают зависимость
эксплуатационных параметров двигателя от мощности электропривод металлообрабатывающих станков на валу
рис. 4.4.

4.4.
Определение мощности электродвигателя. Выбор двигателей по каталогу

Методы
определения мощности электродвигателя для различных режимов работы привода
рассмотрим на примерах:

4.4.1.
Нагрузка длительная переменная (режим работы электропривод металлообрабатывающих станков)

Исходные
данные: шпиндель металлорежущего станка приводится во вращение асинхронным
электродвигателем. Момент на валу электродвигателя за цикл работы станка задан
нагрузочной диаграммой рис. 4.1б.

а)
Определить мощность, необходимую для привода станка, используя метод
эквивалентных величин.

б)
Выбрать двигатель по каталогу или справочнику и произвести проверку на
перегрузочную способность. Двигатель должен быть установлен в сухом непыльном
помещении, с опасностью попадания предметов внутрь двигателя.

Частота вращения электропривод металлообрабатывающих станков об/мин,
электропривод металлообрабатывающих станков Н×м, электропривод металлообрабатывающих станков Н×м,        электропривод металлообрабатывающих станков Н×м, электропривод металлообрабатывающих станков Н×м, электропривод металлообрабатывающих станков мин, электропривод металлообрабатывающих станков мин, электропривод металлообрабатывающих станков мин, электропривод металлообрабатывающих станков мин, электропривод металлообрабатывающих станков мин, электропривод металлообрабатывающих станков мин, электропривод металлообрабатывающих станков мин.

Решение

Поскольку нагрузочная диаграмма рис.4.1б задана
в виде графика зависимости электропривод металлообрабатывающих станков,  то в этом случае
определяют эквивалентный момент электропривод металлообрабатывающих станков, отвечающий постоянной
нагрузке на валу (эквивалентный реальной переменной нагрузке), при которой
нагрев двигателя такой же, как и при переменной нагрузке.

Если бы рис. 4.1б состоял только из
горизонтальных участков, то электропривод металлообрабатывающих станков нужно было бы
определять по формуле

электропривод металлообрабатывающих станков , Н×м.                (4.17)

Поскольку первый участок на рис. 4.1б имеет вид
треугольника, то для этого участка эквивалентный момент

электропривод металлообрабатывающих станков Н×м.                                
(4.18)

Для
участка, имеющего вид трапеции (пятый участок на рис. 4.1б)

электропривод металлообрабатывающих станков , Н×м   (4.19)

С учетом сказанного для диаграммы рис. 4.1б,
получим формулу

электропривод металлообрабатывающих станков , Н×м .(4.20)

Подставляя заданные величины, получим

электропривод металлообрабатывающих станковНм.

Вычисляем эквивалентную мощность

электропривод металлообрабатывающих станков кВт.

По условиям работы выбираем по справочнику трехфазный
асинхронный электродвигатель большей ближайшей мощности типа 4А160S2У3
с параметрами

электропривод металлообрабатывающих станков кВт, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков об/мин, электропривод металлообрабатывающих станков.

Определяем номинальный момент двигателя

электропривод металлообрабатывающих станков Н×м.

Максимальный момент электропривод металлообрабатывающих станков Н×м.

Из графика определяем максимальный статический момент электропривод металлообрабатывающих станков Н×м.

Допустимый момент двигателя, с учетом возможного
снижения питающего напряжения на 10% от номинального

электропривод металлообрабатывающих станков Н×м.

Так как электропривод металлообрабатывающих станков (83 Н×м > 70 Н×м), то двигатель выбран правильно.

4.4.2. Нагрузка кратковременная (режим работы электропривод металлообрабатывающих станков)

Исходные данные

Определить мощность и выбрать из справочника
электродвигатель для перемещения суппорта токарного станка со скоростью V
(м/с). Вес суппорта G (Н), коэффициент трения в направляющих m (при движении) и электропривод металлообрабатывающих станков (при покое). Синхронная
частота вращения электропривод металлообрабатывающих станков (об/мин). Коэффициент допустимой
перегрузки электропривод металлообрабатывающих станков. Коэффициент полезного действия передачи электропривод металлообрабатывающих станков

электропривод металлообрабатывающих станков об/мин, электропривод металлообрабатывающих станковН, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков м/с, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков.

