Большая советская энциклопедия (бсэ). ткацкий станок
Ткацкий станок
Ткацкий станок — вырабатывает из нитей (основы (См. Основа) и утка (См. Уток)) различные виды тканей текстильных (См. Ткань текстильная); основная машина ткацкого производства (См. Ткацкое производство). Классификация Т. с. В зависимости от способа образования ткани станки бывают 2 типов: станки с прерывным образованием ткани (челночные и бесчелночные) и станки с непрерывным многоместным образованием ткани (многозевный Т. с.). По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Наиболее распространены плоские челночные станки. В зависимости от используемой пряжи, вида и назначения ткани Т. с. предназначаются для выработки хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, стеклянных, металлических и др. тканей. Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Для переработки утка различных видов (по цвету, крутке и т.д.) применяются многочелночные станки. В зависимости от устройства зевообразовательного механизма станки бывают эксцентриковые (для тканей простых переплетений), кареточные (для мелкоузорчатых тканей) и жаккардовые (для тканей с крупным, сложным узором; см. Жаккарда машина).
Принцип действия Т. с. показан на рис. 1. Основные рабочие органы станка — Ремизка, Челнок (прокладчик утка́) и бёрдо (См. Бердо). Нити основы, сматываемые с навоя (См. Навой), огибают направляющий валик (скало) и принимают горизонтальное или наклонное положение.
Далее они проходят через отверстия ламелей (см. Ламельный прибор) и через глазки галев ремизок, перемещающих нити основы в вертикальном направлении для образования зева. В зев челноком или прокладчиком утка др. типа вводится уточная нить, которая продвигается (прибивается) к опушке ткани бёрдом, совершающим возвратно-поступательное движение вместе с Батаном. У опушки ткани нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань, которая огибает грудницу (См. Грудница), вальян, направляющий валик и навивается на товарный валик. Порядок чередования перемещений ремизок обеспечивает изготовление тканей различного переплетения нитей (См. Переплетение нитей). Число зубьев, приходящихся на единицу длины бёрда, и число нитей, проходящих через просветы между зубьями, обусловливают плотность ткани по основе, а перемещение (отвод) ткани, приходящееся на одну уточную нить, определяет плотность ткани по утку.
На челночных Т. с. уточная нить прокладывается в зеве челноком, который несёт в себе паковку (См. Паковка) (шпулю) с пряжей и совершает возвратно-поступательное движение со скоростью 10-18 м/сек (в зависимости от ширины станка). Смена шпуль производится автоматически. Масса челнока с уточной паковкой составляет от 0,25 до 5 кг. Переменная скорость движения челнока и его большая масса — основные причины малой производительности челночных Т. с.
Указанные недостатки устранены в бесчелночных Т. с., которые с середины 20 в. стали внедряться в ткацкое производство. На этих станках применяется уточная паковка больших размеров (Бобина), которая размещается на станине станка; после каждого продвижения прокладчика утка нить обрезается. В зависимости от способа прокладывания уточной нити различают бесчелночные станки (См. Бесчелночный станок) с малогабаритным прокладчиком утка, пневматические, гидравлические, рапирные и пневморапирные. Получили распространение Т. с. с малогабаритным прокладчиком утка. Прокладчик пружинным зажимом захватывает конец уточной нити. сходящей с бобины, и, перемещаясь в направляющей гребёнке, прокладывает нить в зеве со скоростью 23-25 м/сек. Масса прокладчика около 40 г. Производительность такого станка примерно в 2,5 раза выше по сравнению с челночным станком; на нём можно изготовлять ткани из всех видов волокон, а также их смесей; уток может быть 4 видов.
На пневматических и гидравлических Т. с. прокладывание уточной нити, сходящей с бобины, осуществляется струей сжатого воздуха или капельной струей воды. Сжатый воздух подаётся под давлением до 3․105 н/м2 (3 кгс/см2); на гидравлических станках капельная струя воды выбрасывается из сопла под давлением 15․105 н/м2 (15 кгс/см2). Скорость прокладывания уточной нити на этих станках достигает 35 м/сек. Пневматические станки применяются для изготовления хлопчатобумажных и шёлковых тканей, гидравлические — для изготовления тканей из синтетических нитей (они не смачиваются водой).