Решение

Определяем мощность электродвигателя с учетом
кратковременной допустимой перегрузки

электропривод металлообрабатывающих станков кВт.

По справочнику выбираем асинхронный электродвигатель
типа 4А71А4У3 с параметрами

электропривод металлообрабатывающих станков кВт, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков об/мин, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков, электропривод металлообрабатывающих станков.

Проверяем
электродвигатель по допустимой перегрузке

электропривод металлообрабатывающих станков и, следовательно, двигатель по перегрузке
подходит.

Номинальный момент двигателя

электропривод металлообрабатывающих станков Н×м.

Пусковой момент двигателя электропривод металлообрабатывающих станков Н×м.

Синхронная угловая частота вращения магнитного поля

электропривод металлообрабатывающих станков рад/сек.

Момент сопротивления при трогании суппорта с места

электропривод металлообрабатывающих станков Н×м.

Так как электропривод металлообрабатывающих станков Н×м, то АД обеспечивает электропривод металлообрабатывающих станков и выбран правильно.

4.4.3. Нагрузка повторно-кратковременная (режим
работы электропривод металлообрабатывающих станков)

Исходные данные

Определить мощность и выбрать электродвигатель для
станка, работающего в повторно-кратковременном режиме по нагрузочному графику
рис.4.3б. электропривод металлообрабатывающих станков кВт, электропривод металлообрабатывающих станков кВт, электропривод металлообрабатывающих станков кВт, электропривод металлообрабатывающих станков сек, электропривод металлообрабатывающих станков сек, электропривод металлообрабатывающих станков сек, электропривод металлообрабатывающих станков сек, электропривод металлообрабатывающих станков об/мин.

Решение

Определяем эквивалентную мощность

электропривод металлообрабатывающих станков кВт.

Исследование электропривода подачи для станков с чпу

УДК 621.313

Исследование электропривода подачи для станков с ЧПУ

Бурков А.П., Красильникъянц Е.В., кандидаты техн. наук, Смирнов А.А., асп.,

Салахутдинов Н.В., инж.

Рассмотрены результаты испытаний опытного образца электропривода подачи для станков с ЧПУ, разработанного в НТЦ «ИНЭЛСИ». Произведена оценка качества работы электропривода с регулятором положения и регулятором скорости и особенностей его эксплуатации.

Ключевые слова: электропривод, испытания, станкостроение, дискретизация.

Research of Electric Drive Supply for Machine-tools with Numerical Program Control

A.P. Burkov, E.V. Krasilnikyants, Candidates of Engineering, A.A. Smirnov, Post Graduate Student,

N.V. Salakhutdinov, Engeneer

The article is devoted to the test results of the experimental model of electric drive supply for machine-tools with numerical program control. Electric drive was made by specialists of STC «INELSI». The authors assess the operation quality of the with location regulator and velocity loop and usage peculiarities.

Keywords: electric drive, tests, machine-tool construction, digitization.

В настоящее время в металлорежущем оборудовании применяется широкий спектр электроприводов — от устаревших приводов постоянного тока с аналоговым управлением до современных приводов переменного тока с цифровым управлением. Принципиальные отличия в возможностях различных типов приводов вызывают трудности при сравнении их характеристик и оценке качества работы в составе системы управления станка с ЧПУ.

С одной стороны, отечественные приводы, выпускавшиеся 20-30 лет назад, проходили цикл испытаний согласно требованиям стандарта [1] и были ориентированы на управление скоростью. С другой стороны, в настоящее время на отечественном рынке появилось большое количество новых электроприводов с цифровой системой управления. Для данной группы приводов характерно получение сигнала управления в аналоговом виде с его последующим преобразованием в цифровую форму. Во многих случаях такие электроприводы позиционируются как станочные, однако полного цикла испытаний по существующему стандарту [1] они, как правило, не проходили, и потому оценить качество их работы без непосредственной проверки на станке невозможно.

В то же время уже достаточно давно за рубежом развивается серия специализированных приводов, предназначенных для точного воспроизведения движения. Данные приводы ориентированы на работу с цифровыми сигналами, как обратной связи, так и задания. Рассматриваемые электроприводы ориентированы на собственную группу качественных и количественных показателей, не связанную с отечественным стандартом. К основным показателям качества, в частности, относится обеспечение минимальной ошибки слежения за сигналом задания в составе координатной оси станка. Как правило, электроприводы для воспроизведения движения являются систе-

мами управления положением. Применение в данной группе приводов упреждающих связей по сигналу задания, в дополнение к каналу управления по рассогласованию, обеспечивает ряд преимуществ. В частности, становится возможным поддержание малой ошибки регулирования не только в статических, но и динамических режимах. Другим важным преимуществом специализированных приводов является переход к полностью цифровой форме передачи и обработки сигналов. Данное решение позволяет существенно повысить помехозащищенность привода и допустимую жесткость настройки регулятора по отношению к аналоговым и цифроаналоговым системам.

Про другие станки:  Как сделать сварочный аппарат своими руками?

Проблема выбора и оценки характеристик специализированных приводов состоит в том, что существующий стандарт [1] ориентирован на качественные и количественные характеристики привода как самостоятельного продукта, без учета конкретных требований к системе управления станка в целом.

В качестве выхода из сложившейся ситуации может быть проведение сравнительных испытаний различных приводов на станке. Однако данное решение реализуемо только для крупных станкостроительных заводов, оснащенных необходимым оборудованием и имеющих достаточные финансовые ресурсы.

Альтернативой может служить подход, предложенный в [2]. Суть решения состоит в дополнении существующего стандарта рядом тестовых воздействий и количественных характеристик. Дополнительные тестовые сигналы позволят более полно оценить возможности приводов, ориентированных преимущественно на управление положением в режимах, максимально приближенных к условиям работы электропривода подачи ме-

таллорежущего станка. Воспроизведение предлагаемых задающих воздействий позволит получить оценку таких конечных показателей качества работы, как точность позиционирования, динамическая точность, повторяемость, динамическая жесткость.

В результате анализа современных требований к электроприводам станков с ЧПУ и исследований, проведенных в НТЦ «ИНЭЛСИ», был разработан опытный образец цифрового станочного электропривода подачи на базе асинхронного двигателя. Опытный образец электропривода состоит из асинхронного двигателя АИР10014У3 общепромышленного исполнения мощностью 4 кВт, фотоэлектрического измерителя перемещения ЛИР-158 (г = 10000 с аппаратным учетве-рением), силового модуля ІпЮгіуе-05 и разработанной системы управления. Система управления построена по подчиненному принципу и состоит из двух контуров. Внутренний контур векторного управления моментом асинхронного двигателя непосредственно формирует цифровые сигналы управления силовым преобразователем. Внешний контур управления по выбору пользователя может быть либо контуром скорости, либо контуром положения. Структуры регуляторов приведены на рис. 1.

а)

б)

Рис. 1. Структура регуляторов опытного образца электропривода: а — положения; б — скорости

Структурно синтезированные регуляторы можно разделить на две части. Первая отвечает за компенсацию ошибок, вызванных внешними возмущающими факторами: нелинейностями двигателя и механической передачи, внешними момен-

тами нагрузки со стороны рабочего органа и периодическими моментами от различных не-соосностей валов и т.д. Вторая часть регулятора, включающая упреждающие связи, предназначена компенсировать ошибки, вызванные изменением скорости и ускорения сигнала задания во времени. Анализ работы регуляторов показал, что значительную долю в суммарном сигнале управления составляют упреждающие связи. Пример соотношения долей каналов регулятора положения в процессе разгона привода без нагрузки по Б-кривой до номинальной скорости приведен на рис. 2.

. і І.сі

0 029 09 079 1

Рис. 2. Соотношение долей каналов регулятора положения

В состав регулятора положения также входит звено нелинейной коррекции ошибки в области малых значений (рис. 1,а). Данное звено позволяет повысить жесткость электропривода в указанной области за счет увеличения коэффициентов пропорционального и интегрального усиления. При настройке данного узла регулятора было определено, что значение коэффициента дополнительного усиления в зоне малых ошибок рационально выбирать не более 4-6, а саму ширину зоны нелинейного усиления на 20-30 % больше, чем диапазон допустимой ошибки слежения.