На рапирном Т. с. уточная нить вводится в зев захватами, укрепленными на концах стержней (рапир) или гибких металлических лент, которые совершают возвратно-поступательное движение с 2 сторон станка. Рапирные станки применяются в основном для изготовления суконных тканей и тканей с утком различного вида (цвета).
Выпускаются Т. с. с комбинированным (пневматическим и рапирным) способом прокладывания уточной нити в зеве (так называемые пневморапирные станки). На этих станках справа и слева вводятся в зев 2 полые рапиры, которые образуют воздушный канал. В правую рапиру сжатым воздухом под давлением около 0,4․105 н/м2 (0,4 кгс/см2) вдувается уточная нить. Одновременно из левой рапиры воздух отсасывается, что обеспечивает большую надёжность продвижения нити в каналах рапир. После прокладывания утка (со скоростью 1820 м/сек) рапиры выходят из зева и бёрдо прибивает уточную нить к опушке ткани.
В многозевных Т. с. (опытные образцы имелись в 1974 в СССР и ЧССР) переплетение нитей выполняется челноками в нескольких участках по ширине основы, т.к. расстояние между челноками значительно меньше ширины ткани (рис. 2).
Ремизка станка состоит из отдельных секций шириной 2-4 см. Эти секции перемещаются независимо друг от друга с помощью кулачкового механизма, образуя так называемый волновой (или ступенчатый) зев. В каждой волне зева движется челнок с уточной нитью. Перемещение челноков происходит с помощью роликов цепного конвейера, расположенного под нитями основы. Прибой каждой уточной нити производится синхронно с движением челнока и может выполняться, например, с помощью дисков, установленных на валу. Между дисками имеются промежутки, в которых проходят нити основы. При вращении вала уточная нить захватывается дисками и прижимается к опушке ткани. Зарядка челноков осуществляется мотальными головками, которые после выхода челнока из работы наматывают на его катушку нить длиной на одну прокладку. Скорость движения челноков 2 м/сек.
Дальнейшее совершенствование Т. с. направлено в основном на повышение скорости прокладывания утка и, следовательно, скорости работы станка. Перспективно широкое использование многозевных Т. с.
Лит.: Сидоров Ю. П., Кокорев В. А., Пневматические П-105 и гидравлические Г-1055 ткацкие станки, М., 1962; Топилин А. П., Казуров А. А., Янпольский В. А., Высокопроизводительные автоматические ткацкие станки типа СТБ, М., 1969; Пневморапирные ткацкие станки, М., 1974.
В. Н. Полетаев.
Рис. 2. Многозевный ткацкий станок.
Рис. 1. Принципиальная схема образования ткани на ткацком станке: 1 — навой; 2 — нити основы; 3 — скало; 4 — ламели; 5 — вершник; 6 — бёрдо; 7 — челнок; 8 — грудница; 9 — направляющий валик; 10 — вальян; 11 — товарный валик; 12 — подбатанный вал; 13 — лопасть батана; 14 — ремизка; 15 — глазок галева; 16 — батан.
Ткацкий станок: в старину и сегодня.
Ткацкий станок — механизм для вырабатывания из нитей разных текстильных тканей, вспомогательный либо основной инструмент ткача. Существует большущее количество видов и моделей станков: ручные, механические и автоматические, челночные и бесчелночные, многозевные и однозевные, плоские и круглые. Различают ткацкие станки и по видам вырабатываемой ткани — шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных, железных, стеклянных и остальных.
Подруга огляделась в нашей московской комнате.
— А где ткацкий станок? Ты мне о нем писала…
— Вот он, — я указала на деревянное сооружение в углу между окном и шкафом.
— Так ты на нем ткала эти половики??
В 60-е годы ХХ века во многих деревнях ткали половики на ткацких станках, кроснах, которые достались от бабушек и прабабушек. У кого-то муждядядед — мастер на все руки и светлая голова, делал станок. Или заказывали у мастеров. А сами мастера где учились сделать станки для ткачества?
В 1911 году была издана книга «Улучшенный ручной ткацкий станок». Автор И.В.Левинский. А в 1924 году — » Как построить ткацкий станок и ткать простые ткани». Автор — инженер Добровольский В.А.
и страница из нее
Стиль «канцелярский», о котором гневно писал К.Чуковской, зато чертежи и рисунки четкие.
Ткацкий станок ( кросна). 1930 год.
Ткачество — древнее традиционное ремесло жителей деревни Водлы и окружающих ушедших деревень.
Автор — Н. В. Ульянова. Школьный этнографический музей пос. Водла Пудожского р-на Карелии. Из воспоминаний старожилов.
Когдá э´того ткут с нúток клéточками. Крáсили, а крáсили ольхóй с дéрева, дрáли корý, льняны´е нúтки крáсили. Накрáсят э´того, а потóм вот… ой, а потóм как крáску доставáли, вáлики такú бы´ли. И вот вáлики мáзали в крáску и катáли, дéлали вот э´ту, пестря´дельники. Дак такúе ю´бки сдéлают, дак в магазúне такúх не кýпишь. Льняны´е ю´бки, дак на прáздники держáли. Сарафáны, да льняны´е, вот до э´того мéста бы´ли, вот тут бы´ли верёвочки. Шнурóк завя´зывали. Я пóмню э´дак сúний пестридúльник был, в клéтку сдéлан, а у нáших-то не было пестридúльников. У бáбушки да у мáтери бы´ло нáткано, и цыгáны укрáли. А у нас у бáбушки да у мáмы бы´ли полоцéнца, дак такóго сейчáс нéту, ну э´того, нашúты, навышивáны. А материáл такóй всё на рукáх ткáли, реднúцы шúли, на мешкú тóлще дéлали, а при мне во врéмя войны´ ткáли вот э´тыя ю´бки. Шúли и одея´ла, дéлали, насшиваю´т и укýтываюцца э´тыми одея´лами. Ужé на половикú жалéли. Когдá в мóлодосци пошлá рабóтать в 45 годý, дак плáту на головы´ нé было. Какóй-нибýдь ляпáк нá голову накладёшь.
Половичкú дéлали. А там, напримéр, в мóлодосци вы´носицца, дак вы´рваш, да на клубóк смотáш: рубáха рвáна аль вот штаны´ рвáные, дак вы´режут, да вот эта. Тогды´ ведь мáло держáли, мéньше плáтьев, дак вы´ткут дак сошью´т в деревня´х. Кровáци закúдывали вот так, а хто побогáче, дак и на пол кидáли.
Egozinka привела вспоминания своей тети о прабабушке Марии.
«Эти половики ткала моя бабушка Маша для меня (для тети Egozinka) в приданое. Я жила у неё, когда мне было 16-17 лет. И понаблюдав, видимо за тем, что кавалеры уже обивают порог, она принялась за дело. Я помню, как стоял ткацкий станок у окна (бабушка называла КРОСНА), как приятно было прикасаться к его гладко-лощеным деревянным поверхностям. Помнится слово — нитченка. А внизу были педали… Я ткала цевки на какой-то ручной машинке — это красивые палочки с узорами. Бабушка подбирала цвета, называя их фисташковый, лазурь, палевый… Помню тишину в комнате, бабушкино тихое пение. Она ловко кидает челнок и прихлопывает рамкой (БЕРДО). На стене стучат ходики, мурлыкает старенькая кошка Муська…»
nmelnikova :
— У бабушки в Соколовском их было два в хорошем состоянии. Раньше на них полотно льняное ткали и более грубое и довольно тонкое на рубахи, кофты, юбки, полотенца, скатерти. Нам стан собирать семь потов сойдет, полдня будешь возиться. У бабушки станы хранились в амбаре, а ткала она дома, так в собранном виде он большую часть избы занимал.
Vladimir :
— А я вспомнил, как бабка нас заставляла помогать «сновать» — эту когда новину делали — основание для начала ткания половиков. Сновали мы на стене, метров 8, потом снимали это в косу, а затем на вал наматывали. Перед этим продевали (подавали иглой) в ниченки, а уж когда через ниченки все это выровняется и наматывали на вал. Ну потом продевали в бердо и айда ткать. Ткать мне не доверяли а вот сновать и подавать в ниченки и бердо умею, бабка-то уже плохо видела.
Как сновали основные нити, показывает olsha5 , которая занимается ткачеством, ткет полотна с браным узором.