Для качественной и количественной оценки возможностей разработанного привода была проведена серия испытаний, рекомендованных в [2]. Первым тестовым воздействием для электропривода было ступенчатое изменение сигнала управления. Испытания по отработке ступенчатого сигнала проводились для системы с регулятором положения при наличии и отсутствии упреждающих связей. Параметры регулятора положения (Кп, Ки, Кд) настраивались при сигнале задания, равном 1/80 оборота вала. При испытаниях вариации подвергалась амплитуда задающего сигнала. Примеры переходных процессов для системы с регулятором положения приведены на рис. 3.

а)

б)

Рис. 3. Варианты переходных процессов для электропривода с регулятором положения при ступенчатом сигнале задания: а ■ Азад = 1/400 об.; б — Азад = 1/80 об.

Рис. 4. Зависимость времени переходного процесса от амплитуды управляющего сигнала при ступенчатом воздействии

а)

б)

Рис. 5. Зависимость перерегулирования от амплитуды управляющего сигнала при ступенчатом воздействии: а — система с упреждающими связями и без упреждающей связи по ускорению; б — для системы без упреждающих связей

Как показали исследования, использование звена нелинейной коррекции позволило существенно уменьшить время переходного процесса в области малых сигналов задания. Перемещение на одну дискрету измерителя система выполняла за один такт работы регулятора положения — 0,4 мс. С ростом амплитуды задания время переходного процесса возрастало и достигало 40 мс на границе линейной зоны работы (рис. 4, кривая «без упрежд. связей»). Независимо от амплитуды сигнала задания характер переходного процесса для системы без упреж-

дающих связей был апериодическим (рис. 5,б). При этих условиях ширина линейной зоны для регулятора положения составила примерно 1/8 оборота вала двигателя. Полученные результаты удовлетворяют требованиям к воспроизведению заданного тестового сигнала, указанным в [2].

Испытательный сигнал в виде ступенчатого воздействия, кроме функции настройки регулятора, позволяет наглядно продемонстрировать важность корректного ограничения величины ускорения сигнала задания. Произ-

водные такого сигнала имеют вид импульса большой амплитуды продолжительностью в один сервоцикл и кратковременно переводят систему в ограничение. Таким образом, уже при относительно небольших воздействиях возникает значительное перерегулирование по положению (рис. 5,а). В результате характер переходного процесса при реакции на ступенчатый сигнал задания для системы с упреждающими связями в значительной степени зависит от его амплитуды. Важно отметить необходимость правильного формирования управляющих позиционных воздействий в системе ЧПУ, имеющих неразрывный характер сигнала и его производных, типа Б-образных кривых. При этом особое внимание следует уделить выбору динамических параметров Б-образных кривых, завышение которых вызовет появление описанных перерегулирований.

Для определения максимально допустимых темпов ускорения и торможения во всем скоростном диапазоне была проведена серия испытаний тестовыми сигналами в форме Б-кривых. При испытаниях системы с регулятором положения проводились: разгон, реверс и торможение на номинальную скорость. Результаты испытаний приведены в табл. 1, графики реверса привода с регулятором положения приведены на рис. 6.

Анализ результатов показывает, что для темпа Б-кривой, равного 409 мс, ошибка слежения во всех точках составляла ±4 дискреты измерителя, что в пересчете на линейное пере-

мещение составляет ±1,5 мкм. Минимальное время выхода на номинальную скорость составило 102 мс. При приближении к максимальным темпам ускорения динамическая ошибка возрастала в связи с недостаточно малым уровнем дискретизации по каналу упреждения ускорения. Однако рассогласование оставалось малым и не превышало 52 дискреты измерителя перемещения.

Введение упреждающих связей по производным задающего сигнала является эффективным способом снижения контурной ошибки. В связи с этим для определения динамических ошибок привода была проведена серия испытаний тестовыми воздействиями, имитирующими контурные перемещения. В данном качестве использовались синусоидальный сигнал и косинусоидальный сигнал со смещением. Их отличие состоит в том, что синусоидальный сигнал имеет разрыв первой и второй производных в начальный и конечный моменты времени, в то время как косинусоидальный сигнал непрерывен как по скорости, так и по ускорению. В соответствии с рекомендациями, предложенными в [2], при испытаниях вариации подвергались частота и амплитуда гармонического сигнала. Для системы с регулятором положения результаты экспериментов сведены в табл.2, 3. Для тестовых сигналов частотой 1 Гц графики представлены на рис. 7, 8.