и плетут в косу, чтобы не запуталась
eyange :
— Знаешь, почему ткали эти половики? В те времена полы не намоешься — они ведь были некрашеные. У нас с бабушкой на мытьё полов полдня уходило. Сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.
makha0na:
— Когда-то давно так и было. Но моя бабушка жила в квартире с крашеным полом. А половики лежали, потому что так положено 🙂 Голый пол не комильфо, типа 🙂
Татьяна Лесная
— Это я снимала в Суздале. Ткачиха рассказывала, что теперь почти никто не умеет заправлять такой станок. Им помогала бабушка 96 лет. Заправляли 2 дня. Сейчас такое только в музеях или по деревням на чердаках или в сараях( Уходящая натура.
Скворцова А.Ф. Половички бабушки Агафьи.
Вспоминаю своё послевоенное детство. Всю осень и часть зимы мать и бабушка пряли лён. Ближе к весне в избе устанавливали ткацкий станок. В свободное от работы в колхозе время мать ткала холсты. Заниматься этим заставляла суровая необходимость. Фабричной мануфактуры не было, да и денег на её приобретение тоже. Полотенца, скатерти, нижнее и постельное бельё шилось из домотканого полотна. А уж качество его зависело от умения крестьянки тонко напрясть да плотно соткать. Весной холсты отбеливали на снежном насте.
Жизнь в деревне постепенно улучшалась, необходимость ткать холсты отпала. А вот половички — яркие, пёстрые, нарядные — требовались по-прежнему. Более того, горожане, пресыщенные коврами да паласами, стали разыскивать старых мастериц и скупать у них половики Да вот беда, всё меньше остается в наших деревнях и провинциальных городках таких мастериц. Дело-то это трудоемкое и хлопотное.
Как основали кросну, показывает dinaza
13 метров основы, то есть основных ниток, белых на фото. Дело нелегкое, занудное, самое нелюбимое, нужен помощник. Весь день, а то и два дня заправили основными нитками станок.
seredina77 ( на первом фото)
— Мы пока этот станок нашли — довольно много деревенек объездили, людей повидали, поговорили с ними, некоторые интересные представления об их жизни, нравах получили…. Ради этого, даже, стоило в путешествие отправляться и станок тащить за 600 верст. Вот и бабулечку 80-ти летнюю Динка нашла — ткачиху. Я сам её работы не видел, но Динка сказывала, что очень интересные и качественные. Бабулька эта ткёт зимой, а на летний период (после Пасхи) станок убирает. Так традиционно было — летом крестьянствовать на земле надо, урожай растить. Динка всё мечтала к этой бабульке зимой приехать, мастерству поучиться. А бабулька-то аж в соседнюю деревню пешком ходила, всё девок там уговаривала у неё учиться, мастерство перенимать. Помирают бабульки, а с ними и ремёсла забываются.
Вольдемар Т. в видео рассказал, как учился половики ткать. Снято в середине 90-годов.
Ткачиха Лидия Николаевна показывает действие ткацкого стана, которому больше ста лет. Музей истории города Мышкин Ярославской области.
М. В. Васильевич — художник. Бердо, которым пробивают уток к полотну для уплотнения.
И. В. Белковский — художник. «Зимнее солнышко» 1994. Круглые коврики связаны крючком. ( Я попробовала стирать связанный крючком коврик в стиральной машине-автомате — хорошо стирается. Прим. Рязаночка77)
Журнал «Вокруг Света». Август 1979. Ткут половики в Паломе.
… А зимой, когда много свободного времени, ткут женщины в Паломе половики. Ткать умеют все, еще девчонками выучились у матерей. Прежде из тонкой льняной пряжи ткали на сарафаны, рубашки, полотенца, скатерти и простыни, рядно для мешков. Ткали и дорожки. «Всю зиму работали, «пластались», — вспоминают женщины. Да и летом много труда отдавали льну, надо было его посеять, вытеребить, вымочить, размять, расчесать и только тогда уже прясть. Все это, конечно, делалось вручную. Сейчас, разумеется, свой лен никто не сеет и полотно больше не ткут; отпала необходимость в этой тяжелой работе, но осталось умение ткать, привычка к этому занятию. Зимние дни без него кажутся пустыми. Вот и ткут половики. Так прежнее ремесло, входившее в женские обязанности, приобрело характер творческого занятия «для души», стало радостью свободного часа.
Ткут уже не из льняной пряжи, а из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы берут простые катушечные нитки. Изменился не только материал, из которого ткут половики, изменились их размеры и рисунок. Половики теперь ткут широкие, шириной до 80 сантиметров, специально ради этого старые кросна переделывают. Скорей всего так делают потому, что половики перестали быть только дорожками, которыми застилают пол, их назначение стало более разнообразным — ими покрывают диваны, вешают как ковры над кроватями. Но для этого не совсем годится традиционный узор в виде разноцветных поперечных полос. Некоторые мастерицы делают новый рисунок — шашечный, из квадратиков (не без влияния, конечно, фабричных пледов и покрывал).
За день опытная мастерица, работая не отрываясь, может наткать до трех метров.
Журнал «Вокруг Света. Февраль 1989. Белорусская ССР
Рушники, сработанные неглюбскими ткачихами на деревянных кроснах, пошли ходить по белу свету. На каких международных выставках они только не перебывали! В Нью-Йорке и Монреале, в Токио, в Париже и Брюсселе были и отовсюду возвращались с золотыми медалями. Даже американский музей Метрополитен и тот не устоял перед этой красотой: приобрел для своей коллекции несколько неглюбских рушников.
Неглюбка (белор. Неглюбка) — деревня, центр Неглюбского сельсовета Ветковского района Гомельской области Белоруссии.
Книга «Прекрасное — своими руками». Автор-составитель С. Газарян. В книге раздел о самодельном настольном ткацком станке и ткачестве.
Когда я училась в школе, в кабинете по труду для девочек был ткацкий станок, вот такой.
Он был хрупкой, что-то там сломалось, поэтому учительница его показывала на уроках как наглядное пособие. На нем не попробовали ткать.
Был и такой станок из дерева. Вот на нём я и расскажу «устройство» станка.
Ткацкий станок состоит изремизки, челнока и бёдра, навоя и валика. В ткачестве используют два вида нитей — нить-основу и уточную нить. Нить-основа намотана на навой, с которого сматывается в процессе работы, огибая валик, выполняющий направляющую функцию, и проходя через ламели (отверствия) и через глазки галев ремизок, перемещаются вверх для зева. В зев проходит уточная нить. Таким образом на станке появляется ткань. Это принцип деяния ткацкого станка.
Есть ручные, автоматические и механические ткацкие станки. Ручные были изобретены сначала истории, они требовали тяжелого труда ткача. С развитием науки и техники поменялись и ткацкие станки. Сейчас один человек может обслуживать десяток автоматических ткацких станков.
Находчивые рукодельницы ткали так.
На нем едва ли можно ткать половики, Ткали шарфы, сумки.
Были такие станки для ткачества.
На одном форуме посетительница хотела купить старые и «страшные» половики, чем удивила людей добрых.
— Дык я их в межи собралась постелить. У меня грядочки узенькие, а межи широкие, а на них трава-мурава растёт — надоела! Я с ней уже по-всякому борюсь. А под половичками она расти не станет. Ей так не интересно. Т.ч. пусть они хоть какие старенькие будут. Технология «узких гряд» по Митлайдеру.
Теперь производятся разнообразные ткацкие настольные станки и рамки для ткачества, о всех не написать — пост будет длиннее.
Современный ткацкий станок Glimakra Julia ( Джулия). Производство Швеция. В России у некоторых рукодельниц имеется этот станок. Ширина полотна до 68 см. На нем можно ткать половики.
Японский ткацкий станок
Современный настольный станок Emilia ( Эмилия) Производство Швеция. Поставляется в двух вариантах: с заправочной шириной 50 см и с заправочной шириной 35 см. Закрепляется на столе.
Такой станок я купила в московском магазине. Ширина готового полотна до 35 см.
Ткала из полос от старой одежды. Ширина одного полотна от силы 30 см. Полотна я соединяла крючком. Они не очень плотные и не подходят как половики, потому что на этом станке трудно пробивать уток к полотну. Его можно сложить и положить на скамейку как сидушку, а можно расправить на траве, на гамаке. Подарила подруге для ее дачи. ( Ковер алжирский, ручного ткачества, из шерстяных ниток на хб основе — привезли, когда муж учился в школе, нету сносу ему).
Ткачество половиков не умирает. Это редкое рукоделие, потому что ткацкий станок не так просто приобрести. Занимает много места. Вместо ткачества вяжут толстым крючком коврики из полос от старой одежды. Или плетут косу и сшивают ее в круг.