Таблица 1. Разгон, реверс и торможение системы с регулятором положения

Тип движения Начальная скорость, об/мин Конечная скорость, об/мин Время изменения скорости, мс Установленная ошибка, дискр. Максимальная ошибка, дискр.

Разгон 0 1000 409,4 ±1,5 4

Реверс -1000 1000 204,8 ±2 39

Торможение 1500 0 102,4 ±1 52

а) б)

Рис. 6. Реверс электропривода с регулятором положения по Б-кривой: а — сигнал задания и обратной связи; б — ошибка слежения

Про другие станки:  Особенности ремонта гибочных станков | ЭлеМаш

Таблица 2. Результаты испытаний синусоидальным сигналом системы с регулятором положения

Амплитуда, дискр. Частота, Гц Максимальная ошибка, дискр. Коридор установленной ошибки, дискр. Время установления, мс

1 0000 0,5 80 ±8 20

1 0000 1 240 ±8 40

2000 5 350 ±8 50

1000 10 235 ±10 40

Таблица 3. Результаты испытаний косинусоидальным сигналом системы с регулятором положения

Амплитуда, дискр. Частота, Гц Максимальная ошибка, дискр. Коридор установленной ошибки, дискр. Время установления, мс

2000 1 4 ±4 0

20000 1 6 ±6 0

200000 1 10 ±10 0

а)

б)

Рис. 7. Воспроизведение синусоидального сигнала электроприводом с регулятором положения: а — сигнал задания и обратной связи; б — ошибка управления

а)

б)

Рис. 8. Воспроизведение косинусоидального сигнала электроприводом с регулятором положения: а — сигнал задания и обратной связи; б — ошибка управления

Анализ полученных результатов показывает, что при изменении амплитуды сигнала задания в 100 раз, а частоты в 20 раз обеспечивается малая ошибка регулирования. Для регулятора положения, согласно результатам испытаний (табл. 2), ошибка колеблется в диапазоне ±10 дискрет измерителя перемещения, что в пересчете в линейное перемещение при использовании стандартного ШВП с шагом 10 мм составляет ±2,5 мкм.

Сравнение синусоидального и косинусоидального сигналов задания показывает, что разработанная система способна обеспечивать более качественное воспроизведение сигналов с непрерывностью не только самого сигнала управления, но и его первой и второй производных. При выполнении указанного условия разработанный регулятор положения способен поддерживать ошибку регулирования в коридоре ±10 дискрет измерителя перемещения (рис. 8,б и табл. 3). Следует отметить, что в линейной зоне работы регулятора положения с ростом скорости происходит незначительное нараста-

ние динамической ошибки. Как следует из табл. 3, при возрастании максимальной скорости в 100 раз ошибка возрастает только в 2,5 раза.

При использовании непрерывного сигнала с разрывными производными, в частности синусоидального, в начале и в конце движения возникает ошибка регулирования, значительно превосходящая указанный коридор малых ошибок. Для рассматриваемого привода максимальная ошибка, в самом общем случае, согласно результатам испытаний (табл. 3), обусловлена как частотой задающего воздействия, так и его амплитудой. Время возвращения к интервалу малых ошибок находится в пределах 20-50 мс и возрастает приблизительно на 10 мс с ростом рассогласования на каждые 80 дискрет измерителя перемещения.

Параллельно с испытаниями электропривода с регулятором положения проводились исследования качества работы системы с регулятором скорости. В качественном от-

ношении полученные результаты совпадали с результатами, описанными выше для регулятора положения, но количественные характеристики отличались. Так, ширина линейной зоны работы регулятора скорости составила 580 об/мин, время переходного процесса в линейной зоне было постоянным (20 мс). Ошибка слежения за сигналом скорости, изменяющимся по гармоническому закону, в линейной зоне составляла не более ±5 об/мин независимо от характеристик сигнала задания. Следует отметить, что более низкий порядок системы и отсутствие второй производной снижают негативное влияние разрывов производных на динамическую ошибку слежения.

Для определения полосы пропускания по каналу управления для системы с регулятором положения и регулятором скорости были экспериментально получены амплитудно-частотные характеристики (АЧХ). Результаты испытаний для обоих регуляторов приведены на рис. 9, 10.

MAXI Aim

AJUjjmax рег /

— / А і

! / м Л

/ і .. ■ коа 1 V /’

J J . і

1 5 10 90 100 200 300

Рис. 9. ЛАЧХ регуляторов положения и скорости

HAXIt^-Apf 1 — Ajrfn» ; 1 J*- —■

0 CK г 00

ЦК

_ /

gь=

/

— — . ІЦ

1 9 10 50 100 200 300

Рис. 10. Отношение максимальной ошибки регулирования к амплитуде сигнала задания

Анализ приведенных кривых показывает, что в области высоких частот АЧХ обоих регуляторов имеет подъем, обусловленный частотной коррекцией по производным сигнала задания. Подъем АЧХ для регулятора положения больше, чем для регулятора скорости. До частот порядка 50-70 Гц в обоих регуляторах фазовый сдвиг между сигналами практически отсутствует. На больших частотах фазовый сдвиг начинает проявляться все значительнее. В результате на

частоте около 150-200 Гц величина ошибки регулирования составляет 100 % от амплитуды сигнала управления (рис. 10), хотя коэффициент передачи системы, как следует из графика, приближается к единице. Следует отметить, что на частотах, больших 100 Гц, начинает сказываться дискретизация по уровню и по времени, так как по энергетическим характеристикам электропривода амплитуда задающих сигналов снижается до 4-10 дискрет измерителя. Таким образом, на указанных частотах сам сигнал управления теряет характер гармонического и приближается к меандру или треугольнику. В результате эффективность действия упреждающих связей снижается, что приводит к некоторому подъему АЧХ в области верхних частот (рис. 9).

В целом, полученные зависимости позволяют заключить, что требования стандарта по полосе пропускания контуров управления скоростью и положением привода выполняются с запасом. Для системы с регулятором положения гарантированно обеспечивается полоса пропускания 50 Гц, для системы с регулятором скорости гарантированная полоса пропускания составляет 200 Гц.

В результате проведенных испытаний по методике, предложенной в [2], можно заключить, что разработанный привод отвечает заданным критериям качества, предъявляемым к современным приводам, предназначенным для высокоточного управления движением: быстродействию, точности, требуемой полосе пропускания. Время реакции на ступенчатое изменение сигнала задания по положению -40 мс, ширина линейной зоны — 1/8 оборота вала, полоса пропускания системы с регулятором положения — не менее 50 Гц.

Достигнутые характеристики показывают, что разработанный привод может быть использован для металлорежущих станков в качестве приводов подач и главного движения. Наиболее эффективно привод работает с непрерывными сигналами задания по положению, имеющими ограниченные значения производных: скорости и ускорения. При этих условиях привод в линейной зоне способен обеспечить малую ошибку слежения в виде белого шума в диапазоне не более ±2,5 дискрет измерителя независимо от параметров задающего воздействия.

Список литературы

1. ГОСТ 27803-91. Электроприводы, регулируемые для металлообрабатывающего оборудования и промышленных роботов.

2. Современные требования к электроприводам станков с ЧПУ / А.П. Бурков, Е.В. Красильникъянц, А.А. Смирнов, Н.В. Салахутдинов // Вестник ИГЭУ. -2022. — Вып. 4.

Данная работа проводилась в рамках Государственного Контракта № 02.740.11.0521 «Комплексная разработка цифровой системы ЧПУ и асинхронного электропривода для металлорежущих станков с применением перспективных технологий обработки».

Бурков Александр Павлович,

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник кафедры электроники и микропроцессорных систем,

адрес: г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 34, ауд. А-122а

телефон (4932) 26-97-52,

e-mail: burkov@eims.ispu.ru

Красильникъянц Евгений Валерьевич,

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», кандидат технических наук, старший научный сотрудник кафедры электроники и микропроцессорных систем, телефон (4932) 26-97-52, e-mail: krev@eims.ispu.ru

Смирнов Александр Андреевич,

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», аспирант кафедры электроники и микропроцессорных систем, телефон (4932) 26-97-52, e-mail: smirnov@eims.ispu.ru

Салахутдинов Наиль Васимович,

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», ведущий электроник кафедры электроники и микропроцессорных систем, телефон (4932) 26-97-52, e-mail: nail@eims.ispu.ru

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Войти